Скачать 3.77 Mb.
|
филиал НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАЛЕНИЯ И ПРАВА» В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Утверждаю Директор Филиала НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области ____________профессор Л.А. Соловьев «_____»________________2012 г. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») Очная и заочная форма обучения Кадацкая Т.А.- доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Утверждено на заседании кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Протокол № от « » 2012 года Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Андрейчиков Н.Н. Смоленск 2012 1 Аннотация и пояснительная записка 1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата Дисциплина «Конституционное право» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») по очной и заочной формам обучения в Смоленском филиале НОУ ВПО «Академии права и управления (институт)» и изучается в рамках профессионального цикла федерального компонента по специальности 030900 «Юриспруденция». Конституционное право является ведущей отраслью российского права, т.к. общественные отношения, которые регулируются Конституцией, основополагающие в жизни общества и государства. Дисциплина «Конституционное право» тесно связана и базируется на знаниях, полученных студентами при изучении «Теории государства и права». «Истории государства и права» и т.д. Учебно-методический комплекс по курсу «Конституционное право» включает в себя программу, составленную в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 04.05.2010г.) и учебного плана НОУ ВПО «Академии права и управления (институт)» по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), планы проведения лекционных, семинарских и практических занятий, методические рекомендации, дополнительный учебный материал с практическими работами с целью самопознания и саморазвития, список литературы, вопросы для подготовки к зачету. 1.2 Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Конституционное право» является освоение студентами основ теории конституционного права и содержания современного конституционно-правового регулирования в РФ, а так же практики применения конституционно-правовых норм. Задачами дисциплины являются: уяснение особенностей отрасли конституционного права, ее места в системе российского права; изучение теории конституции, механизма правовой охраны российской Конституции; освоение конституционных принципов построения и функционирования государства и его правовой системы, конституционных основ взаимоотношений личности, общества и государства; анализ правового статуса человека и гражданина в РФ; изучение истории и современного состояния правового регулирования, а также тенденций развития института федеративного устройства в РФ; изучение основ избирательного права в РФ; освоение принципов организации и деятельности, порядка формирования и компетенции федеральных и региональных (субъектов РФ) органов государственной власти; изучение конституционных основ организации местного самоуправления в РФ; прочное усвоение студентами-юристами системы знаний о конституционном строе государств; правовых основах социально-экономической и политической систем общества, его духовной, идеологической сферы жизни, статуса личности; изучение действия конституционно-правовых норм и институтов, их позитивных и негативных аспектов с целью повышения эффективности конституционно-правового регулирования; формирование у студентов умения анализировать и оценивать конституционно-правовые явления, институты и нормы, творчески применять их в своей практической деятельности; повышение уровня общей и правовой культуры, воспитание гражданственности. 2.3. Общая трудоемкость дисциплины Изучение дисциплины предусматривает 252 часа или 7 зачетных единиц (кредитов). Для очной формы обучения, в том числе: лекции – 40 часов, практические (семинарские) занятия – 88 часов, самостоятельная подготовка студентов – 124 часа. Для заочной полной формы обучения, в том числе: лекции – 6 часов, практические (семинарские) занятия – 14 часов, самостоятельная подготовка студентов – 232 часа. Для заочной сокращенной формы обучения, в том числе: лекции – 6 часов, практические (семинарские) занятия – 8 часов, самостоятельная подготовка студентов – 238 часов. Распределение учебного времени по семестрам и видам учебных занятий а) Форма обучения: очная
б) Форма обучения: заочная (полная)
в) Форма обучения: заочная (сокращенная на базе СПО и ВПО)
2.4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины конституционное право Общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), формируемые у студента: общекультурные компетенции (ОК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7). профессиональные компетенции (ПК): способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12). 2.5. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России. основные положения конституционного права, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений отрасли конституционного права. Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения. Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; навыками разрешения правовых проблем и коллизий; навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина. 2.6. Образовательные технологии, используемые преподавателем в преподавании дисциплины При изучении дисциплины предусматривается использование следующих активных и интерактивных образовательных технологий (учебных форм), предусмотренных в планах семинарских и практических занятий:
2.7. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля: Групповая дискуссия. Цель: прояснение мнений, позиций и установок в процессе непосредственного общения, обмен знаниями по теме/вопросу, активизация коллективных интеллектуальных ресурсов для подготовке к зачету. Критерии оценки: теоретическая подготовка, ссылки на авторов, логичность и доказательность в изложении собственных позиций, активность, вежливость/этикетность в аргументировании. Доклады и рефераты по темам. Цель: углубленное изучение вопроса или темы. Критерии оценки: наличие плана, списка изученной литературы, точность ссылок, логичность и последовательность изложения, обоснованность выводов, предъявление собственной точки зрения по изученному вопросу. Реферирование источников. Цель: подробное изучение монографий. Критерии оценок: точность в цитировании, логичность, последовательность, полнота анализа точки зрения автора, структура изложения, наличие выводов и формулирование собственного отношения к прочитанному. Выполнение логических и проблемных заданий. Цель: закрепление изученного вопроса. Критерии оценок: логичность, использование знаний теоретического материала. Тестирование. Цель: проверить и оценить знания студентов. Зачет и экзамен. Цель: проверить и оценить знания студентов; обобщить и структурировать изученный материал. 2.8. Содержание курса Дисциплина «Конституционное право» предусматривает изучение следующих модулей: Раздел (модуль) I. Конституционное право: отрасль права, юридическая наука, учебная дисциплина Тема 1: Конституционное право как отрасль права, юридическая наука, учебная дисциплина Раздел (модуль) II. Конституционное развитие России и Конституция Российcкой Федерации 1993 г Тема 2: Этапы конституционного развития России Тема 3: Конституция РФ 1993 г.: сущность, функции, юридические свойства Раздел (модуль) III. Основы конституционного строя Российской Федерации Тема 4: Понятие, содержание и система основ конституционного строя Тема 5: Конституционные характеристики Российского государства Тема 6: Избирательная система и референдум в РФ Раздел (модуль) IV. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в России Тема 7: Понятие, содержание, структура конституционно-правового статуса человека и гражданина в России Тема 8: Система конституционных прав и свобод человека и гражданина в России Тема 9: Конституционно-правовые гарантии реализации статуса человека и гражданина в России Тема 10: Институт гражданства и правовое положение иностранцев Раздел (модуль) V. Федеративное устройство России Тема 11. Форма государственного устройства. Территориальная организация государственной власти в России Раздел (модуль) VI. Организация государственной власти в России Тема 12: Общая характеристика системы органов государственной власти в России Тема 13. Институт главы государства. Конституционно-правовой статус Президента РФ Тема 14: Законодательная власть. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти в РФ Тема 15. Исполнительная власть. Конституционные основы организации исполнительной власти в РФ Тема 16. Судебная власть. Конституционные основы судебной власти и конституционное правосудие в России Модуль VII. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации Тема 17. Организация местного самоуправления в Российской Федерации 2.9. Организационно-методическое построение курса Курс состоит из лекций и семинарских, практических занятий, самостоятельной работы студентов. Для более глубокого осмысления теоретического материала и его практического применения, разработаны логические, проблемные, практические задания, тестирование по каждой теме. 2.10.Условия и критерии оценивания уровня освоения дисциплины Условия оценивания: от студентов требуется посещение занятий, выполнение творческих заданий, активная работа на семинарах и обязательное участие в тестовых испытаниях. Особо ценится активная работа на занятиях (умение вести дискуссию, творческий подход к заданиям, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также качество выполнения заданий (оценивается только самостоятельная работа, а не работы из Интернета). Критерии оценивания:
3. Рабочая учебная программа 3.1. Содержание учебной дисциплины Раздел (модуль) I. Конституционное право: отрасль права, юридическая наука, учебная дисциплина |
Учебно-методический комплекс по курсу «Административное право» включает... Директор Филиала ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области | Учебно-методический комплекс включает в себя учебную рабочую программу... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Вопросы к зачету (Общая часть) Термин «Государственное (конституционное) право» Учебно-методический комплекс «Конституционное правосудие в Российской Федерации» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Хозяйственное право» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «литература» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «ценообразование» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Международное гуманитарное право» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «инвестиционный анализ» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «бухгалтерское дело» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Права человека и международное право» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная» Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция... Учебно-методический комплекс «Конституционное правосудие в Российской Федерации» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)» Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право... В состав умк также входит практикум, включающий тестовые задания к каждому разделу, что позволяет студенту проконтролировать усвоение... |