Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг»





НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг»
страница1/6
Дата публикации25.05.2015
Размер0.84 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Маркетинг > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»


ОДОБРЕНО

на заседании кафедры менеджмента

(протокол №1 от 5 сентября 2011 года)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной
и воспитательной работе

____________О.В. Челомбицкая

_____________________2011 год


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«МАРКЕТИНГ»

по специальности 080109.65

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Формы обучения:

очная, заочная

Составитель: Репина Е.А.

Ростов-на-Дону

2011
Репина Е.А.

Маркетинг: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во РСЭИ, 2011. 92

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы, тесты и глоссарий.

Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080901.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Печатается по решению кафедры.

Протокол № 1 от 5 сентября 2011 г.

1. Общие сведения о дисциплине

Учебная программа дисциплины «Маркетинг» разработана для студентов специальностей 080501.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

При очной форме обучения на изучение дисциплины «Маркетинг» отводится учебным планом 144 часа, в том числе аудиторная работа- 72, самостоятельная работа студентов – 72 часа.

При заочной форме обучения на изучение дисциплины отводится 144 часа, из них 16 часов аудиторных занятий, 128 часов – самостоятельной работы.

В соответствии с учебным планом итоговой формой контроля является экзамен.

Целью курса является рассмотрение методологических основ маркетинга, усвоение базовых категорий маркетинга, формирование у учащихся маркетингового мировоззрения, получение ими базовых знаний в области маркетинговой политики компаний. К числу локальных задач курса необходимо отнести: изучение основных понятий маркетинга, систематизация существующих подходов к маркетингу, рассмотрение генезиса маркетинговых концепций, анализ сложившихся в теории и практике методов маркетингового управления. Учебная задача: знакомство учащихся с основными положениями теории маркетинга, обучение учащихся приемам и методам функционального маркетинга, ознакомление студентов с методами сбора и анализа маркетинговой информации, подготовка к работе в условиях реального маркетинга.

Формы проведения занятий: основной формой ведения занятий при первичном знакомстве с материалом выступают лекции. Решение задач закрепления и усвоения материала решается преимущественно проведением практических занятий, на которых анализируются конкретные практические ситуации, обобщаются эмпирические результаты в форме методологических обобщений. Групповая работа с материалом позволяет развить навыки решения управленческих задач и обозначить сравнительную эффективность существующих методов управления.
2. Структура и объем дисциплины


Кол-во часов.
Форма обучения

Всего

Аудиторн.

Самост. работа

Форма отчетности

Очная


144


72

72

Экзамен

Заочная

16

128


3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ГОС ВПО

Содержание дидактических единиц по дисциплине в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»:

МАРКЕТИНГ

Сущность, содержание и инструментарий маркетинга; современные концепции маркетинга; методологические основы и методы маркетинговой деятельности; виды и объекты маркетинга; стратегия маркетинга и критерии ее выбора; планирование в системе маркетинга; комплекс маркетинга: исследование рынка; сегментация рынка; конъюнктура рынка; ценовая политика и ценообразование; система товародвижения в маркетинге; стимулирование сбыта; реклама как составная часть маркетинговой деятельности; контроль и контроллинг в системе маркетинга; организация маркетинговой деятельности на предприятии; методика проведения маркетингового исследования и инструменты международного маркетинга; специфика маркетинговой деятельности на внутренних и внешних рынках.



  1. Содержание дисциплины

Распределение фонда времени по темам и видам занятий



п/п

Наименование тем

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего часов

Очная

форма

Зочная

форма

Очная форма

Зочная форма

Очная форма

Зочная форма

Лекции

Семинары

Лекции

Семинары

1.

Сущность, содержание и инструментарий маркетинга.

4

0

1

0

6

8

10

9

2.

Современные концепции маркетинга

4

0

0

0

6

8

10

8

3.

Методологические основы и методы маркетинговой деятельности

4

0

0

0

6

8

10

8

4.

Составляющие элементы маркетинговой деятельности

2

2

0

0

6

8

10

8

5.

Комплекс маркетинга. Особенности его применения в российской практике

2

2

0

0

6

8

10

8

6.

Информационное обеспечение маркетинговой деятельности

2

2

0

0

6

8

10

8

7.

Маркетинговая среда предприятия

2

4

1

1

4

10

10

12

8.

Поведение потребителей

2

2

1

1

4

8

8

10

9.

Сегментирование рынка и выбор целевого сегмента

2

2

1

1

4

10

8

12

10.

Исследование конкурентоспособности предприятия

2

2

1

1

4

8

8

10

11.

Стратегия и планирование маркетинга

2

4

1

1

4

8

10

10

12.

Система товародвижения в маркетинге

2

4

1

1

4

10

10

12

13.

Разработка ценовой политики

2

4

1

1

4

8

10

10

14.

Маркетинговые коммуникации

2

4

0

1

4

10

10

11

15.

Организация маркетинговой деятельности на предприятии

2

4

0

0

4

8

10

8

Всего часов

36

36

36

8

8

72

128

144

5. Тематический план изучения дисциплины

(методические рекомендации преподавателю и студенту)

5.1. Содержание тем дисциплины

Тема 1. Сущность, содержание и инструментарий маркетинга.

Понятие маркетинга. Основные этапы в развитии теории маркетинга. Связь маркетинга с другими науками. Основные категории маркетинга: нужда, потребность, товар, обмен, сделка, рынок.

Контрольные вопросы

  1. Какие концепции управления маркетингом Вы знаете?

  2. Дайте характеристику каждой из известных концепций управления маркетингом.

  3. В чем выражается основная роль маркетинга в повышении эффективности рабо­ты предприятия?


Тема 2. Современные концепции маркетинга

Понятие концепции маркетинга. Концепция совершенствования производства. Концепция совершенствования товара. концепции интенсификации коммерческих усилий. Концепция маркетинга. Концепция социально-этичного маркетинга. Концепция стратегического маркетинга. Роль маркетинга в обеспечении эффективности работы промышленного предприятия

Контрольные вопросы

  1. Что представляет собой понятие «Маркетинг»?

  2. Назовите основные этапы в развитии теории маркетинга?

  3. Какова связь маркетинга с другими науками?

  4. Перечислите основные категории маркетинга.

  5. Дайте определения понятиям нужда, потребность, товар, обмен, сделка, рынок.


Тема 3. Методологические основы и методы маркетинговой деятельности

Методологические основы маркетинга. Общенаучные и аналитико-прогностические методы маркетинга и их характеристика. Анализ внешней среды организации. Изучение актуальных и потенциальных потребителей. Анализ существующих и разработка новых товаров, услуг, соблюдение технических и социальных норм, принятых в России. Управление маркетинговой деятельностью как система.

Классификация видов маркетинга. Концепция традиционного маркетинга. Основные приемы маркетинга. Активный и пассивный маркетинг, используемый в российских условиях. Научно-технический маркетинг. Маркетинг прямых инвестиций.

Маркетинг по видам товаров и услуг. Маркетинг в некоммерческой сфере деятельности. Социальный маркетинг и другие его виды.

Использование возможностей маркетинга в российской практике. Маркетинг в системе антикризисного управления.
Контрольные вопросы

  1. Назовите виды маркетинга?

  2. Какое влияние оказывает маркетинг на систему антикризисного управления?

  3. Каковы основные возможности маркетинга, которые используются в российской практике?


Тема 4. Составляющие элементы маркетинговой деятельности

Элементы маркетинговой деятельности. Понятие управления маркетингом. Виды и объекты маркетинга. Анализ рыночной ситуации. Выбор целевого рынка. Разработка стратегии предприятия. Разработка тактики предприятия. Претворение в жизнь намеченных мероприятий. Контроль результатов рыночной деятельности. Принципы маркетинга.
Контрольные вопросы

  1. Назовите основные элементы маркетинговой деятельности?

  2. Для чего необходимо управление маркетинговой деятельностью?

  3. В чем заключается управление маркетинговой деятельностью?

  4. Какие принципы управления маркетинговой деятельностью Вы можете назвать?


Тема 5. Комплекс маркетинга. Особенности его применения в российской практике

Понятие комплекса маркетинга, его сущность и значение. Структура комплекса маркетинга, его гармоничная и интегрированная целостность. Задачи, решаемые с помощью комплекса маркетинга. Индивидуализированный и стандартизированный комплексы маркетинга, их характеристика. Основные элементы комплекса маркетинга (маркетинга микс), взаимосвязь и взаимозависимость между ними.

Развитие экономической реформы и практическая возможность российских предприятий и организаций разрабатывать и использовать в своей работе весь комплекс маркетинга.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятию «комплекс маркетинга».

  2. Назовите задачи, которые призван решать комплекс маркетинга?

  3. Чем отличаются индивидуальный и стандартизированный маркетинг?


Тема 6. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности

Характеристика системы маркетинговой информации. Организация сбора и анализа рыночной информации. Составные элементы системы маркетинговой информации. Маркетинговое исследование. Первичная маркетинговая информация. Вторичная маркетинговая информация. Исследование — конъюнктуры рынка. Исследование контрагентов и конкурентов предприятия. Исследование собствен­ных потенциальных воз­можностей предприятия. Основные этапы проведения маркетингового исследования. Простая случайная выборка, групповая выборка и панель. Методы сбора первичной информации : наблюдение, эксперимент и опрос.
Контрольные вопросы

  1. Для чего необходима рыночная информация?

  2. Какие источники входят в систему маркетинговой информации?

  3. Какая информация в маркетинге называется первичной и вторичной?

  4. Каким образом можно классифицировать маркетинговые исследования?

  5. Перечислите и охарактеризуйте методы сбора первичной информации.

  6. Из каких этапов складывается проведение маркетингового исследования на предприятии?

  7. На какие цели могут потребоваться финансовые вложения в рамках проведения отдельных этапов маркетингового исследования?


Тема 7. Маркетинговая среда предприятия

Понятие маркетинговой среды. Подходы к анализу факторов маркетинговой среды. Подход к анализу маркетинговой среды Ф. Котлера. Классификация факторов маркетинговой среды по Питеру Р. Друкеру. Факторы маркетинговой среды по Дж.Эвансу и Б.Берману. Проведение анализа факторов маркетинговой среды предприятия. Макросреда организации. Экономическая среда. Правовая среда. Социальная среда. Научно-техническая среда. Природная среда. Социально-культурная среда. Микросреда организации. Потребители. Поставщики. Конкуренты. Посредники.

Контрольные вопросы

  1. Что называют маркетинговой средой предприятия?

  2. Как можно разделить все факторы маркетинговой среды?

  3. Перечислите и охарактеризуйте основные факторы маркетинговой среды

  4. Каким образом приведенные факторы маркетинговой среды могут быть опасными для предприятия?

  5. В каком случае приведенные факторы маркетинговой среды могут быть благотворными для предприятия?


Тема 8. Поведение потребителей

Типы потребителей: промышленные предприятия, предприятия в сфере торговли, индивидуальные пользователи, государственные организации, некоммерческие структуры. Потребительские рынки. Факторы оказывающие влияние на покупательское поведение. Теория поведения потребителей Питера Р. Друкера. Теория поведения покупателя А. Маслоу. Процесс принятия решения о покупке Ф.Котлера. Теория покупательского поведения А. Дейяна. Рынки предприятий и поведение покупателей от имени предприятия. Специфика поведения покупателя от имени предприятия. Основные факторы, оказывающие влияние на поведение покупателей товаров промышленного назначения. Процесс покупки в промышленной сфере.
Контрольные вопросы

  1. Какой рынок называют потребительским?

  2. Какие факторы могут оказать влияние на поведение покупателей на потребительском рынке?

  3. Из каких этапов можно представить процесс принятия решения о покупке на потребительском рынке?

  4. Какой рынок называют рынком предприятий?

  5. Какие факторы могут оказать влияние на поведение покупателей от имени предприятий?

  6. Из каких этапов можно представить процесс принятия решения о покупке на рынке предприятий?

  7. Можно ли управлять поведением покупателей на потребительском рынке и рынке предприятий? Если да, каким образом?


Тема 9. Сегментирование рынка и выбор целевого сегмента

Исследование рынка. Сегментация рынка. Конъюнктура рынка. Матрица сегментации. Дерево сегментации. Критерии выбора целевого сегмента. Емкость сегмента. Доступность сегмента. Существенность сегмента. Прибыльность. Эффективность работы на выбранном сегменте. Защищенность выбранного сегмента от конкуренции. Методика проведения маркетингового исследования и инструменты международного маркетинга.

Контрольные вопросы

  1. Что называют сегментацией рынка?

  2. Для чего осуществляют сегментацию рынка?

  3. Какие принципы используются при сегментации потребительского рынка и рын­ка предприятий?

  4. В чем состоит сущность построения «дерева» и «матрицы» сегментации?

  5. Какие критерии используются в процессе выбора предприятием целевого рынка сбыта?


Тема 10. Исследование конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность товара. Критерии конкурентоспособности товара: качество, цена, престижность. Алгоритм оценки конкурентоспособности товаров. Методы оценки качества товаров: дифференциальный, комплексный, смешанный методы оценки. Методы оценки конкурентоспособности товара. Схема позиционирования. Индексный метод оценки. Табличный метод оценки конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность предприятия. Методы оценки конкурентоспособности предприятия: матричный метод; метод, базирующийся на теории конкурентоспособности товара; методы, основанные теории эффективной конкуренции. Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия.
Контрольные вопросы и задания

  1. Что понимают под конкурентоспособностью товара?

  2. Какие критерии используются в оценке конкурентоспособности товара?

  3. Что понимают под качеством товара?

  4. Из каких этапов складывается алгоритм оценки конкурентоспособности товара?

  5. Что понимают под конкурентоспособностью предприятия?

  6. В чем состоит отличие конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности товара?

  7. Для чего необходимо проводить оценку конкурентоспособности товара и предприятия

  8. Какие методы оценки конкурентоспособности предприятия Вы знаете?


Тема 11. Стратегия и планирование маркетинга

Стратегия маркетинга и критерии ее выбора. Разработка маркетинговой стратегии предприятия. Понятие маркетинговой стратегии. Стратегия инновации. Стратегия инновационной имитации. Стратегия дифференциации. Стратегия диверсификации. Стратегия завоевания доли рынка или ее расширения. Стратегия снижения издержек производства. Стратегия концентрации на сегменте. Матрица «продукт-рынок». Планирование в системе маркетинга. Разработка тактики предприятия и оперативное планирование. Разделы маркетингового плана: целевой рынок, товарная политика, политика цен, сбытовая политика, политика продвижения.

Контрольные вопросы и задания

1.Что понимают под маркетинговой стратегией предприятия?

2.Из каких этапов состоит разработка маркетинговой стратегии предприятия?

3.Какие известные стратегии маркетинговой деятельности Вы знаете?

4.Что понимают под тактикой предприятия?

5.Что входит в маркетинговый план?
Тема 12. Система товародвижения в маркетинге

Маркетинговое понимание товара. Суть товарной политики. Товар, подходы к определению товара. Маркетинговое понимание товара. Потребительские свойства некоторых товарных групп. Упаковка товара. Маркировка товара. Товарный знак. Жизненный цикл товара. Этап внедрения на рынок. Этап роста. Этап зрелости. Этап упадка. Влияние этапа жизненного цикла товара на планирование комплекса маркетинг-микс. Специфика маркетинговой деятельности на внутренних и внешних рынках. Стимулирование сбыта.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику товара как средства удовлетворения потребности, как объ­екта купли-продажи, как элемента комплекса маркетинга.

2. Что понимают под «жизненным» циклом товара?

3. Какие этапы ЖЦТ Вы знаете?

4. Каким образом влияет отдельный этап ЖЦТ влияет на разработку комплекса маркетинг-микс?

5. Какие товары относят к товарам-новинкам?

Тема 13. Разработка ценовой политики

Ценовая политика и ценообразование. Стратегия ценообразования. Образование цены продажи. Факторы, влияющие на цену товара. Автономия в образовании цены продажи. Стратегии ценообразования. Классификация видов цен.

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните назначение цены как средства организации продажи и обеспечения рентабельности предприятия.

2. Каким образом цена должна решать задачи предприятия, касаю­щиеся его прибыли или возмещения инвестиций?

3. В чем сущность подхода к назначению цены продажи в зависи­мости от эластичности спроса?

4. Что понимается под ценообразованием по психологическому принципу?

5. В каких случаях предприятие сможет придерживаться стратегии «снятие сливок»? Приведите примеры из практики.

6. Какова возможная реакция предприятия на снижение (или уве­личение) цены на товары предприятия-конкурента?

7. На каком этапе жизненного цикла товара обычно начинают уста­навливаться рыночные цены?

8. Как может меняться стратегия ценообразования в зависимости от этапа жизненного цикла товара?

9. В каких случаях предприятие может предоставлять скидки с цены?
Тема 14. Маркетинговые коммуникации

Маркетинговые коммуникации и их функции по продвижению товара. Модель коммуникационного процесса. Мероприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта. Функции маркетинговых коммуникаций. Характеристика средств маркетинговых коммуникаций. Формирование комплекса продвижения. Понятие и виды рекламы. Планирование рекламы на предприятии. Классификация средств распространения рекламы. Реклама как составная часть маркетинговой деятельности.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что понимают под маркетинговыми коммуникациями?

  2. Что входит в комплекс маркетинговых коммуникаций?

  3. Какие функции выполняют средства маркетинговых коммуникаций?

  4. Дайте характеристику отдельным видам маркетинговых коммуникаций: рекламе, пропаганде, стимулированию сбыта и личной продаже.

  5. Для чего необходимо осуществлять планирование маркетинговых коммуникаций?



Тема 15. Организация маркетинговой деятельности на предприятии

Эволюция функций службы маркетинга на предприятии. Принципы организационного построения службы маркетинга на предприятии. Бюрократические организационные структуры. Адаптивные организационные структуры. Контроль и контроллинг в системе маркетинга.
Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите основные функции службы маркетинга на предприятии

  2. Какие основные принципы организационного построения службы маркетинга на предприятии Вы знаете?

  3. Перечислите основные виды построения структуры службы маркетинга.



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Маркетинг»
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Маркетинг» для студентов очной формы обучения специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» iconУчебно-методический комплекс дисциплины социальная психология специальность 08011 65 «Маркетинг»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело специальность...
При разработке учебно методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет и аудит...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы библиотечно-информационного дела»
Учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080111 Маркетинг Москва...
Учебно-методический комплекс «Управление маркетингом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» iconПредисловие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» iconУчебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент»
Маркетинг: Учебно-методический комплекс / Авт составитель Титов В. А. Спб.: Спбивэсэп, 2006. – с
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» iconУчебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент»
Маркетинг: Учебно-методический комплекс / Авт составитель Титов В. А. Спб.: Спбивэсэп, 2006. – с
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: Технический перевод для специальности
Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «политология»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск