Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент»





Скачать 488.19 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент»
страница1/4
Дата публикации05.05.2015
Размер488.19 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА


МАРКЕТИНГ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по направлениям: - 521500 «Менеджмент»

по специальности: - 08050.65 Менеджмент организации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2006

Маркетинг: Учебно-методический комплекс / Авт.-составитель Титов В.А.- СПб.: СПБИВЭСЭП, 2006. – с.
Утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента, протокол №


Утверждена и рекомендована к печати Научно - методическим советом, протокол

Рецензенты: д.э.н., профессор Грунин О.А.,

д.э.н., доцент Плотников В.А.

Научный редактор

Доктор экономических наук, профессор Чибинёв А.М.

Редактор
Ответственный за выпуск Н.А.Фролова


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины «Маркетинг» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 08050.65 «Менеджмент организации» и определяет содержание и структуру учебной дисциплины.
Дисциплина «Маркетинг» органически входит в комплекс экономических наук, таких как «Экономическая теория», «Экономика организаций (предприятий)», «Основы менеджмента» и др.

Учебный процесс включает лекционные, практические занятия и семинары с использованием деловых игр, ситуационного анализа, тестирования, компьютерной техники.
Цель изучения дисциплины - освоение современных знаний по теории рынка, его конъюнктуры, маркетинговых исследований и приобретение необходимых практических навыков в области прикладного маркетинга
В результате изучения дисциплины выпускники должны

знать:

– роль маркетинга в экономическом развитии страны;

– организацию деятельности маркетинговой службы.
уметь:

– проводить комплексное исследование товарного рынка и его сегментацию;

– формировать товарную политику и рыночную стратегию;

– разрабатывать ценовую политику;
Виды занятий и методики обучения

В процессе обучения используются такие формы обучения как лекции, семинары и практические занятия.

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Лекционное преподавание закладывает основы научных знаний, подводит теоретическую базу под изучаемую науку – «Маркетинг», знакомит студентов с методологией исследования, служит отправным пунктом и указывает направления их работы по всем остальным формам и методам учебных занятий. Общий объем лекционного курса 60 час.

Семинары как форма группового обучения применяются для коллективной проработки тем учебной дисциплины – «Маркетинга», усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки, и для обсуждения сложных разделов курса, наиболее трудных для индивидуального понимания и усвоения. Общий объем лекционного курса 8 час.

Практические занятия организуются по группам. На практических занятиях осуществляется разбор конкретных ситуаций, проводятся деловые игры, на которых решаются задачи с использованием информационных технологий. Общий объем практических занятий 17 часов.

Самостоятельная работа организуется как самостоятельное изучение отдельных вопросов теоретического материала и решение практических задач.

Формы контроля

В процессе обучения по данной дисциплине используются следующие формы контроля: оперативный, рубежный, итоговый.

Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения теоретического материала. Оперативный контроль осуществляется путем письменных опросов, включающих тесты, развернутые ответы на поставленные вопросы, задачи.

Рубежный контроль осуществляется по результатам изучения каждой темы программы, включает контрольные и тестовые задания.

Итоговый контроль усвоения данной дисциплины, установленный учебным планом экзамен, проводимый путем приёма экзамена по вопросам.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДИСЦИПЛИНЫ


  • концепции современного маркетинга;

  • исследование внешней и внутренней среды;

  • сегментация рынка;

  • разработка стратегии и плана маркетинга;

  • типы маркетинга при различном состоянии спроса;

  • основные виды маркетинговой деятельности;

  • перспективный маркетинг;

  • управление и организация маркетинга.


Учебно-тематический план

(для очной формы обучения)



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов аудиторных занятий

Всего

В том числе

Лекции

Семинары

Практ.

занятия

I

Общее понятие и сущность маркетинга

8

8

4

4

2

2

II

Маркетинг и внешняя среда.

Комплекс маркетинга.

8

16

4

8

-

4

III

Внутренние элементы комплекса маркетинга. Товар.

8

24

4

12

-

4

IV

Сегментация рынка

8

32

4

16

-

4

V

Стратегия маркетинга

7

39

4

20

-

3

VI

Типы маркетинга при разном состоянии спроса

4

43

4

24

-




VII

Сбытовые операции

6

49

4

28

2




VIII

Реклама

6

55

4

32

2




IX

Ценовая политика

6

61

6

38

-




X

Неценовая конкуренция

4

65

4

42

-




XI

Маркетинговые исследования и прогнозирование

6

71

6

48

-




XII

Управление и организация маркетинга

6

77

4

52

2




XIII

Личный фактор в маркетинге

4

81

4

56

-




XIV

Международный маркетинг

4

85

4

60

-







Итого

85

60

8

17


На вечернем и заочном отделении количество общих часов по дисциплине «Маркетинг» предусматривается в меньшем размере с соответствующим сохранением структуры курса и удельным весом, отдельных его разделов и тем. Формы контроля - зачет, экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема I. Общее понятие и сущность маркетинга.

Определение маркетинга. Маркетинг как наука. Маркетинг как специфическая деятельность. Краткая история развития маркетинга. Различные трактовки маркетинга. Концепции маркетинга. Маркетинг как искусство, охватывающее разнообразные сферы деятельности. Зарубежный маркетинговый опыт.
Тема II. Маркетинг и внешняя среда. Комплекс маркетинга

Определение комплекса маркетинга. Внешние элементы комплекса маркетинга, внутренние элементы комплекса маркетинга. Рынок. Виды рынков. Основные элементы рынка - спрос, предложение. Цена. Цена равновесия и маркетинг. Особенности современного переходного периода в России и возможности применения маркетинга. Конкуренция и маркетинг.
Тема III. Внутренние элементы комплекса маркетинга.

Товар. Жизненный цикл товара. Инвестиции.

Комплекс маркетинга, его элементы и возможности их управления со стороны фирмы. Товар как главный контролируемый элемент комплекса маркетинга. Понятие дифференциации товара.

Жизненный цикл товара. Стратегии маркетинга на различных этапах жизненного цикла товара. Жизненный цикл товара и товарная политика. Направления товарной политики. Инвестиции и основные направления инвестиций.
Тема IV. Сегментация рынка - одно из главных направлений

в маркетинге.

Понятие сегментации. Задачи выделения сегментов рынка. Факторы сегментации и теория маркетинга. Способы сегментации рынка. Понятия разработки рынка и разработок товара. Стратегия разработок товара. Сегментация рынка и его агрегирование. Стандартизация товара и маркетинг.
Тема V. Стратегия маркетинга.

Понятие стратегии маркетинга и принципы на которых она должна основываться. Виды рынка и дифференциация маркетинга. Эталонный рынок. Стратегия дифференциации и ее виды. Стратегия маркетинга и развитие производства. Стратегия маркетинга и ценовая политика. Стратегия маркетинга и направления развития маркетинга.
Тема VI. Типы маркетинга при разном состоянии спроса.

Различные типы маркетинга в зависимости от спроса на товар. Конверсионный маркетинг. Развивающий маркетинг. Ремаркетинг. Синхромаркетинг. Поддерживающий маркетинг. Противодействующий маркетинг. Демаркетинг.
Тема VII. Сбытовые операции (движение товаров) как вид

маркетинговой деятельности.

Современная концепция маркетинга и основные виды маркетинговой деятельности. Их взаимосвязь. Основополагающие принципы всех видов маркетинговой деятельности.

Деятельность фирм по продвижению товаров к потребителям (сбытовые операции). Торгово-распределительная сеть. Приемы распределения. Заключение сбытовых сделок.

Лизинг как форма сбыта. Основные виды лизинга (финансовый, оперативный, возвратный).
Тема VIII. Реклама и стимулирование сбыта.

Роль рекламы в комплексе маркетинга. Понятие и задачи, решаемые с помощью рекламы и факторы, на нее влияющие.

Взаимосвязь всех видов маркетинговой деятельности. Рекламная деятельность и ее характеристика. Другие виды стимулирования сбыта (торговые выставки, конкурсы, льготы, «паблик рилейшнз»). Типология рекламы на российском рынке.
Тема IX. Ценовая политика.

Цены фирмы и ценовая политика. Факторы, учитываемые при разработке ценовой политики фирмы. Виды ценовой стратегии. Ценовая политика и правовая система.

Ценовое стимулирование спроса и различные виды ценовых скидок.

Ценообразование в условиях инфляции. Роль бирж в осуществлении

эффективной ценовой политики.
Тема X. Неценовая конкуренция.

Понятие неценовой конкуренции. Качество товара и маркетинг новых товаров.

Обеспечение контроля качества товара внутри фирмы и за ее пределами.

Личный фактор технического обслуживания.
Тема XI. Маркетинговые исследования и прогнозирование.

Информация и ее роль в маркетинговых исследованиях. Параметры рынка. Факторы формирования спроса.


Роль экономической теории при проведении маркетинговых исследований.

Информация о потребителе. Информация о рынке. Информация о товаре. Методы сбора информации.

Результат маркетинговых исследований - план маркетинга, неотъемлемая часть бизнес-плана. Основные положения, содержащиеся в плане маркетинга.
Тема XII. Управление и организация маркетинга.

Уровни управленческой деятельности в маркетинге.

Стратегический уровень управления. Общая цель. Стратегические направления. Стратегические решения в маркетинге. Оперативный уровень управления в маркетинге.

Служба маркетинга в управленческой структуре фирмы. Организация отделов маркетинга на фирме.
Тема XIII. Личный фактор в маркетинге.

Подбор кадров - решающий фактор проведения успешной маркетинговой деятельности.

Методы влияния на потребителя.

Основные формы обучения маркетингу в развитых странах с рыночной

экономикой.

Психологические аспекты маркетинга.
Тема XIV. Особенности международного маркетинга.

Анализы рыночных возможностей фирмы. Стратегия выхода на внешний рынок. Учет различного рода информации в международном маркетинге. Исследования и прогнозирование в международном маркетинге. Некоторые особенности маркетинговых исследований на международном рынке.

План практических (семинарских) занятий

Практическое занятие по теме 1:

«Общие понятия и сущность маркетинга»
ПЛАН

(вопросы и примеры для обсуждения)

  1. Один из специалистов, критикуя практику маркетинга в США, высказал положение о том, что американскими потребителями манипулируют, вынуждая их приобретать товары, которые, по существу, не нужны для удовлетворения минимально необходимых материальных требований жизни и подлинных потребностей. А какова ваша позиция? Обоснуйте её.

  2. Чем отличается маркетинг от коммерческих усилий по сбыту?

  3. Вы собираетесь позавтракать в кафе. Примените к данной ситуации понятие «товар», «обменная сделка» и «рынок».

  4. Несмотря на то, что корпорацию «Макдональдс» отмечают как одного из зачинателей применения концепции маркетинга, ее критикуют за узкую товарную специализацию. Чем могла быть вызвана эта критика?

  5. Успех корпорации «Проктер энд Гэмбл» нередко приписывают ее умению быть хорошим «слушателем». Как соотнести это утверждение с концепцией маркетинга?

  6. Чем отличаются друг от друга два подхода к управлению маркетингом: концепция совершенствования товара и концепция совершенствования производства? Приведите примеры обоих подходов.

  7. Почему некоторые организации переходят от концепции маркетинга к концепции социально-этического маркетинга?

  8. Каким образом может сказаться маркетинговая деятельность на составляющих качества жизни: 1) качество, количество, ассортимент, доступность и стоимость товара; 2) качество физической среды; 3) качество культурной среды. Попытайтесь назвать какие-либо дополнительные аспекты качества жизни? Каково возможное влияние маркетинга на эти аспекты?

  9. Почему в последние десятилетия в развитых странах маркетинг стали применять многие некоммерческие (колледжи, больницы, полиция, музеи, симфонические оркестры) организации? Попытайтесь разъяснить на конкретном примере и перенести этот опыт на современные российские условия.


Практическое занятие по теме 2:

«Маркетинг и внешняя среда. Комплекс маркетинга»
ПЛАН

(вопросы и примеры для обсуждения)

  1. Допустим вы один из руководителей фирмы по производству детских мультипликационных фильмов. С учетом изменений ,происходящих в демографической ,экономической, научно-технической и культурных средах, какие планы вы предполагаете разработать, чтобы обеспечить эффективность деятельности фирмы на предстоящие десять лет ?

  2. Крупный продавец алкогольных напитков намеривается выпустить на рынок безалкогольный напиток, который был бы общественно приемлемой заменой алкоголя. Какие факторы культурного уклада могут сказаться на принятии решения о выходе на рынок и структуре комплекса маркетинга ? Что в этом отношении можно сказать о России ?

  3. Проведенные в 80-е годы в США исследования образа жизни выявили положительную тенденцию в укреплении убеждения, что приготовление пищи должно занимать как можно больше времени. Каким образом скажется подобное отношение на сбыте замороженных овощей ?

  4. По каким оптовым и розничным каналам концерн “Проктер энд Гэмбл”мог бы организовать товародвижение новой марки своего стирального порошка ?

  5. На примере торговли автомобилями сравните между собой потребительский рынок, рынок товаров промышленного назначения и рынок промежуточных продавцов и расскажите о различиях между ними.

  6. Расскажите о четырех типах конкурентов, в которых должен разбираться предприниматель, задумавший открыть новое кафе по соседству с вашим местом жительства или местом учебы.

  7. В чем разница между контактными аудиториями и потребителями? Приведите примеры.

  8. Допустим через 10 лет бензин стоит 4 долл. за литр, бифштексы 12 долл. за кг, дом средних размеров 200 тыс. долл., а темпы инфляции за предшествующие 20 лет - 10% в год. На основании этой экономической информации вывести возможные размеры или потенциал рынка предметов роскоши.



Практическое занятие по теме 3:

«Внутренние элементы комплекса маркетинга. Товар.

Жизненный цикл товара. Инвестиции»
ПЛАН

(вопросы и примеры для обсуждения)

  1. Выход корпорации “ИБМ” на рынок бытовых компьютеров скорее поможет, чем повредит ее конкурентам. Прокомментируйте это заявление.

  2. Основная задача этапа формирования идей - ограничить число предлагаемых идей новинок. Прокомментируйте это заявление.

  3. На каком этапе разработки нового товара впервые вступают в контакт с потребителями ? Дайте пояснение.

  4. Расскажите о том какие виды испытаний в рыночных условиях предложили бы вы для следующих новинок: а) средство по уходу за волосами; б) серия грузовых автомобилей; в) пластиковые чемоданы.

  5. Расскажите о роли и значении затрат на стимулирование сбыта на каждом из этапов жизненного цикла товара.

  6. Управляющий не в силах что-либо сделать, если товар уже вступил в стадию упадка. Прокомментируйте это заявление.



Практическое занятие по теме 4:

«Сегментирование рынка - одно из главных

направлений маркетинга»
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент»
Маркетинг: Учебно-методический комплекс / Авт составитель Титов В. А. Спб.: Спбивэсэп, 2006. – с
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по направлению 521500 «менеджмент» Санкт-Петербург
Овчинников Г. П. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. Спб.: Ивэсэп, 2005 13 с
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» iconИсследование систем управления учебно-методический комплекс по направлению:...
Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт. Сост. Е. В. Козлова – спб.: Ивэсэп, 2005
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям: 080100 «Экономика»
Основы профсоюзного движения. Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям 080100 «Экономика», 080500...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс специальность: 080507. 65 Менеджмент...
Инновационный менеджмент: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Дерендяева Т. М. – Калининград, 2010. – 25 с
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» iconПояснительная записка учебно-методический комплекс «Менеджмент»
Т. В. Комбарова. Менеджмент: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032000. 62 «Документоведение...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по специальности: 080507- менеджмент...
Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Т. М. Дерендяева – кфспб.: Ивэсэп, 2010
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент»
Учебно – методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент»...
Дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность организаций (предприятий)» это первая часть дисциплины «управление внешнеэкономической...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по направлениям: 080500 ”менеджмент”...
Цель дисциплины: дать студентам сведения об основных закономерностях поведения человека в организации и способствовать формированию...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по всем направлениям и специальностям Киров 2007 ббк 60 с 69
Социология: учебно-методический комплекс по всем специальностям и направлениям / авт сост. М. И. Ненашев. – Киров: филиал ноу впо...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 г. N 686
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент»...
Целью изучения дисциплины является овладение студентами основ­ных концепций стратегического менеджмента, приобретение ими практических...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент»...
Изучение дисциплины предполагает знание студентами структуры мировой экономики, тенденций её развития, умения оценивать конкурентоспособность...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс коммуникационный менеджмент направление
Коммуникационный менеджмент: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Дерендяева Т. М., Калининград, 2013
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск