Скачать 235.82 Kb.
|
ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В Г. КАЛИНИНГРАДЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТНАПРАВЛЕНИЕ 031600 – РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Калининград 2013 Коммуникационный менеджмент: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Дерендяева Т.М., Калининград, 2013. УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры менеджмента и маркетинга, протокол № 1 от 03.09.13. УМК утвержден на заседании Совета филиала 05.09.13., протокол №1 Лист регистрации изменений, вносимых в УМК
Пояснительная записка Коммуникационный менеджмент является общетеоретической и методологической дисциплиной профессионального цикла. Ее изучение необходимо как с точки зрения формирования мировоззрения и управленческой культуры студентов. Цель дисциплины:
Задачи дисциплины:
В результате изучения дисциплины «Коммуникационный менеджмент» студенты должны: знать:
уметь:
владеть: управленческой терминологией; навыками работы с коммуникационными потоками; навыками анализа различных социальных явлений, являющихся объектами профессиональной деятельности; разрешения управленческих проблем; принятия необходимых мер защиты информации. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине): Изучение курса «Коммуникационный менеджмент» направлено на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК): умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): организационно-управленческая деятельность: владеет навыками по организации и оперативному планированию своей деятельности и деятельности фирмы и организации (ПК-20); владеет навыками организационно-управленческой работы с малыми коллективами (ПК-21); Коммуникационная деятельность: способен участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации; участвовать в формировании и поддержании корпоративной культуры (ПК-26). Место учебной дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Коммуникационный менеджмент» относится к профилю 1 «Реклама и связи с общественностью» профессионального цикла ООП. Условием успешного освоения дисциплины является следующий уровень подготовки студента: Изучение данного курса должно быть построено на основе знаний и умений, приобретенных студентом в результате освоения таких дисциплин как «Связи с общественностью» и «Маркетинг», изучаемых в рамках высшего образования. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Объем дисциплины и виды учебной работы Трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы или 144 часа.
Содержание учебной дисциплины Учебно-тематический план заочная форма обучения
ПРОГРАММА КУРСА Раздел 1. Коммуникационный менеджмент как наука. "Коммуникация" – как ключевое понятие теории и практики управления. Закономерности формирования, развития, функционирования и эволюции коммуникационного менеджмента. Методы коммуникационного менеджмента. Системный подход в коммуникационном менеджменте. Структурно-функциональный подход. Исторический подход. Структура коммуникационного менеджмента. Место коммуникационного менеджмента в системе общественных наук. Коммуникационный менеджмент как учебная дисциплина. Формирование коммуникационного менеджмента как учебной дисциплины. Раздел 2. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций Приоритет коммуникационной сферы в постиндустриальной экономике. Контролируемые, неконтролируемые коммуникации. Эффективные коммуникации. Модель интегрированных коммуникаций и место СО-деятельности в ней. Исследовательские программы коммуникационных компаний. Раздел 3. Паблик рилейшнс и коммуникации Уровни коммуникации. Основные понятия коммуникации. Краткая история коммуникационных моделей. Психология коммуникации. Воздействие СМИ. Служба связи с общественностью и прессой–оптимальная технология коммуникационного обеспечения деятельности организации. Раздел 4. Коммуникационный менеджмент как процесс передачи информации и построения корпоративной культуры. Теория систем и связи с общественностью. Паблик рилейшнс и выработка стратегий. Коммуникация в организациях. Влияние на приоритеты общественных связей в организациях. Корпоративные коммуникации. Вертикальные информационные потоки. Горизонтальные информационные потоки. Иерархичность и информация. Открытые и закрытые системы. Выбор аудиторий и средств коммуникаций. Обратная связь в управлении. Критерии оценки коммуникационной структуры. Общественные отношения в системе «организация-организация». Потребность в аналитических навыках и социально-психологической подготовке. Раздел 5. Коммуникативный климат организации. Корпоративный имидж. Корпоративные коммуникации Репутация фирмы. Цели общения между сотрудниками. Внутренние отношения и цели компании. Принципы общения. Смена норм работы Подход, учитывающий интересы общественных групп. Формирование общественного мнения. Исследование внешних факторов, влияющих на компанию. Особенности межличностной коммуникации. Раздел 6. Коммуникационный менеджмент в секторе информационных технологий Разнообразие IT- сектора и его аудиторий. Интернет как СМИ. Информационное обеспечение менеджмента. Раздел 7. Корпоративная культура и репутационные технологии. Понятие корпоративной культуры. Различные модели корпоративности. Структура управления делегирования полномочий. Философия, идеология, миссия и стратегия развития в корпоративной организации. Нововведения в организациях. «За» и «против». Формы проявления корпоративной культуры (вербальные и невербальные). Работа с персоналом. Тренинги. Корпоративная социальная ответственность. Модели корпоративной культуры. Имидж и репутация. Репутационный менеджмент. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙЦель семинарских занятий состоит в том, чтобы на основе теоретического изучения наиболее сложных проблем и вопросов коммуникационного управления практически разобраться в значимых для будущего специалиста по связям с общественностью сферах интегрирования коммуникаций. В связи с этим на семинары выносятся темы курса, требующие изучения, во-первых, текстологического анализа основной, дополнительной и вспомогательной литературы; во-вторых, демонстрирования прикладного применения знаний и навыков на практике отечественного, зарубежного и собственного опыта. Семинар 1. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций 1.Приоритет коммуникационной сферы в постиндустриальной экономике. 2.Контролируемые, неконтролируемые коммуникации. Эффективные коммуникации. 3.Модель интегрированных коммуникаций и место СО-деятельности в ней. 4.Исследовательские программы коммуникационных компаний. Литература
Семинар 2. Паблик рилейшнс и коммуникации. Сущность коммуникаций в организации.
Литература 1. Дорофеев В. Д. Менеджмент [Электронный ресурс]: Учебное пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 440 с. – Режим доступа: электронная библиотечная система http://znanium.com
Семинар 3. Коммуникационный менеджмент как процесс передачи информации и построения корпоративной культуры. 1. Паблик рилейшнс и выработка стратегий. 2.Коммуникация в организациях. 3.Влияние на приоритеты общественных связей в организациях. 4. Корпоративные коммуникации Литература 1. Дорофеев В. Д. Менеджмент [Электронный ресурс]: Учебное пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 440 с. – Режим доступа: электронная библиотечная система http://znanium.com
Семинар 4. Коммуникационный менеджмент в секторе информационных технологий.
Литература
Семинар 5. Корпоративная культура и репутационные технологии.
Литература 1. Музыкант В.Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями [Электронный ресурс]: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2008. - – Режим доступа: электронная библиотечная система : http://www.knigafund.ru/ 2.Поляков В. А. Рекламный менеджмент [Электронный ресурс]: Учебное пособие / В.А. Поляков, А.А. Романов. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2012. - 352 с. – Режим доступа: электронная библиотечная система http://znanium.com 3. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинговые коммуникации [Электронный ресурс]: Учебник. – М.: Дашков и К, 2009. – Режим доступа: электронная библиотечная система : http://www.knigafund.ru/ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА При изучении дисциплины «Коммуникационный менеджмент» используются следующие виды самостоятельной работы студентов: - поиск (подбор) литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме, сравнительный анализ научных публикаций; - подготовка и защита контрольной работы. Тематика контрольных работ Номер варианта контрольной работы выбирается по последним двум цифрам зачетной книжки студента.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Введение имеет небольшой объем - 2-3 страницы текста, но его роль и значение для контрольной работы чрезвычайно велики. Главная задача введения - обосновать актуальность избранной темы, вынесенной в заглавие работы, показать, какая она важная и нужная и почему ею обязательно надо специально заниматься, как в теоретическом, так и в практическом планах. Во введении обычно обосновывается актуальность проблемы, степень ее теоретической разработанности (какие специалисты ею занимались, когда и каких успехов достигли), цели и задачи данного конкретного научного исследования, его научное или практическое значение, вклад в научную разработку этой проблемы (новизна данного исследования и его результатов). Для решения задачи, стоящей перед введением, недостаточно обойтись 2-3 общими фразами, так как актуальность проблемы надо доказать. Для этого необходимо привести цифры статистических данных, факты, оценки и мнения специалистов или крупных деятелей, из которых читатель смог бы вынести понимание, насколько важна и требует решения эта проблема. Информация для обоснования актуальности черпается из собранных материалов, причем для введения из них выбираются наиболее яркие и впечатляющие сведения, способные с первых страниц привлечь внимание и интерес читателя и побудить его прочитать всю работу от начала до конца. . Заключение - тоже небольшая, страницы на 2-3, часть работы. Завершая всю работу в целом, оно должно содержать в себе главные выводы по проделанной работе, указание на перспективы решения проблемы в обществе и государстве, поставленной в названии работы, и/или перспективы ее дальнейшего научного изучения. Именно здесь говорится о том, что было предпринято в русле решения данной проблемы буквально в последнее время и еще не могло дать свои плоды, однако внушает надежды. Либо здесь пишут о тех мерах, которые могли бы спасти ситуацию и разрешить эту проблему, однако необходимые шаги не предпринимаются, и это обстоятельство становится основой для пессимистических прогнозов и ожидания ухудшения ситуации. Иногда здесь делается вывод о недостаточной изученности проблемы и ставится задача ее дальнейшей разработки. В общем, заключение подводит общий итог проделанной работы и перекидывает мостик ее будущему. Формальные требования 1. Общий объем текста - 20-30 страницы компьютерного набора; 2. Шрифт Times New Roman, шрифт 14, междустрочный интервал - 1,5; 3. Примерное распределение по частям в страницах: -введение— стр.2-3; - каждая из глав - стр. 7-8 - заключение стр.2-3 - титульный лист, содержание, список литературы - по 1 стр. Все положения, приводимые в работе, должны быть доказаны и обоснованы, снабжены ссылками на авторов и источник полученной информации. Самостоятельная позиция автора по спорным вопросам должна специально оговариваться. Использование источников а) Отдельная работа в многотомном издании. Указывается: автор, название работы без запятой и кавычек, правый флэш, за ним - название издания, сведения об издании, место издания, издательство, дата издания, номер тома: Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского/ Избранные произведения. В 2-х тт. - М.,1964. Т.2. 2. Статьи: а) Статья в периодическом журнале. Указывается: фамилия автора, его инициалы. Далее — название статьи пишется без кавычек и точки на конце, затем ставится двойной флэш //, и далее - название журнала без кавычек, год издания, № журнала, страница. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право, - 1993, - № 7. - С.11. б) Статья в научном сборнике. Указывается: фамилия автора, его инициалы. Название статьи без кавычек и точки на конце, затем - /, название сборника без кавычек и точки. Под редакцией - фамилия и инициалы редактора. Место и год издания. 3. Нормативно-правовые акты. Законы: вид закона, название в кавычках, №, дата принятия/ название источника, т.е. газета, сборник нормативно-правовых актов, кодекс, и его выходные данные. 4. Электронные источники. Указывается: фамилия автора, его инициалы, название. Сведения, относящиеся к заглавию (название электронной страницы или сервера), сведения об ответственности (имена издателя, изготовителя и распространителя), электронный адрес (это аналог места издания и названия издательства в печатном варианте), дата. Оформление работы Представление работы 1. Работа должна быть отправлена по электронной почте на позднее 20 дней до защиты работы. После проверки преподавателем и исправления критичных замечаний, работа распечатывается на бумажный носитель и приносится на защиту курсовой работы. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ При реализации различных видов учебной работы используются разнообразные (в т.ч. интерактивные) методы обучения, в частности: - Интерактивная доска для подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий. - Размещение материала курса на официальном сайте института. - В рамках требований ФГОС ВПО предусматривается написание по отдельным темам курса рефератов, а также участие в тематических дискуссиях. Все практические занятия проводятся в интерактивных формах, в том числе:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В качестве оценочных средств контроля знаний применяются: контрольные вопросы, тестовые задания. Примерный перечень контрольных вопросов, выносимых на экзамен.
Критерии оценки на итоговой аттестации (зачете)
ТЕСТ по дисциплине «Коммуникационный менеджмент» 1. Термин коммуникация введен в научный оборот:
2. Адресант коммуникации – это…
3. Вербальная коммуникация – это…
4. Естественные каналы коммуникации – это…
5. К источникам коммуникационного процесса относятся:
6. Цель манипулятивного общения – это:
7. Социальная коммуникация – это:
8. Информация – это:
9. Наличие субъектов коммуникации – это отличительный признак коммуникативного контакта:
10. Теория коммуникации – это:
11. Необходимым условием коммуникации является:
12. Технические науки изучают в коммуникации:
13. Кто не занимался исследованиями систем научного управления:
14. «Хотторнский эффект» положил начало…
15. Парадигма – это…
16. Дугласу Макгрегору принадлежит значительная роль в разработке:
17. Модели организационного поведения называются:
18. Преобразования сигнала в форму, обеспечивающую его передачу по каналу коммуникации – это:
19. Основание для деления коммуникации на непосредственную и опосредованную:
20. Что такое коммуникации в организациях?
21. Какое название получила теория, дополняющая модель Д. Макгрегора:
22. Исследованиями в области деловых культурных различий занимался:
23. Как называют неформальные деловые коммуникации?
24.Описательные исследования проводятся с целью: а) понять потребителя, оценить рынок или действия конкурентов b) исследовать большую общность людей, отличающихся разнообразными характеристиками с) выявить глубокоскрытые причины изучаемого явления 25.Метод сбора первичной информации, заключающийся в непосредственном восприятии и регистрации процессов, явлений, событий –это: а) эксперимент b) деловая разведка с) наблюдение ЛИТЕРАТУРА Основная
Дополнительная
программное обеспечение, контрольно-обучающие программы
базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: 1. Library - Электронный каталог, созданный библиотекой филиала СПб ИВЭСЭП в г. Калининграде 2. «Консультант Плюс»http://www.consultant.ru 3. ЭБС «КнигаФонд» (Электронная библиотека) ООО «Центр цифровой дистрибуции» 4. ЭБС «ЗНАНИУМ» (Электронная библиотека) |
Учебно-методический комплекс специальность: 080507. 65 Менеджмент... Инновационный менеджмент: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Дерендяева Т. М. – Калининград, 2010. – 25 с | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммуникационный менеджмент» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Пояснительная записка учебно-методический комплекс «Менеджмент» Т. В. Комбарова. Менеджмент: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032000. 62 «Документоведение... | Учебно-методический комплекс по специальности: 080507- менеджмент... Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Т. М. Дерендяева – кфспб.: Ивэсэп, 2010 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент» Учебно – методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного... | Самостоятельная работа по дисциплине «Коммуникационный менеджмент» Самостоятельная работа по дисциплине «Коммуникационный менеджмент» для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной... | Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Маркетинг» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Маркетинг» для студентов очной формы обучения специальности 080507. 65 «Менеджмент... | ||
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» Маркетинг: Учебно-методический комплекс / Авт составитель Титов В. А. Спб.: Спбивэсэп, 2006. – с | Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» Маркетинг: Учебно-методический комплекс / Авт составитель Титов В. А. Спб.: Спбивэсэп, 2006. – с | ||
Учебно-методический комплекс по направлению 521500 «менеджмент» Санкт-Петербург Овчинников Г. П. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. Спб.: Ивэсэп, 2005 13 с | Учебно-методический комплекс по дисциплине «информатика» ... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности: 080507 (061100) менеджмент... Логистика: Учебно-методический комплекс / Авт сост к э н. Ю. В. Кузьмина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо... Одо и озо 080 507 65, 080 200 62 «Менеджмент организации» и направление «Менеджмент» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «производственный менеджмент» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |