Скачать 0.49 Mb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет права Кафедра конституционного и муниципального права Программа дисциплины: "Права человека: конституционно-правовое измерение" по направлению 030500.68 – Юриспруденция подготовки магистра Автор программы: Абросимова Е.Б. к.ю.н., доцент, Заслуженный юрист Российской Федерации
Москва 2009
РАЗДЕЛ 1. Программа учебного курса "Права человека:конституционно-правовое измерение"1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУчебный курс "Права человека: конституционно-правовое измерение" (далее - курс) является весьма актуальным в современное время. Общее знакомство с проблематикой прав человека студенты, обучающиеся по специальности "Юрист", как правило, получают в рамках учебных курсов "Конституционное право зарубежных стран" и "Конституционное право Российской Федерации". Однако, глубокое понимание проблем прав человека - института, определяющего смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемого правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации), его места и роли в системе российского права, возможно только после усвоения материала иных учебных курсов, в частности, таких как "Административное право", "Гражданское право", "Уголовное право", "Арбитражный процесс", "Гражданский процесс", "Уголовный процесс" и т.д. При этом, содержание института прав человека является весьма динамичным, постоянно обновляется и углубляется благодаря решениям Конституционного Суда Российской Федерации, сквозь призму решений которого (равно как и иных судов Российской Федерации, а также Европейского суда по правам человека) и представлен материал учебного курса. Данный подход является особенностью предлагаемого учебного курса, что предполагает некоторую специфику в его структуре: значительно большее количество учебного времени приходится на семинарские занятия, а также на самостоятельную работу слушателей, заключающуюся в подготовке не только эссе, но и решении ряда практических задач. По мере необходимости в курсе также представлена практика Европейского Суда по правам человека, в первую очередь по делам, связанным с российским опытом реализации гарантированных Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, прав. Программа курса предусматривает изучение института прав и свобод человека слушателями 1 курса отделения магистратуры курса дневного отделения в течение четырех модулей. Запланировано чтение лекций и проведение семинарских занятий. Тематика данных занятий, подробный перечень вопросов и задач, а также рекомендуемой литературы представлен в данной программе. Предмет учебного курса: Предметом предлагаемого курса является углубленные теоретические представления:
а также практические навыки их применения. Учитывая специфику ГУ - ВШЭ, отдельное место отводится анализу экономических прав и свобод человека и гражданина, их влиянию на развитие экономических отношений в России. Цель учебного курса Целью настоящего учебного курса является формирование у слушателей демократического правового сознания в сфере прав и свобод человека, обеспечения и защиты нарушенных или предположительно нарушенных прав и свобод, включая формирование осознанной необходимости активно защищать права и свободы. Задачи учебного курса Задачами настоящего учебного курса являются: - углубленное освоение теоретического материала конституционного права Российской Федерации, в рамках указанного предмета курса; - углубленное освоение конституционно-правовой базы Российской Федерации, включая решения Конституционного Суда Российской Федерации, иных судов Российской Федерации в соответствующей сфере, а также Европейского Суда по правам человека;. - формирование навыков выявления факторов юридического характера, создающих угрозу дискриминации по различным основаниям в ходе осуществления собственно юридической и антикоррупционной экспертизы проектов нормативных и индивидуальных актов любого уровня. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
пособия: Права человека. Под ред. Е.А.Лукашевой. М. 1999Права человека. Под ред. Е.А.Лукашевой. М. 2004 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Под ред. Б.А.Страшуна. М. 2005 (использовать можно и иные издания этого учебника) Конституционное (государственное) право зарубежных стран. особенная часть. Под ред. Б.А.Страшуна. М. 2006. (использовать можно и иные издания этого учебника) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. 2004 (использовать можно и иные издания этого учебника) ----- Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. В 2-х т. М., 2000 Европейский Суд по правам человека: процедура и практика по делам военнослужащих. М., 2001 Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. Л.В.Лазарева. М. 2009 Конституции стран Европы. В 3-х т. М. 2001 Конституции стран Латинской Америки. В 3-х т. М., Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. М. 1990 Формы контроля: Текущий контроль осуществляется в процессе проведения семинарских занятий в форме выставления баллов по результатам устных выступлений, подготовленных докладов и письменных работ: 1 эссе* (или 1 доклад), 2 домашних задания* (или реферат*), 1 контрольная работа. Темы, по которым готовятся эссе (доклад), выбираются из примерных перечня тем, помещенных в конце настоящей Программы, и согласовываются с преподавателем, ведущим семинарские занятия. Эссе подготавливается слушателем в письменной форме, доклад – в устной (развернутый план доклада, равно как и список используемой литературы представляется преподавателю в письменной форме). Слушатель может готовить эссе или доклад на тему, не указанную в перечне. В этом случае также требуется согласие преподавателя. Домашнее задание представляет собой решение задач, указанных в планах семинарских занятий. Реферат представляет собой изложение содержания одной из книг, рекомендованных для реферирования (список, помещен в соответствующем разделе Программы) Итоговый контроль производится в форме зачета по основным вопросам изучения учебного курса по истечении четырех модулей. Итоговая оценка: складывается из баллов, полученных на зачете с учетом баллов, которые были набраны по результатам выполнения письменных работ. Баллы, полученные на зачете, соотносятся с баллами, полученными по результатам активности на семинарах и письменных работ, как 60% и 40%. Итоговая оценка по 10-балльной шкале складывается из результирующей оценки, получаемой по формуле средней взвешенной, с учетом введенных весов: Активность на семинарах – 0,2 Эссе (доклад) – 0,05 Домашнее задание или реферат – 0,1 Зачет – 0,6 Контрольная работа – 0,05 Таким образом, итоговая оценка определяется: Орез. = (0,2 х Оакт.) + (0,05 х Оэссе/докл.) + (0,1 х Одом.зад/рефер.) + (0,05 x Oконтр.раб. )(0,6 х Озач.)
Критерии оценки на зачете
4. ТЕМЫ УЧЕБНОГО КУРСА И ЛИТЕРАТУРА К НИМ |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |