Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика





Скачать 280.35 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов по дисциплине психолингвистика
Дата публикации29.06.2015
Размер280.35 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ Психолингвистика

2012 г.

1. Тема занятия: «Психолингвистика как наука. Введение. Основы психолингвистики».

Цель занятия:

раскрыть основы предмета «Психолингвистики», показать место предмета среди других дисциплин.

Задачи:

- сформировать систему знаний по основам психолингвистики;

- познакомить с навыками социально – психологического речевого поведения.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы.

Носитель языка, стратегия речевого поведения, речевой деятельности, неофициальное разговорное общение, спонтанное выступление, доклад на научной конференции, клишированные, стереотипные блоки, коммуникативные ситуации, письменная речь, буквенно – письменный текст, устная спонтанная монологическая речь, невербальные компоненты, деграмматизм, книжные обороты, самокорректирование.
3. Вопросы к занятию

1. Когда и почему появилась психолингвистика?

2. В чем различие между лингвистикой и психолингвистикой?

3. Почему психолингвистика является междисциплинарной сферой знаний?
4. Вопросы для самоконтроля

1. Теория происхождения речи. Модели производства речи (модель Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева).

2. Восприятие речи. Восприятие и понимание речи. Значение и смысл. Модели восприятия речи.
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. В.П. Белянин. Психолингвистика: учебник/В.П. Белянин; Рос.акад. образования; Моск. Психол. – соц. ин – т. – 2 – е изд. – М.: Флинта: Моск. Психол. – соц.ин – т, 2004, 232 с.

2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г.

Дополнительная литература

1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский государственный университет, 2001 г.
1. Тема занятия «Психолингвистический анализ порождения и восприятия речи».

Цель занятия:

раскрыть процессы порождения и восприятия речи.

Задачи:

- сформировать систему знаний по теме;

- выработать навыки психолингвистического анализа порождения и восприятия речи.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

Порождение и восприятие речи, функции речевой деятельности, связь между речевыми сообщениями и характеристиками участников коммуникации, анализ речевого развития, онтогенез речи, «говорящие животные», речевое развитие ребёнка, критический возраст, ошибки при освоении языка, синтаксис детской речи, овладение значением слова, изучение детской речи, усвоение второго языка, порождение речи, восприятие речи, этнолингвистика, интеркультурные контакты, билингвизм, патопсихолингвистика, эксперимент в психолингвистике, прикладная психолингвистика.
3. Вопросы к занятию

1. В чем причины речевых ошибок?

2. Какие типы оговорок вы встречали в речи?

3. Как вы себе представляете процесс производства речи?

4. Как протекает процесс восприятия речи?

5. Как человек распознает разные смыслы неоднозначных фраз?

6. В чем заключается активность читателя или слушателя при восприятии речи?

4. Вопросы для самоконтроля

1. Что включает в себя процесс восприятия речи?

2. Как происходит обработка речевых сигналов?

3. В чем особенность восприятия письменной речи?

4. Какую роль в восприятии слова играет его многозначность?
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. В.П. Белянин. Психолингвистика: учебник/В.П. Белянин; Рос.акад. образования; Моск. Психол. – соц. ин – т. – 2 – е изд. – М.: Флинта: Моск. Психол. – соц.ин – т, 2004, 232 с.

2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г.

Дополнительная литература

1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский государственный университет, 2001 г.

2. А.А. Залевская. Введение в психолингвистику. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000 г.

1. Тема занятия «Методы психолингвистики».

Цель занятия:

раскрыть методы психолингвистики.

Задачи:

- сформировать систему знаний по теме;

- выработать навыки использования методов психолингвистики.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

Методика дополнения (завершения), ассоциативный эксперимент, методика заканчивания предложения (устно и письменно), методы косвенного исследования семантики, градуальное шкалирование, методика определения грамматической правильности или приемлемости (Л.В.Щерба), методика прямого толкования слова.
3. Вопросы к занятию

1. Для чего психолингвистике нужен эксперимент?

2. В чём суть ассоциативного эксперимента?

3. Чем будут отличаться в ассоциативном эксперименте реакции представителей разных культур?

4. На каком психологическом принципе основана методика семантического дифференциала?

5. Если вы попытаетесь дать определение какому – нибудь слову, а затем посмотрите его значение в словаре, то чем оно будет отличаться?

6. Почему окончание частично разрушенного текста восстанавливается легче, чем его начало?

4. Вопросы для самоконтроля

1. Расскажите о методах психолингвистики:

а) методика дополнения (завершения),

б) методика заканчивания предложения (устно и письменно),

в) методы косвенного исследования семантики,

г) градуальное шкалирование,

д) методика определения грамматической правильности или приемлемости (Л.В.Щерба),

е) методика прямого толкования слова.

2. Известны разновидности ассоциативного эксперимента. Вместо точек вставьте слова, характеризующие подвиды ассоциативного эксперимента: синтаксический, семантический, лексико-морфологический.

  1. Свободный ассоциативный эксперимент.

  2. Направленный ассоциативный эксперимент.

  3. Цепочечный ассоциативный эксперимент. Автоматический анализ текста (АА), операция, которая заключается в том, что из данного текста на естественном языке извлекается содержащаяся в этом тексте грамматическая и семантическая информация, выполняемая по некоторому алгоритму в соответствии с заранее разработанным описанием данного языка. Обратная операция называется автоматическим синтезом текста. АА подразделяется на три этапа:

а) … … — переход от отдельной словоформы к её лексико-грамматической характеристике;

б) … — переход от цепочки лексико-грамматических характеристик, представляющих фразу, к её синтаксической структуре;

в) … — переход от синтаксически проанализированной фразы к её смысловой записи. В алгоритме АА обычно различают сведения о языке ("грамматика") и сведения о самом процессе анализа ("механизм", или собственно алгоритм АА). АА является необходимым этапом в разных видах автоматической обработки текстов: автоматического перевода, автоматического реферирования, информационного поиска и т. п. АА следует отличать от автоматического исследования текстов, при котором полностью (или почти полностью) отсутствуют сведения о языке текста и текст обрабатывается алгоритмом именно с целью построения описания языка.
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. В.П. Белянин. Психолингвистика: учебник/В.П. Белянин; Рос.акад. образования; Моск. Психол. – соц. ин – т. – 2 – е изд. – М.: Флинта: Моск. Психол. – соц.ин – т, 2004, 232 с.

2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г.

Дополнительная литература

1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский государственный университет, 2001 г.

2. А.А. Залевская. Введение в психолингвистику. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000 г.


1. Тема занятия «Общая психолингвистика. Языковой и речевой механизм человека».

Цель занятия:

раскрыть языковой и речевой механизм человека.

Задачи:

- сформировать систему знаний по теме;

- выработать навыки периодизации этапов порождения речи (этап первичной «семантической записи», внутренняя речь, формирование развёрнутого речевого высказывания).
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

Речевые ошибки, теории происхождения речи, модели производства речи, стохастическая модель производства речи, теория уровней языка, модель Т – О – Т – Е, модель Л.С. Выготского, Модель А.Р. Лурии, модель А.А. Леонтьева, модель Левелта; паузы, колебания, исправления, повторы, замещения, оговорки, описки, ослышки, филогенез, трансформационная грамматика, процесс человеческой коммуникации, мотивационный уровень, семантический уровень, уровень последовательностей, интеграционный уровень; этап первичной «семантической записи», внутренняя речь, формирование развёрнутого речевого высказывания.
3. Вопросы к занятию

1. В чём причины речевых ошибок?

2. Какие типы оговорок вы встречали в речи?

3. В чём суть трансформационно – генеративной теории Хомского?

4. В чём заключаются основные особенности внутренней речи (согласно теории Выготского)?

5. Как вы себе представляете процесс производства речи?

4. Вопросы для самоконтроля

1. Почему процесс производства речи сложен для описания?

2. На основании чего построено большое количество моделей производства речи?

3. Что позволяет развернуть трансформационная грамматика Хомского?

4. В чем заключается процесс производства речи с психологической точки зрения?
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. В.П. Белянин. Психолингвистика: учебник/В.П. Белянин; Рос.акад. образования; Моск. Психол. – соц. ин – т. – 2 – е изд. – М.: Флинта: Моск. Психол. – соц.ин – т, 2004, 232 с.

2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г.

3. Р.М. Фрумкина. Психолингвистика. Учебник для студентов вузов, 2001 г.

Дополнительная литература

1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский государственный университет, 2001 г.

2. А.А. Залевская. Введение в психолингвистику. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000 г.

1. Тема занятия «Проблемы функционирования единиц лексикона человека. Фоносемантика».

Цель занятия:

раскрыть основы фоносемантики и проблемы функционирования единиц лексикона человека.

Задачи:

- сформировать систему знаний по теме;

- показать роль взаимосвязи звука и смысла, синестезирующих сочетаний.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

Метод свободных ассоциаций, отношения синонимии, антонимии, гиперонимии, гипонимии, ассоциативный словарь, реакции на внешний раздражитель, энтимологический словарь; фоносемантика; звук и смысл; характеристика звуко – буквы (тихий, громкий, светлый, темный, тусклый, блестящий, шероховатый, гладкий, большой, маленький), фонетическое значение, лексическое значение, понятийное значение, глаголы – идеофоны, синестезирующие сочетания.

3. Вопросы к занятию

1. Как располагаются слова в языковом сознании носителей языка?

2. По какому принципу они связаны друг с другом?

3. Как удается говорящему отыскать нужную лексему в момент продуцирования речи?

4. Что такое фоносемантика?

5. Приведите примеры идеофонов.
4. Вопросы для самоконтроля

1. Приведите примеры синестезирующих словосочетаний.

2. Кого из поэтов называют самым психолингвистическим поэтом? Почему? Аргументируйте свой ответ.

3. Слово в сознании человека.

4. Поработайте с ассоциативным словарем. Приведите примеры ассоциаций на слова: психолог, доброта, толерантность.
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. В.П. Белянин. Психолингвистика: учебник/В.П. Белянин; Рос.акад. образования; Моск. Психол. – соц. ин – т. – 2 – е изд. – М.: Флинта: Моск. Психол. – соц.ин – т, 2004, 232 с.

2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г.

Дополнительная литература

1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский государственный университет, 2001 г.

2. А.А. Залевская. Введение в психолингвистику. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000 г.

1. Тема занятия «Слово в языковом/речевом механизме человека».

Цель занятия:

раскрыть роль слова в языковом/речевом механизме человека.

Задачи:

- сформировать систему знаний по теме;

- выработать навыки методики проведения метода свободных ассоциаций.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

- Слово – стимул – слово - реакция, национально – ориентированные, профессиональные ассоциации; ассоциативный словарь, три типа реакций на внешний раздражитель (нейтральная, ориентировочная, защитная), энтимологический словарь.
3. Вопросы к занятию

1. В чем заключается методика ассоциативного эксперимента?

2. Охарактеризуйте 3 типа реакций на внешний раздражитель по типу: скрипка – скрепка; скрипка – мандолина – виолончель; скрипка – гармонь – орган.

3. В каких ситуациях можно использовать методику ассоциативного эксперимента?

4. Вопросы для самоконтроля

1. Приведите примеры слов, взятых из энтимологического словаря Норманна. О чем они свидетельсвуют?

2. Раскройте вопрос «Психолингвистика и семантика».

3. Прочитайте рассказ Карла Чапека «Эксперимент профессора Роулса». О каком виде опыта идет речь?
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. В.П. Белянин. Психолингвистика: учебник/В.П. Белянин; Рос.акад. образования; Моск. Психол. – соц. ин – т. – 2 – е изд. – М.: Флинта: Моск. Психол. – соц.ин – т, 2004, 232 с.

2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г.

Дополнительная литература

1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский государственный университет, 2001 г.

2. А.А. Залевская. Введение в психолингвистику. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000 г.
1. Тема занятия «Текст как высшая единица рече – мыслительной деятельности человека».

Цель занятия:

раскрыть роль текста как высшая единица рече – мыслительной деятельности человека.

Задачи:

- сформировать систему знаний по теме: связность – когезия – целостность; затекст, подтекст;

- выработать навыки работы с текстом;

- формировать личностные качества будущих специалистов через знакомство с образцами отечественной литературы.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

Слово, семантика слова, речевой контекст, высказывание, образ мира автора, функция структурации деятельности, затекст, подтекст, формальная связность, семантическая связность, эмотивность, семиотические системы, проекция текста.
3. Вопросы к занятию

1. Какую функцию может выполнять слово?

2. Что отражает высказывание?

3. Что отражает текст?

4. Какую функцию выполняет текст в общении?

5. Признаки текста.

4. Вопросы для самоконтроля

1. Что отражает текст как объединение высказывания на основе сложной программы?

2. Какую функцию в общении выполняет текст?

3. Раскройте понятие затекста и подтекста.

4. Что такое формальная связность и семантическая связность текста?

5. Что такое эмотивность текста?
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. В.П. Белянин. Психолингвистика: учебник/В.П. Белянин; Рос.акад. образования; Моск. Психол. – соц. ин – т. – 2 – е изд. – М.: Флинта: Моск. Психол. – соц.ин – т, 2004, 232 с.

2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г.

Дополнительная литература

1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский государственный университет, 2001 г.

2. А.А. Залевская. Введение в психолингвистику. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000 г.

1. Тема занятия «Способы передачи информации в речевой деятельности».

Цель занятия:

раскрыть основные способы передачи информации в речевой деятельности.

Задачи:

- сформировать систему знаний по теме: осмысление, говорение, слушание, письмо и чтение;

- выработать навыки осознания восприятия звучащей и письменной речи.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

Речь, психофизиологический процесс, носитель языка, общение, мотив, цель, действия, операции, порождение и восприятие сообщений, память, осмысление, говорение, слушание, письмо и чтение.
3. Вопросы к занятию

1. Почему процесс производства речи наиболее сложен для описания?

2. На основании чего построено большое количество производства речи?

3. Что такое процесс восприятия речи?

4. Как происходит обработка речевых сигналов?

5. Что можно сказать о восприятии письменной речи?

4. Вопросы для самоконтроля

1. В каком случае при восприятии фраз реципиент может испытывать затруднение?

2. Важно ли для реципиента какой синтаксической формой предъявляется фраза?

3. С чем человек соотносит сказанное?

4. Как (благодаря чему) человек может восстановить пропущенные фрагменты текста?
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. В.П. Белянин. Психолингвистика: учебник/В.П. Белянин; Рос.акад. образования; Моск. Психол. – соц. ин – т. – 2 – е изд. – М.: Флинта: Моск. Психол. – соц.ин – т, 2004, 232 с.

2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г.

Дополнительная литература

1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский государственный университет, 2001 г.

2. А.А. Залевская. Введение в психолингвистику. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000 г.

1. Тема занятия «Теоретическая и прикладная психолингвистика».

Цель занятия:

раскрыть содержание разделов теоретической и прикладной психолингвистики.

Задачи:

- сформировать систему знаний по теме;

- выработать навыки приемов нейролингвистического программирования, автоматического анализа текста и методов речевого воздействия.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

Язык и гендер, нейролингвистическое программирование (пресуппозиции, паттерны), автоматический анализ текста, язык и речевое воздействие.
3. Вопросы к занятию

1. В каких областях используется психолингвистика?

2. На чём основано действие детектора лжи?

3. В каких видах деятельности необходима психолингвистика?

4. В чём психолингвистическая специфика текстов некоторых религиозных объединений?
4. Вопросы для самоконтроля

1. Реальна ли манипуляция сознанием человека с помощью слов?

2. Как можно противостоять манипуляции с помощью речи?

3. В чем разница мужского и женского языка в разговорной речи?

4. Каковы психолингвистические аспекты нейролингвистического программирования?
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. В.П. Белянин. Психолингвистика: учебник/В.П. Белянин; Рос.акад. образования; Моск. Психол. – соц. ин – т. – 2 – е изд. – М.: Флинта: Моск. Психол. – соц.ин – т, 2004, 232 с.

2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г.

Дополнительная литература

1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский государственный университет, 2001 г.

2. А.А. Залевская. Введение в психолингвистику. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000 г.
1. Тема занятия «Социальная психолингвистика. Проблемы этнопсихолингвистики».

Цель занятия:

раскрыть основы социальной психолингвистики и проблемы этнопсихолингвистики.

Задачи:

- сформировать систему знаний по теме;

- выработать навыки социально – психологического речевого поведения при общении с представителями другой национальности.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

Духовная культура, понимание мира, гипотеза лингвистической относительности, структура мышления, познание внешнего мира, отечественная психолингвистика, лакуны, интеркультурные контакты, культурный шок, билингвизм, оптимизация межкультурного общения.
3. Вопросы к занятию

1. Что определяет структура национального языка?

2. Какая теория существует в отечественной психолингвистике?

3. Какие этапы проходит человек при интеркультурных контактах?

4. Как называется владение двумя или более языками?

5. Охарактеризуйте речь человека при переходе на другой язык.

4. Вопросы для самоконтроля

1. В чём специфика речи инофонов?

2. Что такое лакуна? Какие типы лакун вы встречали в инокультурных текстах?

3. Если вы хоть немного знаете иностранный язык, то как вы можете оценить свой билингвизм по времени усвоения и по сложности речевых действий?

4. Почему в речи билингва встречаются ошибки? Чем речь иностранца отличается от речи носителя языка?
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. В.П. Белянин. Психолингвистика: учебник/В.П. Белянин; Рос.акад. образования; Моск. Психол. – соц. ин – т. – 2 – е изд. – М.: Флинта: Моск. Психол. – соц.ин – т, 2004, 232 с.

2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г.

Дополнительная литература

1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский государственный университет, 2001 г.

2. А.А. Залевская. Введение в психолингвистику. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000 г.
1. Тема занятия «Психолингвистика межличностного общения».

Цель занятия:

раскрыть основы межличностного общения.

Задачи:

- сформировать систему знаний по теме;

- выработать навыки социально – психологического речевого поведения, обеспечивающего бесконфликтное взаимодействие коммуникантов.

- формировать личностные качества будущих специалистов через знания традиций русского речевого этикета.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

Межличностное общение, 3 типа общения: инвективный, куртуазный и рационально – эвристический. Каверзные вопросы, уколы, колкости, отпор словесной агрессии.
3. Вопросы к занятию

1. Почему люди объединяются в группы?

2. Когда люди легче понимают друг друга?

3. Объясните понятия социальная роль и статус.

4. Приведите ваши примеры по схеме родитель – взрослый – дитя.

5. Интеракции. Дискурс.

4. Вопросы для самоконтроля

1. Идеи дискурса и социальной конструкции человеческого поведения.

2. В чем раскрывается ситуативность дискурсивно-психологического исследования?

3. Что такое интеракции? Приведите примеры.

4. Известно, что существует три стиля интеракции — комплементарная, симметричная и параллельная. Назовите вид стиля интеракции.

а) При … интеракции каждый из супругов стремится избежать потери контроля во взаимоотношениях. Каждый из супругов ведет борьбу за право быть инициатором воздействия, критикует другого, дает советы и т. д.

б) При … интеракции индивидуумы обмениваются противоположными паттернами поведения. Этот вид взаимоотношении основан на неравенстве контроля, с одним партнером, занимающим доминирующую позицию, и другим, находящимся в подчиненной позиции.

в) При … интеракции, однако, оба партнера знают, что ни один не сможет выиграть за счет другого. Каждый может обнаруживать сходное или противоположное поведение, но выбирает для этого наиболее подходящие и удобные случаи.
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. В.П. Белянин. Психолингвистика: учебник/В.П. Белянин; Рос.акад. образования; Моск. Психол. – соц. ин – т. – 2 – е изд. – М.: Флинта: Моск. Психол. – соц.ин – т, 2004, 232 с.

2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г.

Дополнительная литература

1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский государственный университет, 2001 г.

2. А.А. Залевская. Введение в психолингвистику. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000 г.

1. Тема занятия «Психолингвистическая конфликтология».

Цель занятия:

раскрыть основы психолингвистической конфликтологии.

Задачи:

- сформировать систему знаний по теме;

- выработать навыки социально – психологического речевого поведения, обеспечивающего бесконфликтное взаимодействие коммуникантов.

- формировать личностные качества будущих специалистов через знания традиций русского речевого этикета.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

Коммуникативный конфликт, вербальная агрессия, катарсис, три уровня коммуникативной компетенции (конфликтный, центрированный и кооперативный), доминанта, субдоминанта и субстрат.
3. Вопросы к занятию

1. На чем основан коммуникативный конфликт?

2. Назовите ученых, успешно занимающихся изучением психолингвистической природы коммуникативных конфликтов. О чем они пишут в своих работах?

3. Какие уровни коммуникативной компетенции вы знаете? Расскажите о них.
4. Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоят особенности оптимизации межкультурной коммуникации? Как избежать коммуникативного провала?

2. Почему возникают конфликты у людей одной национальности?

3. Как противостоять вербальной агрессии?
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. В.П. Белянин. Психолингвистика: учебник/В.П. Белянин; Рос.акад. образования; Моск. Психол. – соц. ин – т. – 2 – е изд. – М.: Флинта: Моск. Психол. – соц.ин – т, 2004, 232 с.

2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г.

Дополнительная литература

1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский государственный университет, 2001 г.

2. А.А. Залевская. Введение в психолингвистику. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000 г.
1. Тема занятия «Психолингвистика и смежные с ней области знания».

Цель занятия:

раскрыть основы психолингвистики и смежных с ней областей знания.

Задачи:

- сформировать систему знаний по теме;

- выработать навыки экспресс – анализа речи больного;

- познакомить с методикой использования нейролингвистического программирования.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

Лингвистика, психология, патопсихолингвистика, педагогическая психология, медицинская психология; ложь в речи, детектор лжи, идентификация личности в речи (графология, почерковедческий графологический анализ). Язык и гендер, нейролингвистическое программирование.
3. Вопросы к занятию

1. Что изучает психология? Что изучает лингвистика? Что изучает психолингвистика?

2. Что изучает патопсихолингвистика?

3. Что изучает педагогическая психология?

4. Что изучает медицинская психология?

4. Вопросы для самоконтроля

1. С какой целью используется в судебной психологии?

2. Расскажите о роли предмета в построении систем автоматического распознавания текста и голоса, а также в создании систем искусственного интеллекта.

3. Как можно определить ложь в речи?

4. Что можно узнать об эмоциональном состоянии человека по голосу говорящего? О чем говорит его высотный диапазон, мускульная напряженность голоса?
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. В.П. Белянин. Психолингвистика: учебник/В.П. Белянин; Рос.акад. образования; Моск. Психол. – соц. ин – т. – 2 – е изд. – М.: Флинта: Моск. Психол. – соц.ин – т, 2004, 232 с.

2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г.

Дополнительная литература

1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский государственный университет, 2001 г.

2. А.А. Залевская. Введение в психолингвистику. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000 г.
1. Тема занятия «Онтогенез речи. Возрастная психолингвистика».

Цель занятия:

раскрыть основы возрастной психолингвистики.

Задачи:

- сформировать систему знаний по теме «Онтогенез»;

- выработать навыки анализа периодизации детской речи.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

Язык животных, говорящие животные, дети – маугли, критический период для освоения речи, освоение речи ребенком, доречевой этап, освоение звуковой формы, связь звучания со смыслом, активный рост запаса слов, «родительский язык», детские словечки, теория формирования языкового сознания в онтогенезе.
3. Вопросы к занятию

1. Какие этапы проходит в своем развитии ребенок?

2. Почему существует корреляция между физическим развитием ребенка и освоением языка?

3. Что такое «промежуточная грамматика»?

4. Прагматические аспекты общения взрослых с детьми.
4. Вопросы для самоконтроля

1. Язык животных. Говорящие животные.

2. Основные этапы развития детской речи.

3. Как ребенок овладевает произношением?

4. Как ребенок осваивает грамматику?

5. Как ребенок осваивает лексику?
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. В.П. Белянин. Психолингвистика: учебник/В.П. Белянин; Рос.акад. образования; Моск. Психол. – соц. ин – т. – 2 – е изд. – М.: Флинта: Моск. Психол. – соц.ин – т, 2004, 232 с.

2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г.

Дополнительная литература

1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский государственный университет, 2001 г.

2. А.А. Залевская. Введение в психолингвистику. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000 г.
1. Тема занятия «Детская речь в сопоставлении с речью взрослых».

Цель занятия:

раскрыть различия детской речи и речи взрослых.

Задачи:

- сформировать систему знаний по теме;

- выработать навыки анализа детской речи;

- раскрыть особенности родительского языка.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

Гуление, свирель, лепет, модулированный лепет, повторение отдельных слов, освоение звуковой формы, промежуточная языковая система, связь звучания со смыслом, знаки, звукоподражательные слова, активный рост запаса слов, овладение морфологией, ошибки в речи детей, детское словотворчество, овладение синтаксисом, овладение значением слова, «родительский язык».
3. Вопросы к занятию

1. Какие этапы проходит в своем развитии ребенок?

2. Ошибки в речи детей.

3. Что такое «Промежуточная грамматика»?

4. Назовите звукоподражающие слова в детской речи.

5. Прагматические аспекты общения взрослых с детьми.

4. Вопросы для самоконтроля

1. Какие годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества?

2. К какому возрасту ребенок уже прочно усваивает обороты речи, используемые взрослыми?

3. С чем связано развитие синтаксиса детской речи?

4. Каковы особенности «родительского языка» со стороны матери и со стороны отца?

5. Почему дети используют детские словечки?
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. В.П. Белянин. Психолингвистика: учебник/В.П. Белянин; Рос.акад. образования; Моск. Психол. – соц. ин – т. – 2 – е изд. – М.: Флинта: Моск. Психол. – соц.ин – т, 2004, 232 с.

2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г.

Дополнительная литература

1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский государственный университет, 2001 г.

2. А.А. Залевская. Введение в психолингвистику. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000 г.

6.* Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Для самостоятельной работы студентам предлагаются следующие виды работы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

- выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий, курсовых работ (проектов);

- решение задач, упражнений;

- написание рефератов (эссе);

- работа с тестами и вопросами для самопроверки;

- моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций ситуации.


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


Теоретические и методологические вопросы психолингвистики.

1. Подготовка к семинару по теме: «История развития психолингвистики. Психолингвистические идеи до возникновения психолингвистики. Развитие психолингвистики за рубежом. Развитие отечественной психолингвистики. Современное состояние психолингвистики».

2. Составление конспекта по теме: «Теории происхождения речи. Модели производства речи (модель Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, Левелта)».

3. Реферат по теме: «Восприятие речи. Восприятие и понимание речи. Значение и смысл. Модели восприятия речи».


Защита проектов

Проверка конспекта

Проверка реферата


Основные разделы психолингвистики.

1. Подготовка к текущему тесту по теме: «Патология речи. Речь при заболеваниях шизофренией, при маниакально- депрессивном психозе, при эпилепсии, при паранойяльной психопатии».

2. Конспект по теме: «Язык животных в природе. Говорящие животные. Этапы развития детской речи. Освоение грамматики ребенка. Родительский язык».

3. Подготовка к итоговому тесту по теме: «Дефекты речи (особенности речи при алалии, дисфонии, заикании, дизартрии и т.д.)».

4. Подготовка к семинару по теме: «Речь в измененном состоянии сознания».

Подготовка проектов по теме: «Овладение неродным языком: язык и культура. Речь иностранца. Понимание иностранного текста. Интеркультурные контакты. Лакуны. Аккультурация».

5. Сочинение – эссе на тему: «Почему мне трудно общаться с инофонами?».



Тест
Проверочная работа

Тест


Семинар

Защита проектов
Проверка сочинений

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика iconМетодические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине
Методические указания по дисциплине «Контроль и ревизия» предназначены для студентов заочной формы обучения Новосибирского Университета...
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика iconМетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика iconМетодические указания по дисциплине «Английский язык»
Учебно-методические указания предназначены для студентов 1-2 курсов, обучающихся заочно по всем направлениям. В методических указаниях...
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика iconМетодические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»
Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,...
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика iconМетодические указания к выполнению практических работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для студентов среднеспециальных учебных заведений, обучающихся по специальностям: 080302 Коммерция...
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Биофизика»
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг»
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг». Ростов н/Д, / Издательский центр дгту 2012
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг»
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг». Ростов н/Д, / Издательский центр дгту 2012
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика iconМетодические указания для студентов График и методические указания...
График и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Исполнительное производство» для студентов заочной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск