Российской федерации





Скачать 351.81 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
страница1/3
Дата публикации06.07.2015
Размер351.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ

Директор Института

_______________________ / А.Д. Шалабодов/

__________ _____________ 2015г.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БОТАНИКИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 06.03.01 «Биология» (уровень академический), профилей подготовки: биохимия, биоэкология, ботаника, зоология, генетика, физиология; форма обучения очная

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Биологии

Кафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры

Тюменцева Е.А.

история развития ботаники


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 06.03.01 Биология (бакалавр)

очная форма обучения

Тюменский государственный университет

2015

Тюменцева Е.А. История развития ботаники. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 06.03.01 Биология (бакалавр), очная форма обучения. Тюмень, 2015, 15 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: История развития ботаники [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено директором Института Биологии.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Боме Н.А., заведующий кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры д.с.-х.н., профессор

© Тюменский государственный университет, 2015.

© Тюменцева Е.А., 2015.

  1. Пояснительная записка.

    1. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины – дать представление о становлении ботаники как науки и тенденциях ее развития в различные исторические эпохи.

Задачи:

- показать роль различных разделов ботаники в развитии современной цивилизации;

- сделать объективный анализ значения трудов отечественных ботаников в развитии мировой науки.

    1. Место дисциплины в структуре образовательной программы Б1.В.ДВ.2.1

Усвоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для изучения дисциплин «Анатомия и морфология высших растений», «Систематика высших растений», «Микробиология», «Экология растений», «География растений».

Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

3.1

3.2

3.3

1.

Морфология и анатомия растений

+

+

+




+

+




+

+

2.

Систематика семенных растений

+

+

+

+




+

+




+

3.

Микробиология, вирусология



















+




+

4.

Физиология растений
















+







+

6.

Экология растений с основами фитоценологии






















+

+

7.

Биотехнология растений













+













8.

География растений







+













+

+

Примечание: номера тем соответствуют названиям, приведенным в таблице 2.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующей компетенцией:

- ОПК-14: способность и готовность вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии.

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать исторический обзор развития ботаники как одного из фундаментальных разделов биологии, основных ученых и их вклад в развитие науки о растительности;

- уметь применять полученные знания для освоения общепрофессиональных дисциплин, анализировать научную и учебную литературу.

- владеть навыками составления докладов, работы в сети интернет и презентации материала.

2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр третий. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, 36 академических часов, из них 37,7 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 34,4 часа, выделенных на самостоятельную работу.

3. Тематический план.

Таблица 2.



Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная

работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в

интерактивной форме,

в часах

Итого количество

баллов

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа




Модуль 1

1.1

У истоков ботанических знаний

1-2

2

2

2,4

6,4




0-1

1.2.

Ботаника в античном мире

3-4

2

2

4

8

2

0-1,5

1.3.

Ботаника Средневековья

5-6

2

2

4

8




0-19,5




Всего:




6

6

10,4

22,4

2

0-22




Модуль 2

2.1.

Систематика растений

7-8

2

2

4

8




0-1,5

2.2.

Морфология и анатомия растений

9-10

2

2

4

8

2

0-1,5

2.3.

Физиология растений

11-12

2

2

4

8

2

0-27,5




Всего:




6

6

12

24

4

0-30,5




Модуль 3

3.1.

Микробиология

13-14

2

2

4

8

2

0-1,5

3.2.

География растений. Флористика. Фитоценология

15-16

2

2

4

8




0-1,5

3.3.

Вклад русских исследователей в развитие основных направлений ботаники

17-18

2

2

4

8




0-44,5




Всего:




6

6

12

24

2

0-47,5




Итого (часов, баллов):




18

18

34,4

70,4




0-100




Из них в интеракт. форме
















8





4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 3.

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Информа-ционные системы и технологии

Итого кол-во баллов

Фронтальный опрос на лекции

Выступление с докладом

Тестирование

Реферат

Контрольная работа

Составление тестовых заданий

Разработка электронной

презентаций

Модуль 1

1.1

0-1

-

-

-

-

-

-

0-1

1.2

0-1,5

-

-

-

-

-

-

0-1,5

1.3.

0-1,5

0-2

0-6

0-4

-

0-2

0-4

0-19,5

Всего:

0-4

0-2

0-6

0-4

-

0-2

0-4

0-22

Модуль 2

2.1.

0-1,5

-

-

-

-

-

-

0-1,5

2.2.

0-1,5

-

-

-

-

-

-

0-1,5

2.3.

0-1,5

0-2

0-14

0-5

-

-

0-5

0-27,5

Всего:

0-4,5

0-2

0-14

0-5

-

-

0-5

0-30,5

Модуль 3

3.1.

0-1,5

-

-

-

-

-

-

0-1,5

3.2.

0-1,5

-

-

-

-

-

-

0-1,5

3.3.

0-1,5

0-2

0-15

0-6

0-15

-

0-5

0-44,5

Всего:

0-4,5

0-2

0-15

0-6

0-15

-

0-5

0-47,5

Итого:

0-13,5

0-6

0-35

0-15

0-15

0-2

0-14

0-100


5. Содержание дисциплины.

Модуль 1

Тема 1.1. У истоков ботанических знаний.

Доисторический и исторический периоды развития ботанических знаний. Первичная форма познания человеком растений. Переход от сбора растений к примитивным формам их культуры. Древнейшие культурные растения и способы их введения в культуру. Познание растений, связанное с использованием их для врачевания. Первые культурные очаги (Передняя Азия, Китай, Египет, Индия). Древние цивилизации Америки.

Тема 1.2. Ботаника в античном мире.

Накопление эмпирических знаний о растениях в Древней Греции. Роль ризотомов, фармакополов и георгиков. Представления философов древности о природе. Величайший мыслитель древности Аристотель. Его работа «Учение о растениях». Понимание Аристотелем организации растений и животных, Теофраст – основатель ботаники, как самостоятельной науки. Теоретические воззрения Теофраста на строение и физиологические отправления растений. Классификация растений Теофрастом. Теофраст как родоначальник географии растений и экологии растений. Плиний Старший – крупный ботаник-теоретик античного мира, создатель первого учебника по ботанике. Вклад в развитие ботанической науки Диаскорида, Галена, Варрона, Колумеллы.

Тема 1.3. Ботаника Средневековья.

Святитель Василий Великий – представитель раннего периода средневековья. Сочинение «Беседы на шестоднев» – соединение верных наблюдений над природой и богословских положений. Памятник «научной» литературы средневековья «Физиолог». Состояние науки и культуры в странах Востока. Врач, философ и натуралист Авиценна (Ибн-Сина, 980-1037 г.). Книга «Канон» – основной источник медицинских знаний в эпоху средневековья. Роль в развитии науки открывающихся светских школ и университетов. Альберт Великий – крупнейший ученый средневековья. Сочинения Альберта по общей ботанике и физиологии.

Модуль 2

Тема 2.1. Систематика растений.

Организация академий и научных обществ. Первые ботанические сады. Систематика как основная ботаническая дисциплина. Предпосылки систематизации растений, «искусственная» систематика. Труды Брунфельса, Бока, Клюзиуса, Цезальпина, Турнефора и др. Первое определение вида в ботанике, предложенное Реем. Автобиография К. Линнея. Значение работ Карла Линнея в систематике растений, формирование бинарной номенклатуры.

Естественные системы растительного мира. Труды Б. Жюсье и А.Л. Жюсье, М. Адансона, М.А. Максимовича и др.

Эволюционные идеи в построении схемы развития растительного мира. Филогенетические системы Брауна, Эйхлера, И.Н. Горожанкина и др. Система покрытосеменных растений Б.М. Козо-Полянского. Филогения цветковых растений А.А. Гроссгейма. Филогенетическая система высших растений А.Л. Тахтаджяна.

Тема 2.2. Морфология и анатомия растений.

Установление гомологии различных органов растений Цезальпином. Морфологическая терминология К. Линнея. Физиологическое (экспериментальное), сравнительное и онтогенетическое направления морфологии растений. Первые описания индивидуального развития растений. Идеи О. Декандоля. Работы Шлейдена.

Открытие клеточного строения Р.Гуком. Основоположники анатомии растений Мальпиги и Грю. Физиологическое направление в анатомии растений, работы Сакса, Швенденера и Габерландта. Изучение протоплазмы растительной клетки. Изучение ядра и его деления. Изучение пластид. Изучение клеточной оболочки. Изучение продуктов метаболизма растительной клетки. Поиски фиксирующих растворов и методов фиксации, просветляющих и обезвоживающих веществ, способов уплотнения мягких тканей, подбор красителей для живых и фиксированных объектов.

Тема 2.3. Физиология растений.

Влияние физики и химии на развитие физиологии растений: труды М.В. Ломоносова, Ю. Либиха. Корневое питание растений: исследования Бойля, Мальпиги, Мариотта и др. Воздушное питание растений: исследования Пристли, Ингенхауза, Сенебье и др. Рост растений: исследования Мариотта, Найта, Декандоля и др.

Модуль 2

Тема 3.1. Микробиология.

Обособление микробиологии в самостоятельную отрасль знаний. Совершенствование микробиологических методов в связи с изобретением электронного микроскопа. Экспериментальный метод исследования микроорганизмов М.М. Тереховского. Пастер – основатель микробиологии. Исследования Коха. Работы И.И. Мечникова, С.Н. Виноградского и др. Совершенствование методов окраски и культивирования бактерий во второй половине XIX века. Открытие бактериофагов, исследования Н.Ф. Гамалея, Д.И. Ивановского, как предпосылки основ вирусологии.

Тема 3.2. География растений. Флористика. Фитоценология.

Бурное развитие флористических исследований, связанное с эпохой великих географических открытий. Исследование флоры Сибири Гмелиным. Изучение флоры Камчатки С.П. Крашенинниковым, флоры Урала, Сибири, южной и юго-восточной части Европейской России Палласом. Флора Америки, описанная Гумбольтом. Флористические работы русских ученых: С.И. Коржинского, Н.И. Кузнецова, В.Л. Комарова. Фитогеографические работы Гризебаха. Экологическое направление в географии растений Варминга. Выделение геоботаники (фитоценологии) в самостоятельную науку из экологической географии в конце XIX века. Задачи фитоценологии, сформулированные Ж. Браун-Бланке. Введение понятий формации и ассоциации. Фитоценотические и экологические исследования в России и зарубежом.

Тема 3.3. Вклад русских исследователей в развитие основных направлений ботаники.

Вклад Российских ученых в развитии географии растений, работы И. Борцова, А.Н. Бекетова и др.

Значение трудов Л.С. Ценковского, Д.К. Заболотного и др. для развития микробиологии.

С.Г. Навашин – создатель отечественной школы цитологов и эмбриологов растений

Изучение фотосинтеза. Исследования К.А. Тимирязева, М.С. Цвета и др.
6. Планы практических семинарских занятий.

Модуль 1

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск