Скачать 351.81 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Директор Института _______________________ / А.Д. Шалабодов/ __________ _____________ 2015г. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БОТАНИКИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 06.03.01 «Биология» (уровень академический), профилей подготовки: биохимия, биоэкология, ботаника, зоология, генетика, физиология; форма обучения очная МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт Биологии Кафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры Тюменцева Е.А. история развития ботаникиУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 06.03.01 Биология (бакалавр) очная форма обучения Тюменский государственный университет 2015 Тюменцева Е.А. История развития ботаники. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 06.03.01 Биология (бакалавр), очная форма обучения. Тюмень, 2015, 15 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: История развития ботаники [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено директором Института Биологии. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Боме Н.А., заведующий кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры д.с.-х.н., профессор © Тюменский государственный университет, 2015. © Тюменцева Е.А., 2015.
Цель дисциплины – дать представление о становлении ботаники как науки и тенденциях ее развития в различные исторические эпохи. Задачи: - показать роль различных разделов ботаники в развитии современной цивилизации; - сделать объективный анализ значения трудов отечественных ботаников в развитии мировой науки.
Усвоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для изучения дисциплин «Анатомия и морфология высших растений», «Систематика высших растений», «Микробиология», «Экология растений», «География растений». Таблица 1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Примечание: номера тем соответствуют названиям, приведенным в таблице 2. 1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы. В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующей компетенцией: - ОПК-14: способность и готовность вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии. 1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знать исторический обзор развития ботаники как одного из фундаментальных разделов биологии, основных ученых и их вклад в развитие науки о растительности; - уметь применять полученные знания для освоения общепрофессиональных дисциплин, анализировать научную и учебную литературу. - владеть навыками составления докладов, работы в сети интернет и презентации материала. 2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр третий. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, 36 академических часов, из них 37,7 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 34,4 часа, выделенных на самостоятельную работу. 3. Тематический план. Таблица 2.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля Таблица 3.
5. Содержание дисциплины. Модуль 1 Тема 1.1. У истоков ботанических знаний. Доисторический и исторический периоды развития ботанических знаний. Первичная форма познания человеком растений. Переход от сбора растений к примитивным формам их культуры. Древнейшие культурные растения и способы их введения в культуру. Познание растений, связанное с использованием их для врачевания. Первые культурные очаги (Передняя Азия, Китай, Египет, Индия). Древние цивилизации Америки. Тема 1.2. Ботаника в античном мире. Накопление эмпирических знаний о растениях в Древней Греции. Роль ризотомов, фармакополов и георгиков. Представления философов древности о природе. Величайший мыслитель древности Аристотель. Его работа «Учение о растениях». Понимание Аристотелем организации растений и животных, Теофраст – основатель ботаники, как самостоятельной науки. Теоретические воззрения Теофраста на строение и физиологические отправления растений. Классификация растений Теофрастом. Теофраст как родоначальник географии растений и экологии растений. Плиний Старший – крупный ботаник-теоретик античного мира, создатель первого учебника по ботанике. Вклад в развитие ботанической науки Диаскорида, Галена, Варрона, Колумеллы. Тема 1.3. Ботаника Средневековья. Святитель Василий Великий – представитель раннего периода средневековья. Сочинение «Беседы на шестоднев» – соединение верных наблюдений над природой и богословских положений. Памятник «научной» литературы средневековья «Физиолог». Состояние науки и культуры в странах Востока. Врач, философ и натуралист Авиценна (Ибн-Сина, 980-1037 г.). Книга «Канон» – основной источник медицинских знаний в эпоху средневековья. Роль в развитии науки открывающихся светских школ и университетов. Альберт Великий – крупнейший ученый средневековья. Сочинения Альберта по общей ботанике и физиологии. Модуль 2 Тема 2.1. Систематика растений. Организация академий и научных обществ. Первые ботанические сады. Систематика как основная ботаническая дисциплина. Предпосылки систематизации растений, «искусственная» систематика. Труды Брунфельса, Бока, Клюзиуса, Цезальпина, Турнефора и др. Первое определение вида в ботанике, предложенное Реем. Автобиография К. Линнея. Значение работ Карла Линнея в систематике растений, формирование бинарной номенклатуры. Естественные системы растительного мира. Труды Б. Жюсье и А.Л. Жюсье, М. Адансона, М.А. Максимовича и др. Эволюционные идеи в построении схемы развития растительного мира. Филогенетические системы Брауна, Эйхлера, И.Н. Горожанкина и др. Система покрытосеменных растений Б.М. Козо-Полянского. Филогения цветковых растений А.А. Гроссгейма. Филогенетическая система высших растений А.Л. Тахтаджяна. Тема 2.2. Морфология и анатомия растений. Установление гомологии различных органов растений Цезальпином. Морфологическая терминология К. Линнея. Физиологическое (экспериментальное), сравнительное и онтогенетическое направления морфологии растений. Первые описания индивидуального развития растений. Идеи О. Декандоля. Работы Шлейдена. Открытие клеточного строения Р.Гуком. Основоположники анатомии растений Мальпиги и Грю. Физиологическое направление в анатомии растений, работы Сакса, Швенденера и Габерландта. Изучение протоплазмы растительной клетки. Изучение ядра и его деления. Изучение пластид. Изучение клеточной оболочки. Изучение продуктов метаболизма растительной клетки. Поиски фиксирующих растворов и методов фиксации, просветляющих и обезвоживающих веществ, способов уплотнения мягких тканей, подбор красителей для живых и фиксированных объектов. Тема 2.3. Физиология растений. Влияние физики и химии на развитие физиологии растений: труды М.В. Ломоносова, Ю. Либиха. Корневое питание растений: исследования Бойля, Мальпиги, Мариотта и др. Воздушное питание растений: исследования Пристли, Ингенхауза, Сенебье и др. Рост растений: исследования Мариотта, Найта, Декандоля и др. Модуль 2 Тема 3.1. Микробиология. Обособление микробиологии в самостоятельную отрасль знаний. Совершенствование микробиологических методов в связи с изобретением электронного микроскопа. Экспериментальный метод исследования микроорганизмов М.М. Тереховского. Пастер – основатель микробиологии. Исследования Коха. Работы И.И. Мечникова, С.Н. Виноградского и др. Совершенствование методов окраски и культивирования бактерий во второй половине XIX века. Открытие бактериофагов, исследования Н.Ф. Гамалея, Д.И. Ивановского, как предпосылки основ вирусологии. Тема 3.2. География растений. Флористика. Фитоценология. Бурное развитие флористических исследований, связанное с эпохой великих географических открытий. Исследование флоры Сибири Гмелиным. Изучение флоры Камчатки С.П. Крашенинниковым, флоры Урала, Сибири, южной и юго-восточной части Европейской России Палласом. Флора Америки, описанная Гумбольтом. Флористические работы русских ученых: С.И. Коржинского, Н.И. Кузнецова, В.Л. Комарова. Фитогеографические работы Гризебаха. Экологическое направление в географии растений Варминга. Выделение геоботаники (фитоценологии) в самостоятельную науку из экологической географии в конце XIX века. Задачи фитоценологии, сформулированные Ж. Браун-Бланке. Введение понятий формации и ассоциации. Фитоценотические и экологические исследования в России и зарубежом. Тема 3.3. Вклад русских исследователей в развитие основных направлений ботаники. Вклад Российских ученых в развитии географии растений, работы И. Борцова, А.Н. Бекетова и др. Значение трудов Л.С. Ценковского, Д.К. Заболотного и др. для развития микробиологии. С.Г. Навашин – создатель отечественной школы цитологов и эмбриологов растений Изучение фотосинтеза. Исследования К.А. Тимирязева, М.С. Цвета и др. 6. Планы практических семинарских занятий. Модуль 1 |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |