Институт алишера навои1





Скачать 431.88 Kb.
НазваниеИнститут алишера навои1
страница1/3
Дата публикации25.08.2013
Размер431.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
ИНСТИТУТ АЛИШЕРА НАВОИ1
ИЮНЬСКИЕ СОБЫТИЯ 2010 г. В КЫРГЫЗСТАНЕПОСЛЕДСТВИЯ И ОТГОЛОСКИ


Автор: Сухробжон Исмоилов

Под редакцией Экспертного Совета Института Алишера Навои

ОБ АВТОРЕ
Сухробжон Исмоилов является известным юристом в области прав человека и имеет ценный академический и профессиональный опыт. В данный момент, он возглавляет Экспертную Рабочую Группу, правозащитную аналитическую инициативную группу представителей узбекского гражданского сообщества в Ташкенте, Узбекистане, а также, является Региональным представителем Института Алишера Навои в Центральной Азии. Будучи одним из инициаторов создания в 2010 г. «Ошской Инициативы» для содействия независимому международному расследованию преступлений в июньских событиях на юге Кыргызстана, эксперт сыграл ключевую роль в презентации собственного независимого отчета этой группы, вызвавшей определенный общественный резонанс. Впоследствии, «Ошская Инициатива» объявила о слиянии с Институтом Алишера Навои.


ЭПИГРАФ

Роза Отунбаева, президент Кыргызстана:
"Наша апрельская революция стала феноменом для мировой общественности, она стала примером для мирных граждан в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Ныне во всем мире Кыргызстан воспринимают как страну социальных революций". «Спустя год после революции власть в Киргизии переживает острый кризис», «Московские новости». 7 апреля 2011 г.
Роза Отунбаева, президент Кыргызстана:
«Мне часто, особенно после июньского конфликта 2010 года на юге, задают острые вопросы по межэтническим отношениям в Кыргызстане – на них у меня есть один ответ. Нам нужно время успокоиться и отойти от ссоры, чтобы переварить все межэтнические процессы, которые идут в стране с транзитной экономикой, с бурной политической жизнью. Мы должны найти формулу общего проживания, систему координат, в которой всем было бы комфортно, где каждый бы нашел свое место. Чем дальше, тем больше мы понимаем, что люди других национальностей могли бы давно покинуть эти края, уехать туда, где жизнь налажена. Но есть что-то невидимое, неосязаемое – чувство Родины, прах предков, любовь к дому своему, память о прошлой жизни, что накрепко связывает человека с этим местом. С другой стороны, сотни тысяч мигрирующих кыргызов видят, как строится человеческое общежитие в соседних странах: пусть задумаются и делают выводы у себя дома». «Р.Отунбаева: Демократия у нас в крови, в том, как мы видим мир». «Московские новости». 15 сентября 2011 г.
Курсан Асанов, заместитель министра внутренних дел Кыргызстана по южному региону:
«…Что касается пострадавших узбеков, что их было больше. Да, дома узбеков были сожжены, но они построены не предусмотрительно, например, поджигаешь один дом - и огонь сразу перекидывается на следующие дома», , "Парадный портрет" ИВС юга Кыргызстана: пыток нет. Воздуха тоже», Международное информационное агентство «Фергана». 9 июня 2011 г.

ВВЕДЕНИЕ
Настоящий доклад представляет собой попытку проанализировать ситуацию в Кыргызстане в пост конфликтный период после трагических июньских событий 2010 г. С 10 по 14 июня 2010 г. в южном Кыргызстане (преимущественно в Ошской и частично в Джалалабадской областях) произошли массовые погромы исторически узбекских кварталов со стороны представителей киргизского населения. Эксперты Института Алишера Навои не исключают возможности новой вспышки межэтнического насилия, если не будет преодолено наследие прошлых ошибок, а также, в краткосрочной перспективе не будут приняты действенные меры для снижения конфликтного потенциала.
Авторы доклада обращают внимание на самые злободневные вопросы, связанные с трагическими июньскими событиями 2010 г. на юге Кыргызстана. В их числе – сложившаяся на сегодня внутриполитическая ситуация в стране через призму ее влияния на межэтнические отношения, расследование преступлений, совершенных в ходе июньских событий, практика пыток в отношении задержанных в связи с событиями, нападения на адвокатов и правозащитников, процесс восстановления в пост-конфликтный период, положение этнических меньшинств в Кыргызстане и рост национализма.
ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Большинство наблюдателей признают, что баланс внутриполитических сил в Кыргызстане сегодня остается хрупким. Правительство в Бишкеке пытается убедить своих граждан и мировое сообщество в полном контроле страны, однако де-факто, ее власть ограничивается в основном северным регионом. Наглядный пример, в середине августа 2010 г. мэр южного города Ош Мелис Мырзакматов позволил себе проигнорировать постановление президента Розы Отунбаевой о том, что он должен уйти в отставку. Рассматривая внутриполитическую ситуацию, нельзя также забывать о том, что в стране имеются определенные силы, выступающие против стабильного процесса демократизации, которые могут включать в себя представителей южной элиты, большую часть представителей правоохранительных органов и вооруженных сил, организованную преступность, а также членов клана Бакиева. Прогнозы указывают на то, что через участие в политических процессах, включая участие через демократические механизмы, эти группы будут продолжать попытки контролировать правительство с помощью политических партий и подстрекать население к беспорядкам и насилию, в случаях, когда им это не будет удаваться. Это свидетельствует о дальнейшем ослаблении институтов государственной власти в стране с вовлечением все более широких масс в политическую борьбу, чреватую насилием.
В последние несколько лет, в стране наблюдается вспышка гипертрофированной практики многочисленных акций протеста по самым незамысловатым поводам, наряду с серьезным противостоянием с властью, отсутствие эффективного правопорядка и гражданский авантюризм определенных групп граждан. Например, в июле текущего года, пресс-служба МВД Кыргызстана сообщила, что с начала года в стране происходили свыше 700 несанкционированных митингов, пикетов и акций протеста. Чуть больше половины протестных проявлений - 363 - были вызваны социально-экономическими причинами. Остальные акции носили политический характер.2 «Среди стран Содружества Независимых Государств Кыргызстан занимает первое место по количеству митингов», - не без гордости заявил 1 июля на пресс-конференции спикер киргизского парламента Акматбек Кельдибеков.3 По мнению депутата парламента Кыргызстана от оппозиционной фракции «Ар-Намыс» Дастана Бекешева, митинги в стране стали источником заработка. «Согласно социальным опросам, около 90% митингующих - сельчане, для которых акция протеста - способ подработать. Сегодня в республике выгоднее митинговать и получать за это деньги, чем зарабатывать на жизнь традиционным способом», - считает депутат. Ежемесячно можно услышать или прочитать сообщения киргизских СМИ о том, что та или иная киргизская молодежная организация, группа демонстрантов публично сожгла не понравившийся им плакат, билборд на улице, доклад какой-нибудь международной комиссии с критическими заметками о положении в стране или грозится собственными силами «эвакуировать» не понравившегося им национального меньшинства, иностранного инвестора или иностранную военную базу.

Тревогу у экспертов также вызывают продолжающиеся время от времени попытки самозахвата земель в южных регионах страны, а также вокруг города Бишкек, столицы Кыргызстана. Наблюдатели не исключают, что нехватка жилья, всеобщая маргинализация сельского населения в условиях массовой урбанизации, откровенная слабость и неэффективность органов государственной власти могут разжечь новые конфликты в Кыргызстане. Один из подобных случаев имело место в ноябре 2010 г. на юге страны, когда более одной тысячи представителей сельского киргизского населения, по большей части на лошадях, захватили в различных районах вокруг Оша несколько гектаров земель, принадлежавших преимущественно узбекам.4
Другим ярким примером безнаказанного и бесконтрольного гражданского авантюризма некоторых представителей киргизского населения являются последние нападения на туристов в курортной зоне озера Иссык-Куль. Летом текущего года нескольких казахстанских туристов группа киргизской молодежи на глазах сотрудников безопасности курорта жестоко избила, девушку одного из туристов похитили и изнасиловали. Между тем, по словам известной киргизской правозащитницы Толекан Исмаиловой, небезопасно стало не только приезжим туристам, но и киргизским гражданам. В августе 2011 г. она побывала на Иссык-Куле, и, когда возвращалась на маршрутке из села Георгиевка в Бишкек, дважды пьяные люди киргизской национальности едва не устроили драку прямо в салоне маршрутки. «Призывы властей ездить отдыхать в Кыргызстан и гарантии безопасного отдыха пока похожи на благие намерения, институты власти не работают, а постреволюционное население, особенно молодежь, живет по принципу "кто сильнее, тот и побеждает. Это беспредел...», считает правозащитница.5
Даже после июньских событий внутриполитическая система Кыргызстана продолжает играть с огнем в отношении национальных меньшинств, включая узбекское население на юге страны. Этнические меньшинства, в особенности узбеки, всегда имели значение для киргизских политиков, в момент выборов и попросту забывались вслед за ними. Наблюдения показывают, что ситуация до сих пор не изменилась. По большому счету, узбекское население Кыргызстана было и остается заложником непрекращающейся борьбы за власть конкурирующих группировок киргизских региональных элит, большинство из которых в стремлении получить важные государственные должности и контроль над «лакомыми» секторами национальной экономики, продолжают использовать узбекское население всего лишь, как электоральный материал и постоянный источник разбойных доходов.
Нил Мелвин (Neil Melvin), директор программы "Вооруженные конфликты и урегулирование конфликтов" Стокгольмского международного института исследования проблем мира считает, что киргизское политическое руководство не могло не знать, что вышеописанное опосредованное положение не удовлетворяет узбекское население. Хотя узбекские лидеры страны никогда не претендовали на должности в центральном правительстве, все же, они хотели пользоваться более широкой возможностью коллективных прав, как отдельная этническая группа. Примерами могут служить, право на использование узбекского языка в местах их компактного проживания в качестве рабочего языка, сохранение образования на родном языке, работа в местных органах государственной власти, в частности в правоохранительных органах и вооруженных силах. «Несмотря на показную демонстрацию своей лояльности к режиму Акаева, узбекское население Киргизии не скрывало досады по поводу существующего положения дел, о своем недовольстве заявляла и оппозиция из числа этнических кыргызов. В 2003 г. опрос общественного мнения, проведенный Узбекским национально-культурным центром в г. Ош, показал, что свыше 60 % от принявших в нем участие 1436 этнических узбеков считают, что правительство страны мало сделало для них. Более 79 % высказались за образование узбекской политической партии, а 78% считали, что узбекскому языку должен быть присвоен статус официального языка», - пишет Нил Мелвин.6
Видимо пока киргизское руководство не сделало нужных выводов после июньских событий 2010 г. и пока узбекское население страны, впрочем, как и все остальные граждане, рассматриваются большинством политиков в основном в качестве материала для парламентских и президентских выборов. Избрание в депутаты парламента значительного числа приверженцев киргизского этнонационализма на волне хаоса в результате парламентских выборов в октябре 2010 г. указывает на то, что межнациональные отношения в стране остаются критическими. Многонациональный Кыргызстан и далее будет испытывать острую необходимость в выработке эффективного подхода к решению межэтнических вопросов.
После июньских событий 2010 г. в Кыргызстане прошли два важных политических события – референдум о переходе страны в парламентскую форму правления и парламентские выборы. Президентские выборы в стране намечены на конец октября 2011 г. Обозреватель российского издания «Время новостей» Аркадий Дубнов считает, что парламентские выборы были показательны для нынешнего состояния киргизского общества. Они показали, что общество в стране в серьезной степени разобщено на кланы, социально дезинтегрировано, идеологически не консолидировано, значительно зависимо от иностранного, в первую очередь российского влияния. В киргизском обществе заметно отсутствие моральных авторитетов, способных его объединить.7
По итогам выборов, в парламент прошли пять партий. Националистическая партия «Ата-Журт», представляющая в основном выходцев из юга Кыргызстана, среди которых много бывших представителей высшей номенклатуры эпохи правления бывшего президента Бакиева, в относительном выражении стали победителями выборов. После подсчета 99,5% протоколов избирательных участков, по предварительным официальным данным, "Ата-Журт" набрала 8,85% голосов.8
Независимые наблюдатели отмечают, что парламентские выборы прошли со значительными нарушениями. Следует отметить, что узбекское население страны, лидеры которого были «назначены» всеми без исключения национальными комиссиями виновниками межэтнического конфликта, как и предполагалось, в парламентских выборах страны приняло весьма опосредованное участие. Вся предвыборная кампания велась на киргизском и русском языках, для части узбекского населения это могло создать определенные трудности в определении своих позиций по отношению к участвующим в выборах партиям. Парламентские выборы обнаружили еще одну характерную для внутриполитического климата страны черту – активно использовался компромат конкурирующих друг с другом кандидатов от политических партий. Было отмечено привычная для Кыргызстана практика «покупать» голоса избирателей почти всеми политическими партиями. Наблюдатели утверждают, что есть свидетельства приобретения голосов за тысячу (чуть более 20 долларов США) или даже меньше киргизских сомов. Также было отмечено применение административного ресурса со стороны Социал-демократической партии, чьи представители, занимающие властные посты в местных органах власти, оказывали давление на избирателей из числа врачей и учителей.
В настоящее время, страна готовится к президентским выборам. Рекордное количество кандидатов в президенты, ранее вызвали у наблюдателей противоречивые впечатления. Известная киргизская правозащитница Чолпон Джакупова считает, что огромное количество кандидатов в президенты демонстрирует в первую очередь слабость институтов государственной власти. «Оценивая действия руководства республики, чуть ли не каждый в Кыргызстане считает, что он бы справился как минимум не хуже, чем нынешние правители. А некоторые выставили свои кандидатуры отнюдь не для участия в выборах, а на торги. Эти ждут, какие должности им предложат реальные кандидаты в обмен на лояльность», - говорит Джакупова.9
Некоторые эксперты, на наш взгляд, обоснованно полагают, что несогласие с результатом президентских выборов может подтолкнуть кандидатов и их сторонников к новым массовым столкновениям по всей стране. Подобное опасение заставило недавно офис ОБСЕ в Бишкеке призвать участников президентской гонки не обострять национальный вопрос. В этой связи примечателен прогноз эксперта Евгения Чаусовского (Eugene Chausovsky) из независимого аналитического агентства «Stratfor» в США. Он считает, что при победе Алмазбека Атамбаева в президентских выборах, Кыргызстан ожидает укрепление президентской власти в противоположность парламентской системе и усиление продвижения интересов России, так как Атамбаев является верным союзником России. Чаусовски полагает, что риск политической нестабильности в Киргизии никуда не исчезнет после президентских выборов. Под усилившимся президентским руководством страна может обрести большую стабильность, так как сильный президент сможет сделать больше, чем слабое правительство. Однако это необязательно разрешит политические разногласия в стране, разделенной на север и юг. Так как сам Атамбаев с севера и не имеет такой же поддержки на юге, любые его шаги окажутся под особо пристальным вниманием южан. Поэтому продолжающаяся политическая напряженность между севером и югом с ближайшие годы не исчезнет.10
Рассматривая внутриполитический климат в Кыргызстане, следует отметить, что страна находится в психологической зависимости от внешних факторов. По мнению киргизского эксперта Нурдина Дуйшенбекова, для кыргызстанцев информация о том, что тот или иной кандидат в президенты, в депутаты является проамериканским или же пророссийским, стала уже нормой. «На этот счет никто не возмущается и никто не протестует. Кыргызстан с каждым годом становится все более безликим. К 20-летию независимости суверенитет остался только на бумаге, и достаточной независимости республика еще не приобрела», - говорит эксперт.11
РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В ХОДЕ ИЮНЬСКИХ СОБЫТИЙ 2010 ГОДА
Анализируя ход расследования преступлений, совершенных в ходе июньских событий 2010 г., следует особо подчеркнуть важность работы нескольких национальных комиссий и Международной исследовательской комиссии, созданной с одобрения руководства Кыргызстана под эгидой ОБСЕ.
Для проведения национального расследования причин, последствий и выработке рекомендаций по трагическим событиям, произошедшим на юге республики в июне 2010 г. Указом Президента Кыргызской Республики Р. Отунбаевой от 12 июля 2010 года была образована Национальная комиссия. Заключение Национальной комиссии было представлено и заслушано в Жогорку Кенеше Кыргызстана (парламент) 19-20 января 2011 г. Одновременно с Национальной комиссией, свое расследование провела и представила свое заключение другая комиссия, при киргизском Омбудсмене. Позднее после формирования нового парламента свое расследование по июньским событиям провела и Депутатская комиссия. Хотя факт создания и работы национальных комиссий и политическая воля киргизского руководства достойны внимания, работу этих комиссий, на наш взгляд, нельзя назвать объективной и всесторонней. Практически без каких-либо доказательств, все три комиссии пришли к выводу, что виновником июньских событий 2010 г. являются свергнутый президент Бакиев, его сторонники, лидеры узбекских общин, а также внешние силы в лице иностранных наемников. Временное правительство Кыргызстана в докладах национальных комиссий представлено, как жертва ситуации, которой тем менее удалось быстро взять ситуацию под контроль и без посторонней помощи добиться прекращения беспорядков через несколько дней после их начала.
В начале мая нынешнего года, независимая Международная Исследовательская Комиссия представила свою версию произошедшего на юге Киргизии, назвав основные причины конфликта и обозначив виновников в его эскалации. Из доклада международной комиссии следует, что узбекское население юга Киргизии неповинно в начале насилия. Наоборот, совершенные преступления в отношении них, такие, как заживо сожженные люди, насилие над женщинами и детьми, были характеризованы этой комиссией как преступления против человечества. Как следует из материалов расследования, в ходе столкновений погибли 470 человек. 74% погибших составили узбеки, 25% - киргизы и 1% - представители других национальностей. 67% погибших в результате огнестрельных ранений (80% узбеков и 19% киргизов). В ходе поджогов было повреждено 2843 здания, из них 2677 были полностью разрушены. Основная масса разрушений приходится на узбекские кварталы. Международная комиссия обнародовала многочисленные факты преступлений против человечности, возложив основную ответственность на Временное правительство Кыргызстана.
Киргизское правительство, включая президента Р. Отунбаеву, за исключением признания отдельных частей, выразило по поводу доклада международной комиссии свое возмущение, признав его однобоким и необъективным. Но самая яростная реакция пришла от киргизского парламента, депутаты которого публично обвинили членов Международной комиссии в «сговоре с узбекскими сепаратистами». А самого главу Международной комиссии доктора Киммо Кильюнена, киргизские депутаты обвинили в раздувании межэтнического конфликта и объявили его «персоной нон-грата», запретив ему въезд в страну.
Все больше высокопоставленных киргизских политиков стали публично утверждать, что доклады подобных международных комиссий не способствуют предупреждению новых конфликтов и сохранению мира и стабильности в стране, поэтому следует сконцентрироваться на пост-конфликтное восстановление и развитие. «Сейчас не время для взаимных обвинений, Кыргызстан нуждается в помощи по восстановлению и развитию экономики и в повышении благосостояния граждан, а не в очередных обвинениях, которые мешают процессу примирения", - сказал советник премьер-министра Киргизии Фарид Ниязов.12
В настоящее время статус реакции киргизского руководства к рекомендациям докладов, как Международной независимой комиссии, так и национальных комиссий, остается неизвестной. В этом отношении отмечается полная непоследовательность политики руководства страны. Спикер Жогорку Кенеша Акматбек Кельдибеков, одна из главных политических фигур, пролоббировавший осудительную реакцию киргизского парламента по поводу доклада международной комиссии и объявления главы комиссии Киммо Кильюнена невъездным, 2 июля заявил, что он внесет предложение в парламент, чтобы депутаты отменили свое решение и разрешили ему приехать в Киргизию. Киргизское правительство, сначала дав добро работе международной комиссии, впоследствии отказалось принять ее рекомендации на выполнение. Показательным является тот факт, что задолго до конца работы национальных и международной комиссий и объявления их результатов, моноэтнические киргизские правоохранительные органы, стали производить аресты сотен узбеков на юге страны и приговаривать их без каких-либо доказательств, к длительным срокам лишения свободы за якобы организацию и участие в июньских событиях 2010 г.
Примечательны выводы международных экспертов по поводу результатов работы комиссий. «За год, прошедший с момента трагедии, ни одна из комиссий так и не смогла убедительно ответить на вопрос о том, что на самом деле произошло и кто же все-таки организовал беспорядки», - считает швейцарский журналист, эксперт по Киргизии Андре Лорш (Andre Loersch). «Пример послевоенной Германии, может, и не совсем подходящий, но чтобы честно проанализировать национал-социалистическое прошлое, здесь понадобилась смена целого поколения. Только есть ли у Киргизии столько времени? Проблемы общежития двух этносов стоят там очень остро», - утверждает немецкий эксперт Беате Эшмент (Beate Eschment).13
По данным международной правозащитной организации Human Rights Watch, во время июньских беспорядков погибло 426 граждан обеих национальностей, в том числе 276 узбеков и 105 кыргызов. Разграблено и сожжено более 1.800 домов, подавляющее большинство которых принадлежало узбекам. Киргизские правоохранительные органы задержали 306 подозреваемых в преступлениях, совершенных против обоих этносов. Из общего числа задержанных 85 процентов составили узбеки. Из 124 обвиняемых в убийствах 115 - узбеки.
Согласно докладу Национальной комиссии по расследованию причин, последствий и выработке рекомендаций по трагическим событиям, произошедшим на юге республики в июне 2010 г., по состоянию на 10 декабря 2010 г. следственно-оперативными группами возбуждено 5162 уголовных дел. По ним задержано 306 лиц, из которых в отношении 271 лица применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в том числе: кыргызской национальности - 39, узбекской - 230, другой национальности - 2 и в отношении 35 лиц избраны меры пресечения, не связанные с лишением свободы.
25 февраля 2011 г. киргизское Информационное агентство «24.kg» сообщило, что Генеральная прокуратура страны приостановила более 4 тысяч уголовных дел возбужденных по фактам июньских беспорядков. Расследование большинства дел было приостановлено в связи с тем, что «лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности, не установлены». Статус приостановленных дел в момент подготовки данного доклада неизвестен. Однако киргизские правозащитники и международные наблюдатели отмечают, что уже произведенные задержания, расследования по оставшимся в производстве у киргизских правоохранительных органов уголовным делам и судебные процессы велись и ведутся с серьезными нарушениями прав человека, с националистической позиции и заранее определенными обвинительными приговорами для лиц узбекской национальности.
Директор киргизской правозащитной организации «Справедливость» Валентина Гриценко говорит, что по уголовным делам 2010 г., которых она изучала, осуждены 41 узбек и два киргиза. Так была определена пропорция вины. Возможно, поэтому правозащитница высоко расценивает вероятность второй волны межэтнического кризиса: «Сколько ни гни пружину, она все равно выпрямится. До той поры, пока люди не поймут, что бояться просто уже нечего, все страшное с ними уже случилось. Чувство мщения физически живет в каждом. Это может случиться, потому что уж очень несправедливо с ними (узбеками) обходятся». Правозащитница обращает внимание на волнообразный характер арестов. По ее наблюдениям, первые аресты начались сразу же после конфликта, потом прошло какое-то время, последовала вторая волна арестов - чаще всего брали людей состоятельных.14
Правозащитники также указывают на другие случаи грубых нарушений, допущенные следственными органами. Южное отделение известной в Киргизии правозащитной организации «Граждане против коррупции», оказывает правовую помощь обвиняемым по уголовным делам, связанными с июньскими событиями. «Жахонгира Базарова уже осудили на 23 года. Он нашел сотовый телефон, который принадлежал убитому. Милиция, выйдя на Базарова, не задерживала его, а попросила прийти и написать объяснительную. Он мог бы убежать, но он добровольно вместе с матерью пошел давать показания. Его там же и арестовали», - говорит Хусанбай Салиев, представитель организации.
В некоторых случаях, рассказывает правозащитник, потерпевшие в ходе следствия неожиданно превращались в обвиняемых. «К нам обратилась Сайдарова Хидоятхан и пояснила, что во время беспорядков задержали поджигателей, но сдать их в милицию было невозможно, так как на вызовы никто не выезжал. Наутро они сдали этих поджигателей в СНБ, их там поблагодарили, а теперь ее сын сам оказался за решеткой. Его обвиняют в незаконном лишении свободы этих поджигателей, которые теперь стали потерпевшими", - рассказывает Хусанбай Салиев.15
По свидетельству киргизских правозащитников нарушения начинаются практически с момента задержания подозреваемого. В первые недели после начала межэтнического конфликта в 2010 г. такие нарушения в ходе арестов носили массовый характер. «Это несанкционированные обыски, сотрудники милиции были без формы, не представлялись, не объясняли причину задержания. В основном задерживается узбекская часть населения. Немало и случаев вымогательства со стороны милиции, когда люди вынуждены «откупаться», чтобы не стать одним из фигурантов по тому или иному делу. Но писать жалобы на вымогателей граждане боятся. Мы просили их написать официальное заявление. Но они рады, что освободились и не хотят дальше разбираться, так как боятся, что им будет еще хуже», - говорит руководитель ошского «Эдвокаси центра по правам человека» Жениш Тороев.
Комментируя работу правоохранительных органов по расследованию преступлений, совершенных в ходе июньских событий 2010 г. президент Кыргызстана Роза Отунбаева отметила, что основой процесса примирения и прощения должно стать «приведение к ответственности и справедливое наказание всех виновных в этих трагических событиях». Отунбаева подчеркнула, что правоохранительные органы республики и суды ни в коем случае не должны стоять на стороне одного этноса, «откровенно попирая права» другого. «Мы будем настойчиво добиваться от правоохранительных органов двух областей на юге страны положить конец необоснованным задержаниям, возбуждению и расследованию уголовных дел с нарушениями уголовно-процессуального кодекса, применению недозволенных методов при допросах, вымогательству и получению взяток. Наказание таких стражей порядка неотвратимо», - сказала Отунбаева.16 Что ж, реальность показывает, что это заявление президента пока остается лишь благим намерением и свидетельством бессилия правительства на юге страны.
ПЫТКИ И СХОЖИЕ ВИДЫ ОБРАЩЕНИЙ ИЛИ НАКАЗАНИЯ
Отмечено, что ситуация с пытками в уголовном судопроизводстве Кыргызстана была проблематичной и до июньских событий 2010 г. Но количество пыток возросло в разы в результате незаконных задержаний, арестов и уголовных дел в отношении подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в связи с июньскими событиями.
По данным киргизской правозащитной «Коалиции против пыток» с августа 2009 г. по август 2010 г. зафиксировано 186 фактов пыток. Официальные статистические данные Генпрокуратуры свидетельствуют о тенденции роста количества жалоб на применение пыток и жестокого обращения. В 93% зафиксированных случаев, пытки применялись в следственных изоляторах органов внутренних дел. Среди потерпевших от пыток - 10 женщин и 6 несовершеннолетних. В трех случаях предполагаемые факты пыток закончились смертельным исходом. А по данным другой киргизской правозащитной организации «Кылым шамы», только за 2010 г. в стране было зарегистрировано около 300 случаев пыток в отношении подследственных. 97 человек подали жалобы на действия следователей, однако только по одной жалобе состоялось судебное разбирательство.17
В интервью международному информационному агентству «Фергана» (14 января 2011 г.) руководитель киргизского Общественного фонда «Голос Свободы» Сардар Багишбеков отметил: «Июньские события взорвали ситуацию с пытками и полностью развязали руки сотрудникам милиции, ГКНБ. Мы даже слышали о фактах применения пыток со стороны налоговой полиции. А социальная поддержка на юге как отсутствовала, так и отсутствует: многие уверены, что если пытки совершаются в отношении, например, узбеков, - то это нормально. Сформировалось именно такое отношение к пыткам сегодня».
Комментируя уголовные дела по июньским событиям, выводы Багишбекова поддерживает представитель киргизской правозащитной организации «Граждане против коррупции» Хусанбай Салиев: «Практически во всех делах обвиняемые признают свою вину, но ведь просто так они не будут этого делать. Таких признаний добиваются незаконным путем, а именно применением пыток. Но зафиксировать пытки трудно, потому что нет независимых органов. Следователи, прокуроры, судмедэксперты - там круговая порука». Салиев добавил, что доказать факты пыток практически невозможно. Права адвокатов здесь ограничены, а независимых органов судмедэкспертизы нет. Но в том, что из многих обвиняемых признательные показания «выбивают», Салиев почти не сомневается.18
В своем отчете «Искаженное правосудие» международная правозащитная организация Human Rights Watch подтвердила, что по уголовным делам, связанными с июньскими событиями 2010 г. на юге Кыргызстана, зафиксировано применение пыток в отношении подследственных. Организация также отметила, что в основном все подследственные и подсудимые - представители узбекской этнической группы. Авторы доклада отметили, что такая подобная правоохранительная практика подрывает усилия по достижению межнационального примирения и нагнетает напряженность, которая рано или поздно может вылиться в новую вспышку насилия.
Самым громким фактом пыток, ставшим достоянием общественности, стал случай этнического узбека, выходца из юга Кыргызстана, гражданина России Усманжана Холмирзаева. 7 августа 2010 г. 41-летний Холмирзаев был доставлен в ОВД Базар-Коргонского района Джалалбадской области для проверки на причастность к этническим столкновениям на юге страны в июне 2010 г. Тем же вечером, он вернулся, домой жалуясь на действия сотрудников милиции, которые якобы били и пытали его. 8 августа состояние Холмирзаева резко ухудшилось, он был госпитализирован в районную больницу. В ночь на 9 августа Холмирзаев скончался. Как установило вскрытие, причиной смерти стали поперечный перелом грудины с разрывом сердца и последующее внутреннее кровоизлияние.19 К моменту подготовки настоящего доклада киргизские власти возбудили уголовное дело по факту смерти У. Холмирзаева. Как сообщила Генеральная прокуратура Кыргызстана двое милиционеров, подозреваемых в пытках гражданина РФ, задержаны. Задержанным милиционерам инкриминируется умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, превышение должностных полномочий, пытка и вымогательство взяток.



13 сентября 2011 г. СМИ сообщили о планах киргизских властей создать Национальный центр по предупреждению пыток в течение последующих трех месяцев. Кыргызстан в 2008 году присоединился к Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и других жестких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Согласно данному документу, страна должна была открыть у себя независимый национальный орган, который бы обеспечивал возможность борьбы с пытками и их предупреждение. Киргизские власти утверждают, что новый Национальный центр будет играть именно роль такого независимого национального органа. Согласно планам киргизских властей, в коалиционный совет Центра будет входить депутаты, представители некоммерческих организаций и киргизский Омбудсмен.
НАПАДЕНИЯ НА АДВОКАТОВ И ПРАВОЗАЩИТНИКОВ
Многие наблюдатели считают, что пределом нарушений прав человека в пост-конфликтный период после июньских событий 2010 г. стали нападения на адвокатов и правозащитников Кыргызстана. Адвокаты, защищающие обвиняемых в причастности к июньским событиям на юге страны, заявляли, что им постоянно угрожают родственники пострадавших, а иногда адвокаты подвергаются избиениям. Происходит все эти правонарушения нередко в зданиях судов либо на прилегающих к ним территориях. В этой связи показательны истории следующих адвокатов и правозащитников Кыргызстана.
Адвокат Дильбар Турдиева представляла интересы десяти подзащитных узбеков, которые обвинялись в убийствах, в участии в массовых беспорядках и других тяжких преступлениях. После завершения одного из судебных заседаний на Дильбар Турдиеву напали родственники пострадавших. «Когда мы стали выходить из зала, во дворе суда находилась толпа людей, которые сразу же накинулись на меня и стали избивать. Они кричали, что если я продолжу защищать обвиняемых, то для меня это обернется плачевно», - говорит Дильбар Турдиева.
На следующий день после данного инцидента Д. Турдиева вместе со своим коллегой в ходе очередного заседания выступили с ходатайством о проведении медицинского освидетельствования своих клиентов. «В тот момент, когда мой коллега Таир Асанов устно заявил о нашем ходатайстве, зал просто взорвался. Родственники потерпевших стали нападать на Асанова, мы еле-еле выбежали на улицу, но там его тоже стали драть за волосы, рвать ему одежду», - отмечает Дильбар Турдиева.
Другой адвокат Улугбек Османов поясняет: «Если в зале суда происходят какие-то противоправные действия, то судья имеет право прямо на месте принимать решение об удалении нарушителей порядка из зала или наложить штраф. Однако никакой реакции со стороны судей, как правило, нет. Я думаю, судьи сами боятся, они просто хотят поскорее провести процесс и отвязаться от дела».20
13 октября 2010 г. в городе Ош на юге Кыргызстана избиты адвокаты гражданина, обвиняемого в причастности к убийству двух сотрудников ГУБДД во время трагических июньских событий. «Процесс был назначен на 14.00, - рассказывает пострадавший адвокат Татьяна Томина. - Мы пришли в военный гарнизон, где уже собрались люди. В это время подошел сам подсудимый Сухбатулло Низамходжоев, которого обвиняют «в сокрытии преступления». Собравшиеся набросились на него и принялись избивать. Я и второй адвокат подсудимого Дильбар Турдиева попытались вмешаться, но сами попали под удары. В результате получили многочисленные ушибы и травмы, а у Сухбатулло Низамходжоева сломаны два ребра, рассечены лоб и нос, в результате чего его госпитализировали».21
Адвокат Томина утверждает, что угрозы нередко исходят также и со стороны самих сотрудников правоохранительных органов. «Когда мы начинаем доказывать следователям, что они нарушают закон, они угрожают, что подкинут нам патроны. Мне следователь как-то сказал, что у них патронов на всех нас хватит», - отметила Томина.
12октября 2010 г. в Джалалабадской области двое неизвестных пригрозили расправой правозащитникам и адвокатам из местной правозащитной организации «Справедливость», которые защищали девятнадцать подсудимых, обвиняемых в убийствах, организации беспорядков, разжигании межнациональной розни. Неизвестные заявили, что представляют одну из политических партий, прошедших в парламент, что добьются отмены запрета на сметную казнь для подсудимых, а также закрытия всех правозащитных организаций в стране.

В свете этих событий киргизские юристы и правозащитники письменно обратились к президенту Кыргызстана Розе Отунбаевой. В обращении, в частности, пишется следующее: «Весь процесс сопровождался оскорблениями националистического характера в адрес адвокатов, являющихся представителями разных национальностей. Адвокатам кричали: русская свинья, грязный еврей. Все эти случаи не пресекались судьей, и никто из нарушителей порядка не был привлечен к ответственности или удален из зала судебного заседания». Кроме этого, преследуемые за свою профессиональную деятельность адвокаты к генеральному прокурору и министру юстиции Кыргызстана с требованиями защитить их и обеспечить их безопасность.
15 октября 2010 г. на пресс-конференции в городе Ош группа адвокатов - Кубаныч Жороев, Дильбар Турдиева, Таир Асанов, Назгуль Суюнбаева, Татьяна Томина, Динара Турдуматова, вынуждены были сделать заявление об отказе принимать участие в судебных разбирательствах, касающихся дел по июньским беспорядкам, до тех пор, пока в зале суда и вне его им и их семьям не будет гарантирована защита. В официальной киргизской прессе были сообщения о том, что Генеральная прокуратура якобы возбудила уголовные дела по фактам нападений на адвокатов и правозащитников, но результаты этих уголовных дел неизвестны.
ПОСТ-КОНФЛИКТНЫЙ ПЕРИОД И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институт алишера навои1 iconИнститут алишера навои1
Выездного совещания при начальнике отдела организации работы станций департамента управления перевозками
Институт алишера навои1 iconОшская инициатива институт алишера навои
Рабочая программа составлена на основании гос впо направлению 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Институт алишера навои1 iconРоссийская академия сельскохозяйственных наук всероссийский институт...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Институт алишера навои1 iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Целью и задачей дисциплины является освоение студентами отдельных институтов предпринимательского права, представляющими собой совокупность...
Институт алишера навои1 iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)

Институт алишера навои1 iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)

Институт алишера навои1 iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Институт алишера навои1 iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Институт алишера навои1 iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Институт алишера навои1 iconМинобрнауки россии
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Институт алишера навои1 iconРеклама в библиотеке
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Институт алишера навои1 iconКвантовая физика
Уральский научно-исследовательский институт архитектуры и строительства (оао институт «Уралнииас»)
Институт алишера навои1 iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники

Институт алишера навои1 iconПриложение 1 к приказу министерства
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Институт алишера навои1 iconЭлементы математической статистики
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Институт алишера навои1 iconИнститут внешнеэкономических связей
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид российской федерации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск