Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей





Скачать 441.23 Kb.
НазваниеПодготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей
страница1/4
Дата публикации11.08.2015
Размер441.23 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи

Чмыхова Галина Васильевна

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

13.00.08. – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Журкина Алла Яковлевна


Официальные оппоненты: ФГАОО «Академия повышения квалификации и «профессиональной переподготовки», профессор кафедры педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор

Зарецкая Инесса Исааковна
МАОУ ДОД «Детская школа искусств»

посёлка Свердловский ЩМР МО, директор

кандидат педагогических наук, Анджапаридзе Татьяна Вячеславовна

Ведущая организация: ГОУ ДПО (повышение квалификации) специалистов МО Педагогическая академия последипломного образования

Защита диссертации состоится «17» мая 2012 года в «10.00» часов на

заседании диссертационного совета Д 212.302.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата педагогических наук при ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет по адресу: 155908, Ивановская область, г. Шуя, Кооперативная, д.24,ауд.220.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан «13» апреля 2012года.


Учёный секретарь

диссертационного совета Н.В.Лысых

кандидат педагогических наук, доцент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Одной из важнейших социальных проблем во всём мире является обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо стоит проблема безопасности дорожного движения, представляя собой сложную систему взаимодействия социо-технических факторов. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку занимает дорожно-транспортный травматизм, который сегодня достигает масштабов социальной катастрофы. Более четверти миллиона человек на Земле погибает в дорожно-транспортных происшествиях. Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов, интенсивности дорожного движения, порождает множество проблем.

Дорожно-транспортный травматизм является глобальной проблемой («Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма», Всемирная организация здравоохранения – 2004г., 2008г.). Организация объединённых наций (ООН) называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

В самом катастрофическом положении среди развитых стран оказалась Россия. Ежегодно в Российской Федерации погибают и получают травмы в дорожно-транспортных происшествиях около 27 тыс. детей и подростков до 16-ти лет. Количество погибших из года в год увеличивается, а большинство из пострадавших становятся инвалидами.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области безопасности жизнедеятельности, законодательного регулирования вопросов, обновления нормативной базы, - становится очевидным необходимость глубокого реформирования образовательной сферы в области подготовки педагогов к обеспечению безопасной жизни и деятельности детей в сфере дорожного движения.

Подготовка педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в учреждениях дополнительного образования требует кардинального пересмотра ее содержательной и технологической основы. Необходима новая модель подготовки педагога к обеспечению безопасности жизни и деятельности детей. Очевидна и необходимость смены ценностных ориентаций учащихся к безопасной жизни и деятельности в постоянно развивающейся, высоко энерговооруженной, динамичной и, в определенной степени, опасной среде.

Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).

Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда, и др.

Различные аспекты безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных учёных (В.А.Алексеенко, В.С.Белов, А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, О.Н.Русак, И.М.Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.).

Вопросы привития навыков безопасного поведения детей отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

Анализ этнопедагогических трудов В.Ф.Афанасьева, Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, А.В. Мордовской, Н.Д. Неустроева, А.А.Сергина, К.С.Чиряева, Н.К.Шамаева и др. позволяет определить научные подходы к безопасности жизнедеятельности на основе народных традиций.

Изучением социально-педагогических проблем дополнительного образования занимались Л.Н.Буйлова, Е.Б.Евладова, Л.Г.Логинова, В.Я. Коровина, Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Л.Н. Николаева, М.Н.Поволяева, А.Б. Фомина, А.И.Щетинская и др.

Особо отметим педагогические исследования, в которых обоснована специфика такого субъекта воспитания, как детское объединение: различные формы его деятельности (С.В. Ерохин, Т.П.Щербакова, М.В. Копосова, Г.В. Телицина, Н.А. Смирнова и др.), развитие творческих способностей, творческого стиля жизнедеятельности, творческой индивидуальности в детских объединениях (В.В. Белова, Р.У. Богданова, М.Д. Виноградова, Н.Е. Коробкина, Ю.Л. Львова, В.И. Максакова, В.В. Полукаров и др.)

В последние два десятилетия заложены продуктивные подходы к созданию современной теоретической и технологической базы обучения, воспитания и развития личности ребёнка, формирования у него специальных знаний, умений и навыков, а также воспитания общей культуры и её таких ветвей, как культуры поведения (В.С. Библер, Н.П. Дубинин, И.В. Дубровина, Э.В.Соколов, А.В. Меренков и др.), экологической культуры (К.М. Петров, Б.Б. Прохоров, Ю.Л. Хотунцев, Н.Ф. Реймерс и др.), безопасности (Ю.Л. Воробьев, Л.А. Михайлов, В.Н. Мошкин, М.Б. Сулла и др.).

В настоящее время стало очевидно, что в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо создавать новую парадигму обучения и воспитания в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдалённые последствия реализации опасных ситуаций. Необходимо создать инновационную систему обучения детей и подростков во всех звеньях непрерывного образования.

Обеспечить указанные требования можно только путём формирования профессиональной компетентности педагогов в области безопасности жизнедеятельности, включающей развитие личностных качеств, направленных на бережное отношение к окружающей среде, обеспечение безопасности детей и собственной безопасности, освоение необходимых знаний, умений и практических действий по предупреждению опасных и чрезвычайных ситуаций.

Как любой учитель-предметник, педагог дополнительного образования вне зависимости от преподаваемой дисциплины или образовательной области обязан уметь сам и научить обучающихся безопасному поведению в окружающей среде.

Таким образом, возникает необходимость нового подхода к содержанию и методике подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности, обеспечению их готовности к работе с детьми в обозначенном направлении. Прежде всего, сказывается невысокая методическая подготовленность учителей, преподающих Правила дорожного движения (ПДД) в школе. Недостаточно хорошо организована работа в образовательных учреждениях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Имеет место несогласованность в работе ГИБДД и учреждений образования.

В теории воспитания, дидактике и методике обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в сфере дорожного движения обобщены эмпирические данные и сформулированы выводы о свойствах процесса подготовки человека к обеспечению безопасности. В частности, Л.Г. Ахметшина (2003г.) обосновала региональную систему профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. П.И. Кайгородов (2002г.) изучал средства проектирования интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности». Л.А. Михайлов (2003г.) исследовал процесс подготовки учителя основ безопасности жизнедеятельности. Ю.В. Репин (2002г.) обосновал концепцию курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В.И. Устинов, В.Е.Устинов, В.В. Пападейкин (2004г.), проанализировали проблемы воспитания общественной культуры безопасности. А.М. Якупов (2009г.) изучал вопросы формирования транспортной культуры школьников. А.В. Цыганов разработал инновационную модель обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе с применением мультимедийных средств, А.В. Горская (2004г.) работала над проблемой детского дорожно-транспортного травматизма в современном мегаполисе. Р.Ш. Ахмадиева (2011г.) исследовала формирование безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего педагога.

Признавая приоритетность и значимость вклада вышеуказанных исследователей в конкретную область педагогического образования, следует отметить, что собственно аспект подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизни и деятельности детей в профильных общественных объединениях в данных исследованиях не рассматривался.

Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного образования и существующими противоречиями между:

- потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения на улицах и дорогах и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у детей;

- объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и недостаточной разработанностью образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности средствами и возможностями детских объединений;

- важностью целенаправленной деятельности педагогов и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечивающих содержание подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности в учреждениях дополнительного образования.

Названные противоречия актуализируют проблему: каковы теоретические основания подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей и условия её успешной реализации в учреждениях дополнительного образования, что определило выбор темы исследования: «Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель процесса подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.

Объектом исследования является процесс подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: научно-практическая подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на дорогах.

Гипотеза исследования: подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей будет эффективной если:

- сформулированы социально-педагогические предпосылки необходимости подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей;

- охарактеризована сущность безопасности жизнедеятельности детей и особенности подготовки педагогов к её обеспечению в учреждениях дополнительного образования;

- осуществлено моделирование процесса подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности, включающее определение цели, принципов, задач, содержания и форм подготовки и ожидаемые результаты;

- достигнуто взаимодействие различных социально-педагогических институтов в образовательной среде как условие обеспечения педагогами безопасности жизнедеятельности детей;

- спрограммировано содержание и формы деятельности педагогов по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в объединениях «Внимание, улица!»;

В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:

1. охарактеризовать социально-педагогические предпосылки необходимости деятельности учреждений дополнительного образования по подготовке педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.

2. Разработать модель процесса подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на дорогах на основе анализа психолого-педагогической литературы и оценки состояния проблемы в теории и практике деятельности учреждений дополнительного образования.

3. Определить и опытно-экспериментальным путём проверить комплекс организационно-технологических условий эффективного функционирования модели процесса подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на дорогах.

4. Разработать комплексную программу и содержание деятельности педагогов по руководству детскими объединениями «Внимание, улица!».

Ведущая идея исследования заключается в утверждении, что подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей обеспечивается построением межотраслевого взаимодействия социальных институтов (образования, культуры, здравоохранения, ГИБДД, МВД, спорта, летнего оздоровительного отдыха, общественных организаций) для создания социокультурной среды деятельности детских объединений под руководством педагогов; достижения социального партнёрства названых учреждений в координации целей и задач, проектировании содержания подготовки, форм и условий его реализации; интеграции ресурсов и потенциалов деятельности педагогов по руководству детскими объединениями; согласования требований социального заказа государства, общества, образовательных учреждений к содержанию и результатам подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей; обеспечения продуктивности, востребованности и удовлетворённости результатами профессиональной деятельности педагога.

Методологической основой исследования являются фундаментальные работы по философии и методологии системного подхода в научном познании и образовании (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.Г.Афанасьев, Б.С. Флейшман, Э.Г.Юдин и др.), теории развития личности в деятельности (Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.), типология основных идей и принципов отечественного образования – А.М. Новиков, интеграции педагогического и технического знания – (В.С. Безрукова, Г.Н.Сериков, Ю.С. Тюников, Н.Н.Тулькибаева, Н.К. Чапаев и др.).

Теоретической основой исследования является:

- труды ученых в области фундаментальных основ, теории и практики профессионально-педагогического образования (С.Я.Батышев, А.П.Беляева, Г.Е.Зборовский, Э.Ф.Зеер, В.С.Леднев, М.И.Махмутов, А.Я.Найн, И.Г.Пустальник, Г.М.Романцев, Г.Н.Сериков, Е.В.Ткаченко, В.В.Шапкин, и др.);

- теоретическая база и научный аппарат, разработанные в исследованиях по специфике подготовки педагогических кадров (Е.В. Бондаревская, Е.А. Климов, В.А. Канн-Калик, В.В.Краевский, В.С. Леденёв, А.В.Мудрик, В.В. Сериков, М.Н. Скаткин, В.А.Сластёнин, А.П.Тряпицина идр.).

- концепция развития системы дополнительного образования детей (В.А. Горский, А.Я.Журкина)

- подход к детскому творчеству как необходимому условию образования всех без исключения детей (Л.С.Выготский, В.П..Ушачёв);

- идеи организации психолого-педагогического сопровождения личностного развития обучающихся (А.Г.Асмолов, А.Г. Берулава, Е.В. Бондаревская, М.М.Битянова, Л.И.Божович, Е.М. Борисова, Е.И. Исаев, Л.М. Митина,А.В. Мудрик, А.М. Прихожан, В.В.Сериков, О.В. Соловьёва, А.Р.Фонарёв и др.);

- сущность и содержание безопасности жизнедеятельности личности на дорогах (Л.Г. Ахметшина, Б.Е.Боровских, Р.Н. Манниханов, И.А. Халиулин, Э.С.Цыганков).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ отечественной философской, социологической, психолого-педагогической литературы, непосредственно касающейся предмета исследования;

- анализ нормативно-законодательных документов Российской Федерации в области общего и дополнительного образования;

- изучение и обобщение опыта подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании;

- ретроспективный анализ личного педагогического опыта работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей;

- опытно-экспериментальная работа.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей iconПлан мероприятий «Месячника безопасности детей» в гбоу оош №28 города Сызрани № п/п
Подготовка приказа об организации работы по обеспечению безопасности детей в начале учебного года
Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей iconИнститут развития образования республики башкортостан
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации системы образования руководителей, педагогов,...
Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей iconПояснительная записка Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального...
Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей iconПриказ №1052 о проведении конкурса «Лучший кабинет Основ безопасности...
Навыков безопасности жизнедеятельности», письма заместителя руководителя Департамента образования города Москвы от 21. 11. 2012 №01-08-2314/12,...
Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей системы образования руководителей, педагогов, психологов, социальных педагогов,...
Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей iconВысшего профессионального образования
Данная рабочая программа учебной дисциплины «Безопасности жизнедеятельности» (бжд) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности...
Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей iconПрактическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений...
Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного...
Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей iconРабочая программа Основной образовательной программы (ооп) Специальность...
«Безопасности жизнедеятельности» (бжд) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального...
Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей iconУроки безопасности проведены во всех общеобразовательных учреждениях Тувы
Мчс россии по Республике Тыва проведены "уроки безопасности" в 183общеобразовательных учреждениях республики в целях формирования...
Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей iconПлан мероприятий сп детский сад №1945 по обеспечению безопасности...
План мероприятий сп детский сад №1945 по обеспечению безопасности жизнедеятельности и охране прав ребенка на летний период
Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей iconИтоги областного обучающего семинара-практикума для педагогов дополнительного...
Ростовской области «Областной центр дополнительного образования детей», 17 октября 2013 года на базе мбоу дод цдод октябрьского района...
Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей iconУрок по "Основам безопасности жизнедеятельности". Цели и задачи проведения открытого урока
Главного управления мчс россии по Республике Тыва и структурных подразделений по согласованию с Министерством образования и науки...
Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей iconМетодическое письмо о преподавании предмета «Основы безопасности...
Важнейшим направлением этого процесса является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, которая должна формироваться...
Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее...
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, на основе Федерального компонента государственного стандарта по основам...
Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
М.: Просвещение, 2011 в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности...
Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей iconПрограмма производственной практики
Краткая инстукция по обеспечению безопасности жизнедеятельности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск