Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя





Скачать 270.95 Kb.
НазваниеУрока по теме: Выборы как основа конституционного строя
страница1/2
Дата публикации13.08.2015
Размер270.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
  1   2
Законодательное Собрание Ульяновской области


Материалы

для подготовки и проведения парламентского урока по теме:
Выборы как основа конституционного строя



г. Ульяновск

2014 г.
Введение
В декабре 2014 года исполняется двадцать один год со дня принятия на Всероссийском референдуме действующей Конституции Российской Федерации. Это достаточный срок, чтобы оценить основной Закон, осмыслить принципы, заложенные в основу построения современного российского государства. И, как водится, в декабре пройдут парламентские уроки, связанные по тематике с основным Законом страны. К примеру, в Ульяновской области в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования предлагается обсудить тему - «Выборы как основа конституционного строя». Парламентский урок можно провести в один из дней с 10 по 20 декабря текущего года, при этом качество урока и интерес к нему со стороны учащихся повысится, если организаторы урока позаботятся о том, чтобы пригласить к участию одного из депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления, преподавателя общественных дисциплин вуза или студентов, обучающихся на соответствующих специальностях.

Данный материал подготовлен в помощь для подготовки парламентского урока по указанной выше теме, может использоваться также как дополнительный материал в рамках изучения дисциплины «Обществознание» по смежным темам учащимися 10-11 классов общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования.

План занятия по теме «Выборы как основа конституционного строя» предусматривает рассмотрение пяти пунктов тематического материала, а также содержит вопросы для повторения, творческие задания и темы для рефератов. Некоторые из пунктов проиллюстрированы рисунками и схемами, которые помогают структурировать информацию, содержат разделы «Это интересно», где представлены данные из мировой истории и законодательства для повышения интереса школьников к рассматриваемой теме.

Для подготовки материалов использовались сравнительно-исторический, формально-юридический и политологический методы. Материал отражает современные особенности политической обстановки и избирательного права в Российской Федерации.


План занятия

 Выборы в жизни общества

 Функции выборов

 История развития избирательной системы

 Основные современные избирательные системы

 Электоральное поведение и избирательная кампания в России
Выборы в жизни общества
С политической точки зрения выборы – кульминация целого ряда политических процессов в социуме. В современных демократических обществах выборы очень частое явление, начиная от выборов главы государства и заканчивая выборами в органы местного самоуправления. Выборы выступают и как механизм, и как индикатор обеспечения демократических начал. Необходимо также понимать, что выборы это одновременно и политико-правовой институт, и вполне конкретный общественно-политический процесс.

Основа избирательной системы – избирательное право, которое описывает процедуру проведения выборов от назначения до подведения их итогов. Избирательная система определяет права и обязанности участников избирательного процесса, к ним относятся:

- граждане, которые реализуют свои права - избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право);

- специализированные государственные органы, осуществляющие подготовку к выборам (например, избирательные комиссии);

- специализированные общественно-политические организации – партии, политические блоки, общественно-политические движения, которые могут участвовать в предвыборной гонке;

- органы государственной власти и местного самоуправления общей юрисдикции, которые наделяются специальными функциями, правами и обязанностями в рамках избирательного процесса (например, суды рассматривают некоторые конфликты, возникающие в процессе избирательной кампании в особом ускоренном порядке, органы местного самоуправления оказывают содействие в формировании избирательных списков);

- специализированные органы международных межгосударственных организаций (например, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ);

- некоммерческие организации, в том числе и международные. Их участие в избирательном процессе многопланово, они могут следить за честностью и законностью выборов, заниматься агитацией в пользу той или иной политической силы, вносить средства в избирательный фонд и т.д.;

- коммерческие организации, здесь необходимо выделять спонсоров избирательной кампании и коммерческие организации, которые занимаются политической рекламой, в том числе и СМИ.

В идеале избирательная система должна четко регламентировать взаимоотношения всех вышеперечисленных участников избирательного процесса, основой такого взаимодействия выступает законодательство. Как известно, некоторые названные институты могут подвергаться законодательным ограничениям (например, НКО с международным участием (финансированием).



Общие принципы проведения выборов зафиксированы в Конституции Российской Федерации и отражаются в других нормативно-правовых актах.

Ключевым фактором, классифицирующим избирательную систему, является ее тип. Тип избирательной системы характеризуется принципами организации и способом определения результатов выборов.

Основными типами избирательных систем принято считать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы, но это не означает, что они идентичны во всех странах. Практически каждая национальная избирательная система своеобразна и неповторима, поскольку подвержена комплексному влиянию различных исторических, политических, административно-территориальных факторов.

Функции выборов
Выборы как политический институт обладают определенными функциями, которые наглядно показывают, как избирательные процессы влияют на общество и государство.

  1. Формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления. С помощью выборов общество определяет, кто из кандидатов возглавит государство или правительство, какая из политических партий будет доминировать в парламенте, кто станет мэром города или депутатом городской думы, муниципального образования (района), городского округа или сельского поселения.

  2. Выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения.

  3. Включение граждан в политический процесс и повышение политической культуры граждан. Как правило, обычный человек не участвует в политике постоянно, выборы дают ему такую возможность.

  4. Легитимация власти и политической системы. Участвуя в выборах, гражданин на основе своих субъективных интересов поддерживает ту или иную политическую силу, чем укрепляет ее.

  5. Выборы выступают и как средство контроля за политическим курсом, который вырабатывается органами государственной власти страны.

  6. Формирование политической элиты общества. Содержание данной функции может вызвать обоснованные возражения, поскольку участники выборов, как правило, уже являются представителями элиты, а победа на выборах придает их элитарному статусу формальное подтверждение. Чаще всего представители неэлитарных слоев выигрывают выборы в двух случаях: в период серьезных политических изменений или если выборы проходят на низовом муниципальном уровне.


История развития избирательной системы
Процедура выборов известна еще с античности. В этот исторический период политическими правами обладали только совершеннолетние граждане мужского пола, однако их права нельзя было назвать равными.

В Древней Греции выборными были должности родоплеменного вождя (базилевса, позднее архонта), после реформ Солона в Афинах все общество было разделено на четыре разряда, деление происходило по имущественному признаку и имело политическое значение, поскольку принадлежность к тому или иному разряду определяло объем политических прав.

Наиболее богатые – пентакосиомедимны (пятисотники) обладали полным объемом избирательных прав. Всадники и зевгиты (представители второго и третьего разряда) не могли избираться в архонты. Феты (представители четвертого разряда, беднейшие слои населения) имели право только избирать должностных лиц Народного собрания.

Древний Рим демонстрирует нам аналогичный путь развития. Царь Древнего Рима (рекс) избирался собранием курий. После реформ Сервия Тулия римское народное собрание также как и в Древней Греции делилось по имущественному признаку на шесть имущих классов, все классы делились на 193 центурии, каждая из которых обладала 1 голосом при решении государственных вопросов. При этом два наиболее обеспеченных класса составляли абсолютное большинство в 98 голосов, а шестой класс, состоящий из малоимущих, составлял 1 центурию, то есть имел 1 голос. (1)

Второй этап в развитии избирательной системы связан с формированием сословно-представительной монархии. Как в Европе, так и в России сословно-представительная монархия явилась механизмом представительства интересов трех основных сословий того времени: дворянства, духовенства и третьего сословия (в основном это были купцы и ремесленники). Эти сословия формировали сословно-представительный орган, имеющий законосовещательные, законодательные функции, иногда этот орган использовался для выбора нового монарха или династии. Некоторые из этих органов трансформировались в современные парламенты. Общей чертой сословно-представительных органов является то, что третье сословие было наиболее пораженной в политических правах социальной группой, однако роль этого сословия в государственном управлении постоянно росла. Возможность участия в деятельности сословно-представительных органов определялось избирательными цензами. Фактически пассивным и активным избирательным правом обладала ничтожная часть населения. Выборы в представительный орган проводились по мажоритарной системе путем открытого голосования.

Избирательный ценз - это установленные конституцией или избирательным законом ограничения для получения или осуществления активного и пассивного избирательного права.

Виды избирательных цензов: половой, религиозный, возрастной, имущественный, образовательный, оседлости и т.д.


Следующий этап в развитии избирательной системы связан с появлением классического буржуазного парламентаризма и развитием органов местного самоуправления. В Новое время третье сословие превращается во влиятельный класс буржуазии, который начинает, не без успеха, претендовать на традиционную власть монархов. Порой, эта борьба принимала кровавые формы, достаточно вспомнить Великую французскую революцию или целую череду буржуазных революций охвативших Европу в середине XIX века. В этот же период формируется рабочее движение, которое начинает влиять на политическую расстановку сил. Однако избирательные системы были серьезно ограничены многочисленными цензами и значительная часть населения была ограничена в своих избирательных правах, борьба за отмену этих цензов стала основной характерной чертой данного этапа.

Это интересно. Одной из наиболее развитых на тот момент политических систем была политическая система Великобритании.

Британский парламент - один из старейших в мире и благодаря специфической историко-политической ситуации в Англии он обладал большим влиянием на политическую обстановку. Основную роль в парламенте играли крупные землевладельцы, как отмечает Острогорский в 1815 году из 471 члена палаты общин только 171 депутат был избран путем народного голосования, но почти все они принадлежали к числу крупных землевладельцев, поскольку они в основном и обладали избирательным правом.(2) Члены парламента были разделены на две основные конкурирующие группировки тори и виги которые впоследствии стали основой для образования партий консерваторов и либералов. Динамичное промышленное развитие привело к росту влияния городской буржуазии, которая потребовала расширения избирательного права на городских жителей и уменьшения имущественного ценза для участия в выборах.

В 1832 году был издан Билль о реформе, который изменил порядок формирования парламента, ликвидировал многие «гнилые местечки», создал новые избирательные округа, преимущественно в новых промышленных городах, ранее не имевших представительства в парламенте. Но трудящиеся не получили избирательных прав: последние были предоставлены только имущим классам, плательщикам высокого подоходного налога. Однако этот законодательный акт значительно увеличил количество лиц обладающих активным и пассивным избирательным правом, их оказалось 652 тысячи человек. Фактически с этого момента начинается история создания партий современного типа. После вступления в силу Билля изменилась и избирательная кампания, которая стала ориентирована на широкие слои населения, функцию проведения избирательной кампании взяли на себя партии, окончательно оформившиеся к концу XIX века.

Вся вторая половина XIX века в Великобритании прошла под знаменем борьбы за политические права, в том числе и за избирательное право, что привело к многочисленным избирательным реформам, в результате которых снижался имущественный избирательный ценз и было введено тайное голосование, а с 1911 года депутаты палаты общин стали получать заработную плату. Один из последних избирательных цензов был полностью отменен только в 1929 году, с этого года женщины наравне с мужчинами могли участвовать в выборах.


Ситуация с избирательными цензами не была чем то из ряда вон выходящим, многочисленные цензы были характерны и для других стран Европы, в том числе и в Российской империи.

После революции 1917 года в России были отменены практически все ранее существовавшие цензы, но установлен классовый ценз. Избирательным правом наделялись только лица, относящиеся к категории трудящихся. В масштабах страны эти ограничения не имели большого значения. В РСФСР в 1924-1925 гг. лишенные избирательного права в сельской местности составляли 0,8%, а в городах – 2,7% избирателей, в то время как при выборах в Государственную Думу в Российской империи избирательным правом обладали лишь 15% населения.

Это интересно. До 1971 года Швейцария оставалась последней западной республикой, где женщины не имели права голоса (в Лихтенштейне, являющемся конституционной монархией, женское избирательное право было введено только в 1984 году). В некоторых кантонах женщины не имели права голоса на местных выборах и после 1971 года. Последним кантоном, уравнявшим женщин в правах с мужчинами, в 1991 году стал Аппенцелль — Иннерроден.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя iconМетодическая разработка урок учителя обществознания О. Н. Зенченко...
Раскрыть сущность Конституции РФ как основного закона страны, имеющего высшую юридическую силу и основ Конституционного строя РФ
Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя iconУрока: я – гражданин России: мои права и обязанности
«Конституция Российской Федерации: основы конституционного строя», «Права и обязанности гражданина Российской Федерации» и «Конституция...
Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовка обучающихся к восприятию ключевых положений Конституции Российской Федерации как документа, определяющего основы конституционного...
Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя iconОсновы Конституционного строя России
Ведущий 1: Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации
Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя iconЗадания по обществознанию для 11-ых классов. Часть
...
Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя iconУрок Современное российское право Раздел
Урок 11. Общая характеристика Конституции Российской Федерации Урок 12. Основы конституционного строя
Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя iconСуверенитет государства и его роль в становлении конституционного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя iconСодержание
Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Именно поэтому каждый юридически грамотный человек должен...
Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя iconУчебно-методический комплекс по дисциплине проблемы конституционного...
Так для современного Конституционного права России осталось много дилемм в области организации государственной власти, как на федеральном...
Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока к учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой по теме: «Голосование, выборы, референдум», 9 класс
Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные зимой». Совершенствование грамматического...
Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя iconКонституция рф: понятие, структура, сущность. Вариант 9
Конституция является важнейшим нормативно-правовым документом, определяющим основы конституционного строя государства, провозглашающим...
Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя iconУчебно-методический комплекс конституционное право направление 030900 юриспруденция
Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами; воспитание в духе уважения конституционного строя и защиты прав...
Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя iconРешить тесты «Основы конституционного строя РФ. Органы государственной власти рф»
В российской Федерации установлен следующий порядок : все нормативные акты, принимаемые органами власти и местного самоуправления,...
Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя iconМетодическая разработка урока «избирательная система и избирательное...
России и современные избирательные системы, выяснить, как проходят выборы по пропорциональной, мажоритарной, смешанной системах
Урока по теме: Выборы как основа конституционного строя iconЛитература Конституция РФ 1993г. М., 2003г
В конце 2004 начале 2005 года в нашей области пройдут выборы глав муниципальных образований, а затем и выборы депутатов представительных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск