Скачать 1.07 Mb.
|
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях Методические указания по выполнениюкурсовой работыМосква 2002Рецензент: Кандидат технических наук, доцент цикла «Гражданская оборона» Московского государственного университета печати В.Р. Миргородский Составители: Богданов В.Д., Головатов Ю.П., Дедов В.Н. Дмитриев П.С., Турищев Г.Ф. Под редакцией Дмитриева П.С. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Методические указания по выполнению курсовой работы. Разработаны с учетом требований Минобразования РФ. Для студентов 3 – 4 курсов всех специальностей. М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 2002. 42 с.Методические указания включают основные разделы курсовой работы по вопросам оценки обстановки, защиты населения и обеспечения устойчивой работы сельскохозяйственного объекта в условиях радиоактивного загрязнения местности. © Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина, 2002
1.1 Основными целями выполнения студентами курсовой работы являются: закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях" ("БЖЧС"); получение навыков в самостоятельном и творческом решении практических, организационных и инженерных задач; развитие инженерно-конструкторских способностей и технической инициативы; приобретение и дальнейшее совершенствование практических навыков в пользовании технической литературой, справочниками, ГОСТами, таблицами и другими пособиями; освоение технической терминологии при изложении и обосновании принятых вариантов решения инженерных и других задач; совершенствование навыков по обоснованию принимаемых решений, использованию вычислительной техники при выполнении расчетов, а также по оформлению чертежей и составлению расчетно-пояснительной записки. 1.2. Для достижения указанных целей каждый студент решает в курсовой работе комплекс взаимосвязанных между собой задач, включающих отдельные задачи по оценке обстановки, сложившейся на сельскохозяйственном объекте в результате возникновения чрезвычайной ситуации, обоснованию организационных и инженерно-технических мероприятий по защите рабочих и служащих подразделений объекта и всего населения, проживающего на территории объекта, а также по обеспечению устойчивой работы сельскохозяйственного объекта в чрезвычайной ситуации. Перечень решаемых задач определяется заданием на выполнение курсовой работы. 1.3. При выполнении курсовой работы студент оперирует относительно большим числом различных факторов и условий, что позволяет обеспечить ему свободу в рассмотрении различных вариантов решений поставленных задач и в выборе для дальнейшей разработки наиболее рационального из них, т. е. формировать самостоятельное инженерное мышление. 1.4. Темой курсовой работы является «Обеспечение работы сельскохозяйственного объекта в чрезвычайной ситуации». В этой теме находит отражение основное содержание дисциплины «БЖЧС» и охватывается достаточно большой круг теоретических и практических вопросов. 1.5. Курсовая работа состоит из трех основных разделов, название которых вытекает из наименования первых трех разделов дисциплины «БЖЧС» (в соответствии с действующей учебной программой): 1 раздел. Оценка обстановки; 2 раздел. Защита работников подразделения; 3 раздел. Организационные и инженерно-технические мероприятия по обеспечению устойчивой работы подразделения сельскохозяйственного объекта. В такой последовательности рекомендуется выполнять курсовую работу. 1.6. В качестве чрезвычайной ситуации в курсовой работе рассматривается радиоактивное загрязнение, обусловленное аварией на Новинской АЭС, находящейся южнее сельскохозяйственного объекта на удалении от него 50 км. 1.7. С целью максимального приближения содержания курсовой работы к реальным условиям она выполняется на примере конкретного подразделения сельскохозяйственного объекта (акционерного общества, агрофирмы, кооператива, колхоза, совхоза, фермерского хозяйства и др.). Основные данные по сельскохозяйственному объекту приведены в учебно-методической разработке. 1.8. Каждый студент выполняет курсовую работу по одному из вариантов, номер которого он получает от преподавателя-руководителя курсового проектирования. Исходные данные по вариантам курсовой работы приведены в приложении 1; пояснения к ним изложены ниже в п. 2. Преподаватель проводит вступительную беседу, в которой излагает характер исходных данных, примерный объем и содержание разделов курсовой работы, порядок ее выполнения, а также основные требования по оформлению расчетно-пояснительной записки и графической части. 1.9. С целью привлечения наиболее подготовленных студентов к научному исследованию отдельных вопросов, заинтересовавших их в процессе выполнения курсовой работы, по усмотрению преподавателя, им может быть предложено выполнить реферат (за счет соответствующего сокращения объема курсовой работы). В качестве тем рефератов рекомендуются отдельные вопросы актуальных проблем дисциплины «БЖЧС». Объем и содержание рефератов должны соответствовать требованиям настоящих методических указаний. 1.10. Курсовая работа выполняется студентами в основном вне сетки часов по расписанию учебных занятий, а также на отдельных занятиях в аудитории, отведенных на самостоятельную работу. 1.11. В процессе курсового проектирования преподаватель проводит в установленное время групповые и индивидуальные консультации по содержанию курсовой работы и оказывает помощь студентам в решении неясных вопросов. При проведении консультаций преподаватель использует личные контакты со студентами для изучения их способностей и стремлений, развития у них любви к избранной специальности и творческой инициативы, воспитания воли, настойчивости, трудолюбия и других качеств, необходимых для будущего инженера и руководителя. 1.12. Выполненная курсовая работа к указанному в задании сроку сдается преподавателю на просмотр, затем, после внесения уточнений и устранения ошибок, защищается на кафедре и оценивается по четырех бальной шкале. Результаты самостоятельных исследований, полученных в ходе выполнения рефератов, студенты докладывают на кафедре. Наиболее качественные рефераты включаются в качестве докладов их авторов на ежегодной студенческой научной конференции университета. 1.13. Методические указания составлены на основе предыдущего издания аналогичного документа [1] с внесением в его содержание дополнений, уточнений и изменений, связанных с изданием за прошедший с 1994 г. период новых руководящих и нормативных документов, а также с учетом опыта, накопленного кафедрой за это время по руководству курсовым проектированием. К наиболее существенным изменениям, внесенным в содержание методических указаний предыдущего издания, относятся: исключение рекомендаций по ситуации «Химическое заражение»; ограничение содержания курсовой работы по ситуации «Радиоактивное загрязнение» рассмотрением только варианта аварии на радиационно-опасном объекте; расширение содержания конкретных методических указаний по выполнению основных разделов курсовой работы и др. 1.14. С учетом последовательности выполнения студентами курсовой работы, порядок изложения содержания методических указаний принят таким: исходные данные по вариантам курсовой работы (п. 2); содержание отчетных документов курсовой работы. (п. 3); указания по выполнению разделов курсовой работы (п. 4); указания по оформлению отчетных документов курсовой работы (п. 5). 2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО ВАРИАНТАМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 2.1 Число вариантов курсовой работы (25) принято исходя из количества студентов в учебной группе, которое для различных факультетов университета составляет в среднем 20–25 человек. 2.2. Исходные данные по этим вариантам представлены в таблицах П 1.1, П 1.2 и П 1.3 (см. приложение 1). Численные значения различных параметров исходных данных приняты на основе обобщения данных специальной и учебной литературы [2–12] с учетом необходимости их изменения в допустимых пределах. 2.3 В таблице П 1.1 приведены данные по вариантам курсовой работы (разделы 1 и 2) для студентов всех факультетов (кроме факультета заочного обучения). Эти данные включают: номер варианта курсовой работы (графа 1); наименование подразделения и населенного пункта, в котором оно размещено (графа 2); численность работников подразделения (графа 3); номер страницы альбома [2], на которой помещен генеральный план подразделения (графа 4); основные сведения по производственным зданиям (графы 5, 6 и 7) и жилым домам (графы 8 и 9); значения времени окончания выпадения радиоактивных осадков из облака tвып (графа 10) и приведенного уровня радиации Р1 (графа 11), характеризующие прогнозируемое радиоактивное загрязнение; основные сведения по противорадиационным укрытиям (графы 12–19). 2.4. В таблице П 1.2 приведены данные по вариантам курсовой работы (раздел 3) для студентов факультетов ПРИМА, ТС в АПК и ИПФ (специализация – механизация). Эти данные включают: номер варианта курсовой работы (графа 1). С целью удобства пользования данными таблиц П 1.1, П 1.2 и П 1.3, во всех трех таблицах сохранена графа 1, в которой указан номер варианта; нумерация всех остальных граф таблиц П 1.2 и П 1.3 является продолжением нумерации граф таблицы П 1.1; основные характеристики режима радиационной защиты (графы 20–23); номер направления по методическим рекомендациям [5], по которому формулируются основные организационные и инженерно-технические мероприятия, проводимые в подразделении (графа 24); сведения по мероприятию, которое следует подробнее рассмотреть в курсовой работе, а именно: по подготовке техники (графы 25 и 26), специальной обработке (графы 27–34), подготовке производственного здания (графы 35–41), обоснованию резервного или аварийного источника электроснабжения (графы 42–44). 2.5. В таблице П 1.3 приведены данные по вариантам курсовой работы (раздел 3) для студентов факультетов энергетического, инженерно-педагогического (специализация – электрификация) и инженерно-экономического. Эти данные включают основные характеристики режима радиационной защиты (графы 20–23); номер направления по методическим рекомендациям [5], по которому формулируются основные организационные и инженерно-технические мероприятия, проводимые в подразделении (графа 24); сведения по мероприятию, которое следует подробнее рассмотреть в курсовой работе, а именно: по обоснованию резервного или аварийного источника электроснабжения (графы 25–27), по подготовке производственного здания к эксплуатации в условиях радиоактивного загрязнения (графы 28–34), по оборудованию СОП (графы 35–39), по подготовке техники (графы 40 и 41). 2.6 При отсутствии в альбоме [2] данных по генеральному плану подразделения и сведений по производственному зданию используется литература по указанию преподавателя. 2.7 Производственные здания – одноэтажные кирпичные или железобетонные; для ремонтных мастерских и гаража – с двухэтажным блоком; жилые дома – одноэтажные кирпичные. Несущие конструкции перекрытий и покрытий производственных зданий, а также перекрытий жилых домов, выполнены из сборного железобетона. 2.8. Время аварии на АЭС для всех вариантов – семь часов утра, т.е. Та = 7.00. При расчете дозы внешнего облучения работников приведенный уровень радиации принимается равным значению Р1, мР/ч, для заданного подразделения (1 = 0,01 • Р1 , мЗв/ч). Установленная доза однократного внешнего облучения работников Нуст = 0,25 м3в определена исходя из значения допустимой годовой эффективной дозы 5 м3в при проведении комплекса защитных мероприятий, установленных Законом РФ №3 – ФЗ 1996 г. Внешнее облучение принято равным 2,5 м3в, из которых на первые четверо суток приходится 10 %. 2.9. Значение времени начала использования сельскохозяйственной техники и автотранспорта tн.р. определяется с учетом технологии производства. Для техники, убывающей на выполнение неотложных работ по ликвидации ЧС, оно принимается равным 4ч (Рт. доп.= 0,1мР/ч). 2.10. ПРУ по месту работы и по месту жительства обеспечивают возможность их использования без выхода на открытую местность. 2.11. Расчетное значение коэффициента защиты ПРУ определяется с учетом требований технологии производства, радиационной безопасности, экономичности и должно быть не менее величины, установленной строительными нормами и правилами. При обосновании режима радиационной защиты работников подразделения принимается установленное СНиП значение КЗ (графа 19). 2.12. Установленное значение КЗ помещения в существующем наземном здании может быть достигнуто проведением комплекса различных инженерно-технических мероприятий, к числу которых относятся: уменьшение отношения площади оконных и дверных проемов в наружных стенах здания к площади этих стен, достигаемое путем закладки отдельных проемов полностью или частично; увеличение массы наружных стен, например, путем обвалования их на определенную высоту по всему периметру здания, исключая места размещения входов и въездов и др. 2.13. Коэффициентом герметизации Кг (графа 38 табл. П 1.2 и графа 31 табл. П 1.3) оценивается степень снижения концентрации радиоактивных веществ в помещении здания, достигаемая проведением мероприятий по его герметизации. При этом имеется в виду, что заданное значение Кг характеризует объем работ, выполненных по герметизации ограждающих конструкций, в том числе конструкций, установленных в оконных и дверных проемах. 2.14. Исходные данные по вариантам используются при составлении расчетно-пояснительной записки и оформлении графической части. Перечень решаемых студентами задач с использованием этих данных формулируется в индивидуальном задании на выполнение курсовой работы. 2.15. Преподавателю разрешается вносить в исходные данные отдельные изменения и уточнения, направленные на более глубокую разработку содержания курсовой работы по вопросам, связанным со специализацией студентов, включая внедрение в практику новых научных достижений в области сельскохозяйственного производства, обеспечения устойчивой работы сельскохозяйственных объектов в ЧС, защиты населения в ЧС, предупреждения возникновения ЧС и выполнения неотложных работ по их ликвидации.
3.1. Отчетными документами курсовой работы являются расчетно-пояснительная записка, чертеж и схема (графическая часть). 3.2. Расчетно-пояснительная записка выполняется объемом 20–25 страниц рукописного текста и должна включать: титульный лист (приложение 2); бланк задания на выполнение курсовой работы (приложение 3); введение; разделы 1, 2 и 3; заключение; список использованной литературы; приложения (по необходимости). 3.3. Во «Введении» следует обосновать актуальность темы курсовой работы; раскрыть понятие устойчивости работы сельскохозяйственного объекта и его подразделения (в соответствии с заданием) в ЧС; отметить основные факторы, влияющие на устойчивость работы объекта и его подразделения, дать краткую характеристику заданного подразделения: его назначение, состав, численность работников, размеры занимаемого подразделением участка местности, тип производственных зданий, наличие ПРУ, особенности основных технологических процессов, уровень их механизации и автоматизации, наличие техники на открытых площадках и время (в течение суток), в которое она используется и др.; сформулировать основные задачи, решаемые в курсовой работе; указать состав расчетно-пояснительной записки и графической части. 3.4. Содержание основных разделов расчетно-пояснительной записки определяется заданием на выполнение курсовой работы и, как правило, включает: характеристики исходных данных, используемых для решения конкретных задач в каждом разделе; решение задач и формулирование выводов на основе полученных результатов. 3.5. В разделе 1 «Оценка обстановки» рекомендуется дать определение основным понятиям; указать методы оценки радиационной обстановки и их сущность; выполнить прогноз воздействия радиоактивного загрязнения на работников и технику заданного подразделения; обосновать необходимость организации и проведения мероприятий по их защите. В этом разделе решаются задачи по определению возможной степени первичного радиоактивного загрязнения техники, размещенной на открытых площадках, и по определению возможной дозы однократного внешнего облучения работников подразделения. 3.6. В разделе 2 «Защита работников подразделения» необходимо дать определение понятию «Защита населения в ЧС»; указать основные способы защиты населения в ЧС и возможности их реализации в конкретных условиях обстановки на основе выводов, сделанных в разделе 1; обосновать принятый вариант ПРУ, оборудуемого в подвале производственного здания или жилого дома, строительства простейшего укрытия (перекрытой щели) на территории подразделения или вариант повышения защитных свойств помещения производственного здания (жилого дома). 3.7. В разделе 3 «Организационные и инженерно-технические мероприятия по обеспечению устойчивой работы подразделения сельскохозяйственного объекта» рекомендуется сформулировать основные направления повышения устойчивости работы сельскохозяйственного объекта в ЧС; рассмотреть организационные и инженерно-технические мероприятия, проводимые по направлению «Защита рабочих и служащих объекта, обеспечение их жизнедеятельности», а также по направлению, предусмотренному заданием. В этом разделе решаются задачи по обоснованию режима радиационной защиты работников подразделения, а также одного из инженерно-технических мероприятий (по заданию). 3.8. В «Заключении» следует отметить соответствие содержания курсовой работы заданию на ее выполнение, привести результаты решения задач по разделам, сформулировать краткие выводы по курсовой работе в целом, указать встретившиеся в процессе выполнения курсовой работы трудности, а также полученные практические навыки и умения. 3.9. Содержанием первого листа графической части курсовой работы должен быть чертеж ПРУ, оборудованного в подвальном помещении существующего наземного здания, чертеж строящегося вновь простейшего укрытия (перекрытой щели) или чертеж принятого варианта повышения защитных свойств помещения производственного здания (жилого дома), в соответствии с данными графы 17 таблицы П 1.1. 3.10. Содержанием второго листа графической части курсовой работы должна быть схема, поясняющая принятый вариант рассмотренного по заданию инженерно-технического мероприятия.
Выполнение курсовой работы, в том числе составление расчетно-пояснительной записки и разработка графической части, по разделам в той последовательности, в какой они указаны выше в п. 3, обосновано как ее содержанием, так и принятой последовательностью изучения теоретических положений дисциплины "БЖЧС" в течение семестра. С учетом этого изложение указаний по выполнению разделов курсовой работы разделено на три подпункта: в 4.1 приведены указания по выполнению содержания раздела 1, в 4.2 – раздела 2 и в 4.3 – раздела 3 курсовой работы.
"ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ" Основой для разработки содержания этого раздела служат рекомендации, изложенные в учебном пособии [8], в частности в п. 1.2 (с. 11–14). Содержание раздела рекомендуется излагать в следующем порядке. 4.1.1. Дать определение понятиям "Радиационная обстановка", "Выявление радиационной обстановки", "Оценка радиационной обстановки" и раскрыть содержание оценки радиационной обстановки методом прогноза. 4.1.2. Привести численные значения величин (по заданию), характеризующих радиоактивное загрязнение: Та – время (астрономическое) аварии на АЭС, Та = 7,00; Твып – время (астрономическое) окончания выпадения радиоактивных осадков из облака, Твып = ……….; tвып – время окончания выпадения радиоактивных осадков из облака, отсчитываемое с момента аварии, оно находится по формуле tвып = Твып – Та = ……… ч; 1 – приведенная мощность эквивалентной дозы, определяемая по формуле 1 = 0,01P1 = ………. м3в/ч. P1 – приведенный уровень радиации, P1 = ………. мР/ч; – характеристика спада уровня радиации и плотности загрязнения во времени = 0,6. 4.1.3. Указать предельно допустимые критерии: Нуст – установленная доза однократного внешнего облучения работников подразделения, Нуст = 0,25 мЗв; Рт.доп. – предельно допустимая степень загрязнения техники, Рт.доп. = 0.1 мР/ч. 4.1.4. Дать значения коэффициента Кз, характеризующего защитные свойства зданий и техники от гамма-излучения: Кз = 7 – для одноэтажных производственных зданий (каменных и железобетонных); Кз = 10 – для одноэтажных кирпичных жилых домов; Кз = 2 – для автомобилей, тракторов, комбайнов. 4.1.5. На основании данных рисунка 1 определить последовательность и продолжительность пребывания работников подразделения в производственных зданиях ΔТзд, в жилом доме ΔТд и на открытой местности ΔТом в течение календарных суток.
0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 Т, ч Рис. 1. Условия пребывания работников подразделения объекта в течение календарных суток весенне-летнего сезона (вариант) Принятые обозначения:
Из рисунка 1 следует, что работники находятся: в производственных зданиях ремонтных мастерских 8 ч, с 8.00 до 16.00; в производственных зданиях на фермах 8 ч, утром с 5.00 до 9.00 и вечером с 17.00 до 21.00; на сельскохозяйственных угодьях 13 ч, с 4.00 до 14.00 и с 16.00 до 19.00. 4.1.6. Для заданных условий пребывания работников в течение календарных суток определить дозу их внешнего облучения за первые четверо суток с момента начала облучения. |
Защита сельскохозяйственной техники от коррозии и износа с применением нанотехнологий Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный... | Московский государственный агроинженерный университет Акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачева» (амо «зил»), основанное 2 августа 1916 года, является старейшим предприятием... | ||
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского» | Московский государственный университет имени м. В. Ломоносова юридический факультет ... | ||
Особенности ведения пациентов со слюнно-каменной болезнью при патологии щитовидной железы Та выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный... | Российской Федерации Московский государственный технический университет... Нтп «Создание системы открытого образования», Директор Российского государственного института открытого образования Минобразования... | ||
Российской Федерации Московский государственный технический университет... Нтп «Создание системы открытого образования», Директор Российского государственного института открытого образования Минобразования... | Первый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Работа выполнена в фгу «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий»... | ||
Изучение метаболома сырья и лекарственных форм крапивы двудомной Работа выполнена в гбоу впо первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения... | Оптимизация лекарственной помощи больным ревматоидным артритом на... Работа выполнена в гбоу впо первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения... | ||
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения... О работе уфимского филиала фгбоу впо московский государственный гуманитарный университет | Оптимизация комплексного лечения гестоза с учетом применения комбинации... Ственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный медико-стоматологический... | ||
Клинико-диагностическое значение уровня провоспалительных цитокинов... Работа выполнена в гбоу впо первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения... | Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Краева К. В. К вопросу о специфике экзаменационного стресса у студентов // Вестник Университета. Государственный университет управления... | ||
Совершенствование правового регулирования таможенных процедур переработки... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Оптимизация клинико-лучевого мониторинга стоматологического лечения с использованием имплантатов Абота выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный... |