Скачать 43.62 Kb.
|
Этические комитеты: цели и задачи.* Н.А. Сушко Во многих Российских учреждениях здравоохранения созданы этические комитеты. Сегодня их десятки. Что заставило руководителей создать в рамках ЛПУ эту новую структуру? Прежде всего, это необходимость выполнения законодательных требований по проведению биомедицинских исследований. Так статья 16 из третьего раздела «Основ законодательства об охране здоровья граждан РФ» впервые ввела понятие комитета по вопросам этики в области охраны здоровья, а закон РФ «О лекарственных средствах» требует участия этического комитета при клинических испытаниях. Некоторые главные врачи созданием этических комитетов пытаются решить этические проблемы, возникающие в коллективе. Согласно закону, Положение об этическом комитете должна утвердить Государственная Дума. Этого не произошло. Таким образом, вся деятельность по созданию и налаживанию работы этических комитетов ЛПУ оказалась пущенной на самотек. Как результат, действующие этические комитеты отличаются друг от друга по многим параметрам: по статусу, кругу полномочий, по масштабу и диапазону своей деятельности и проч. В условиях реального многообразия действующих комитетов классификация их становится сложной задачей. Тем не менее, мы попробуем обозначить некоторые существенные параметры, по которым различаются этические комитеты.
3. Ведомственная или межведомственная принадлежность комитета. Проблема здесь в том, что многие вопросы современной биологии и медицины не могут быть разрешены в рамках одного отдельного ведомства. К примеру, исследования с участием людей проводятся не только в учреждениях здравоохранения, но и в отделениях Российской академии наук. При этом существенно, что вневедомственный характер комитета обеспечивает его относительную независимость от интересов того или иного ведомства, которые могут быть далеко небезопасны для испытуемого. 4. Масштаб деятельности ЭК. По этому критерию различаются «комитеты федеральные, региональные, местные (на уровне административного образования) и локальные (на уровне конкретного научного или лечебного учреждения). Внимания заслуживает тот факт, что отношения их между собой не иерархичны. На проходившем в 2000 году в Лондоне V Международном конгрессе по биоэтике существенное количество выступлений было посвящено опыту работы этических комитетов в различных национальных системах здравоохранения. По мнению доктора Marion Danis (США), одна из основных задач комитета — оказывать консультативную помощь врачам и пациентам по проблемным вопросам медицины. В своем выступлении на V Международном конгрессе он приводит данные опроса, в котором участвовали 300 врачей. В ходе этого опроса докторам предлагалось определить категории этических проблем, с которыми они сталкиваются в ходе работы, и охарактеризовать степень удовлетворенности существующим способом их решения. Также необходимо было ответить, насколько полезным оказалось получение консультаций специалистов по биоэтике. Респонденты сообщили, что к наиболее трудным вопросам могут быть отнесены: установление момента смерти пациента; прекращение проведения жизнеподдерживающих процедур; принятие решения в отношении лечения лица, исходя из просьб его законных представителей; проблема распределения ограниченных медицинских ресурсов. 33% опрошенных были осведомлены относительно этической проблематики рассматриваемых вопросов, но полного удовлетворения существующими стандартами их решения не выразил никто! 54% опрошенных отметили, что в ходе таких консультаций смогли найти этическое обоснование (подтверждение) своим действиям. Огромное значение имеет вопрос о составе этических комитетов. Во всех случаях обязательным считается наличие в комитете, наряду с медиками, также и представителей общественности. В качестве таковых могут выступать (и это обозначено в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан») юристы, священнослужители, депутаты разных уровней, специалисты по биоэтике и т. п. Присутствие непрофессионалов чрезвычайно важно, так как в своих суждениях им не свойственно чрезмерно доверяться исследовательскому интересу. На самом деле вопросы, с целью регулирования которых создаются этические комитеты, чрезвычайно значимы. Формирование этических комитетов в России еще только начинается. Однако всегда найдутся желающие увидеть в организации этических комитетов очередной бюрократический изыск или очередное «низкопоклонство перед Западом», который уже давно «потонул в сутяжничестве». При этом важно не встать на путь ригоризма, отрицая наличие сложнейших проблем как таковых. Ибо очевидно, что никакой системы «биоэтического регулирования», самой по себе, вне традиционной системы ценностных ориентиров быть не может. Нельзя забывать, что термин «этический» предполагает рассмотрение реальности в свете категорий «добра» и «зла». Данные понятия не являются относительными, и они четко фиксируются в сознании людей. Принимая участие в этической оценке проблемных областей современной биологической и медицинской науки, при каких бы условиях это не происходило (в студенческой аудитории, на лечебной работе, в качестве членов этического комитета), нельзя забывать об этой основной особенности этики как науки и биомедицинской этики как дисциплины, определяющей врачебный профессионализм, в частности. В заключение подчеркнем, Государственной Думе следует поторопиться с внесением ясности в деятельность этических комитетов. Хотя бы тех, что обеспечат защиту прав испытуемых. ЛИТЕРАТУРА
2. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». - М. - 1992. 3. Федеральный закон «О лекарственных средствах» — М. — 1998. 4. Юдин Б. Г Этические комитеты в современной медицине. /Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы биоэтики в России». — М. — 2000. 5. Кубарь О. И. Современное состояние и перспективы совершенствования этической экспертизы биомедицинских исследований в России. / Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы биоэтики в России». — М.- 2000. 6. Bioethics. Ethics, Law & public policy./Fifth world congress of bioetics. – London. - 2000. * Печатается по журналу: «Медицинское право и этика», №3, - 2001. |
Translate from Russian into English using verbs in Active Voice Я перевел эту статью вчера к 11 часам. 10. Я переводил эту статью уже 3 часа, когда пришли наши родственники. 11. Завтра я буду переводить... | Методологические подходы к оптимизации фармацевтического обслуживания... Охватывает не все функции, выполняемые аптеками лпу, т е является не полным, отсутствуют требования к осуществлению фармацевтических... | ||
Урок по информатике "Основы логики" (в рамках рмо) Слайд Сегодня мы начинаем новую главу «Основы логики». Тема сегодняшнего урока | Урок Операции с файлами и папками Создание папок, ярлыков и файлов Чтобы создать новую папку, откройте окно того каталога, в котором нужно выполнить эту операцию, нажмите кнопку Упорядочить и выберите... | ||
Республики Хакасия «Национальная библиотека имени Н. Г. Доможакова» Информационный список новых методических материалов с 2012 года имеет новую структуру | Материал к итоговой аттестационной работе по программе «открытия» совершали сами дети. Моей задачей было продумать тот момент, который бы перед ними поставил новую учебную задачу. А далее... | ||
Исследования «болевых точек» в структуре цикла решения жилищных проблем республики Вьетнам Структуру – Объективного стандарта на процесс решения проблем (оспрп). Имея эту структуру (приложения 1 и 2), можно последовательно... | Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов,... Педагогической деятельности учителя в рамках работы по профессиональному самоопределению подростков и старшеклассников | ||
Положение о конкурсе среди сервисных компаний «На лучшую новую технологию»... Настоящее Положение разработано с целью определения порядка проведения открытого конкурса сервисных компаний «На лучшую новую технологию»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М научить учащихся высказывать свою точку зрения, используя новые Лексические Единицы и новую грамматическую структуру | ||
«До свидания, начальная школа!» Вед. 1 Сегодня день необыкновенный! Сегодня Выпускной! Дети становятся взрослыми, но все равно они никогда не забудут эту волшебную страну – первую свою школу жизни | Книга восьмая предисловие От автора Добро пожаловать в Книгу Восьмую... Название «Переход черты» это описание Крайоном нашего движения в новую энергию 2000 года, что было предметом, обсуждаемым Крайоном... | ||
Слайд №2 «Мировой океан и его части» Ребята, сегодня я не просто учитель географии, сегодня я являюсь сотрудником программы «Последний герой». Смотрите эту передачу?... | Учебно-методического комплекса производственной практики рабочая... Целью биохимической практики является приобретение навыков работы в основных подразделениях клинико-диагностической лаборатории (в... | ||
Что заставило меня написать этот текст? Декарт как-то сравнил это с лианой-паразитом, обвивающей ствол дерева. Вот и я боюсь, что эти сразу после смерти философа изолгут... | Обучающая инструкция для секретарей на reception Профессия секретаря... Секретарь должен знать структуру организации, имена и должности руководителей и сотрудников |