Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»





Скачать 314.26 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
страница1/3
Дата публикации22.11.2017
Размер314.26 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины
  1   2   3


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет права


Программа дисциплины

«Юридическая социология»

для направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра

Авторы программы:

Кандидат юридических наук, доцент Салыгин Е.Н.

Кандидат юридических наук, доцент Соболевская Ю.В.

Одобрена на заседании кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ

«___» ____________ 2013 г. (протокол № ___)

Заведующий кафедрой, д.ю.н., профессор _________________ В.Б. Исаков

Утверждена руководителем программы «История, теория и философия права»

«___» _____________2013 г.
Утверждена деканом факультета Права «___» _____________2013 г.
Декан факультета права, к.ю.н., доцент __________________Е.Н. Салыгин

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также для студентов направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с:

- Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра, утвержденным Ученым советом НИУ ВШЭ (Протокол от 02.07.2010. № 15).

- Базовым учебным планом НИУ ВШЭ по направлению 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра.

- Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ по направлению 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра.


  1. Цели освоения дисциплины


Вопросы эффективности права как важнейшего регулятора общественных отношений, степени его реального влияния на общественные процессы, на сознание и поведение людей имеют непреходящую актуальность. Особенно остро они заявили о себе с увеличением массива законодательства.

Поток законодательных актов после принятия Конституции РФ и по настоящее время вызван преувеличением автономности права как регулирующей системы. Полагали, что закон есть самый действенный и доступный инструмент для изменений в общественном развитии, решении проблем в большинстве сфер общественных отношений.

Максимализм ожиданий и надежд на право как источник порядка столкнулся со слабой исполнимостью законов, неудачей проводимых реформ, проявлениями правового нигилизма. Отношение рядового российского человека к законам и к государственным институтам почти не изменилось в лучшую сторону, что делает их подчас скорее декларативными. В «урагане» государственных преобразований явно недооценивается человеческий фактор.

Знание представлений, интересов, установок как отдельного человека, так и различных социальных групп и общностей – важнейшая предпосылка эффективности законотворческой и правоприменительной деятельности. Видная роль здесь принадлежит социологии права.

Юридическое изучение социальных явлений диктовалось и диктуется тем фундаментальным обстоятельством, что право – это определенная форма общественных отношений. Социальные явления и отношения – это не просто внешний контекст для права, а то реальное, фактическое содержание, которое опосредуется, упорядочивается и оформляется через регуляцию поведения людей. Без надлежащего предварительного познания содержания регулируемых общественных отношений невозможно и сколь-нибудь осмысленное, целенаправленное и результативное их регулирование.

Западный научный мир давно разрабатывает концепцию права как социального явления, осуществляет юридико-социологические исследования теоретического и эмпирического характера. Подъем отечественной социологии права в 60 – 80-х годах сменился периодом стагнации, когда практически отсутствуют теоретические разработки и конкретные социально-правовые исследования.

Сегодня в условиях России актуальной задачей является создание демократического и справедливого общества, построенного на законе. Полноценное решение этой задачи невозможно без осознания места правового регулирования в системе социального регулирования, выделения поведенческой составляющей в механизмах правотворчества и правоприменения.

Практика показывает, что юристы, ориентированные на сиюминутные интересы и прагматизм, не способны создавать хорошие законы и эффективно их применять.

Поэтому будущий юрист должен быть знаком с социологическим подходом к праву, владеть его методологией. Он должен понимать объективные закономерности, действующие в обществе и в отношениях между людьми, место права в системе средств социального регулирования, уяснить действительную роль права в жизни современного общества, оценить границы его применимости, понять связь интересов, поведенческих моделей, проявляющихся на индивидуальном, групповом и общественном уровнях с процессами правотворчества и правоприменения.

Целью освоения дисциплины «Социология права» является объединение познавательных ресурсов юриспруденции как системы наук о праве и общей социологии как науки о закономерностях формирования, развития и функционирования общества.
Задачами дисциплины являются:

изучить сущность, содержание и специфику социологии права;

изучить историю возникновения и основные этапы развития социологии права как науки;

понять содержание, особенности основных категорий социологии права, ее взаимосвязь с социальными процессами и явлениями в обществе;

уметь применять основные положения социологии права к исследованию проблем современного социально-правового развития;

понять взаимосвязь поведенческих моделей личности в сфере права и ее социально-психологических особенностей;

уметь анализировать правовые акты с точки зрения проектируемых норм и возможного действия;

приобрести навыки анализа и оценки социальных ситуаций в процессе реализации права.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В ходе занятий магистранты должны быть подготовлены к решению соответствующих профессиональных задач:

- организация научно-исследовательской деятельности в области изучения социологии права;

- поиск, анализ, оценка информации, необходимой для экспертной оценки эффективности действия законодательства;

- способность к самостоятельному освоению научного и методологического аппарата социологии права.

- разработка программ научных исследований в области социологии права в России.

Исходя из этого, магистрант должен знать:

- предмет, методы и методологический инструментарий социологии права;

- историю становления и развития науки социологии права;

- подходы к изучению правовой проблематики в работах классиков социологической мысли;

– эмпирические социологические исследования права в конце XIX – начале XX в.
Уметь:

- применять социологический подход к изучению права в России;

– анализировать общественное мнение и делать выводы о его значении для выработки социально обусловленного правового решения;

– изучать социальные функции и социальный механизм действия права;
Владеть:

- методологией и методикой научных исследований в области социологии права;

- навыками самостоятельной исследовательской работы;

- умениями качественного анализа данных, необходимых для экспертной оценки эффективности действия законодательства;

- информационными технологиями в области оценки эффективности действия законодательства и выявления факторов, влияющих на эффективность законотворческой работы.
В результате освоения дисциплины магистрант осваивает следующие компетенции:

Освоение дисциплины способствует приобретению студентом следующих профессиональных компетенций:



п/п

Код компетенции по ОС ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

1.

ИК-1

Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

2.

ИК-2

Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

3.

ИК-4

Обладает навыками презентации результатов своей деятельности.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

4.

СЛК-1

Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

5.

СЛК-2

Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

6.

СЛК-3

Способен понимать движущие силы и закономерности государственно-правового развития, место и роль своей страны в этом процессе.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

7.

СЛК-5

Имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

8.

СЛК-6

Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

9.

ПК-1

Способен участвовать в разработке нормативных правовых актов.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

10.

ПК-4

Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

11.

ПК-6

Способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

12.

ПК-9

Способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

13.

ПК-10

Способен уважать честь и достоинство личности, избирать законные способы защиты прав и свобод человека и гражданина, совершать юридически значимые действия по защите прав и свобод.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

14.

ПК-11

Способен толковать различные правовые акты.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

15.

ПК-14

Способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

16.

ПК-15

Способен управлять самостоятельной работой обучающихся.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

17.

ПК-16

Способен осуществлять правовое воспитание.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

18.

ПК-17

Способен проводить научные исследования.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

19.

ПК-18

Способен делать научно-аналитические обзоры и аннотации по правовой проблематике.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору Ее изучение позволит студенту конкретизировать знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения следующих дисциплин:

  • Введение в сравнительное правоведение.

  • Теория государства и права.




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Юридическая психология» для специальности 030501....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Уголовная политология» для направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей и ассистентов-аспирантов, ведущих данную дисциплину, студентов направления подготовки...
Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «История государства и права зарубежных стран»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconРабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:...
В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:...
Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «юридическая конфликтология, медиация и посредничество»...
Составители: В. И. Глазунов, директор регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи
Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconМедико-социологическое обоснование социализации больных при пограничных...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Правовое обеспечение управления персоналом»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Налоговое право» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 030900. 62...
Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconРабочая программа дисциплины юридическая психология образовательная...
Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №464 от 4 мая 2010 г. Зарегистрировано...
Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета...
...
Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета...
...
Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «налоговые споры» для направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Налоговые споры» для направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Корпоративное право» для направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Институциональная экономика» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Программа дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины Бюджетное право  для направления 030900 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск