Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет
Кафедра трудового права
Программа дисциплины
Право социального обеспечения для направления 030900.62- Юриспруденция
Автор программы:
Буянова М.О.., д.ю.н. профессор tp @ hse. ru Одобрена на заседании кафедры трудового права «11» декабря 2012 г.
(переработана в 2013г.)
Зав. кафедрой Рекомендована Профессиональной коллегией «Право» УМС
«___»____________г.
Председатель Шаталов А.С. д.ю.н , профессор Утверждена Ученым советом факультета права
« »_____________ г.
Ученый секретарь ________________________
Москва, 2012
1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, учебных ассистентов и студентов для направления 030900.62- Юриспруденция, бакалавриат.
Программа разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавриата 030900.62- Юриспруденция.
2. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины « Право социального обеспечения»
- уяснение студентами сущности норм права социального обеспечения, регулирующих материальные отношения нетрудоспособных, а также связанные с ними процедурные и процессуальные отношения ;
- готовность к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью программы и видами профессиональной деятельности:
а) правотворческая - подготовка нормативных правовых актов;
б) правоприменительная – обоснование и принятие решений, связанных с реализацией норм права социального обеспечения.
3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать вопросы и проблемы права социального обеспечения;
- уметь решать конкретные профессиональные задачи;
- иметь навыки (приобрести опыт) определения размеров пенсий, пособий, компенсационных выплат, субсидий, страховых выплат, подсчета трудового стажа, В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенции
| Код
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Общенаучные
| ОНК-4
| использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (владеет научной терминологией, применяет теоретические знания для объяснения экономических процессов, - интерпретирует статистические данные для оценки состояния экономики, - использует дополнительную литературу, новостные источники, статистические данные для интерпретации и оценки наблюдаемых экономических явлений)
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-1
| способен участвовать в правотворческой; правоприменительной; правоохранительной; экспертно-консультационной; организационно-управленческой; научно-исследовательской и педагогической деятельности в сфере юриспруденции
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-10
| способен использовать в профессиональной деятельности основные требования информационной безопасности, в том числе в части неразглашения сведений, составляющих охраняемые законом виды профессиональных тайн
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-11
| способен описывать юридически значимые проблемы и ситуации в профессиональных областях
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-12
| способен строить профессиональную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей, выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения, совершать юридически значимые действия по защите прав и свобод граждан
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-13
| способен придерживаться (обязан соблюдать) правовых норм в профессиональной деятельности
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-14
| способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-15
| способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-16
| способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-17
| способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-18
| способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-19
| способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-2
| способен реализовывать различные виды профессиональной деятельности на основе правовых и профессиональных этических норм
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-20
| способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-3
| способен руководить отдельными видами профессиональной деятельности на основе правовых и профессиональных этических норм
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-4
| способен вести письменную и устную коммуникацию на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного общения
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-6
| способен создавать и редактировать путем устранения пробелов и коллизий на русском (государственном) языке юридические тексты для задач профессиональной и научной деятельности
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-7
| способен оформлять и презентовать результаты профессиональной юридической и научной деятельности в соответствии с правилами юридической техники, нормативно-правовыми и локальными актами, обычаями делового оборота
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-8
| способен искать, анализировать и обрабатывать юридически значимую информацию посредством использования формально-логического, сравнительно-правового и иных специальных методов познания
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Профессиональные
| ПК-9
| способен работать с специализированными системами (базами данных) на русском (государственном) языке для задач профессиональной и научной деятельности
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Системные
| СК-1
| способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Системные
| СК-10
| способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Системные
| СК-11
| способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной сфере
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Системные
| СК-2
| способен применять профессиональные знания и умения на практике
| Активные и интерактивные
формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Системные
| СК-3
| способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Системные
| СК-4
| способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Системные
| СК-5
| способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Системные
| СК-6
| способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Системные
| СК-8
| способен работать в команде
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Системные
| СК-9
| способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Системные
| СК-Б7
| способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Системные
| СЛК-Б1ю
| Способен придерживаться (обязан соблюдать) правовых и этических норм в профессиональной деятельности
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Инструментальные
| ИК-Б2.1.1 2.4
| Способен устно публично выступать (дискутировать) на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного взаимодействия
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Инструментальные
| ИК-Б4.ПТД_Ю1-4
| способен охранять права и свободы человека и гражданина, обеспечивать соблюдение законности и правопорядка
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
| Инструментальные
| ИК-Б7.ПеД, НИД_ПеД
| способен эффективно осуществлять правовое воспитание
| Активные и интерактивные
Формы проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, студенческие исследовательские группы, вузовские и межвузовские конференции в сочетании с внеаудиторной работой.
|
|