Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата
страница1/6
Дата публикации06.07.2013
Размер0.62 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Современные теории социального благополучия»

Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению
подготовки бакалавриата

040400.62 Социальная работа

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) с указанием
профиля (названия магистерской программы)


Автор: С.И. Петошина, к.ф.н., доцент кафедры социальных наук

Цель освоения дисциплины «Современные теории социального благополучия» - изучение различных аспектов современных теорий социального благополучия в контексте проблем современного общества, применимых к решению практических задач в области социальной работы.

Данная дисциплина является базовой частью профессионального цикла.

Дисциплина дает представления об основных аспектах и направлениях развития теорий социального благополучия и включает в себя ряд вопросов в области различных технологий и подходов к исследованию состояния и процесса обеспечения благополучия человека и общества.

Изучение дисциплины предполагает наличие знаний, умений и компетенций, освоенных студентами в ходе изучения следующих курсов:

Б1.Б.7 Введение в профессию

Б1.Б.9 Основы социального государства и гражданского общества

Б1.ДВ1 История философии

Б1.ДВ1 История социально-гуманитарной мысли
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
(модуля)


Курс «Современные теории социального благополучия» позволяет сформировать следующие профессиональные компетенции (ПК):

Социально-технологические:

быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);

Исследовательские:

владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);

Социально-проектные:

быть готовым к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения (ПК-30);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: современные и классические теории социального благополучия; основной категориально-понятийный аппарат теорий социального благополучия; различные технологии и нормативно-правовые основы обеспечения социального благополучия.

Уметь: оперировать основными терминами и понятиями в сфере социального благополучия, разбираться в теориях социального благополучия, прибегать к необходимым источникам; использовать полученные знания и навыки в практике социальной работы.

Владеть: навыками самостоятельного осмысления и анализа различных аспектов и концептуальных идей в области социального благополучия; методиками оценки полученной информации социального характера.
Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени



п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР\СМ

ЛБ

Сам. раб.

1

Теоретико-методологические основы понятия социальное благополучие

4

2

2

-

4

2

Потребности в контексте теории социального благополучия

4

2

2

-

3

3

Исторические аспекты формирования теорий социального благополучия

4

2

2

-

4

4

Междисциплинарный подход и интеграция различных концепций социального благополучия, качества жизни и социального здоровья

6/2

2

4/2

-

4

5

Социальное здоровье и социальная патология

4

2

2

-

4

6

Социальные вопросы биологической безопасности

4

2

2

-

4

7

Социальные угрозы здоровью и благополучию различных категорий людей

6/2

2

4/2

-

4

8

Альтернативные теории социального благополучия

4/2

2

2/2

-

4

9

Влияние здоровья на предложение труда и заработка

4

2

2

-

4

10

Технологии обеспечения социального благополучия

6/2

2

4/2

-

4

11

Нормативно-правовые основы благополучия и социальной безопасности

4/2

2

2/2

-

4

12

Роль социальных институтов и социальной среды в укреплении здоровья и благополучия

4

2

2

-

4

13

Динамика изменений социального благополучия населения

4/2

2

2/2

-

3




Итого:

108

26

32

-

50



Содержание практических занятий
Практическое занятие №1 (2 часа)

  1. Понятие социального благополучия и благосостояния: общее и различное в понятиях

  2. Виды благополучия личности

  3. Факторы, влияющие на благополучие

  4. Уровни восприятия социального благополучия субъектами.

  5. Благосостояние: экономический и этический аспекты. Причины неравенства.


Задания для самостоятельной работы:


  1. Выпишите из различных источников: словарей, энциклопедий, научной и учебной литературы понятия «социальное благополучие» и «социальное благосостояние». Какое из рассмотренных вами понятий наиболее точно дает определения? Аргументируйте свою позицию.

  2. Охарактеризуйте понятие социальное благополучие с позиций экономической и этической составляющих. Какие факторы социального благополучия, с вашей точки зрения, являются приоритетными. Аргументируйте свое мнение.


Основная литература:


  1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.; СПб., 2004.

  2. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения. – М., 2007.

  3. Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. – М., 2005.

  4. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М., 1999.

  5. Елсуков А.Н. Социологический словарь. - М., 1991.

  6. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб.: ДЕАН, 1998.

  7. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2003.

  8. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.

  9. Словарь – справочник по социальной работе под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2000.

  10. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н.А.Волгина. – М., 2004.

  11. Социальная работа: уч. пособие / Под общ. ред. проф. Курбатова В.И. Р.- на - Д.: ФЕНИКС,1999.

  12. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учебное пособие. – М., 2004.

  13. Социально-экономические методы технологии поддержки населения / Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М., 2001. – 160-179.

  14. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1999.

  15. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  16. Шилова Л.С. Трансформация самосохранительного поведения // Социологические исследования. - 1999. - № 5. - С. 84-92.



Дополнительная литература:


  1. Сборник научно-методических материалов для службы формирования ЗОЖ. – М., 1991.

  2. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.



Практическое занятие №2 (2 ч.)

Тема: Потребности в контексте теории социального благополучия

План

  1. Типология социальных потребностей в контексте теории социального благополучия.

  2. Реестр человеческих потребностей Г.А. Мюррея

  3. Сопоставление составляющих человеческих потребностей с наличествующими благами.

  4. Иерархия потребностей А. Маслоу.

  5. Специфика социальных потребностей.



Задания для самостоятельной работы:


  1. Постройте наглядную схему, отражающую модель социального благосостояния в зависимости от удовлетворения потребностей человека

  2. Прочитайте статью А.П. Ястребовой «Потребности в контексте теории социального благополучия» // Педагогика. Психология. – 2009. - №2. Выпишите различные типологии разных групп потребностей, с точки зрения их соответствия объективным обстоятельствам и субъективно воспринимаемому благополучию.



Основная литература:


  1. Ананьев В.А. и др. Общая валеология: конспект лекций. - СПб. Балтийская педагогическая академия, 2000.

  2. Анатомия, физиология, психология человека. Словарь / Под ред. А.С. Батуева. – СПб., 1998.

  3. Бальсевич В.К., Интеллектуальный вектор физической культуры человека//Теория и практика физ.культуры. - 1991- №7- С.-37-39.

  4. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.; СПб., 2004.

  5. Елсуков А.Н. Социологический словарь. - М., 1991.

  6. Журавлева И.В. Отношение населения к здоровью. – М., 1993.

  7. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 2003.

  8. Петленко В.П. Валеология человека. Здоровье–любовь–красота. В 2-х книгах, 5 томах. - СПб. 1998.

  9. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2003.

  10. Словарь – справочник по социальной работе под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2000.

  11. .Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учебное пособие. – М., 2004.

  12. Теория социальной работы: учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1999.

  13. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001.

  14. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

  15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

  16. Ястребова А.П. Потребности в контексте теории социального благополучия // Педагогика. Психология. – 2009. - №2.


Дополнительная литература:


  1. Выготский Л.С. - Проблемы возраста // Собрание сочинений: В 6 Т. М., 1984.-Т.4.

  2. Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1989.

  3. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.



Практическое занятие №3 (2 ч.)

Тема: Исторические аспекты формирования теорий социального благополучия

План


  1. Особенности понимания социального благополучия в эпоху Античности

  2. Восприятие социального благополучия в Средние века и Эпоху Возрождения

  3. Концепции социального благополучия в Новое время и Эпоху Просвещения

  4. Социальное благополучие в теориях мыслителей XIX и XX столетий

  5. Специфика концепции социального благополучия в постиндустриальном обществе.

  6. Концепция welfare state или «государства всеобщего благополучия» / «государства всеобщего благосостояния»

  7. Историческое обоснование и формирование принципов благосостояния в модели современного социального государства


Задания для самостоятельной работы:


    1. Проанализируйте историю развития принципов социального благосостояния современного социального государства, отразите полученные выводы в виде наглядной схемы.

    2. Составьте сравнительную таблицу: «Социальное благополучие в разные исторические периоды». Оцените влияние исторических аспектов понимания социального благополучия на современность.


Основная литература:


  1. Анатомия, физиология, психология человека. Словарь / Под ред. А.С. Батуева. – СПб., 1998.

  2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.; СПб., 2004.

  3. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения. – М., 2007.

  4. Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. – М., 2005.

  5. Гидденс Э. Социология. - М., 1999.

  6. Европейская социальная хартия (пересмотренная). Страсбург, 3 мая 1996 г.//Человек и труд. – 2001. - № 1. – С.5-41.

  7. Елсуков А.Н. Социологический словарь. - М., 1991.

  8. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М., 2003.

  9. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: учебное пособие. – М., 2006.

  10. Петленко В.П. Валеология человека. Здоровье–любовь–красота. В 2-х книгах, 5 томах. - СПб. 1998.

  11. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2003.

  12. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.

  13. Система социальной защиты в зарубежных странах // Отечественные записки. – 2003. - № 3.

  14. Словарь – справочник по социальной работе под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2000.

  15. Социальная защита населения: опыт организационно-административный. – М., 2003.

  16. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н.А.Волгина. – М., 2004.

  17. Социальная работа: уч. пособие / Под общей редакцией проф. Курбатова В.И. Р.-на -Д.: ФЕНИКС,1999.

  18. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учебное пособие. – М., 2004

  19. Социально-экономические методы технологии поддержки населения / Технологии социальной работы: учебник под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М., 2001. – 160-179.

  20. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1999.

  21. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. - М., 1995.

  22. Фан Тхань Фу. История и этапы развития социальной защиты населения // Социальная политика и социология. – 2005. - № 2. – С.27-49.

  23. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  24. Шарин В. Принципы современной системы социальной помощи // Социальное обеспечение. – 2003. - № 12.

  25. Шарин В. Социальная помощь в древних государствах // Социальное обеспечение. – 2004. - № 11 – С.17-23.

  26. Шарин В. Социальная помощь в средние века // Социальное обеспечение. – 2005. - № 10. – С.18-23.

  27. Шарин В. Социальная помощь. Как она возникла? // Социальное обеспечение. – 2004. - № 8. – С.12-19.


Дополнительная литература:


  1. Кирсанова Е.П. Зарубежный опыт социальной работы: проблемы и возможности использования в России / Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. Сб. науч. статей, вып. 1. Ростов-на-Дону, 1998.

  2. Крестов А.В. О понятии эффективности социальной защиты населения // Российский журнал социальной работы. 1998. № 1/7.

  3. Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1989.

  4. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям: Научно-методическое пособие / Под. Ред. Е.И. Холостовой. - М., 1997.

  5. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.



Практическое занятие №4 (4 ч.)

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б7 архитектура компьютеров...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная...
Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная...
Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»...
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавра
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа»...
Цели освоения дисциплины «Социальная работа» формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной...
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «теория измерений...
Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная...
Цели освоения дисциплины содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого педагогического образования...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. М. Ф3 Физическая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации дисциплины в. 2 Информационные системы...
Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 2 Информационные системы и технологии в экономике являются
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconРабочая программа дисциплины (модуля) д 1 Шейпинг Основная образовательная...
Цели освоения дисциплины: формирование систематизированных знаний и умений по теории и методике преподавания шейпинга как физкультурно-спортивного...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации дисциплины в. 1 Информационные системы...
Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 1 Информационные системы управления производственной компанией являются
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины м. В. 1 Современные...
Цель дисциплины: изучение целостной системы знаний о сущности, содержании, структуре современного образования, формирование представлений...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории социального благополучия» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная...
Пк-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск