Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению





Скачать 213.22 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению
Дата публикации10.10.2013
Размер213.22 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению:

Б3.ДВ5.1
Фактор пола в школьном образовании: методология, теория и практика




050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль - Психология образования

Форма обучения: очная

Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института
(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.

Автор программы: Л.В. Штылева, к.п.н., доцент кафедры педагогики

Цели освоения дисциплины - содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого - педагогического образования через формирование представления о современных подходах к фактору пола в школьном образовании.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО: дисциплина является компонентом основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «психолого-педагогическое образование», цикла «теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности». Дисциплина следует за курсом «история педагогики и образования», «Теоретические и экспериментальные основы ППД: теории обучения и воспитания», которые изучались студентами на первом курсе. Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть характеристиками систем образования и воспитания, изученными в курсе истории педагогики и образования, помнить их признаки, авторов, социокультурный контекст появления этих систем.

Дисциплина является необходимой для последующего изучения курсов методики воспитания и обучения, проектирования образовательных систем и др.
Содержание модуля.
Модули дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы




Всего ауд.ч./в интеракт. ф.

ЛК

ПР/

СМ

Часов на СРС

1

Пол, гендер и гендерные стереотипы.

4

2

2

10

2

Гендерные стратегии в истории образования (2 фильма + лекция)

12

4

8

10

3

Полоролевой подход в педагогике и образовании (проект Руссо), основные признаки полоролевого подхода в воспитании и обучении школьников.

2

2

-

10

4

Проблема сходств и различий в воспитании мальчиков и девочек школьного возраста с точки зрения российских и зарубежных специалистов.

6

-

4

15

5

Теории полоролевой и гендерной социализации.

4

2

2

10

6

Современные стратегии воспитания гендерно не схематизированной личности

6

2

4

15




ИТОГО

32/16

12

20

76/6,75 зачет



Содержание разделов модуля.
Тема №1. (4 часа)
Занятие №1. Пол, гендер и гендерные стереотипы.

Тренинг выявления и раскачивания гендерных стереотипов. Выявление и закрепление различий между понятиями «пол» и «гендер». Гендер как социокультурный конструкт. Биодетерминизм, гендерная поляризация и андроцентризм – ключевые характеристики «вопроса пола» в западноевропейской культуре.

Гендерные исследования в общественных науках: антропологии, социологии, истории, психологии, педагогике. Гендерная система общества. Гендерные технологии социополовой типизации личности. Понятие о трех группах гендерных стереотипов. (по классификации И.С.Клециной)

Гендерные стереотипы маскулинности и фемининности. Маскулинность и фемининность в традиционной культуре. Андроцентризм и гилания как культурные антиподы. Гендерная асимметрия патриархатного общества: культура, образование, экономика, политика, семья. Гендерная стратификация. Гендерный порядок в обществе и права человека. Сексизм как форма социальной дискриминации по признаку пола. Последствия гендерной стратификации для самореализации личности: точка зрения гуманистической педагогики: (сегрегация по полу в профессиях, дискриминационная практика ограничения доступа к ресурсам, образованию, сокращение социального пространства развития личности)
Литература для подготовки:

  1. Гендерные проблемы в России (по национальным публикациям 1993-2003гг.) [ Текст] - М.: Издательство «Алекс», 2004.- 240с.

  2. ЗдравомысловаЕ., Герасимова Е., Троян Н. Гендерные стереотипы в дошкольной детской литературе//Преображение: Русский феминистский альманах /Сост. Е.Т.Трофимова. –М.: 1998.-№6.-С.65-77.

  3. Лорбер Дж. Пол как социальная категория [Текст]/ Лорбер Джулия //Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований»: Второе издание. - М.: 2001.- с.72-76

  4. Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) [Текст]/ О.В.Митина, В.Ф.Петренко // Вопросы психологии. - 2000. - № 1- с. 53-67.

  5. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. [ Текст] Очерки. Хрестоматия. /Л.П.Репина - М.:РОССПЭН, 2002.- 352с.

  6. Рябова Т.Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация в российском обществе: К постановке проблемы .[ Текст] / Т.Б.Рябова //Женщина в российском обществе. - 2001.- №3.- с. 14-24.

  7. Словарь гендерных терминов [Текст]: Под ред. А.А.Денисовой / РОО «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.:Информация –ХХIвек/- 2002.- 256с.

  8. Трофимова Е.И. Терминологические вопросы в гендерных исследованиях / Трофимова Е. И. //ОНС. - 2002. - №6. - С. 178 - 188.

  9. Уолстонкрафт М. В защиту прав женщин [Текст ]/ М.Уолстонкрафт // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. - М., Прогресс.1992.- с.32- 42

  10. Словарь гендерных терминов [Текст]: Под ред. А.А.Денисовой / РОО «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.:Информация –ХХIвек/- 2002.- 256с.

  11. Штылева Л.В., Детерминанты, тенденции и этапы трансформации «вопроса пола» в отечественном образовании и педагогической науке //Женщина в российском обществе. – №2. – 2012. – С. 83-89.



Тема №2. (12 часов)
Занятие №2. Гендерные стратегии в истории образования. (4 часа)

Просмотр фильма «АГОРА» 141 мин. с обсуждением по предварительно объявленным вопросам.

Понятия: «гендерная асимметрия в образовании», гендерная дискриминация.

Занятие №3. Гендерные стратегии в истории образования. (4 часа)

Просмотр и обсуждение фильма «Иоанна женщина на папском престоле» (135 мин.)

Занятие № 4. (4часа) Отражение ключевых стратегий «вопроса пола» западноевропейской философии (андроцентризма, гендерной пляризации и биологического эссенциализма) в образовании и педагогической мысли: эпохи Античности, европейского и русского Средневековья, Нового и новейшего времени. Исторические, социокультурные и интеллектуальные детерминанты трансформаций «вопроса пола» в отечественном образовании и педагогической науке XYIII – XXвв. Основные стратегии «вопроса пола» в образовании: систематизация, периодизация, тенденции. (Лекция)
Тема №3. (2часа)
Занятие №5. Полоролевой подход в педагогике и образовании (на примере концепции Ж.Ж.Руссо) – лекция.

Гендерная асимметрия теории полоролевого воспитания Ж.-Ж. Руссо. Теории женского воспитания Г. Кампе и Тюильри. Концепции женского образования Н.Г. Дебольского и П.Ф. Каптерева. Марксистский подход к вопросу пола в воспитании и обучении российских школьников в ХХ веке: основные характеристики

Основные признаки полоролевого подхода: два пола- две роли; противопоставление ценностей и целей жизни; ограничение развития личности рамками пола.
Литература для самоподготовки:

  1. Белова А.В. Домашнее воспитание дворянок в первой половине Х1Х века.// Педагогика, 2001, №10.

  2. Верена Эрик – Хефели. К вопросу о становлении концепции женственности в буржуазном обществе 18 века [Текст]/ Эрик – Хефели Верена //Пол.Гендер.Культура: Немецкие и русские исследования /Пер. с нем: в 3т.т.1 - М.: РГГУ, 1999.- С.55-108.

  3. Котлова Т.Б. Проблемы развития образования в России на рубеже XIX-XX веков: Гендерные аспекты. [Текст]/ Т.Б. Котлова // Женщина в Российском обществе. Российский научный журнал. – 1999.- № 2 – 32-54.

  4. Локк Д. Мысли о воспитании. [Текст] / Д.Локк // Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоци И.Г. Педагогическое наследие: сборник произведений/ Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский.- М.: Педагогика, 1989.- с.145-179.

  5. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. [Текст] / Ж.-Ж..Руссо // Руссо Ж-Ж.Педагогические сочинения./ Под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н.Джуринский: в 2т. Т.1.- М.: Педагогика, 1981.- 656с.

  6. Усачева Р.Ф. Женское образование в системе николаевских школьных контрреформ второй четверти ХIХ века [Текст] / Р.Ф.Усачева // Образование в современной школе.- 2002.- №7.- с.48-64;

  7. Усачева Р.Ф. Реформа женской школы в России (1860-е годы). [Текст] / Р.Ф.Усачева.- М.:, 1996.- 240с.

  8. Усачева Р.Ф. Реформа женской школы в России (1860-е годы). Две линии развития новой женской школы. Роль Н.А. Вышнеградского в ее становлении. // Советская педагогика. - 1962. -№11.-С.14-30

  9. Ушинский К. Д. Отчет командированного для осмотра заграничных женских учебных заведений коллежского советника К.Ушинского [Текст] //Ушинский К.Д.Педагогические сочинения: в 6 т. Т.2. Сост.С.Ф.Егоров / К.Д.Ушинский - М.:Педагогика,1988.- с.283-347

  10. Хасбулатова О.А. Женщины и образование в России: исторический обзор (1860-2000гг.) [Текст] / О.А.Хасбулатова // Женщины в российском обществе.- 2003. - № 1-2.- с.31-35

  11. Пушкарева Н.Л. Знаменитые россиянки. - М., 1991. (электронная версия - http://pushkareva.narod.ru/zr/)

  12. Столярчук Л.И. Педагогические аспекты полоролевого воспитания [Текст] / Л.И.Столярчук // Педагогика.- 2003.- №5.- с.38 – 43.

  13. Столярчук Л.И. Гендерный подход в современной общеобразовательной школе [Текст] / Л.И.Столярчук //Наука и практика воспитания и дополнительного образования: науч.- метод.журн.-2008.- №4- С.24-32.


Тема №4. (4 час.)
Занятие № 6. (4 часа в формате дебатов на основе самостоятельной подготовки по комплексу статей) Проблема сходств и различий в образовании мальчиков и девочек младшего школьного возраста с точки зрения российских и зарубежных специалистов.


  1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира.[Текст] / В.Д.Еремеева, Т.П.Хризман : Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.- СПб.: «Тускарора», 2001.- 184с.

  2. Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек. [Текст] / И.Я.Каплунович //Педагогика. - 2001-№10-с.30-35

  3. Одаренные дети [Текст]: Сборник статей; Пер. с англ./ /Общ.ред.Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991 – 480с.

  4. Осетрова Н.В.Права человека и гендерные аспекты школьного образования [Текст]/ Н.В.Осетрова; Ин-т социологии РАН, Центр общечеловеч. Ценностей.- М.: Центр общечеловеч. Ценностей. 2002.- 128с.: табл.

  5. Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин.[Текст] / Л.В.Попова //Вопросы психологии.- 1996. - № 2.- 24-36.

  6. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики. .[Текст] / Л.В.Попова // Начальная школа: плюс-минус. - 2000.- №3.-С.58-65

  7. Попова Л. В. Некоторые тенденции в ценностных ориентациях девочек и мальчиков младшего подросткового возраста .[Текст] / Л.В.Попова // Женщина в российском обществе- 1996.- №4- с. 32- 38.

  8. Попова Л., Орешкина Н. Как школа может способствовать реализации способностей одаренных девочек .[Текст] / Л.В.Попова , Н.Орешкина // Педагогическое обозрение.- 1995. - №3.- с. 5-17.

  9. Пыжиков А.В. Раздельное обучение в советской школе [Текст] /А.В.Пыжиков // Педагогика.- 2004. - №5.- с.78 – 84.

  10. Хардинг Я. Девушки и женщины в системе естественно – математического образования: Перспективы [Текст] / Ян Хардинг// Вопросы образования. - 1986.- №4.- с.75 – 88.

  11. Пушкарева Н.Л. Критическое переосмысление проблемы преемственности поколений и необходимость гендерного образования. [Текст] / Н.Л.Пушкарева // Женщина в российском обществе.- 2003.- № 1-2.- С.23 – 30.

  12. Смирнова А.В. Учимся жить в обществе. Гендерный анализ школьных учебников [Текст] / А.В.Смирнова - М.: ЗАО «Олита», 2005. – 68с.


Тема №5. (4 часа)
Занятие №6. Традиционные и современные теории полоролевой и гендерной социализации - лекция.

Занятие №8. Традиционные и современные теории полоролевой и гендерной социализации - семинар.

Задание:

Законспектировать источники № 9 и 13 (конспект - до 5-6 стр.), подготовиться к ответам на контрольные вопросы:

  1. Дайте определение «гендерной социализации».

  2. Объясните различия между разными подходами к пониманию природы пола: биодетерминизм, структурный функционализм, гендерный подход. В чем выражаются социально – педагогические последствия применения разных подходов к трактовке половых различий?

  3. Какую роль в социализация индивида играют гендерные стереотипы?

  4. Назовите институты и технологии гендерной социализации подрастающего поколения. Какие институты гендерной социализации, по вашему мнению, самые важные для формирования личности дошкольника, школьника, взрослого человека?

  5. В течение какого периода жизни происходит гендерная социализация человека? Назовите сензитивные периоды процесса гендерной социализации и его возможные этапы.

  6. Охарактеризуйте основные теории становления маскулинности и фемининности (от психоаналитической до объединительных)

  7. Раскройте понятия: гендерная роль и гендерная идентичность.

Литература для самоподготовки:

  1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. – «Вопросы психологии», 1991, №4.

  2. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС,2001.

  3. Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. // Монография. \ Под ред. Л.В.Штылевой. Мурманск.: ООО Милори. - 2001. – Г.2, 3, 5,7,8.

  4. Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ Я у подростков // Вопросы психологии, 1989, №3.

  5. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб.: издв-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998.-с.7-37

  6. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс- культурную психологию: Учебное пособие.- М., «Ключ-С»,1999.-с. 42-62.

  7. Шалаева Л.Г. Обучение социальному полу в школе: этнография урока [Текст] / Л.Г.Шалаева //Социальное неравенство в образовании: проблема, исследования, действия. - Саратов, СГТУ, 2001.- с. 264-270.

  8. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003., Гл.13.-с.670 – 720.


Тема №6. (4 часа)

Фактор пола в образовании. Современные подходы к гендерной социализации школьников в отечественной и зарубежной практике образования (сравнительный аспект) - семинар.

Теория гендерного подхода в образовании: миссия, цели и задачи, ожидаемые результаты. Миссия гендерного подхода в социальной и образовательной политике. Задачи ГП в педагогической теории. Миссия гендерного подхода в образовании (педагогической практике). Цель, задачи и сущность гендерного подхода в образовании. Ожидаемые результаты. Условия успешной реализации ГП: научно – методические, учебно – материальные, морально – психологические и организационно – педагогические.


Сравнительный анализ поло-ролевого и гендерного подхода в образовании.

Теоретические основы гендерного анализа школьной среды.
Литература для самоподготовки:

  1. Гаскел Дж., Макларен А., Новогродская М. Стремясь к образованию: Феминизм и канадские школы (главы из книги) [Текст]// Гендерное образование в средней школе: российский и канадский опыт.: Учебно- методические материалы./ Перевод с англ. и публикация И.А.Школьникова./Дж.Гаскел и др. - Иваново:ИГУ, 2002 – с.119-178.;

  2. Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства [Текст]: Сборник материалов международной летней школы.- Иваново, 2002.-. Иван. Гос. ун-т, 2002- 240с.

  3. Дьяченко Т.Н. Исследование причин гендерного насилия в школе.[Текст]/ Т.Н.Дьяченко // Управление образованием: опыт, проблемы, тенденции: Сборник материалов межрегиональной научно – практической конференции, посвященной 10-летию ФПКиППРО МГПИ: в 3 т. Т.1. - Мурманск, МГПИ, 2002.- с.92 – 100

  4. Исмаилов Э. Гимназическое образование в Швеции: гендерный аспект. [Текст]/ Э.Исмаилов // Высшее образование в России. – 2004.- №1. -С.165 – 168.

  5. Крупская Н.К. Совместное обучение //Педагогические сочинения. В 6-ти т. Под ред. А.М.Арсеньева, Н.К. Гончарова, П.В.Руднева. Т.1. М.: Педагогика, 1978. – с.24 – 32.

  6. Крупская Н.К. Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу»? //Педагогические сочинения. В 6-ти т. Под ред. А.М.Арсеньева, Н.К. Гончарова, П.В.Руднева. Т.1. М.: Педагогика, 1978. –С,39 –42.

  7. Козловская Г. Раздельное обучение: за и против.//Воспитание школьников, 2002,№3, с.61-65

  8. Кон И.С. Плюсы и минусы раздельного и совместного образования [Текст] /И.С.Кон //Педагогика. - 2006 - №9 -с.16-22.

  9. Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. [Текст]:Монография, Гл.8. /И.С.Кон. - М., 1997. – с.227-252.

  10. Пыжиков А.В. Раздельное обучение в советской школе //Педагогика, 2004, №5, с.78 – 84.

  11. Митина Ю.С. Формирование гуманных отношений между мальчиками и девочками в начальной школе [Текст]/ Ю.С.Митина // Образование.- 2001.- №6.- с. 83-89.

  12. Маленкова Л. В одном классе два разных мира.//Народное образование, 2002, №1.

  13. Ерофеева Н. Мальчики и девочки… Как их учить вместе?// Воспитание школьников, 2001, №8,с.46 – 49.

  14. Гурковский В. Кадетские корпуса России.// Народное образование, 2002, №7,с.171 –183

  15. .Викторов А. Эксперимент: возврат к раздельному обучению // Воспитание школьников, 2001, №7, с.46 – 47.

  16. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003., Гл.13.-с.670 – 720.

  17. Шишова Т. Как воспитать не мальчика, но мужа?. [Текст] / Т.Шишова// Народное образование – 2002. - №4. – с. 162- 168.

  18. Штылева Л.В. Гендерный подход в образовании: проблемы разработки и институционализации [Текст] /Л.В.Штылева // Мир образования-образование в мире. – 2005.- №1.-с.12-18.

  19. Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерного подхода в образовании. [ Текст] /Л.В.Штылева // Женщина в российском обществе. - 2000. -№3,. - с.61 –66

  20. Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: Гендерный подход и анализ. [Текст] /Л.В.Штылева. - М.: ПЕР СЭ, 2008.- 316с.

  21. Ярская – Смирнова Е.Р. Гендерная социализация в системе образования: скрытый учебный план» [Текст] / Е.Р.Ярская – Смирнова // Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований/ РАН ИНИОН, Саратов.-М.: 2001.- 240с.

  22. Ярская – Смирнова Е.Р Неравенство или мультикультурализм [Текст] / Е.Р.Ярская –Смирнова // Высшее образование в России. - 2001. - №4.- с.73- 78.

Задание:

1.Проанализировать положительные и отрицательные стороны как совместного, так и раздельного образования. Подумайте, почему западные эксперты считают переход к раздельному образованию по отдельным предметам (например, по труду) и в целом - шагом назад к дискриминационным практикам в школьном образовании? Подготовиться к работе в микрогруппах и участию в заключительной дискуссии.

  1. Что вы думаете о гендерном аспекте «скрытого обучающего плана» в современной школе?


Темы для самостоятельно изучения.

№п/п

Наименование раздела дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля

с/р

2

Гендерные стереотипы общественного сознания

Подготовка эссе по сюжетному фильму «Кто споет колыбельную?»

1

Проверка эссе

3

Гендерное неравенство в образовании

Подготовка эссе по фильму «Иоанна…»

5

Обсуждение в аудитории+проверка текстов

4

Полоролевой и гендерный подход в образовании

Конспектирование

Раздела монографии

3

Проверка конспекта

5

Теории полоролевой и гендерной социализации.

Конспектирование, составление таблицы

4

Обсуждение в аудитории

6

Современные стратегии воспитания гендерно не схематизированной личности

Работа с текстами статей. Подготовка примера

4

Выступление на семинаре



Образовательные технологии.

Интерактивные формы занятий:

№ раздела (темы)


Формы

1

Групповой социально-педагогический тренинг

2

Дискуссия

3

Просмотр и обсуждение сюжета про гендерные стереотипы

4

Просмотр и обсуждение фильма, подготовка эссе

5

Мозговой штурм

6

Решение ситуативных задач


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Литература:

  1. Беем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст]/С.Л.Бем – М.:РОССПЭН, 2004.- 336с.

  2. Гендер для «чайников»[Текст]/Сборник статей. - М.: Звенья, 2006.-259с.

  3. Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ [Текст]/ Монография -М.: ПЕР СЭ, 2008г.- 320с.

  4. Штылева Л.В., Детерминанты, тенденции и этапы трансформации «вопроса пола» в отечественном образовании и педагогической науке //Женщина в российском обществе. – №2. – 2012. – С. 83-89.

  5. Штылева Л.В. Детерминанты, тенденции и этапы трансформации «вопроса пола» в отечественном образовании и педагогической науке: Окончание // Женщина в российском обществе. – №4. – 2012. – С. 57-62.



Оценочные средства.

Контрольные вопросы:


  1. Раскройте значение гендерной теории для наук о человеке и отношениях полов в обществе, для педагогики и образования.

  2. В чем состоят различия между понятиями «пол» и «гендер»?

  3. Как объясняют природу половых различий в поведении женщин и мужчин сторонники разных подходов: биодетерминизма, структурного функционализма и социального конструктивизма?

  4. Гендер – социальный конструкт или биологический императив? Как вы представляете соотношение между категориями «пол» и «гендер» ?

  5. Раскройте понятия: гендерная роль, гендерный дисплей, гендерная система, гендерная идентичность. К какой теории гендера они имеют отношение?

  6. Докажите, что гендерная асимметрия и гендерное равенство – важные характеристики социокультурной среды для развития и самоактуализации личности

  7. Покажите социокультурные, исторические и др. различия в представлениях о «мужественности» и «женственности». Сделайте обобщение.

  8. В чем состоит природа и роль гендерных стереотипов?

  9. Дайте определение понятию - «гендерная социализация».

  10. Объясните различия между разными подходами в психологии к пониманию становления психологического пола человека (подходы: психоаналитический, бихевиоральный, когнитивный, теория гендерной схемы, объединительная теория). В чем состоят социально – педагогические последствия применения перечисленных подходов в воспитании?

  11. Какую роль в социализации индивида играют гендерные стереотипы?

  12. Охарактеризуйте институты и технологии гендерной социализации подрастающего поколения.

  13. В течение какого периода жизни происходит процесс гендерной социализации человека?

  14. Как взаимодействуют гендерная социализация и процесс образования?

  15. Охарактеризуйте основные этапы гендерной социализации индивида.

  16. Приведите примеры гетерохронности гендерной социализации мальчиков и девочек. В чем состоят особенности гендерной социализации мальчиков/девочек ?

  17. Раскройте понятие «Скрытый гендерный план образования». Расскажите о технологии СГП.

  18. Назовите идеи и охарактеризуйте практику учета фактора пола в образовании в ХХ веке (на примере отечественного школьного образования).

  19. Охарактеризуйте полоролевой подход в воспитании (цели, задачи, ожидаемый результат, основные формы работы, методические требования, позитивные результаты и проблемы социализации на основе полоролевого подхода).

  20. Опишите проблемы самоактуализации мальчиков и девочек в процессе образования на основе полоролевого подхода.

  21. Охарактеризуйте сущность гендерного подхода в образовании. В чем различия между гендерным и полоролевым подходом в образовании?

  22. Раскройте основные положения теории гендерного подхода в образовании.

  23. Формирование жизненных стратегий мужчин и женщин в процессе образования: гендерный аспект.

  24. Поло-ролевой и гендерный подход в воспитании подрастающего поколения: предполагаемые различия в результатах самоопределения личности.

  25. Потенциал гендерной социализации ребенка в семье и школе: сравнительная характеристика.

  26. Задачи и методика гендерного подхода в работе с учащимися разных возрастных групп.

  27. Охарактеризуйте роль педагога в гендерной социализации учащихся в процессе образования и морально – психологические требования к учителю, применяющему гендерный подход.

  28. Что такое «гендерный анализ»? Для чего он применяется в образовании? Методические требования к использованию гендерного анализа в образовании.


Примерная тематика рефератов

  1. Теория гендерных отношений – новая научная концепция в гуманитарных науках второй половины ХХ века.

  2. Соотношение биологического и социального в человеке с точки зрения сторонников биодетерминизма, структурного функционализма и социального конструктивизма.

  3. Гендерная асимметрия / гендерное равенство - сущностные характеристики развития человеческого потенциала.

  4. Понятия «мужественности», «женственности» и «андрогинности».

  5. Сущность социально- конструктивистского подхода к определению феномена пола.

  6. «Пол» и «гендер»: содержание понятий.

  7. Гендерные роли и гендерные стереотипы.

  8. Социализация индивида и гендерные стереотипы.

  9. Институты и технологии гендерной социализации подрастающего поколения.

  10. Теории становления маскулинности и фемининности (от психоаналитической до гендерных)

  11. Гендерная роль и гендерная идентичность.

  12. Гендерная социализация в процессе образования.

  13. Гендерные различия в социализации: особенности социализации мальчиков и девочек в процессе образования

  14. Скрытый гендерный план образования. Факторы и технология СГП.

  15. Специфика поведения учителей со школьниками разного пола.

  16. Представленность женских и мужских персонажей в школьных учебниках.

  17. Гендерная проблематика в истории педагогических идей.

  18. Советская педагогика о воспитании полов.

  19. Гендерный подход в образовании. Теория и практика.

  20. Педагогика гендерного подхода в образовании: цели, задачи, содержание, формы и методы работы.

  21. Предпосылки продвижения гендерного подхода в теорию и практику российского образования в 1990- х гг.

  22. Формирование жизненных стратегий мужчин и женщин в процессе образования: гендерный аспект.

  23. Поло-ролевой и гендерный подход в воспитании подрастающего поколения. Разница результатов самоопределения личности.

  24. Потенциал гендерной социализации ребенка в семье и школе: сравнительная характеристика.

  25. Миссия гендерного подхода в работе с детьми разных возрастных групп.

  26. Гендерные аспекты в управлении образовательным учреждением.

  27. Гендерная проблематика управления персоналом в ОУ.

  28. Методология и методика осуществления гендерного подхода в образовании.

  29. Российский и международный опыт гендерного подхода в работе с детьми.


Словарь терминов (глоссарий)

Андрогены - мужские половые гормоны (тестостерон, андростерон и др.), вызывающие маскулинизацию (омужествление) организма.

Андрогиния - одновременно женские и мужские свойства у индивида; психологическая андрогиния - высокие показатели одновременно по шкалам маскулинности и фемининности.
Гендер, «гендерный» - социальный аспект отношений между муж-

чинами и женщинами, который проявляется во всех сферах обществен-

ной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру;

Гендерное равенство - равный правовой статус женщин и мужчин и

равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего

пола свободно развивать свои потенциальные способности,

умения и навыки для участия в политическом, экономическом,

социальном и культурном процессе и освоении его достижений.

Гормональный пол - определяется гонадным полом; проявляется способностью половых желез секретировать специфические половые гормоны.

Гражданский пол (паспортный, акушерский, аскриптивный пол) - официально регистрируемый пол; определяется при рождении и выводится непосредственно из морфологического пола. Как правило, определяет пол воспитания.

Детерминация пола - направленность наследственных (генетических) и средовых факторов, определяющих конечный результат половой дифференцировки, т.е. развитие первичных и вторичных половых признаков по мужскому или женскому типу и половое самосознание (основными компонентами последнего являются психосексуальная ориентация, выбор сексуального партнера и исполняемая индивидуумом половая роль).

Дефеминизация - процесс преодоления мальчиками женственных черт характера и поведения.

«дискриминация» - различие, исключение или ограничение по

признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет

признание, использование или осуществление лицами обоего пола

прав и свобод человека и гражданина;

«равные возможности» - практическое обеспечение равных условий

для реализации мужчинами и женщинами прав и свобод человека и

гражданина в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, а также общепринятыми принципами и нормами международного права;





































































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»...
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавра
Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б7 архитектура компьютеров...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. М. Ф3 Физическая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная...
Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная...
Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «теория измерений...
Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная...
Пк-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам...
Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа»...
Цели освоения дисциплины «Социальная работа» формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории...
Цель освоения дисциплины «Современные теории социального благополучия» изучение различных аспектов современных теорий социального...
Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной...
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория организаций»...

Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательская...

Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации дисциплины в. 2 Информационные системы...
Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 2 Информационные системы и технологии в экономике являются


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск