Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: Б3.ДВ5.1 Фактор пола в школьном образовании: методология, теория и практика
050400 Психолого-педагогическое образование
Профиль - Психология образования
Форма обучения: очная
Утверждено на заседании
кафедры педагогики
Психолого-педагогического института (протокол № 1 от 25.09.2012 г.)
Зав.кафедрой
____________ Рычкова Н.А.
Автор программы: Л.В. Штылева, к.п.н., доцент кафедры педагогики
Цели освоения дисциплины - содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого - педагогического образования через формирование представления о современных подходах к фактору пола в школьном образовании.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО: дисциплина является компонентом основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «психолого-педагогическое образование», цикла «теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности». Дисциплина следует за курсом «история педагогики и образования», «Теоретические и экспериментальные основы ППД: теории обучения и воспитания», которые изучались студентами на первом курсе. Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть характеристиками систем образования и воспитания, изученными в курсе истории педагогики и образования, помнить их признаки, авторов, социокультурный контекст появления этих систем.
Дисциплина является необходимой для последующего изучения курсов методики воспитания и обучения, проектирования образовательных систем и др. Содержание модуля. Модули дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
№ п/п
| Наименование раздела, темы
|
| Всего ауд.ч./в интеракт. ф.
| ЛК
| ПР/
СМ
| Часов на СРС
| 1
| Пол, гендер и гендерные стереотипы.
| 4
| 2
| 2
| 10
| 2
| Гендерные стратегии в истории образования (2 фильма + лекция)
| 12
| 4
| 8
| 10
| 3
| Полоролевой подход в педагогике и образовании (проект Руссо), основные признаки полоролевого подхода в воспитании и обучении школьников.
| 2
| 2
| -
| 10
| 4
| Проблема сходств и различий в воспитании мальчиков и девочек школьного возраста с точки зрения российских и зарубежных специалистов.
| 6
| -
| 4
| 15
| 5
| Теории полоролевой и гендерной социализации.
| 4
| 2
| 2
| 10
| 6
| Современные стратегии воспитания гендерно не схематизированной личности
| 6
| 2
| 4
| 15
|
| ИТОГО
| 32/16
| 12
| 20
| 76/6,75 зачет
|
Содержание разделов модуля. Тема №1. (4 часа) Занятие №1. Пол, гендер и гендерные стереотипы.
Тренинг выявления и раскачивания гендерных стереотипов. Выявление и закрепление различий между понятиями «пол» и «гендер». Гендер как социокультурный конструкт. Биодетерминизм, гендерная поляризация и андроцентризм – ключевые характеристики «вопроса пола» в западноевропейской культуре.
Гендерные исследования в общественных науках: антропологии, социологии, истории, психологии, педагогике. Гендерная система общества. Гендерные технологии социополовой типизации личности. Понятие о трех группах гендерных стереотипов. (по классификации И.С.Клециной)
Гендерные стереотипы маскулинности и фемининности. Маскулинность и фемининность в традиционной культуре. Андроцентризм и гилания как культурные антиподы. Гендерная асимметрия патриархатного общества: культура, образование, экономика, политика, семья. Гендерная стратификация. Гендерный порядок в обществе и права человека. Сексизм как форма социальной дискриминации по признаку пола. Последствия гендерной стратификации для самореализации личности: точка зрения гуманистической педагогики: (сегрегация по полу в профессиях, дискриминационная практика ограничения доступа к ресурсам, образованию, сокращение социального пространства развития личности) Литература для подготовки:
Гендерные проблемы в России (по национальным публикациям 1993-2003гг.) [ Текст] - М.: Издательство «Алекс», 2004.- 240с.
ЗдравомысловаЕ., Герасимова Е., Троян Н. Гендерные стереотипы в дошкольной детской литературе//Преображение: Русский феминистский альманах /Сост. Е.Т.Трофимова. –М.: 1998.-№6.-С.65-77.
Лорбер Дж. Пол как социальная категория [Текст]/ Лорбер Джулия //Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований»: Второе издание. - М.: 2001.- с.72-76
Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) [Текст]/ О.В.Митина, В.Ф.Петренко // Вопросы психологии. - 2000. - № 1- с. 53-67.
Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. [ Текст] Очерки. Хрестоматия. /Л.П.Репина - М.:РОССПЭН, 2002.- 352с.
Рябова Т.Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация в российском обществе: К постановке проблемы .[ Текст] / Т.Б.Рябова //Женщина в российском обществе. - 2001.- №3.- с. 14-24.
Словарь гендерных терминов [Текст]: Под ред. А.А.Денисовой / РОО «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.:Информация –ХХIвек/- 2002.- 256с.
Трофимова Е.И. Терминологические вопросы в гендерных исследованиях / Трофимова Е. И. //ОНС. - 2002. - №6. - С. 178 - 188.
Уолстонкрафт М. В защиту прав женщин [Текст ]/ М.Уолстонкрафт // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. - М., Прогресс.1992.- с.32- 42
Словарь гендерных терминов [Текст]: Под ред. А.А.Денисовой / РОО «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.:Информация –ХХIвек/- 2002.- 256с.
Штылева Л.В., Детерминанты, тенденции и этапы трансформации «вопроса пола» в отечественном образовании и педагогической науке //Женщина в российском обществе. – №2. – 2012. – С. 83-89.
Тема №2. (12 часов) Занятие №2. Гендерные стратегии в истории образования. (4 часа)
Просмотр фильма «АГОРА» 141 мин. с обсуждением по предварительно объявленным вопросам.
Понятия: «гендерная асимметрия в образовании», гендерная дискриминация.
Занятие №3. Гендерные стратегии в истории образования. (4 часа)
Просмотр и обсуждение фильма «Иоанна женщина на папском престоле» (135 мин.)
Занятие № 4. (4часа) Отражение ключевых стратегий «вопроса пола» западноевропейской философии (андроцентризма, гендерной пляризации и биологического эссенциализма) в образовании и педагогической мысли: эпохи Античности, европейского и русского Средневековья, Нового и новейшего времени. Исторические, социокультурные и интеллектуальные детерминанты трансформаций «вопроса пола» в отечественном образовании и педагогической науке XYIII – XXвв. Основные стратегии «вопроса пола» в образовании: систематизация, периодизация, тенденции. (Лекция) Тема №3. (2часа) Занятие №5. Полоролевой подход в педагогике и образовании (на примере концепции Ж.Ж.Руссо) – лекция.
Гендерная асимметрия теории полоролевого воспитания Ж.-Ж. Руссо. Теории женского воспитания Г. Кампе и Тюильри. Концепции женского образования Н.Г. Дебольского и П.Ф. Каптерева. Марксистский подход к вопросу пола в воспитании и обучении российских школьников в ХХ веке: основные характеристики
Основные признаки полоролевого подхода: два пола- две роли; противопоставление ценностей и целей жизни; ограничение развития личности рамками пола. Литература для самоподготовки:
Белова А.В. Домашнее воспитание дворянок в первой половине Х1Х века.// Педагогика, 2001, №10.
Верена Эрик – Хефели. К вопросу о становлении концепции женственности в буржуазном обществе 18 века [Текст]/ Эрик – Хефели Верена //Пол.Гендер.Культура: Немецкие и русские исследования /Пер. с нем: в 3т.т.1 - М.: РГГУ, 1999.- С.55-108.
Котлова Т.Б. Проблемы развития образования в России на рубеже XIX-XX веков: Гендерные аспекты. [Текст]/ Т.Б. Котлова // Женщина в Российском обществе. Российский научный журнал. – 1999.- № 2 – 32-54.
Локк Д. Мысли о воспитании. [Текст] / Д.Локк // Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоци И.Г. Педагогическое наследие: сборник произведений/ Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский.- М.: Педагогика, 1989.- с.145-179.
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. [Текст] / Ж.-Ж..Руссо // Руссо Ж-Ж.Педагогические сочинения./ Под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н.Джуринский: в 2т. Т.1.- М.: Педагогика, 1981.- 656с.
Усачева Р.Ф. Женское образование в системе николаевских школьных контрреформ второй четверти ХIХ века [Текст] / Р.Ф.Усачева // Образование в современной школе.- 2002.- №7.- с.48-64;
Усачева Р.Ф. Реформа женской школы в России (1860-е годы). [Текст] / Р.Ф.Усачева.- М.:, 1996.- 240с.
Усачева Р.Ф. Реформа женской школы в России (1860-е годы). Две линии развития новой женской школы. Роль Н.А. Вышнеградского в ее становлении. // Советская педагогика. - 1962. -№11.-С.14-30
Ушинский К. Д. Отчет командированного для осмотра заграничных женских учебных заведений коллежского советника К.Ушинского [Текст] //Ушинский К.Д.Педагогические сочинения: в 6 т. Т.2. Сост.С.Ф.Егоров / К.Д.Ушинский - М.:Педагогика,1988.- с.283-347
Хасбулатова О.А. Женщины и образование в России: исторический обзор (1860-2000гг.) [Текст] / О.А.Хасбулатова // Женщины в российском обществе.- 2003. - № 1-2.- с.31-35
Пушкарева Н.Л. Знаменитые россиянки. - М., 1991. (электронная версия - http://pushkareva.narod.ru/zr/)
Столярчук Л.И. Педагогические аспекты полоролевого воспитания [Текст] / Л.И.Столярчук // Педагогика.- 2003.- №5.- с.38 – 43.
Столярчук Л.И. Гендерный подход в современной общеобразовательной школе [Текст] / Л.И.Столярчук //Наука и практика воспитания и дополнительного образования: науч.- метод.журн.-2008.- №4- С.24-32.
Тема №4. (4 час.) Занятие № 6. (4 часа в формате дебатов на основе самостоятельной подготовки по комплексу статей) Проблема сходств и различий в образовании мальчиков и девочек младшего школьного возраста с точки зрения российских и зарубежных специалистов.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира.[Текст] / В.Д.Еремеева, Т.П.Хризман : Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.- СПб.: «Тускарора», 2001.- 184с.
Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек. [Текст] / И.Я.Каплунович //Педагогика. - 2001-№10-с.30-35
Одаренные дети [Текст]: Сборник статей; Пер. с англ./ /Общ.ред.Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991 – 480с.
Осетрова Н.В.Права человека и гендерные аспекты школьного образования [Текст]/ Н.В.Осетрова; Ин-т социологии РАН, Центр общечеловеч. Ценностей.- М.: Центр общечеловеч. Ценностей. 2002.- 128с.: табл.
Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин.[Текст] / Л.В.Попова //Вопросы психологии.- 1996. - № 2.- 24-36.
Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики. .[Текст] / Л.В.Попова // Начальная школа: плюс-минус. - 2000.- №3.-С.58-65
Попова Л. В. Некоторые тенденции в ценностных ориентациях девочек и мальчиков младшего подросткового возраста .[Текст] / Л.В.Попова // Женщина в российском обществе- 1996.- №4- с. 32- 38.
Попова Л., Орешкина Н. Как школа может способствовать реализации способностей одаренных девочек .[Текст] / Л.В.Попова , Н.Орешкина // Педагогическое обозрение.- 1995. - №3.- с. 5-17.
Пыжиков А.В. Раздельное обучение в советской школе [Текст] /А.В.Пыжиков // Педагогика.- 2004. - №5.- с.78 – 84.
Хардинг Я. Девушки и женщины в системе естественно – математического образования: Перспективы [Текст] / Ян Хардинг// Вопросы образования. - 1986.- №4.- с.75 – 88.
Пушкарева Н.Л. Критическое переосмысление проблемы преемственности поколений и необходимость гендерного образования. [Текст] / Н.Л.Пушкарева // Женщина в российском обществе.- 2003.- № 1-2.- С.23 – 30.
Смирнова А.В. Учимся жить в обществе. Гендерный анализ школьных учебников [Текст] / А.В.Смирнова - М.: ЗАО «Олита», 2005. – 68с.
Тема №5. (4 часа) Занятие №6. Традиционные и современные теории полоролевой и гендерной социализации - лекция.
Занятие №8. Традиционные и современные теории полоролевой и гендерной социализации - семинар.
Задание:
Законспектировать источники № 9 и 13 (конспект - до 5-6 стр.), подготовиться к ответам на контрольные вопросы:
Дайте определение «гендерной социализации».
Объясните различия между разными подходами к пониманию природы пола: биодетерминизм, структурный функционализм, гендерный подход. В чем выражаются социально – педагогические последствия применения разных подходов к трактовке половых различий?
Какую роль в социализация индивида играют гендерные стереотипы?
Назовите институты и технологии гендерной социализации подрастающего поколения. Какие институты гендерной социализации, по вашему мнению, самые важные для формирования личности дошкольника, школьника, взрослого человека?
В течение какого периода жизни происходит гендерная социализация человека? Назовите сензитивные периоды процесса гендерной социализации и его возможные этапы.
Охарактеризуйте основные теории становления маскулинности и фемининности (от психоаналитической до объединительных)
Раскройте понятия: гендерная роль и гендерная идентичность.
Литература для самоподготовки:
Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. – «Вопросы психологии», 1991, №4.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС,2001.
Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. // Монография. \ Под ред. Л.В.Штылевой. Мурманск.: ООО Милори. - 2001. – Г.2, 3, 5,7,8.
Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ Я у подростков // Вопросы психологии, 1989, №3.
Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб.: издв-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998.-с.7-37
Лебедева Н. Введение в этническую и кросс- культурную психологию: Учебное пособие.- М., «Ключ-С»,1999.-с. 42-62.
Шалаева Л.Г. Обучение социальному полу в школе: этнография урока [Текст] / Л.Г.Шалаева //Социальное неравенство в образовании: проблема, исследования, действия. - Саратов, СГТУ, 2001.- с. 264-270.
Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003., Гл.13.-с.670 – 720.
Тема №6. (4 часа)
Фактор пола в образовании. Современные подходы к гендерной социализации школьников в отечественной и зарубежной практике образования (сравнительный аспект) - семинар.
Теория гендерного подхода в образовании: миссия, цели и задачи, ожидаемые результаты. Миссия гендерного подхода в социальной и образовательной политике. Задачи ГП в педагогической теории. Миссия гендерного подхода в образовании (педагогической практике). Цель, задачи и сущность гендерного подхода в образовании. Ожидаемые результаты. Условия успешной реализации ГП: научно – методические, учебно – материальные, морально – психологические и организационно – педагогические. Сравнительный анализ поло-ролевого и гендерного подхода в образовании.
Теоретические основы гендерного анализа школьной среды. Литература для самоподготовки:
Гаскел Дж., Макларен А., Новогродская М. Стремясь к образованию: Феминизм и канадские школы (главы из книги) [Текст]// Гендерное образование в средней школе: российский и канадский опыт.: Учебно- методические материалы./ Перевод с англ. и публикация И.А.Школьникова./Дж.Гаскел и др. - Иваново:ИГУ, 2002 – с.119-178.;
Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства [Текст]: Сборник материалов международной летней школы.- Иваново, 2002.-. Иван. Гос. ун-т, 2002- 240с.
Дьяченко Т.Н. Исследование причин гендерного насилия в школе.[Текст]/ Т.Н.Дьяченко // Управление образованием: опыт, проблемы, тенденции: Сборник материалов межрегиональной научно – практической конференции, посвященной 10-летию ФПКиППРО МГПИ: в 3 т. Т.1. - Мурманск, МГПИ, 2002.- с.92 – 100
Исмаилов Э. Гимназическое образование в Швеции: гендерный аспект. [Текст]/ Э.Исмаилов // Высшее образование в России. – 2004.- №1. -С.165 – 168.
Крупская Н.К. Совместное обучение //Педагогические сочинения. В 6-ти т. Под ред. А.М.Арсеньева, Н.К. Гончарова, П.В.Руднева. Т.1. М.: Педагогика, 1978. – с.24 – 32.
Крупская Н.К. Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу»? //Педагогические сочинения. В 6-ти т. Под ред. А.М.Арсеньева, Н.К. Гончарова, П.В.Руднева. Т.1. М.: Педагогика, 1978. –С,39 –42.
Козловская Г. Раздельное обучение: за и против.//Воспитание школьников, 2002,№3, с.61-65
Кон И.С. Плюсы и минусы раздельного и совместного образования [Текст] /И.С.Кон //Педагогика. - 2006 - №9 -с.16-22.
Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. [Текст]:Монография, Гл.8. /И.С.Кон. - М., 1997. – с.227-252.
Пыжиков А.В. Раздельное обучение в советской школе //Педагогика, 2004, №5, с.78 – 84.
Митина Ю.С. Формирование гуманных отношений между мальчиками и девочками в начальной школе [Текст]/ Ю.С.Митина // Образование.- 2001.- №6.- с. 83-89.
Маленкова Л. В одном классе два разных мира.//Народное образование, 2002, №1.
Ерофеева Н. Мальчики и девочки… Как их учить вместе?// Воспитание школьников, 2001, №8,с.46 – 49.
Гурковский В. Кадетские корпуса России.// Народное образование, 2002, №7,с.171 –183
.Викторов А. Эксперимент: возврат к раздельному обучению // Воспитание школьников, 2001, №7, с.46 – 47.
Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003., Гл.13.-с.670 – 720.
Шишова Т. Как воспитать не мальчика, но мужа?. [Текст] / Т.Шишова// Народное образование – 2002. - №4. – с. 162- 168.
Штылева Л.В. Гендерный подход в образовании: проблемы разработки и институционализации [Текст] /Л.В.Штылева // Мир образования-образование в мире. – 2005.- №1.-с.12-18.
Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерного подхода в образовании. [ Текст] /Л.В.Штылева // Женщина в российском обществе. - 2000. -№3,. - с.61 –66
Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: Гендерный подход и анализ. [Текст] /Л.В.Штылева. - М.: ПЕР СЭ, 2008.- 316с.
Ярская – Смирнова Е.Р. Гендерная социализация в системе образования: скрытый учебный план» [Текст] / Е.Р.Ярская – Смирнова // Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований/ РАН ИНИОН, Саратов.-М.: 2001.- 240с.
Ярская – Смирнова Е.Р Неравенство или мультикультурализм [Текст] / Е.Р.Ярская –Смирнова // Высшее образование в России. - 2001. - №4.- с.73- 78.
Задание:
1.Проанализировать положительные и отрицательные стороны как совместного, так и раздельного образования. Подумайте, почему западные эксперты считают переход к раздельному образованию по отдельным предметам (например, по труду) и в целом - шагом назад к дискриминационным практикам в школьном образовании? Подготовиться к работе в микрогруппах и участию в заключительной дискуссии.
Что вы думаете о гендерном аспекте «скрытого обучающего плана» в современной школе?
Темы для самостоятельно изучения.
№п/п
| Наименование раздела дисциплины (модуля)
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во
часов
| Форма контроля
с/р
| 2
| Гендерные стереотипы общественного сознания
| Подготовка эссе по сюжетному фильму «Кто споет колыбельную?»
| 1
| Проверка эссе
| 3
| Гендерное неравенство в образовании
| Подготовка эссе по фильму «Иоанна…»
| 5
| Обсуждение в аудитории+проверка текстов
| 4
| Полоролевой и гендерный подход в образовании
| Конспектирование
Раздела монографии
| 3
| Проверка конспекта
| 5
| Теории полоролевой и гендерной социализации.
| Конспектирование, составление таблицы
| 4
| Обсуждение в аудитории
| 6
| Современные стратегии воспитания гендерно не схематизированной личности
| Работа с текстами статей. Подготовка примера
| 4
| Выступление на семинаре
|
Образовательные технологии.
Интерактивные формы занятий:
№ раздела (темы)
|
Формы
| 1
| Групповой социально-педагогический тренинг
| 2
| Дискуссия
| 3
| Просмотр и обсуждение сюжета про гендерные стереотипы
| 4
| Просмотр и обсуждение фильма, подготовка эссе
| 5
| Мозговой штурм
| 6
| Решение ситуативных задач
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
Литература:
Беем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст]/С.Л.Бем – М.:РОССПЭН, 2004.- 336с.
Гендер для «чайников»[Текст]/Сборник статей. - М.: Звенья, 2006.-259с.
Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ [Текст]/ Монография -М.: ПЕР СЭ, 2008г.- 320с.
Штылева Л.В., Детерминанты, тенденции и этапы трансформации «вопроса пола» в отечественном образовании и педагогической науке //Женщина в российском обществе. – №2. – 2012. – С. 83-89.
Штылева Л.В. Детерминанты, тенденции и этапы трансформации «вопроса пола» в отечественном образовании и педагогической науке: Окончание // Женщина в российском обществе. – №4. – 2012. – С. 57-62.
Оценочные средства.
Контрольные вопросы:
Раскройте значение гендерной теории для наук о человеке и отношениях полов в обществе, для педагогики и образования.
В чем состоят различия между понятиями «пол» и «гендер»?
Как объясняют природу половых различий в поведении женщин и мужчин сторонники разных подходов: биодетерминизма, структурного функционализма и социального конструктивизма?
Гендер – социальный конструкт или биологический императив? Как вы представляете соотношение между категориями «пол» и «гендер» ?
Раскройте понятия: гендерная роль, гендерный дисплей, гендерная система, гендерная идентичность. К какой теории гендера они имеют отношение?
Докажите, что гендерная асимметрия и гендерное равенство – важные характеристики социокультурной среды для развития и самоактуализации личности
Покажите социокультурные, исторические и др. различия в представлениях о «мужественности» и «женственности». Сделайте обобщение.
В чем состоит природа и роль гендерных стереотипов?
Дайте определение понятию - «гендерная социализация».
Объясните различия между разными подходами в психологии к пониманию становления психологического пола человека (подходы: психоаналитический, бихевиоральный, когнитивный, теория гендерной схемы, объединительная теория). В чем состоят социально – педагогические последствия применения перечисленных подходов в воспитании?
Какую роль в социализации индивида играют гендерные стереотипы?
Охарактеризуйте институты и технологии гендерной социализации подрастающего поколения.
В течение какого периода жизни происходит процесс гендерной социализации человека?
Как взаимодействуют гендерная социализация и процесс образования?
Охарактеризуйте основные этапы гендерной социализации индивида.
Приведите примеры гетерохронности гендерной социализации мальчиков и девочек. В чем состоят особенности гендерной социализации мальчиков/девочек ?
Раскройте понятие «Скрытый гендерный план образования». Расскажите о технологии СГП.
Назовите идеи и охарактеризуйте практику учета фактора пола в образовании в ХХ веке (на примере отечественного школьного образования).
Охарактеризуйте полоролевой подход в воспитании (цели, задачи, ожидаемый результат, основные формы работы, методические требования, позитивные результаты и проблемы социализации на основе полоролевого подхода).
Опишите проблемы самоактуализации мальчиков и девочек в процессе образования на основе полоролевого подхода.
Охарактеризуйте сущность гендерного подхода в образовании. В чем различия между гендерным и полоролевым подходом в образовании?
Раскройте основные положения теории гендерного подхода в образовании.
Формирование жизненных стратегий мужчин и женщин в процессе образования: гендерный аспект.
Поло-ролевой и гендерный подход в воспитании подрастающего поколения: предполагаемые различия в результатах самоопределения личности.
Потенциал гендерной социализации ребенка в семье и школе: сравнительная характеристика.
Задачи и методика гендерного подхода в работе с учащимися разных возрастных групп.
Охарактеризуйте роль педагога в гендерной социализации учащихся в процессе образования и морально – психологические требования к учителю, применяющему гендерный подход.
Что такое «гендерный анализ»? Для чего он применяется в образовании? Методические требования к использованию гендерного анализа в образовании.
Примерная тематика рефератов
Теория гендерных отношений – новая научная концепция в гуманитарных науках второй половины ХХ века.
Соотношение биологического и социального в человеке с точки зрения сторонников биодетерминизма, структурного функционализма и социального конструктивизма.
Гендерная асимметрия / гендерное равенство - сущностные характеристики развития человеческого потенциала.
Понятия «мужественности», «женственности» и «андрогинности».
Сущность социально- конструктивистского подхода к определению феномена пола.
«Пол» и «гендер»: содержание понятий.
Гендерные роли и гендерные стереотипы.
Социализация индивида и гендерные стереотипы.
Институты и технологии гендерной социализации подрастающего поколения.
Теории становления маскулинности и фемининности (от психоаналитической до гендерных)
Гендерная роль и гендерная идентичность.
Гендерная социализация в процессе образования.
Гендерные различия в социализации: особенности социализации мальчиков и девочек в процессе образования
Скрытый гендерный план образования. Факторы и технология СГП.
Специфика поведения учителей со школьниками разного пола.
Представленность женских и мужских персонажей в школьных учебниках.
Гендерная проблематика в истории педагогических идей.
Советская педагогика о воспитании полов.
Гендерный подход в образовании. Теория и практика.
Педагогика гендерного подхода в образовании: цели, задачи, содержание, формы и методы работы.
Предпосылки продвижения гендерного подхода в теорию и практику российского образования в 1990- х гг.
Формирование жизненных стратегий мужчин и женщин в процессе образования: гендерный аспект.
Поло-ролевой и гендерный подход в воспитании подрастающего поколения. Разница результатов самоопределения личности.
Потенциал гендерной социализации ребенка в семье и школе: сравнительная характеристика.
Миссия гендерного подхода в работе с детьми разных возрастных групп.
Гендерные аспекты в управлении образовательным учреждением.
Гендерная проблематика управления персоналом в ОУ.
Методология и методика осуществления гендерного подхода в образовании.
Российский и международный опыт гендерного подхода в работе с детьми.
Словарь терминов (глоссарий)
Андрогены - мужские половые гормоны (тестостерон, андростерон и др.), вызывающие маскулинизацию (омужествление) организма.
Андрогиния - одновременно женские и мужские свойства у индивида; психологическая андрогиния - высокие показатели одновременно по шкалам маскулинности и фемининности. Гендер, «гендерный» - социальный аспект отношений между муж-
чинами и женщинами, который проявляется во всех сферах обществен-
ной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру;
Гендерное равенство - равный правовой статус женщин и мужчин и
равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего
пола свободно развивать свои потенциальные способности,
умения и навыки для участия в политическом, экономическом,
социальном и культурном процессе и освоении его достижений.
Гормональный пол - определяется гонадным полом; проявляется способностью половых желез секретировать специфические половые гормоны.
Гражданский пол (паспортный, акушерский, аскриптивный пол) - официально регистрируемый пол; определяется при рождении и выводится непосредственно из морфологического пола. Как правило, определяет пол воспитания.
Детерминация пола - направленность наследственных (генетических) и средовых факторов, определяющих конечный результат половой дифференцировки, т.е. развитие первичных и вторичных половых признаков по мужскому или женскому типу и половое самосознание (основными компонентами последнего являются психосексуальная ориентация, выбор сексуального партнера и исполняемая индивидуумом половая роль).
Дефеминизация - процесс преодоления мальчиками женственных черт характера и поведения.
«дискриминация» - различие, исключение или ограничение по
признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет
признание, использование или осуществление лицами обоего пола
прав и свобод человека и гражданина;
«равные возможности» - практическое обеспечение равных условий
для реализации мужчинами и женщинами прав и свобод человека и
гражданина в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, а также общепринятыми принципами и нормами международного права; |