Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата
страница1/5
Дата публикации09.10.2013
Размер0.62 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Физика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»


(МГГУ)


Методические рекомендации

по изучению дисциплины


Б2.Б.5 ФИЗИКА


Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению подготовки бакалавриата
010400.62 Прикладная математика и информатика (Общий профиль)

1. Цели освоения дисциплины

Подготовить обучающихся к усвоению дисциплин естественно-технического направления. Сформировать целостное понимание основных представлений физической картины мира.
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

  • способность использовать основы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, основных мер по ликвидации их последствий, способность к общей оценке условий безопасности жизнедеятельности (ПК-13).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

- основные физические явления и эксперименты;

- методы физических исследований и измерений;

- международную систему единиц (СИ);

- физические понятия и величины, необходимые для описа­ния физических явлений;

- основные физические модели;

- физические принципы, законы и теории;

- применение физики в технике;

- связь физики с другими науками;

- ученых физиков, внесших существенный вклад в развитие физической науки;

  1. Уметь:

- выявлять существенные признаки физических явлений;

- устанавливать характерные закономерности при наблюде­нии и экспериментальных исследованиях физических яв­лений и процессов;

- опознавать в природных явлениях известные физические модели;

- применять для описания физических явлений известные физические модели;

- строить математические модели для описания простейших физических явлений;

- описывать физические явления и процессы, используя физическую научную терминологию;

- представлять различными способами физическую инфор­мацию;

- давать определения основных физических понятий и вели­чин;

- формулировать основные физические законы;

- владеть методом размерностей для выявления функцио­нальной зависимости физических величин;

- решать простейшие экспериментальные физические зада­чи, используя методы физических исследований;

- применять знание физических теорий для анализа незна­комых физических ситуаций;

- аргументировать научную позицию при анализе лженауч­ных, псевдонаучных и антинаучных утверждений;

- называть и давать словесное и схемотехническое описание основных физических экспериментов;

- структурировать физическую информацию, используя на­учный метод исследования;

  1. Владеть

- измерения основных физических величин;

- определения погрешности измерений;

- проведения простейших физических исследований с ис­пользованием основных экспериментальных методов (стробоскопического, осциллографического, метода физического моделирования, оптического, сравнения, мик­роскопии, спектрального анализа, рентгеноструктурного анализа, масспектроскопии, эквивалентного замеще­ния);

- грамотного использования физического научного языка;

- представления физической информации различными спо­собами (в вербальной, знаковой, аналитической, матема­тической, графической, схемотехнической, образной, алгоритмической формах);

- использования международной системы единиц измерения физических величин (СИ) при физических расчетах и фор­мулировке физических закономерностей;

- применения метода оценки порядка физических величин при их расчетах;

- применения численных значений фундаментальных физи­ческих констант для оценки результатов простейших фи­зических экспериментов;

- численных расчетов физических величин при решении физических задач и обработке экспериментальных резуль­татов.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт .форме (изауд.)

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Часы на СРС (для дисц. с экзаменом включая часы на экзамен)

1.

010400.62 Прикладная математика и информатика, ОФ

2

4




54

22

18

18

18

54

Зачет

3

5




54

22

18

18

18

54

Экзамен













216/4

108

44

36

36

36

108





4. Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

п/п

Наименование
раздела, темы


Количество часов

010400.62 Прикладная математика и информатика

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

Классическая механика

1

Основные модели механики

1/2

1

-

-

6

2

Способы задания движения материальной точки в кинематике

4/2

2

2

-

6

3

Движение твёрдого тела. Геометрия масс.

10/4

3

3

4

6

4

Основы динамики материальной точки и твёрдого тела.

9/4

2

3

4

6

5

Закон Всемирного тяготения и задача о двух телах

8/2

2

2

4

6

6

Законы сохранения в механике.

6/2

2

2

2

6

7

Описание движения в неинерциальных системах отсчёта.

4/2

2

2

-

6

8

Основы специальной теории относительности

4/2

2

2

-

6

9

Механика жидкостей и газов

8/2

2

2

4

6




Всего

54/22

18

18

18

54

п/п

Наименование
раздела, темы


Количество часов

010400.62 Прикладная математика и информатика

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

Электродинамика

1

Электростатическое поле в вакууме

4/2

2

2

-

6

2

Электростатическое поле при наличии диэлектриков

4/2

2

2

-

6

3

Энергия взаимодействия зарядов и энергия электростатического поля.

6/2

2

2

2

6

4

Постоянный электрический ток

8/4

2

2

4

6

5

Электропроводность вещества (твёрдые тела, жидкости и газы).

8/4

2

2

4

6

6

Постоянное магнитное поле в вакууме и веществе

8/2

2

2

4

6

7

Электромагнитная индукция.

8/2

2

2

4

6

8

Квазистационарные электрические цепи

4/2

2

2

-

6

9

Уравнения Максвелла

4/2

2

2

-

6




Всего

54/22

18

18

18

54


5. Содержание разделов дисциплины:

Классическая механика

Введение. Предмет механики. Краткий исторический обзор развития механики.

Кинематика материальной точки. Движение, относитель­ность движения. Пространство и время. Система отсчета. Мате­риальная точка, радиус-вектор, векторы перемещения, скорости, ускорения. Траектория и пройденный путь. Закон движения.Равномерное и равноускоренное движения. Движение по ок­ружности. Связь линейных и угловых кинематических величин. Векторы угловой скорости и углового ускорения. Колебательное движение. Гармонические колебания. Сложение колебаний одного направления с одинаковыми частотами. Биения. Метод векторных диаграмм. Сложение взаимно-перпендикулярных колебаний.

Динамика материальной точки. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Взаимодействие тел. Масса, импульс, сила. Второй закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Система физических величин. Силы в при­роде. Гравитационная сила. Вес тела. Невесомость. Упругие силы. Силы трения. Принцип относительности Галилея. Преобразова­ния Галилея. Работа силы. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциаль­ные и не потенциальные силы. Потенциальная энергия. Связь меж­ду Силой и потенциальной энергией. Законы изменения и сохра­нения полной механической энергии материальной точки. Момент импульса материальной точки. Момент силы. Цент­ральные силы. Законы изменения и сохранения момента импуль­са материальной точки. Движение материальной точки в поле центральных сил. Границы применимости механики Ньютона.

Динамика системы материальных точек, законы сохранения. Система материальных точек. Силы внешние и внутренние. Зам­кнутая система. Центр масс. Законы изменения и сохранения импульса и момента импульса системы материальных точек. Ре­активное движение. Энергия системы материальных точек. Тео­рема об изменении энергии системы материальных точек. Закон сохранения механической энергии в консервативной системе. Применение законов сохранения к анализу упругого и неупруго­го соударений.

Механика твердого тела. Поступательное и вращательное движение твердого тела. Модель абсолютно твердого тела. Поня­тие о степенях свободы и связях. Плоское движение твердого тела. Уравнения движения твердого тела при плоском движении. Ка­чение тел. Трение качения. Вращение относительно неподвижной оси. Момент импульса, момент инерции и момент силы относительно оси. Уравнение мо­ментов. Теорема Штейнера. Свободные оси. Мгновенные оси вращения. Закон изменения и сохранения момента импульса твердого тела. Кинетическая энергия вращающегося твердого тела. Понятие о вращении тела вокруг неподвижной точки, гирос­коп. Условия равновесия твердого тела. Виды равновесия.

Механика упругих тел. Виды упругих деформаций. Закон Гука. Модули упругости. Пределы упругости и прочности. Потен­циальная энергия упруго деформированного тела.

Механика жидкостей и газов. Давление. Распределение дав­ления в покоящихся жидкостях и газах. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Условия плавания тел. Идеальная жидкость. Уравнение непрерывности струи. Урав­нение движения для идеальной жидкости. Уравнение Вернул ли. Формула Торричелли. Реакция вытекающей струи. Вязкая жидкость. Жидкое трение. Ламинарное и турбулент­ное течения. Движение тел в вязкой жидкости: сила лобового со­противления и подъемная сила.

Движение в неинерциальных системах отсчета (НИСО). Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции в прямолиней­но движущейся и равномерно вращающейся НИСО. Сила Кориолиса. Проявление сил инерции на Земле. Маятник Фуко.

Элементы специальной теории относительности (СТО). Постулаты СТО. Системы отсчета в СТО. Синхронизация часов. Относительность одновременности. Преобразования Лоренца и их следствия. Относительность отрезков длины и промежутков вре­мени. Собственное время. Релятивистский закон преобразования скоростей. Релятивистская форма второго закона Ньютона. Связь массы и энергии. Законы сохранения энергии и импульса в СТО.

Колебания и волны. Колебания в механике. Упругие и квази­упругие силы. Собственные колебания. Уравнения движения про­стейших механических колебательных систем без трения. Энер­гия колебательной системы. Свободные колебания. Уравнение движения колебательных систем с жидким трением. Коэффициент затухания, логарифми­ческий декремент, добротность. Вынужденные колебания. Резонанс. Понятие об автоколебаниях. Продольные и поперечные волны. Волновое уравнение. Плос­кая гармоническая бегущая волна. Энергия бегущей волны. По­ток энергии. Вектор Умова. Интенсивность волны. Стоячая вол­на. Энергетические соотношения в стоячей волне. Звук. Источники и приемники звука. Голосовой и слуховой аппараты человека. Объективные и субъективные характеристи­ки звука. Эффект Доплера в акустике. Ультразвук и инфразвук.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б7 архитектура компьютеров...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»...
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавра
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная...
Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная...
Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «теория измерений...
Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа»...
Цели освоения дисциплины «Социальная работа» формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории...
Цель освоения дисциплины «Современные теории социального благополучия» изучение различных аспектов современных теорий социального...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная...
Цели освоения дисциплины содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого педагогического образования...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной...
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. М. Ф3 Физическая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации дисциплины в. 2 Информационные системы...
Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 2 Информационные системы и технологии в экономике являются
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации дисциплины в. 1 Информационные системы...
Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 1 Информационные системы управления производственной компанией являются
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная...
Пк-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)...
Программа учебной дисциплины в. 4 Технологии деятельности психолога в организации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск