Скачать 0.62 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Методические рекомендации по изучению дисциплины Б2.Б.5 ФИЗИКА Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата 010400.62 Прикладная математика и информатика (Общий профиль) 1. Цели освоения дисциплины Подготовить обучающихся к усвоению дисциплин естественно-технического направления. Сформировать целостное понимание основных представлений физической картины мира. 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1) Знать: - основные физические явления и эксперименты; - методы физических исследований и измерений; - международную систему единиц (СИ); - физические понятия и величины, необходимые для описания физических явлений; - основные физические модели; - физические принципы, законы и теории; - применение физики в технике; - связь физики с другими науками; - ученых физиков, внесших существенный вклад в развитие физической науки;
- выявлять существенные признаки физических явлений; - устанавливать характерные закономерности при наблюдении и экспериментальных исследованиях физических явлений и процессов; - опознавать в природных явлениях известные физические модели; - применять для описания физических явлений известные физические модели; - строить математические модели для описания простейших физических явлений; - описывать физические явления и процессы, используя физическую научную терминологию; - представлять различными способами физическую информацию; - давать определения основных физических понятий и величин; - формулировать основные физические законы; - владеть методом размерностей для выявления функциональной зависимости физических величин; - решать простейшие экспериментальные физические задачи, используя методы физических исследований; - применять знание физических теорий для анализа незнакомых физических ситуаций; - аргументировать научную позицию при анализе лженаучных, псевдонаучных и антинаучных утверждений; - называть и давать словесное и схемотехническое описание основных физических экспериментов; - структурировать физическую информацию, используя научный метод исследования;
- измерения основных физических величин; - определения погрешности измерений; - проведения простейших физических исследований с использованием основных экспериментальных методов (стробоскопического, осциллографического, метода физического моделирования, оптического, сравнения, микроскопии, спектрального анализа, рентгеноструктурного анализа, масспектроскопии, эквивалентного замещения); - грамотного использования физического научного языка; - представления физической информации различными способами (в вербальной, знаковой, аналитической, математической, графической, схемотехнической, образной, алгоритмической формах); - использования международной системы единиц измерения физических величин (СИ) при физических расчетах и формулировке физических закономерностей; - применения метода оценки порядка физических величин при их расчетах; - применения численных значений фундаментальных физических констант для оценки результатов простейших физических экспериментов; - численных расчетов физических величин при решении физических задач и обработке экспериментальных результатов. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
4. Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
5. Содержание разделов дисциплины: Классическая механика Введение. Предмет механики. Краткий исторический обзор развития механики. Кинематика материальной точки. Движение, относительность движения. Пространство и время. Система отсчета. Материальная точка, радиус-вектор, векторы перемещения, скорости, ускорения. Траектория и пройденный путь. Закон движения.Равномерное и равноускоренное движения. Движение по окружности. Связь линейных и угловых кинематических величин. Векторы угловой скорости и углового ускорения. Колебательное движение. Гармонические колебания. Сложение колебаний одного направления с одинаковыми частотами. Биения. Метод векторных диаграмм. Сложение взаимно-перпендикулярных колебаний. Динамика материальной точки. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Взаимодействие тел. Масса, импульс, сила. Второй закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Система физических величин. Силы в природе. Гравитационная сила. Вес тела. Невесомость. Упругие силы. Силы трения. Принцип относительности Галилея. Преобразования Галилея. Работа силы. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальные и не потенциальные силы. Потенциальная энергия. Связь между Силой и потенциальной энергией. Законы изменения и сохранения полной механической энергии материальной точки. Момент импульса материальной точки. Момент силы. Центральные силы. Законы изменения и сохранения момента импульса материальной точки. Движение материальной точки в поле центральных сил. Границы применимости механики Ньютона. Динамика системы материальных точек, законы сохранения. Система материальных точек. Силы внешние и внутренние. Замкнутая система. Центр масс. Законы изменения и сохранения импульса и момента импульса системы материальных точек. Реактивное движение. Энергия системы материальных точек. Теорема об изменении энергии системы материальных точек. Закон сохранения механической энергии в консервативной системе. Применение законов сохранения к анализу упругого и неупругого соударений. Механика твердого тела. Поступательное и вращательное движение твердого тела. Модель абсолютно твердого тела. Понятие о степенях свободы и связях. Плоское движение твердого тела. Уравнения движения твердого тела при плоском движении. Качение тел. Трение качения. Вращение относительно неподвижной оси. Момент импульса, момент инерции и момент силы относительно оси. Уравнение моментов. Теорема Штейнера. Свободные оси. Мгновенные оси вращения. Закон изменения и сохранения момента импульса твердого тела. Кинетическая энергия вращающегося твердого тела. Понятие о вращении тела вокруг неподвижной точки, гироскоп. Условия равновесия твердого тела. Виды равновесия. Механика упругих тел. Виды упругих деформаций. Закон Гука. Модули упругости. Пределы упругости и прочности. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Механика жидкостей и газов. Давление. Распределение давления в покоящихся жидкостях и газах. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Условия плавания тел. Идеальная жидкость. Уравнение непрерывности струи. Уравнение движения для идеальной жидкости. Уравнение Вернул ли. Формула Торричелли. Реакция вытекающей струи. Вязкая жидкость. Жидкое трение. Ламинарное и турбулентное течения. Движение тел в вязкой жидкости: сила лобового сопротивления и подъемная сила. Движение в неинерциальных системах отсчета (НИСО). Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции в прямолинейно движущейся и равномерно вращающейся НИСО. Сила Кориолиса. Проявление сил инерции на Земле. Маятник Фуко. Элементы специальной теории относительности (СТО). Постулаты СТО. Системы отсчета в СТО. Синхронизация часов. Относительность одновременности. Преобразования Лоренца и их следствия. Относительность отрезков длины и промежутков времени. Собственное время. Релятивистский закон преобразования скоростей. Релятивистская форма второго закона Ньютона. Связь массы и энергии. Законы сохранения энергии и импульса в СТО. Колебания и волны. Колебания в механике. Упругие и квазиупругие силы. Собственные колебания. Уравнения движения простейших механических колебательных систем без трения. Энергия колебательной системы. Свободные колебания. Уравнение движения колебательных систем с жидким трением. Коэффициент затухания, логарифмический декремент, добротность. Вынужденные колебания. Резонанс. Понятие об автоколебаниях. Продольные и поперечные волны. Волновое уравнение. Плоская гармоническая бегущая волна. Энергия бегущей волны. Поток энергии. Вектор Умова. Интенсивность волны. Стоячая волна. Энергетические соотношения в стоячей волне. Звук. Источники и приемники звука. Голосовой и слуховой аппараты человека. Объективные и субъективные характеристики звука. Эффект Доплера в акустике. Ультразвук и инфразвук. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины б7 архитектура компьютеров... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»... Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавра | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная... Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная... Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «теория измерений... Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа»... Цели освоения дисциплины «Социальная работа» формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории... Цель освоения дисциплины «Современные теории социального благополучия» изучение различных аспектов современных теорий социального... | Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная... Цели освоения дисциплины содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого педагогического образования... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной... «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. М. Ф3 Физическая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации дисциплины в. 2 Информационные системы... Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 2 Информационные системы и технологии в экономике являются | ||
Методические рекомендации дисциплины в. 1 Информационные системы... Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 1 Информационные системы управления производственной компанией являются | Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная... Пк-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)... Программа учебной дисциплины в. 4 Технологии деятельности психолога в организации |