Скачать 117.27 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Методические рекомендации по изучению дисциплины «ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ В СОЦИОЛОГИИ» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата 040100 - Социология (бакалавриат) Автор: Филиппова Е.В., ассистент кафедры «Социальных наук». Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» - формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных методов измерения в социологических исследованиях. Основные задачи курса «Теория измерений в социологии»:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций в соответствии с видами деятельности: - способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6); - способность применять методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности (ОК-11); - владение основными методами, способами и средствами переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13); в научно-исследовательской деятельности: - способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов (ПК-2); - способность участвовать в составлении и оформлении научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3); в организационно-управленческой деятельности: - способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11). Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов нацеленности на достижение научной обоснованности профессиональной деятельности в конкретных областях социологии, обеспечение изучения профессиональных учебных дисциплин по социологии необходимыми математическими знаниями и прикладными умениями, обучение студентов навыкам ряда широко используемых в прикладной социологии информационно-математических технологий. Программа по курсу теории измерений в социологии направлена на развитие у студентов социологического мышления, навыков специфической исследовательской деятельности, что предполагает освоение студентами существующих методов шкалирования, умение использовать знания, полученные в области математики и статистики, для решения соответствующих социологических проблем. Изучение теории измерения в социологии ориентирует будущих профессиональных социологов на научно-исследовательскую и практическую деятельность. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: методологию и историю развития теории измерений в социологии, исходные принципы и понятия теории измерений, основные методы и шкалы, используемые при измерении. Уметь: соотносить понятия и методы теории измерений с понятиями и методами математической статистики, использовать понятия и методы теории измерений при исследовании социальных проблем. Владеть: основными практическими приемами измерения и шкалирования в социологии, приемами интерпретации и визуализации результатов шкалирования, презентации результатов анализа средствами программных пакетов (SPSS) . Разделы дисциплины и примерное распределение учебного времени
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: Основная литература (учебники и учебные пособия)
Дополнительная литература:
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Оценочные средства: Тест по дисциплине «теория измерений в социологии» 1) Укажите соответствующее название шкалы, при которой респондент выбирает одно или несколько наименований из списка: а) номинальная б) порядковая в) ранговая г) балльная д) метрическая (шкала интервалов) е) метрическая (шкала отношений) 2) Укажите соответствующее название шкалы, при которой респондент располагает объекты в порядке возрастания/убывания какой-либо характеристики: а) номинальная б) порядковая в) ранговая г) балльная д) метрическая (шкала интервалов) е) метрическая (шкала отношений) 3) Укажите соответствующее название шкалы, при которой респондент причисляет объект по его характеристикам к какому-либо числовому интервалу: а) номинальная б) порядковая в) ранговая г) балльная д) метрическая (шкала интервалов) е) метрическая (шкала отношений) 4) Укажите соответствующее название шкалы, при которой респондент дает количественное выражение характеристик объекта: а) номинальная б) порядковая в) ранговая г) балльная д) метрическая (шкала интервалов) е) метрическая (шкала отношений) 5) Укажите соответствующее название шкалы, при которой респондент выбирает один вариант из списка упорядоченных по смыслу ответов: а) номинальная б) порядковая в) ранговая г) балльная д) метрическая (шкала интервалов) е) метрическая (шкала отношений) 6) Укажите соответствующее название шкалы, при которой респондент дает оценку объекту по заданной шкале (присваивает оценку в баллах) а) номинальная б) порядковая в) ранговая г) балльная д) метрическая (шкала интервалов) е) метрическая (шкала отношений) 7) Способность шкалы измерять вполне определенное свойство или признак, а не какой-либо другой носит название: а) Устойчивость б) Правильность, точность в) Обоснованность, валидность 8) Повторяемость, неизменность выбора респондентами значения измеряемого признака носит название: а) Устойчивость б) Правильность, точность в) Обоснованность, валидность 9) Близость результатов измерения к истинному значению измеряемой величины носит название: а) Устойчивость б) Правильность, точность в) Обоснованность, валидность 10) Отсутствие разброса ответов по значениям шкалы (попадание ответов в один пункт; использование респондентами лишь части шкалы) говорит о нарушении: а) правильности/точности б) обоснованности/валидности в) устойчивости 11) Какие способы можно использовать для повышения обоснованности (валидности) измерения? а) логические рассуждения б) поиск независимого критерия (сопоставление данных, полученных по двум разным шкалам) в) метод судей г) повторное измерение по той же шкале спустя некоторое время д) все перечисленное 12) При повышении дробности шкалы точность измерения: а) увеличивается б) уменьшается в) не меняется 13) При повышении дробности шкалы устойчивость измерения: а) увеличивается б) уменьшается в) не меняется 14) Что из перечисленного является этапом измерительной процедуры: а) шкалирование б) теоретическая операционализация понятий в) поиск эмпирических индикаторов г) анализ данных д) всё перечисленное Вопросы к экзамену по дисциплине
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»... Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавра | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б7 архитектура компьютеров... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной... «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная... Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная... Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа»... Цели освоения дисциплины «Социальная работа» формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории... Цель освоения дисциплины «Современные теории социального благополучия» изучение различных аспектов современных теорий социального... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная... Цели освоения дисциплины содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого педагогического образования... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. М. Ф3 Физическая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория организаций»... | ||
Методические рекомендации дисциплины в. 2 Информационные системы... Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 2 Информационные системы и технологии в экономике являются | Методические рекомендации дисциплины в. 1 Информационные системы... Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 1 Информационные системы управления производственной компанией являются | ||
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная... Пк-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... |