МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Научно-исследовательская работа магистра»
Основная образовательная программа подготовки
магистра по направлению 040100.68 «социология»
Магистерская программа «Социология организаций»
Автор:
кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г.В. Цель освоения дисциплины «Научно-исследовательская работа магистра»:
- является формирование у студентов представлений об организации, проведении и оформлении итогов научно-исследовательской работы.
Основные задачи курса «Научно-исследовательская работа магистра»:
овладеть основами планирования научно-исследовательской работы;
изучить особенности накопления и обработки теоретической информации в процессе научно-исследовательской деятельности;
освоить особенности организации полевой научно-исследовательской работы;
сформировать целостные представления об анализе данных и обобщение результатов научного исследования;
изучить структуру и требования к оформлению научного отчета по итогам научно-исследовательской работы магистра.
По окончании обучения студент должен:
Знать:
основы планирования научно-исследовательской работы;
особенности накопления и обработки теоретической информации в процессе научно-исследовательской деятельности;
особенности организации полевой научно-исследовательской работы;
специфику анализа данных и обобщения результатов научного исследования;
структуру и требования к оформлению научного отчета по итогам научно-исследовательской работы магистра.
Уметь:
самостоятельно ставить задачи научно-исследовательских работ, самостоятельно выполнять необходимые виды социологических исследований при решении научно-исследовательских задач по профилю ООП магистратуры;
планировать, организовывать и проводить научно-исследовательские и практические работы по теме ООП магистратуры с применением компьютерных технологий.
Владеть:
способностью к самостоятельной научно-исследовательской работе и к работе в научном коллективе,
способностью к профессиональной адаптации, к обучению новым методам исследования и технологиям.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Вариант 1
| Вариант 2
| Всего ауд.ч./в интеракт.ф.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Часов на СРС
| Всего ауд.ч./в интеракт.ф.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Часов на СРС
| 1 модуль «Методологические и методические основы научно-исследовательской работы»
| 1
| Выбор направления и планирование научно-исследовательской работы магистра
| 4 / 2
| 4
| -
| -
| 239
|
|
|
|
|
|
| Всего
| 4 / 2
| 4
| -
| -
| 239
|
|
|
|
|
| 2 модуль «Организация и проведение научно-исследовательской работы»
| 2
| Организация и проведение полевой научно-исследовательской работы
| 4 / 2
| 4
| -
| -
| 239
|
|
|
|
|
|
| Всего
| 4 / 2
| 4
| -
| -
| 239
|
|
|
|
|
| 3 модуль «Подведение итогов научно-исследовательской работы»
| 3
| Анализ данных и обобщение результатов научного исследования
| 4 / 2
| 4
| -
| -
| 239
|
|
|
|
|
|
| Всего
| 4 / 2
| 4
| -
| -
| 239
|
|
|
|
|
| 4 модуль «Оформление научно-исследовательской работы»
| 4
| Структура и оформление научного отчета по итогам научно-исследовательской работы
| 4 / 2
| 4
| -
| -
| 239
|
|
|
|
|
|
| Всего
| 4 / 2
| 4
| -
| -
| 239
|
|
|
|
|
|
| Всего за курс
| 16 / 8
| 16
| -
| -
| 956
|
|
|
|
|
| Содержание практических занятий
Тема 1. Выбор направления и планирование научно-исследовательской работы магистра План
Понятие научного исследования. Фундаментальные и прикладные научные исследования.
Выбор темы исследования, формулировка названия.
Последовательность и этапы научно-исследовательской работы. Общая схема хода научного исследования.
Накопление и обработка теоретической информации в процессе научно-исследовательской деятельности.
Вопросы для коллективного обсуждения
Что представляет собой понятие и предназначение научного исследования?
Каким образом осуществляется выбор темы исследования?
Каковы последовательность и этапы научно-исследовательской работы?
Каким образом осуществляется накопление и обработка теоретической информации в процессе научно-исследовательской деятельности?
Задания для самостоятельной работы
Обоснуйте проблему своей научно-исследовательской работы.
Сформулируйте тему, цель, задачи исследования.
Составьте план научно-исследовательской работы.
Литература Основная
Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.
Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.
Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с.
Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.
Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с. -
Конец формы
Конец формы Начало формы
Дополнительная
Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.
Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .
Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. Пособие/ Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.
Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: Собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.
Тема 2. Организация и проведение полевой научно-исследовательской работы План
Программа и рабочий план социологического исследования.
Набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.
Проведение полевой научно-исследовательской работы.
Вопросы для коллективного обсуждения
Что представляет собой программа и рабочий план социологического исследования?
Что представляет собой набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных?
Каковы особенности проведения полевой научно-исследовательской работы?
Задания для самостоятельной работы
Подготовка программы эмпирического исследования.
Разработка инструментария исследования.
Литература Основная
Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.
Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.
Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с.
Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.
Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с. -
Конец формы
Конец формы Начало формы
Дополнительная
Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.
Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .
Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. Пособие/ Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.
Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: Собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.
Тема 3. Анализ данных и обобщение результатов научного исследования План
Систематизация и анализ результатов социологического исследования.
Анализ данных повторных и сравнительных исследований.
Статистическая обработка данных.
Обобщение результатов.
Технические средства обработки социальной информации.
Интерпретация результатов на основе принятой концепции исследования.
Подведение итогов исследования и их апробация.
Вопросы для коллективного обсуждения
Что представляет собой кодирование или шифрование первичной информации?
Что включает в себя систематизация и анализ результатов социологического исследования?
Каким образом осуществляется анализ данных повторных и сравнительных исследований?
Что представляет собой количественный и качественный анализ данных?
Каким образом осуществляется статистическая обработка данных?
Каким образом осуществляется обобщение результатов: группировка, ранжирование, составление таблиц, построение графиков и др.?
Каковы возможности технических средств обработки социальной информации?
Как осуществляется интерпретация результатов на основе принятой концепции исследования?
Каким образом осуществляется подведение итогов исследования и их апробация?
Каковы основные формы апробации результатов исследовании?
Задания для самостоятельной работы
Произвести анализ данных научно-исследовательской работы.
Произвести формулировку выводов исследования.
Литература Основная
Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.
Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.
Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с.
Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.
Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с. -
Конец формы
Конец формы Начало формы
Дополнительная
Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.
Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .
Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. Пособие/ Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.
Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: Собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.
Тема 4. Структура и оформление научного отчета по итогам научно-исследовательской работы План
Основные требования к оформлению итогов исследования.
Редактирование текста.
Библиографическое описание научного произведения.
Подготовка к защите.
Вопросы для коллективного обсуждения
Основные требования к подведению итогов исследования.
Какова структура, оформление цифрового и иллюстративного материала, ссылок и сносок?
Какова процедура редактирования текста?
Каковы требования к библиографическому описанию научной работы?
Какова процедура защиты диссертации?
Задания для самостоятельной работы
Оформить выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию) в соответствии с требованиями.
Литература Основная
Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.
Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.
Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с.
Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.
Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие / Ядов В. А. - 3-е изд., испр. - М. : Омега-Л, 2007. - 567 с.
Конец формы
Конец формы Начало формы
Дополнительная
Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.
Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .
Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.
Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. - 4-е изд., стер. - М. : КомКнига, 2006. - 480 с.
Начало формы
Конец формы
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.
Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.
13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины Литература
Основная
Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.
Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.
Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с.
Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.
Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие / Ядов В. А. - 3-е изд., испр. - М. : Омега-Л, 2007. - 567 с.
Конец формы
Конец формы Начало формы
Дополнительная
Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.
Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .
Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.
Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. - 4-е изд., стер. - М. : КомКнига, 2006. - 480 с.
Начало формы
Конец формы
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.
Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
http://www.fipi.ru
http://www.1september.ru
http://www.standart.edu.ru
http://bio.rusolymp.ru
http://results
Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека онлайн
http://www.book.ru
Научная библиотека eLibrary.ru
http://ihtik.lib.ru – Электронная библиотека Ихтика (г. Уфа) – содержит архивированные текстовые файлы (монографии, учебные пособия, статьи, авторефераты диссертаций).
http://encycl.yandex.ru - Большая советская энциклопедия
www.glossary.ru – Словари
Примерный перечень вопросов к зачету.
Понятие научного исследования.
Методологические основы и принципы исследования.
Актуальность темы научной работы и ее формулировка.
План научно-исследовательской работы (на примере собственной научно-исследовательской работы).
Этапы научного исследования (на примере собственной научно-исследовательской работы).
Накопление и обработка теоретической информации в процессе научно-исследовательской деятельности.
Программа и рабочий план социологического исследования.
Проблемная ситуация и проблема исследования.
Объект и предмет научного исследования.
Гипотеза исследования и её разновидности.
Задачи исследований, требования к их постановке.
Методика сбора и изучения специальной литературы.
Количественные методы исследования.
Качественные методы исследования.
Набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.
Проведение полевой научно-исследовательской работы.
Систематизация и анализ результатов социологического исследования.
Анализ данных повторных и сравнительных исследований.
Роль статистических методов в социологическом исследовании.
Обобщение результатов научной деятельности.
Технические средства обработки социальной информации.
Интерпретация результатов на основе принятой концепции исследования.
Формы представления полученных результатов.
Подведение итогов исследования и их апробация.
Основные требования к оформлению итогов исследования.
Редактирование текста.
Требования к цитатам и ссылкам на источники.
Библиографическое описание источников.
Составление научного отчета и требования к нему.
Требования к подготовке и защите выпускных квалификационных работ.
Примерные тестовые задания. Система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур
А) программа социологического исследования
Б) социологическое исследование
В) полевое исследование
Г) рабочий план социологического исследования Изложение теоретико-методологических предпосылок общей концепции исследования
А) метод исследования
Б) методика исследования
В) программа исследования
Г) рабочий план исследования Последовательность этапов научного исследования это:
А) выбор объекта, предмета исследования, формулировка гипотезы
Б) выбор методов исследования, формулировка гипотезы, определение предмета исследования
В) постановка конкретных исследовательских задач, формулировка гипотезы, определение целей исследования Установите правильную последовательность построения психолого-педагогического исследования
А) гипотеза
Б) задачи и цели
В) предмет и объект
Г) контрольный эксперимент
Д) констатирующий эксперимент
Е) выводы Гипотеза – это:
А) конкретизация некоторой догадки
Б) решение проблемы
В) оценка сходства и различия предположений
Г) задача исследования Постановка научной проблемы предполагает:
А) обнаружение дефицита знания
Б)осознание потребности в устранении дефицита знания
В) формулирование проблемы в научных терминах
Г) описание проблемной ситуации естественно-житейским языком
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Основная литература
Ахиезер А.С. Прогнозирование социокультурной динамики России. Вопросы методологии и некоторые результаты/Проблемы прогнозирования. – 1993. - № 5.
Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций - М., 2001.
Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технология прогнозных разработок социальных процессов - М., 1992.
Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952-1999. Редактор-составитель И.В. Бестужев-Лада. - М., 2000.
Загладин В., Фролов И. Глобальное прогнозирование современности: научный и социальный аспекты. – М., 1981.
Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. – Ростов-на-Дону, 2001.
Луков В.А. Социальное проектирование. – М., 2003.
Прогнозное социальное проектирование. – М., 1994.
Райцин В.Я. Модели планирования уровня жизни. – М., 1978.
Сафронова В.М.. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. – М., 2002.
Сафронова В.М.. Социальное прогнозирование и моделирование. Учебное пособие. – М., 2005.
Федеральный Закон РФ от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».
Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. - М.. 1995.
Дополнительная литература
Алексеев В.Г. Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование- М., 1994.
Алексеев П. Народонаселение России: оптимизма по-прежнему мало//Медицинская газета. – 2004. – 12 ноября. – С.3.
Бахметова Г.Ш. Методы демографического прогнозирования – М., 1982.
Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья населения. М. – 1997.
Бешелев С.Д. Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки - М., 1999.
Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. 4-е изд. – М., 2004.
Борщевский М.В. и др. Город: методологические проблемы комплексного социального и экономического планирования - М., 1989.
Будыко М.И. Глобальная экология - М., 1992.
Бхагвати Д. В защиту глобализации. – М., 2005.
Валентей Д.И. и др. Демография: состояние и перспективы. – М., 1997.
Венедиктов Д.Д. Прогнозирование, перспективное планирование и управление в здравоохранении и медицинской науке - М., 1991.
Вишнев С.М. Основы комплексного прогнозирования - М., 1999
Гордон Т. Новые подходы к методу Дельфи //Научно-техническое прогнозирование для промышленности и правительственных учреждений / ред. Дж. Брайта. М., 1972.
Гражданников Е.Д. Экстраполяционная прогностика - Новосибирск, 2001.
Дворкович А. Проект «Россия»: беседа с главным экспертом Управления Президента РФ А.Дворковичем//Итоги. – 2006. – 5 июня. – С.16-20.
Демографическая катастрофа и пути ее преодоления: круглый стол//Литературная России. – 2006. – 19 мая. – С. 12-13.
Добров Г.М. и др. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. – Киев, 2000.
Добров Г.М. Прогнозирование науки и техники. - М., 1998
Евланов Л.Г., Кутузов В.А., Экспертные оценки. М., 1995.
Живущие на Севере. Вызов экстремальной среде.//Сб статей. – Мурманск, 2005.
Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия. – М., 1995.
Загладин В., Фролов И. Глобальное прогнозирование современности: Научный и социальный аспекты. – М., 1981.
Иванова Н. Апокалипсис или золотой век: выбор за нами: глобальные проблемы современности//История. Приложение к газете «Первое сентября» - 2995. – 16-30 июня. – С.35-41.
Исупов В.А. Демографические катастрофы и кризисы в России в первой половине ХХ века. – Новосибирск, 2000.
Капица С.П. Общая теория роста человечества. – М., 1999.
Капица С.П. Социальный заказ из будущего//О демографических проблемах современного мира и возможных последствиях глобальной демографической революции ХХI века//Персона. – 2006. - № 1. – С.76-77.
Ковалев А.М. Промышленная цивилизация и судьба России: идеи, размышления, гипотезы. – М., 2003.
Косидовский З. Библейские сказания.- М., 1990.
Кульбовская Н.К. Прогнозирование и измерение научно-технического прогресса. М., 1976.
Лаврентьева Н. О механизме регулирования репродуктивного процесса в регионе//Проблемы теории и практика управления. – 2003. - № 6. – С.63-69.
Лаппо Г.М. Города на пути в будущее. - Киев, 1997.
Левашов В.И. и др. Демография и демографическое развитие России. – М. - 2000.
Лезгина М.Л. Детерминация прогнозирования. - Л., 2000.
Лейбин В.М. «Модели мира» и «образ человека». Критический анализ идей Римского клуба. – М., 1981.
Лейбин В.М. Зарубежная глобалистика: проблемы и противоречия. – М., 1988.
Лем Ст. Фантастика и футурология. – М., 2004.
Мальтус Т. Опыт закона о народонаселении. – Петрозаводск, 1993.
Мартино Дж. Технологическое прогнозирование. М., 1977.
Методологические проблемы социального прогнозирования / Отв. ред. В.И. Куценко. Киев, 1996.
Методология демографического прогноза. – М., 1988.
Моделирование в социальном обслуживании//Социальное обеспечение. – 2005. – № 2. – С.6-9.
Моисеев Н.Н. Есть ли у России будущее? М., 1997
Моркунас З. Методология управления социальными процессами. Вильнюс, 1987.
Назаров А.Д. Современные проблемы миграции населения: Исторические процессы, социальные перспективы. – М., 1995.
Население России за 100 лет (1897-1997). Госкомстат. – М.,1998.
Население России, 1999. Ежегодный демографический доклад. – М., 2000.
Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность. М., 1975.
Нормативное социальное прогнозирование. М., 1987.
Основы экономического и социального прогнозирования / Под ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. М. , 1985.
Пестель Э. За пределами роста (глобальные проблемы современности и деятельность международных организаций Римского клуба). – М., 1988.
Печчеи А. Человеческие качества. – М.,1980.
Поисковое социальное прогнозирование. М., 1984.
Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию 10 мая 2006 //Комсомольская правда. – 2006. – 12 мая. – С.2-6 (или другие периодические издания).
Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию 8 июля 2000 г.//Российская Федерация сегодня. – М., 2000. - № 14. В Интернете: htpp: president. Кremlin.ru/ events/ 42 html.
Похмелкин В.В. В царство свободы дорога: очерки либеральной футурологии. – М., 2001.
Почему Россия вымирает. – М., 2003.
Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1993.
Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред И.В. Бестужев-Лада. М., 1982.
Реальна ли угроза четвертой мировой войны? – М., 2001.
Реформирование России: от мифов к реальности. В 2-х тт. – М., 2001.
Россия в цифрах. – М., 2000.
Рыбаковский Л.Л. Методологические вопросы прогнозирования населения - Минск, 2000.
Сватков Н.М. Основы планетарного и географического прогноза. - М., 1988.
Семигин Г. Демография – главный национальный проект России. Доклад на заседании Народного правительства//Политический журнал. – 2005. - № 12. – С.9-11.
Социальная политика. Учебник под общ. Ед. Н.А.Волгина. – М., 2004.
Социальные ориентиры обновления: общество и человек / Под ред. Т.И. Заславской. - М., 1990.
Суворов Л.Н. Аверин А.Н. Социальное прогнозирование. М., 1984.
Теория прогнозирования и принятия решений: уч. пособие для вузов / Ред. С.А. Саркисян. - М., 1977.
Технологии социальной работы: Учебник / Под общ.ред.проф. Е.И.Холостовой.- М., 2004.
Тоффлер О. Метаморфозы власти: знания, богатство и сила на пороге XXI века. – М., 2004.
Тоффлер О. Третья волна. – М., 2004.
Тоффлер Олвин. Шок будущего. – М., 2004.
Уткин А.И. Мировой порядок ХХI века. – М., 2001.
Федоров Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс. - М., 1995.
Форрестер Дж. Мировая динамика. - М., 1978.
Форрестер Дж. Мировая динамика. М. - 1978.
Фукуяма Фр. Конец истории и последний человек. – М., 2005.
Хелмер О. Анализ будущего: метод Дельфи // Научно-техническое прогнозирование для промышленности и правительственных учреждений. / Ред. Дж. Брайта. - М., 1997.
Ходжаев Д.Г. и др. Эффективность расселения: проблемы и суждения. - М., 1983.
Хруленко Н.И. Философско-методологические проблемы прогнозирования. – Л., 1980.
Ярская В.М. Научное предвидение: Вопросы методологии. Саратов. 1989.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Электронные версии книг:
1.Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование.- М., 2002;
2.Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб.пособие.- М., 2003. CD «Управление проектом. Инструменты руководителя» (разработка, информационные материалы). - Издательский дом «Равновесие», 2004. |