Скачать 207.39 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины «Мотивация и стимулирование персонала организации» для специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста Авторы: к. психол. н., доцент Т.С. Вещугина (tveshugina@hse.ru), к. соц. н., доцент А.В. Климова (aklimova@hse.ru) Одобрена на заседании кафедры Теории организаций «15»сентября_ 2010 г. Зав. кафедрой Н.Л. Иванова Рекомендована секцией УМС факультета государственного и и муниципального управления «18 » ноября 2010 г. Председатель В.В. Киселева Утверждена УС факультета государственного и муниципального управления «18» ноября 2010 г. Ученый секретарь Л.М. Симонова ________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста, обучающихся по специализации «Консультационная деятельность служб управления персоналом», изучающих дисциплину «Мотивация и стимулирование персонала организации». Программа разработана в соответствии с:
2. Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Мотивация и стимулирование персонала организации» являются: - познакомить с основными теоретическими концепциями и подходами к изучению трудовой мотивации персонала, видами и формами стимулирования труда, особенностями денежного стимулирования (оплаты труда) работников, занятых на работах различного типа - дать представление об опыте разработки систем мотивации и стимулирования труда в зарубежных и отечественных организациях различного типа. - представить различные схемы мотивации и их влияние на выборы индивидом целенаправленного поведения индивида в соответствии с требованиями организации. - дать представление об анализе организационной ситуации и моделировании системы вознаграждения для данной организации. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программыДля специализации «Консультационная деятельность служб управления персоналом» настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
6.1. Критерии оценки знаний, навыковВ ходе изучения дисциплины «Мотивация и стимулирование персонала организации» предполагаются следующие формы контроля: текущий, итоговый. Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на теоретических и семинарских занятиях и зависит от степени активности студентов в обсуждении тем занятий, а также оценку за самостоятельную письменную работу, выполненную в конце модуля. При оценке содержания работы учитываются следующие критерии: обоснование актуальности темы; наличие сформулированной цели и задач работы; логика в изложении материала; критический анализ предлагаемого материала; наличие выводов; самостоятельность в подборе и использовании дополнительных источников. Итоговая форма контроля – зачет по всем изучаемым темам. Все формы контроля оцениваются в баллах. Шкала оценок соответствует 10-балльной системе, принятой в НИУ-ВШЭ. 7. Содержание дисциплиныТема 1. Введение в предмет. Мотивация и стимулирование труда в системе функций управления персоналом – 2 часа. Понятия «мотивация» и «стимулирование», различия между ними. Структура функции управления персоналом. Основные понятия. Содержание блока «Мотивация и стимулирование труда» и взаимосвязь этого блока с другими функциями управления персоналом. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 2. Классические теории трудовой мотивации – 2 часа. Методологическая парадигма «структура/процесс». Содержательные и процессуальные теории трудовой мотивации. Методы диагностики трудовой мотивации персонала. Основная литература
Дополнительная литература 1. Каверин С.Б. Мотивация труда. – М.: ИП РАН, 1998.
Тема 3. Типологическая модель В.И. Герчикова – 2 часа. Особенности связи мотивации и трудового поведения, выделенные В.И. Герчиковым. Типы мотивации, предложенные в модели. Тест «Motype» для определения структуры трудовой мотивации. Практический опыт использования модели в российских компаниях. Знание о структуре трудовой мотивации персонала и ее связь с решением ряда ключевых задач: формирование кадрового состава, организация труда, обучение и развитие, коммуникации. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 4. Виды и формы стимулирования труда – 2 часа. Основные понятии: стимул, стимулирование трудового поведения. Классификации стимулирования. Базовая концепция И.П. Поварича и Б.Г. Прошкина. Виды стимулирования. Формы организации стимулирования. Применимость видов и форм стимулирования труда к различным типам трудовой мотивации. Стимулирование работников с разными типами мотивации на основе модели В.И. Герчикова. Основная литература 1. Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала: Учебное пособие. – М, 2003.
Дополнительная литература
Тема 5. Оплата труда работника (денежные компенсации – сколько нужно платить работнику) – 1 час. Источники информации для принятия решений о размере оплаты. Методика построения социологических шкал зарплаты, предложенная В.И. Герчиковым. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 6. Оплата труда работника (различным работникам нужно платить по-разному) – 1 час. Требования менеджеров и работников к построению системы оплаты труда. Современные тенденции в политике оплаты. Зависимость формы оплаты труда от особенностей работы (рабочего места) и работника. Структура заработной платы. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 7. Оплата труда работника (постоянная часть заработной платы, переменная часть заработной платы) – 4 часа. Структура заработной платы: постоянная и переменная части, их состав. Особенности определения для различных типов рабочих мест и групп персонала. Назначение и состав постоянной части оплаты труда. Должностные оклады/тарифы. Оплаты на основе квалификации. Нормативы результата. Квалификационные надбавки. Доплаты за особые условия труда. Назначение и состав переменной части заработка. Премирование по индивидуальным результатам: за вклад в работу подразделения, по общим результатам работы компании. Альтернативное решение: оплата в системе управления по целям. Оплата труда работников с различными типами мотивации. Основная литература 1. Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала: Учебное пособие. – М, 2003. 2. Герчиков В.И. Роль оклада в формировании заработка работника //Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование /Под ред. Проф. В.В. Щербины. – М., 2004. – С. 309-325. Дополнительная литература 1. Мазманова Б.Г. Управление оплатой труда: учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. Тема 8. Ситуационная модель интеграции индивида через системы вознаграждения – 8 час. Роль системы вознаграждения в интеграции индивида в организацию. Требования к системе мотивации и вознаграждения, их влияние на целенаправленное поведение «ролевых игроков» в соответствии с действительными потребностями организации. Совместимость задач, структуры, информационной системы, индивидов-участников и системы вознаграждения. Позитивные стимулы. Возможность безрезультативности системы стимулов. Базисные элементы системы вознаграждения. Ограничивающие факторы. Другие инструменты влияния на поведение индивидов. Модели систем вознаграждения. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 9. Использование различных моделей мотивации в работе организации – 2 часа. Система переменных, контролируемых организацией: компенсации, карьерный рост, стратегии отбора специалистов, системы подготовки, нормы и правила. Модель влияния на поведение индивида в организации. Сущность мотивационной модели. Объединение модели влияния и мотивационной модели. Динамика модели. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 10. Целевое поведение индивидов как важный фактор интеграции в организацию – 6 час. Индивидуальный сотрудник как объект исследования. Проблема установления правил и отношение индивидов к ограничениям. Надежное поведение. Усилия выше минимального уровня. Системы вознаграждений (системные, групповые, индивидуальные вознаграждения). Взаимосвязь денежных (монетарных) и мотивационных систем и их влияние на целевое поведение. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 11. Современные тенденции развития систем мотивации индивидов в организации – 4 часа. Общие положения. Мотивация как синоним управления. Термин «Мотивирование». Пять главных глаголов: вознаграждать, хвалить, подкупать, угрожать, карать. Действуют или не действуют системы вознаграждения? Проблемы справедливости. Базовая четверка эффективного управления: постановка целей, коммуникация, доверие, ответственность. Основная литература:
Дополнительная литература:
8. Образовательные технологииПри чтении учебного курса используются различные виды учебной работы: лекции и семинарские занятия, разбор практических ситуаций и кейсов. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентаТематика письменных работ (реферат)
Требования: При оценке содержания работы учитываются следующие критерии: - обоснование актуальности темы; - наличие сформулированной цели работы и ее задач; - логика в изложении материала; - критический анализ предлагаемого материала; - наличие выводов; - самостоятельность в подборе и использовании дополнительных источников. Не допускается прямая переписка текстов из источников без цитирования и соответствующих ссылок. Работа должна быть представлена в машинописном виде, объемом не менее 12-15 страниц, выполнена в программе «WORD», шрифт 12, пробел – 1,5. Титульный лист работы должен содержать название дисциплины, название темы, Ф.И.О. автора, курс и номер группы. Список литературы должен содержать как минимум 6-7 источников. Постраничные и подстрочные ссылки на литературу обязательны. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Текущий контроль осуществляется во время лекционных и семинарских занятий, промежуточный контроль – эссе. Итоговый контроль: зачет. Итоговая оценка складывается на основании активности студентов на семинарских занятиях, написании эссе, ответа на зачете по 10-ти балльной системе. Wакт. сз.=0,2, Wреф.=0,2, Wзач.=0,6. Расчет итоговой оценки: Оср(окр)=Оакт*Wакт(0,2)+Ореф.* Wреф.(0,2)+Озач.* Wзач.(0,6) Студент имеет возможность пересдать предмет. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле Опромежуточный = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная + Одоп.вопрос (Оитоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная) + Одоп.вопрос В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
Базовые учебные пособия
Основная литература
Дополнительная литература
Во время занятий используются ноутбук и проектор (для лекций и семинаров). Авторы программы: Т.С. Вещугина, А.В. Климова |
Программа дисциплины Экономика и управление в отраслях социальной... Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста | Программа дисциплины «Мониторинг государственных и муниципальных... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504. 65 «Государственное... | ||
Программа дисциплины «Управление персоналом» Для специальности 080504.... Управление персоналом организации: Учебник. /Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Инфра-м, 2001 | Рабочая программа Наименование дисциплины Физическая культура Профиль подготовки – «Мотивация и стимулирование персонала», «Управление персоналом в торговле и сфере услуг» | ||
Программа дисциплины история государственного управления для специальности... Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста | Учебно-методический комплекс для специальности 080504 − Государственное... Общепрофессиональный курс «Информатизация муниципальных органов» предназначен для студентов четвертого курса дневной, вечерней и... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины управление общественными... Специальность 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Форма подготовки (очная/заочная) | Программа дисциплины «Стратегические компетенции менеджера» для специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504. 65 «Государственное... | ||
Программа по дисциплине «Логика» для студентов специальности «Государственное... Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Тюменского государственного... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080504 Государственное... Учебно-методический комплекс «Организационное поведение» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине... | ||
Программа дисциплины Нормативно-правовое обеспечение инновационной... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504. 65 «Государственное... | Программа дисциплины Нормативно-правовое обеспечение инновационной... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504. 65 «Государственное... | ||
Программа дисциплины Нормативно-правовое обеспечение инновационной... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504. 65 «Государственное... | Программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» Учебно-методический комплекс «Организационное поведение» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине... | ||
Основная образовательная программа 080504. 65 Направление Государственное... Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» составлена в соответствии с требованиями гос впо направления подготовки 080504.... | Учебно-методический комплекс дисциплины исследование систем управления... Специальность 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Форма подготовки (очная/заочная) |