Негосударственное образовательное частное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
АДВОКАТУРА
Уровень основной образовательной программы Бакалавриат
Направление подготовки Юриспруденция
Профили Гражданско-правовой
Уголовно-правовой
Формы обучения Очная, очно-заочная, заочная
Срок освоения ООП Нормативный
МОСКВА, 2013
При разработке учебно-методического комплекса в основу положены:
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 090000 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки РФ от 4 мая 2010 г.. № 464. Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2010 г. № 17337 . - учебного плана по направлениям подготовки (бакалавриат) «Юриспруденция», одобренный Ученым советом НОЧУ ВПО «МНЮИ» протокол № от «17 » мая 2012 г. Протокол № 8
Программа и методические рекомендации одобрены и рекомендованы к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 24 января 2013 года
Разработчики:
Профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин МНЮИ, кандидат юридических наук, доцент А.С. Борщев;
Проректор по УМР, к.э.н., доц. Н.Н.Бурлаков Рецензенты: Рагулин Д.Д., кандидат юридических наук
Настоящий учебно-методический комплекс является собственностью МНЮИ и не может быть использован другими вузами и иными структурами без разрешения МНЮИ.
Учебно-методический комплекс составлен с использованием справочно-правовой системы «Консультант плюс». © МНЮИ ОГЛАВЛЕНИЕ
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основных образовательных программ 4
7.3. Таблица распределения времени, выделенного на самостоятельную работу студентов заочной формы обучения 96
РАЗДЕЛ 8. ПРАКТИКУМ (ТЕСТЫ, ЗАДАНИЯ И ЗАДАЧИ ПО ТЕМАМ) 104
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины «Адвокатура» 1.1.1. Цель изучения дисциплины Учебная дисциплина «Адвокатура» является одной из профилирующих, а ее изучение выступает необходимой составной частью подготовки современных юристов. При этом в ходе изучения учебной дисциплины у студентов формируются теоретические знания и практические навыки противодействия преступности в современных условиях России
Основной целью изучения учебной дисциплины (курса) является реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций на основе формирования у обучаемых системных теоретических знаний, умений и практических навыков в области уголовно-процессуального законодательства.
Изучение учебного курса «Адвокатура» осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”, Арбитражный процессуальный кодекс (далее - АПК РФ), Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), других Федеральных законов, подзаконных нормативно-правовых и иных актов.
Учебный курс «Адвокатура» базируется на теоретических положениях ранее изученных дисциплин общепрофессионального цикла и находится в тесном взаимодействии с другими дисциплинами административного, уголовно-правового, гражданско-правового циклов, уголовно-правовой и гражданско-правовой специализаций. 1.1.2. Задачи освоения учебной дисциплины Задачи освоения учебной дисциплины сводятся к следующему:
- усвоить сущность и особенности адвокатской деятельности;
-овладеть специфической терминологией и ее понятийным аппаратом, а также другими институтами и нормами современного российского административного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального законодательства и права;
-привить интерес к изучению истории становления и развития адвокатуры и адвокатской деятельности в России на различных ее этапах и в современных условиях;
- привить умения правильно толковать и применять действующие на текущий момент нормы отраслевого материального и процессуального законодательства России;
- привить навыки применения тактических приемов и действий;
направленных на получение и закрепление доказательств и практического их использования при защите доверителей;
- сформировать у студентов уважительное отношение к праву и Закону и в то же время обостренное чувство нетерпимости к нарушениям материального и процессуального законодательства и коррупционному поведению;
- овладеть определенной совокупностью методологических приемов, позволяющих продолжить в будущем освоение курса «Адвокатура» путем самообразования. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основных образовательных программ Место учебной дисциплины «Адвокатура» в системе подготовки обучаемых определяется особенностями направления «Юриспруденция», структурно-логическими связями с другими дисциплинами, предусмотренными Учебным планом.
Данная дисциплина изучается в рамках основной образовательной программы «Юриспруденция» (бакалавр) - профессиональный цикл, вариативная (профильная) часть. 1.3. Объем и виды учебной работы по дисциплине «Адвокатура»
ООП
| Код дис-ципл.
по УП
| Трудоёмкость
| Аудиторные часы
| Самост.
работа
(часы)
| Экза-мен
(ча сы)
| ЗЕТ
| часы
| всего
| из них:
| лекц*
| ПЗ*
| курс раб.
| зачет
| очная форма обучения
| Юриспруденция
| Б3. В7
| 5
| 180
| 54
| 16
| 38/12
|
|
| 90
| 36
| очно-заочная форма обучения
| Юриспруденция
| Б3. В7
| 5
| 180
| 28
| 8
| 20/8
|
|
| 116
| 36
| заочная форма обучения
| Юриспруденция
| Б3. В7
| 5
| 180
| 14
| 4
| 10/2
|
|
| 157
| 9-
| Примечание: «*» в числителе указываются общие часы занятий, в знаменателе – в том числе интерактивных занятий. 1.4. Дидактические единицы учебной дисциплины Исходя из цели изучения дисциплины «Адвокатура» подлежат освоению следующие дидактические единицы.
Правовая природа адвокатуры: независимая, негосударственная, некоммерческая, добровольная организация квалифицированных юристов, созданная для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается.
Принципы организации и деятельности адвокатуры: гуманизм, законность, добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней, самоуправление адвокатуры, гласность в деятельности адвокатов, независимость адвокатов и в целом адвокатуры.
Международное сотрудничество в сфере судопроизводств.
Указанные дидактические единицы положены в основу рабочей учебной программы данной учебной дисциплины. 1.5. Межпредметные связи Для изучения дисциплины «Адвокатура» необходимы знания, умения и навыки, формируемые такими предшествующими учебными дисциплинами, как:
- «Правоохранительные органы» , где исходную базу для изучения дисциплины «Адвокатура» составляют: полномочия и компетенции судебных органов, прокуратуры, следствия и дознания, в части предупреждения и раскрытия преступлений, расследования уголовных дел и их судебного разбирательства;
- «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», где исходную базу для изучения дисциплины «Адвокатура» составляют: понятие и содержание предмета; цели и задачи политики государства по противодействию преступности; преступление и наказание и др. как основные институты и категории данных отраслей материального права.
Перечень последующих дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые дисциплиной «Адвокатура»:
- дисциплины уголовно-правовой и гражданско-правовой специализаций 1.6. Требования к результатам освоения дисциплины и формированию компетенций 1.6.1 Требования к результатам освоения дисциплины «Адвокатура»
В результате изучения дисциплины студент должны
Знать
- историю адвокатуры в России;
-правовые и организационные основы деятельности адвокатуры;
-стандарты профессиональной деятельности адвоката;
-этические основы деятельности адвоката;
-основы ораторского искусства адвоката;
-полномочия и обязанности адвоката, адвокатскую тайну;
-деятельность адвоката в конституционном, уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве и в суде присяжных;
- деятельность адвоката в Европейском суде по правам человека;
-основы юридической защиты предпринимательства.
Уметь
-анализировать и устанавливать причины нарушения правовых норм на стадии ознакомления с юридическим делом;
-составлять первичные документы на предоставление квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям;
-собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи путем получения предметов, документов и иных сведений, опроса лиц с их согласия, истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций;
-осуществлять проверку, оценку доказательств, полученных на стадии предварительного следствия;
-составлять процессуальные документы в рамках заявленных ходатайств и отводов;
-готовить фрагменты защитительной речи для участия в судебных прениях.
Владеть
-методами устанавливания причин нарушений правовых норм на стадии ознакомления с юридическим делом
- навыками представления доказательств , необходимых для оказания юридической помощи путем получения предметов, документов и иных сведений, опроса лиц с их согласия, истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций
- навыками составления процессуальных документов в рамках заявленных ходатайств и отводов;
1.6.2.Требования к формированию компетенций Реализация требований ФГОС ВПО к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций при подготовке бакалавров по направлению «Юриспруденция» производится на основе соответствующих паспортов компетенций. Посредством этого у студентов формируются определенные теоретические знания, практические навыки и умения по учебной дисциплине «Адвокатура».
В результате освоения данной дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными (ПК) компетенциями.
Код
компетенции
(ФГОС)
| Содержание компетенций
| Направления подготовки
| ПК-3
| способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
| 030900
Юриспруденция
|
ПК-4
| способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
|
|
ПК-5
| способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
| 030900
Юриспруденция
| ПК-16
| способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
| 030900
Юриспруденция
|
ПК-17
| способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
| 030900
Юриспруденция
|
ПК-3 Знать: 1. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ 2. Особенности правосубъектности адвоката в условиях уголовного, административного, гражданского, арбитражного производства Уметь: 1. Определять конкретную область деятельности адвоката, видеть их в системе субъектов права, видеть значение системы субъектов для обеспечения соблюдения законодательства другими субъектами права 2. Анализировать принятые решения субъектами правоотношений 3. Выявлять нарушения законодательства Владеть: 1. Навыками анализа принятых юридически значимых решений и осуществленных юридически значимых действий 2. Навыками принятия решений для обеспечения соблюдения требований законодательства субъектами правоотношений ПК-4
Знать: 1. Механизм и средства правового регулирования адвокатской деятельности Уметь: 1. Определять отрасль права и круг нормативных правовых актов, подлежащих применению для регулирования конкретных общественных отношений 2. Принимать решения о применении норма права в рамках конкретных правоотношений Владеть: 1. Навыками реализации принятых решений в соотвествии с системой нормативных правовых актов, регулирующих конкретную группу общественных отношений
ПК-5
Знать:
1. Отраслевое законодательство и иные нормативные правовые акты, принятые на их основе
Уметь:
1. Определять отрасль права и круг нормативных правовых актов, подлежащих применению в конкретной сфере
Владеть:
1. Навыками ознакомления с судебной и иной правоприменительной практикой
2. Навыками применения норм материального и процессуального прав
ПК-16
Знать:
1. Правовые основы консультационной деятельности
Уметь:
1. Ориентироваться в отраслевом законодательстве и практике его применения
2. Анализировать конкретные правовые ситуации (круг общественных отношений, компетенции субъекта правоприменения, конкретных правовых норм)
3. Составить экспертное заключение
Владеть : Навыками выявления нарушений законодательства в конкретных правовых ситуациях ПК-17
Знать:
1. Правовые основы адвокатской деятельности
Уметь:
1. Выделять особенности адвокатской деятельности в уголовном, гражданском, арбитражном, административном и конституционном судопроизводстве
Владеть:
1. Навыками изучения судебной и адвокатской практики РАЗДЕЛ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 2.1 Тематический план для студентов очной формы обучения
№
п/п
|
Наименование разделов и тем
| Общее
кол-во
часов
| Аудиторные занятия (часы),
в том числе
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Практические занятия, интерактивы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Общая часть
| 1.
| Тема 1. Предмет, задачи, система и структура учебной дисциплины «Адвокатура»
| 6
| 1
| 4
| 1
| 2.
| Тема 2.История возникновения, становления и развитие адвокатуры в России
| 6
| 1
|
| 5
| 3.
| Тема 3. Адвокатура России как институт гражданского общества, ее цели, принципы и виды деятельности.
| 10
| 1
|
| 9
| 4.
| Тема 4.Полномочия, права и обязанности адвоката. Статус адвоката, его неприкосновенность и гарантии адвокатской независимости.
| 16
| 1
| 4
| 11
| 5.
| Тема 5. Формы адвокатских образований Органы адвокатского самоуправления
| 18
| 2
| 2
| 14
| 6.
| Тема 6. Основы профессиональной этики и ораторского искусства адвоката
| 5
| 1
|
2
| 2
| Особенная часть
| 7.
| Тема 7. Деятельность адвоката в конституционном процессе . Участие адвоката в уголовном судопроизводстве. Деятельность адвоката в суде с участием присяжных заседателей
| 26
| 2
| 12/6*
| 12
| 8.
|
Тема 8. Адвокат в гражданском судопроизводстве
| 18
| 2
| 4/2*
| 12
| 9
| Тема 9. Адвокат в арбитражном судопроизводстве
| 16
| 2
| 4/2*
| 10
| 10.
| Тема 10. Адвокат в третейском судопроизводстве
| 9
| 1
| 2
| 6
| 11.
| Тема 11. Адвокат в процессе произ-водства по делам Административных правонарушений
| 8
| 1
| 2/1*
| 5
| 12.
| Тема 12. Деятельность адвоката в Европейском суде по правам человека
| 8
| 1
| 2/1*
| 5
| Экзамен
| 36
|
|
|
| Итого**:
| 180
| 16
| 38/12
| 90
| *Примечания: в числителе указывается общее количество часов, а в знаменателе – количество часов, выделяемых на интерактивные формы обучения;**с учетом времени, отведенного на экзамен (36 часов согласно ООП). 2.2 Тематический план для студентов очно-заочной формы обучения
№
п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Общее
кол-во
часов
| Аудиторные занятия (часы),
в том числе
|
Самостоятельная работа
| Лекции
| Практические занятия, интерактивы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Общая часть
| 1.
| Тема 1. Предмет, задачи, система и структура учебной дисциплины «Адвокатура»
| 8
|
|
| 8
| 2.
| Тема 2.История возникновения, становления и развитие адвокатуры в России
| 9
| 1
|
| 8
| 3.
| Тема 3. Адвокатура России как институт гражданского общества, ее цели, принципы и виды деятельности
| 10
|
|
| 10
| 4.
| Тема 4.Полномочия, права и обязанности адвоката. Статус адвоката, его неприкосновенность и гарантии адвокатской независимости
| 14
| 1
| 2
| 11
| 5.
| Тема 5. Формы адвокатских образований Органы адвокатского самоуправления
| 14
| 1
| 2
| 11
| 6.
| Тема 6. Основы профессиональной этики и ораторского искусства адвоката
| 8
|
|
| 8
| Особенная часть
| 7.
| Тема 7. Деятельность адвоката в конституционном процессе . Участие адвоката в уголовном судопроизводстве. Деятельность адвоката в суде с участием присяжных заседателей
| 20
| 1
| 6/4*
| 13
| 8.
|
Тема 8. Адвокат в гражданском судопроизводстве
| 12
| 1
| 2/2*
| 9
| 9
| Тема 9. Адвокат в арбитражном судопроизводстве
| 12
| 1
| 2/1*
| 9
| 10.
| Тема 10. Адвокат в третейском судопроизводстве
| 12
| 1
| 2/1*
| 9
| 11.
| Тема 11. Адвокат в процессе произ-водства по делам Административных правонарушений
| 13
| 1
| 2
| 10
| 12.
| Тема 12. Деятельность адвоката в Европейском суде по правам человека
| 12
|
| 2
| 10
| Экзамен
| 36
|
|
|
| Итого**:
| 180
| 8
| 20/8
| 116
| *Примечания: в числителе указывается общее количество часов, а в знаменателе – количество часов, выделяемых на интерактивные формы обучения; **с учетом времени, отведенного на экзамен (36 часов согласно ООП). 2.3 Тематический план для студентов заочной формы обучения
№
п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Общее
кол-во
часов
| Аудиторные занятия (часы),
в том числе
|
Самостоятельная работа
| Лекции
| Практические занятия, интерактивы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Общая часть
| 1.
| Тема 1. Предмет, задачи, система и структура учебной дисциплины «Адвокатура»
| 12
|
|
| 12
| 2.
| Тема 2.История возникновения, становления и развитие адвокатуры в России
| 12
|
|
| 12
| 3.
| Тема 3. Адвокатура России как институт гражданского общества, ее цели, принципы и виды деятельности.
| 12
|
|
| 12
| 4.
| Тема 4.Полномочия, права и обязанности адвоката. Статус адвоката, его неприкосновенность и гарантии адвокатской независимости.
| 12
|
|
| 12
| 5.
| Тема 5. Формы адвокатских образований Органы адвокатского самоуправления
| 16
| 1
| 2
| 13
| 6.
| Тема 6. Основы профессиональной этики и ораторского искусства адвоката.
| 12
|
|
| 12
| Особенная часть
| 7.
| Тема 7. Деятельность адвоката в конституционном процессе . Участие адвоката в уголовном судопроизводстве. Деятельность адвоката в суде с участием присяжных заседателей
| 16
| 1
| 4/2*
| 11
| 8.
|
Тема 8. Адвокат в гражданском судопроизводстве
| 14
| 1
| 2
| 11
| 9
| Тема 9. Адвокат в арбитражном судопроизводстве
|
| 1
| 2
| 14
| 10.
| Тема 10. Адвокат в третейском судопроизводстве
| 16
|
|
| 16
| 11.
| Тема 11. Адвокат в процессе произ-водства по делам Административных правонарушений
| 16
|
|
| 16
| 12.
| Тема 12. Деятельность адвоката в Европейском суде по правам человека
| 16
|
|
| 16
| Экзамен
| 9
|
|
| 9
| Итого**:
| 180
| 4
| 10/ 2
| 157
| *Примечания: в числителе указывается общее количество часов, а в знаменателе – количество часов, выделяемых на интерактивные формы обучения;**с учетом времени, отведенного на экзамен (9 часов согласно ООП). РАЗДЕЛ 3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая часть
|