Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов





НазваниеМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов
страница1/6
Дата публикации17.09.2013
Размер0.7 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского»

А.В. Курамшев, Л.С. Курносова
А.А. Иудин, Ю.Ю. Клемятич

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ДИПЛОМНЫХ, ВЫПУСКНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ
Учебно-методическое пособие


Рекомендовано методической комиссией факультета социальных наук для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по направлению подготовки 040201 «Социология»,

040101 «Социальная работа», 080507 «Менеджмент организаций»

Нижний Новгород

2006

УДК 378

ББК 248

К 93
К 93 Курамшев А.В., Курносова Л.С., Иудин А.А., Клемятич Ю.Ю. Подготовка и защита дипломных, выпускных и курсовых работ: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: ННГУ, 2006. – 62 с.

Рецензент: зав. кафедрой общей социологии и социальной работы, д.и.н., профессор З.Х. Саралиева
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов.

УДК 378

ББК 248

ã Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4

Общие замечания 4

Выбор темы исследования 7

Взаимодействие с научным руководителем 7

Проблема исследования 9

Составление библиографии и работа с литературой 10

Оформление библиографического аппарата 13

Композиция исследования 18

Рубрикация текста 22

Язык и стиль изложения 24

Объем работы и правила её оформления 26

Основные принципы визуализации социологических данных 28

Защиты курсовой и выпускной работ 42

Защита дипломной работы 44

Приложение I. Образец заявления о прикреплении к кафедре
для написания курсовых и дипломной работ 47

Приложение II. Образец заявления о выборе темы курсовой/
выпускной работ 48

Приложение III. Образец заявления о выборе темы
дипломной работы 49

Приложение IV. Оформление списка использованной литературы 50

Приложение V. Примеры библиографического описания
различных видов документов 51

Приложение VI. Образец титульного листа курсовой работы 53

Приложение VII. Образец титульного листа выпускной работы 54

Приложение VIII. Образец титульного листа дипломной работы 55

Приложение IХ. Образец оформления оглавления курсовой,
выпускной и дипломной работ 56

Приложение Х. Примерный план внешней рецензии
на выпускную и дипломную работы 58

Приложение ХI. Практика научно-исследовательской работы
(программа курса) 59

Список использованной литературы 63

ВВЕДЕНИЕ
Курсовые, выпускная, дипломная работы - органическая часть учебного процесса. Их выполнение требует от студента самостоятельности, осмысления знаний, полученных на занятиях, в процессе работы с научной литературой, и способствует более глубокому изучению теории, формированию гибкости и дисциплины мышления, четкости и объективности оценок, помогает выработать умение связывать теорию и практику, анализировать социальный опыт, предлагать решения возникших социальных проблем, формирует культуру научного труда.

Подготовка курсовых, выпускной и дипломной работ - трудоёмкий и творческий процесс совместной работы студента и научного руководителя. Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и ставит перед собой задачу дать ориентиры и ознакомить их с требованиями, предъявляемыми к этому виду учебных работ.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ



Первыми шагами на пути специализации студентов являются курсовые работы, подготовленные на 1-4 годах обучения. Для студентов, обучающихся по программе специалиста, они представляют собой необходимые этапы, предшествующие написанию и защите дипломной работы. Обучающиеся по программе бакалавра пишут на 4 курсе выпускную работу. Организация подготовки курсовых работ и их защита обеспечивается непосредственно кафедрами факультета.

На 5 курсе студенты выполняют дипломную работу.

Подготовка курсовой работы имеет своей целью:

  • способствовать выработке у студентов необходимых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, углублению их знаний по специальности, повышению теоретического и профессионального мастерства;

  • ознакомить студентов с современной научной литературой по изучаемой проблеме, научить анализировать её и делать обоснованные выводы.

Курсовая работа является научной разработкой конкретной темы в небольшом объеме в процессе обучения специальности. Будучи учебным произведением, исследование должно по своему содержанию и форме стремиться к идеалу научного текста, например, статьи или книги.

Она не может быть простой компиляцией и составляться из фрагментов статей и книг, быть пересказом изученного материала, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки.

Курсовая работа не является и сочинением на свободную тему или публицистической статьей, хотя она и включает собственную интерпретацию проблемы и может содержать элементы полемики. Она всегда основывается на научной или учебной проблеме и опирается на источники и вторичную научную литературу.

Курсовая работа должна иметь структуру, которая наполнена однородным научным содержанием: фактами, данными, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргументами и т.д. Она должна содержать нечто новое: обобщение теоретической литературы и материалов эмпирических исследований, в котором проявляется авторское видение проблемы и её решение.

Порядок подготовки курсовых работ содержит следующие этапы:

1. Выбор темы. Составление личного рабочего графика.

2. Первоначальная формулировка проблемы, целей и задач исследования. Написание чернового варианта плана курсовой работы. Подготовка первого варианта библиографии.

3. Работа над материалом. Сбор и обработка. Перевод иноязычных источников. Составление окончательного списка библиографии.

4. Подготовка первого варианта текста курсовой работы.

5. Сдача подготовительного текста научному руководителю.

6. Доработка текста по замечаниям научного руководителя.

7. Сдача окончательно доработанного и оформленного текста.

8. Получение отзыва и оценки работы от научного руководителя или её защита.

Выполнение и защита студентом дипломной работы, наряду со сдачей государственного экзамена, является непременным условием успешного окончания обучения и получения государственного диплома по своей специальности.

Дипломная работа представляет собой исследование теоретического или теоретико-практического характера, подводящее итог изучению дисциплин по учебному плану. Она показывает, в какой степени студент овладел теоретическими знаниями и практическими навыками их применения.

Написание дипломной работы имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, применение этих знаний в решении конкретных задач; выяснение профессиональной подготовленности студента-выпускника к активной, творческой работе; развитие навыков самостоятельного анализа реальных социальных процессов, овладение методами прикладного исследования при решении разрабатываемой проблемы.

Тема дипломной работы должна быть актуальной. Предпринятый в исследовании анализ социальной проблемы призван показать способность студента теоретически осмыслить актуальные проблемы социальной практики с позиций современных методологических принципов, научно-теоретических положений, категориального аппарата и методов социологической науки, теории социальной работы, социальной психологии, менеджмента.

Исследование должно иметь практическую значимость, четкую направленность на реализацию задач социальной практики, ориентироваться на выявление, анализ и обобщение новых подходов в ней, развитию и совершенствованию ее форм и методов в соответствии с требованиями времени.

Чтобы дипломная работа отвечала современным научным и практическим требованиям, выпускники обязаны всесторонне изучить имеющуюся литературу по избранной теме, знать характер дискуссионных проблем, различные точки зрения по вопросам, составляющим содержание дипломной работы. Работая над дипломом, студент должен проявить творческую самостоятельность в применении полученных знаний.

Выполнение данного вида исследовательских работ дает возможность выявить научные интересы, склонности и творческие задатки студентов.

Порядок выполнение дипломной работы включает следующие этапы:

1. Формулировка темы и составление личного рабочего графика.

2. Работа над источниками, перевод иностранной литературы, проведение эмпирической части работы, анализ полученных данных, систематизация материала.

3. Подготовка текста, его техническое оформление и сдача работы научному руководителю.

4. Доработка текста по замечаниям научного руководителя и сдача окончательного варианта текста на кафедру.

5. Подготовка к защите: составление текста вступительного слова, изучение замечаний официального оппонента, получение допуска к защите на заседании кафедры.

6. Процедура защиты.

ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема курсовых и выпускной работ выбирается студентом самостоятельно из примерного перечня, разработанного кафедрами, а затем утверждается на заседании кафедры (см. Приложение I и Приложение II). Здесь же назначается и научный руководитель. Студенты могут предложить свою редакцию темы, согласовав ее с научным руководителем или руководителем кафедры.

Содержание курсовой работы должно соответствовать выбранной теме и разработанному плану.

Примерная тематика дипломных работ разрабатывается выпускающей кафедрой и предлагается студентам. Однако это не исключает и выбора студентами инициативных тем, которые должны быть согласованы с руководством кафедры.

Выбрав тему дипломного проекта, студент подает заявление на кафедру (см. Приложение III). Темы дипломных работ и научные руководители утверждаются на заседании выпускающей кафедры. После этого изменение тем дипломных работ и смена научных руководителей производится руководством кафедры лишь в порядке исключения. Студент не имеет права самостоятельно менять утверждённую на кафедре тему и научного руководителя.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НАУЧНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
В процессе работы студент постоянно взаимодействует со своим научным руководителем. Если студент не вступает в контакт с научным руководителем или даже избегает его, научный руководитель имеет право в установленном порядке отказаться от руководства.

На первой встрече определяется рабочий график научного поиска. Не следует являться на первую встречу с научным руководителем без предварительной подготовки: желательно иметь при себе черновой набросок видения студентом своего будущего исследования. Хорошо, если студент представит список литературы, которую он намеревается изучить и использовать при написании работы, или хотя бы укажет базовые тексты, на которые он собирается опираться. В этом случае встреча окажется намного продуктивнее.

В дальнейшем студент систематически работает над избранной темой в соответствии с индивидуальным рабочим графиком. Он регулярно встречается с научным руководителем в дни его консультаций и отчитывается о выполнении тех или иных видов работ. Очень плохое впечатление о себе оставляют студенты, которые после утверждения научного руководителя наносят ему малосодержательный "дипломатический" визит ("Отметился!"), а затем пропадают на неопределенное время.

Научный руководитель оказывает помощь в определении направления разработки темы, выборе понятийного и методологического аппарата. Совместно с научным руководителем студент определяет структуру курсовой или дипломной работы. Научный руководитель помогает также уточнить список литературы, источниковую базу: официальные документы, статистические данные, материалы социологических исследований и т.д., необходимые для раскрытия изучаемой проблемы. При разработке плана экспериментального исследования студент консультируется по вопросу выбора метода и методик, использования и обобщения статистических данных.

Научный руководитель направляет научный поиск и работу студента, а не выполняет их за него.

Необходимым этапом работы является представление научному руководителю чернового варианта текста курсовой или дипломной работы. Большинство научных руководителей предпочитает получать черновой вариант работы целиком. Однако, по согласованию с научным руководителем допустимо предоставление работы по отдельным главам. В этом случае к главе должен прилагаться черновой вариант введения с целями и задачами курсовой или дипломной работы. Не допускается предоставление несвязных фрагментов текста.

Кроме научного руководителя студент имеет право обращаться за консультацией к любому преподавателя кафедры, но эти консультации не заменяют работы с научным руководителем.

Научный руководитель проверяет исполнение работы в целом. Он знакомится с работой, оценивает её содержание, проверяет соблюдение требований к оформлению. При невыполнении требований к научному уровню, содержанию и оформлению курсовой работы, научный руководитель возвращает её для доработки.

Кафедра и научный руководитель имеют право назначить предельные сроки для работы над черновыми вариантами. За пределами этих сроков допускается предоставление работы только в чистовом варианте. Такой текст уже не может быть доработан, научный руководитель рецензирует и оценивает его по факту.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
Всякое исследование должно начинаться с постановки исследовательской проблемы.

Большинство тем, предлагаемых кафедрой, уже предполагает неявную формулировку таких проблем, при этом значительная часть их (особенно на младших курсах) носит учебный характер. Однако наиболее ценным для исследовательской работы является самостоятельная постановка научной проблемы или ее оригинальная формулировка студентом.

Исследовательские проблемы являются частью научной деятельности. Студенты, в силу недостаточности опыта, часто испытывают трудности при постановке проблемы своего исследования. В этом случае можно ограничиться учебными проблемами, неявно выраженными в избранной теме.

Работа над учебными исследовательскими проблемами может привести к постановке оригинальных вопросов. Тогда учебные цели и задачи можно будет скорректировать и заменить. Одни проекты легко приводят к другим, поскольку ставят проблемы, которые в них не учитывались.

Часто формулировке проблемы способствует чтение научных монографий и специализированной литературы. Для этого необходимо провести анализ работ, которые имеют какое-либо отношение к теме. Это позволит определить, какие цели ставили перед собой предыдущие исследователи, и что осталось вне сферы их рассмотрения. Обращение к чужим идеям помогает яснее представить те вопросы, которые могут войти в собственное исследование.

Исследовательские проблемы условно можно разделить на две группы. К первой группе относится поиск каких-то фактов. Решение таких проблем носит, в основном, описательный характер. Ко второй группе проблем можно отнести те, которые являют собой пробел в нашем понимании и предполагают ответ на вопрос "почему?". Это наиболее интересная группа проблем, но она и более сложна, поскольку требует владения большим объемом научных знаний.

Следует также различать исследовательские проблемы и социальные проблемы. Целью науки является решение исследовательских проблем. Социальные же проблемы обычно определяют выбор объекта исследования, объясняют, почему автор обратил внимание на этот элемент социальной реальности, но не предмет исследования.

Выработка окончательной формулировки проблемы редко осуществляется до начала работы над темой. Цели и задачи исследования неоднократно уточняются и корректируются с научным руководителем. Относительно четкая формулировка проблемы исследования вырабатывается по завершению работы с литературой.

СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ

И РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ
После утверждения темы, студент переходит к знакомству с литературой. До этого необходимо сделать черновой набросок рабочего плана, целей и задач исследования, чтобы сделать поиск литературы более целенаправленным (после написания основной части план, цели и задачи будут уточнены и переработаны). Далее следует продумать порядок поиска и приступать к составлению картотеки литературных источников по теме (при наличии доступа к компьютеру и соответствующих навыках работы можно рекомендовать создание электронной базы данных). Хорошо составленная картотека даже при беглом обзоре заглавий источников помогает охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале работы уточнить план.

Студенты предпочитают вместо картотеки составлять список литературы, мотивируя это тем, что для 10-20 источников картотека излишня. Но дипломная работа предполагает уже список литературы в 30-50 позиций, и списки становятся слишком громоздкими. Картотека обладает также дополнительными возможностями, позволяя группировать литературу в зависимости от этапа работы и задач, которые в данный момент необходимо решить. На этапе "начитывания" карточки удобно группировать в зависимости от того, с какими источниками необходимо ознакомиться в первую очередь, с какими во вторую и т.д. На этапе написания их можно расположить по структуре работы: к I главе, ко II главе... Самую существенную экономию времени картотека дает при составлении окончательного списка использованной литературы, так как только карточки можно легко и просто расположить в должном порядке с учетом всех требований, предъявляемых к оформлению данного списка.

Карточки могут нести также дополнительную информацию о литературном источнике (оглавление, краткое содержание, комментарии, оценку значимости для написания своего исследования и т.д.). Студенты часто переоценивают возможности своей памяти. Дополнительная информация на карточках избавит от повторного обращения к источникам, предохранит от потери наиболее значимых из них при написании текста и напрасной траты времени от работы с малоинформативными документами.

Подбор источников следует начинать со знакомства с информационными, библиографическими и реферативными изданиями, с работы в каталоге фундаментальной библиотеки, с электронными каталогами. За помощью в поиске источников следует обращаться к работникам справочно-библиографического отдела библиотеки. Первый вариант библиографии имеет смысл составлять предельно широко, чтобы иметь представление обо всем поле информации, и только потом отсортировать то, что будет непосредственно использовано для написания курсовой или дипломной работы.

Нецелесообразно начинать чтение литературы до составления первого варианта картотеки, так как на случайно подобранных источниках невозможно написать качественную работу.

После составления картотеки желательно провести первичное знакомство с подобранной литературой (ознакомление с оглавлением, беглый просмотр содержания, выборочное чтение и т.п.) и результат зафиксировать в виде соответствующих пометок на карточках. После этой процедуры можно будет легко ориентироваться в источниках и отбирать самое интересное и необходимое, а не читать все подряд.

Изучение литературы нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. Если в картотеке несколько книг одного автора, то читать их тоже лучше не подряд, а начиная с более поздних, отдавая предпочтение крупным монографиям, а не брошюрам или статьям. Но в тех случаях, когда по тому или иному вопросу нет крупных обобщающих работ, журналы, брошюры могут стать единственным источником информации.

При конспектировании источников нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Все цитаты и приведенные в работе факты должны иметь соответственно оформленные ссылки. Если ссылку сделать невозможно (данные по источнику утрачены) цитата или факт должны изыматься из текста курсовой или дипломной работы. Выработка правильных навыков при конспектировании – важная часть научной деятельности. Небрежно составленный конспект бесполезен и является напрасной тратой времени.

Цитаты являются особой формой фактического материала и должны органически вплетаться в текст работы, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. С помощью цитат можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений.

Число используемых цитат должно быть оптимальным и определяться потребностями разработки темы, а не эстетическими соображениями или желанием увеличить объем работы. Большое число цитат обычно свидетельствует о низкой степени самостоятельности автора исследования. Поэтому требуется установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте и нет ли в них искажений смысла анализируемых источников.

Причины искажений при цитировании могут быть различными:

  1. Из первоисточника могут быть взяты слова, которые не определяют основной сути взглядов автора.

  2. Цитаты ограничиваются словами, которые содержат только часть мысли, например, ту, которая больше отвечает интересам студента.

  3. В цитате излагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в данном контексте.

Возможны и иные смысловые неточности при цитировании. Поэтому необходимо очень корректно обращаться с материалом еще на этапе его сбора и тщательно выверять свои выписки.

При написании работы студенту также нужно выработать независимость от проработанных источников, даже если он полностью согласен с рассматриваемыми фактами и точками зрения. Чужие работы должны быть не блоками, из которых собирается работа, а внешними, подлежащими критическому осмыслению источниками информации и объектами анализа. Чтобы выработать умение работать с источниками как с объектами, следует посмотреть, как пишутся рецензии на статьи и книги (соответствующая рубрика есть во всех научных журналах, в том числе в “СОЦИСе”).

ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО АППАРАТА
О правильном оформлении библиографического аппарата следует позаботиться еще на стадии составления картотеки и знакомства с источниками, т.е. до написания собственно курсовой или дипломной работы, что избавит от многократных повторных посещений библиотеки и потери времени.

Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

Список использованной литературы состоит из трех рубрик:

  1. Официальные документы.

  2. Научные монографии, брошюры.

  3. Статьи (в т.ч. газетные материалы).

(См. Приложение IV).

Внутри рубрик материалы располагаются строго по алфавиту (сначала на русском, затем на иностранных языках по фамилиям авторов либо по названию сочинений, если автор не указан). Список литературы имеет порядковую нумерацию.

Список литературы может так и называться – "Литература", либо "Список использованной литературы", либо "Основная использованная литература", либо "Использованная литература и источники" и т.п.

Элементами библиографического описания документа являются:  фамилия и инициалы автора;  заглавие книги;  место издания;  издательство;  год издания;  общее количество страниц;  обозначение индивидуального номера книги (ISBN);  при описании многотомников объем (количество томов), том и его номер;  при описании статей – номера первой и последней страниц статьи;  при описании статей из журналов: заглавие журнала, год издания; номер выпуска;  при описании сборников статей – сведения о редакторе или организации, ответственной за выпуск.

При описании неопубликованных отчетов о научно-исследовательской работе в качестве заглавия указывается наименование научно-исследовательской работы (НИР) в целом и наименование отчета (если они не совпадают), вид отчета (промежуточный, заключительный...), в сведениях об ответственности указывают наименование организации, ответственной за НИР, фамилию и инициалы руководителя работы, шифр этапа, номер государственной регистрации, инвентарный номер, место и дату выпуска отчета, число страниц.

Если у документа (книги, статьи и т.д.) один, два или три автора, перед заглавием пишется только первый из них, после фамилии запятая, далее инициалы. В сведениях об ответственности (после заглавия за косой чертой [/]) записываются все авторы: один, два или три – в той форме, как в документе, как правило, инициалы перед фамилией.

Если у документа более трёх авторов, он описывается на заглавие, т.е. все авторы пишутся только в сведениях об ответственности. При необходимости сокращения количества авторов в сведениях об ответственности приводят фамилию и инициалы первого автора с добавлением сокращения "и другие" [и др.] или его эквивалента на латинском языке [et al.] в квадратных скобках.

В описании источников следует сокращать названия городов Москва, Ленинград, Петроград, Санкт-Петербург (М., Л., Пг., СПб.), названия других городов не сокращают.

Студентам разрешается пользоваться источниками информации из INTERNET. Предпочтение должно отдаваться источникам с постоянных сайтов, созданных известными учреждениями и организациями. Каждый такой источник в списке литературы снабжается электронным адресом, по которому его можно найти.

Примеры библиографического описания различных видов произведений печати (см.: Приложение V).

Библиографические ссылки оформляются подстрочно или выносятся за текст в "Примечания". Общий подход к оформлению ссылок в сносках заключается в том, что руководствуются правилами библиографического описания для списка литературы, но опускают подзаголовок, сведения об организации, ответственной за издание, название издательства, общий объем издания. Кроме того, следует помнить, что ссылки, так же как и примечания, с точки зрения грамматики являются предложениями, они пишутся с большой буквы даже если начинаются с сокращений "См.:", "Ср.:" и др. и завершаются точкой (или другим знаком).

Если ссылки приводятся в конце каждой страницы, для их связи с текстом используют знаки сносок в виде цифры. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль цитируемого автора. Подстрочные ссылки нумеруются в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерация ссылок начинается сначала.
ПРИМЕР:

(при прямом цитировании)

___________________

1 Маркович, Д.Ж. Социальная экология / Данило Ж. Маркович. – М.: Восточный университет – Союз, 1996. – С. 71.

2 Фадеев, В.И. Муниципальное право России / В.И. Фадеев. – М.: Юрист, 1994. – С. 45.
При повторных ссылках на источник дается лишь его краткое описание, это выглядит так:

____________________

1 Маркович, Д.Ж. Указ. соч. – С. 151.
Если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице текста курсовой или дипломной работы, то они выглядят следующим образом:

____________________

1 Фадеев, В.И. Указ. соч. – С. 25.

2 Там же. – С. 34.

3 Там же. – С. 41.
Вторичное цитирование, т. е. заимствование цитат из чужого произведения, допускается, если первоисточник практически не доступен. В этом случае ссылку следует начинать словами "Цит. по:", либо "Цит. по кн.:" или "Цит. по ст: ". Нарушение этого правила свидетельствует о научной некорректности автора.

Обширные дословные цитаты применяются очень редко. Как правило, лучше сжато передать содержание цитаты своими словами, т. е. воспользоваться парафразом, особенно когда цитируются описания фактов и результаты других исследований. В этом случае ссылка начинается со слов "См.:", "Ср.:", "См. также:", "См., напр.:", и т.п. Так же начинаются и общие указания на прочитанную литературу.

Когда от текста, к которому относится ссылка, нельзя совершить плавный логический переход к ссылке, поскольку из текста неясна логическая связь между ними, то пользуются начальными словами "См.", "См. об этом".

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, – лишь один из многих, где подтверждается или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова "См., например", "См. в частности".

Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают "См. также: ". Когда ссылка приводится для сравнения, поясняют "Ср.: ". Если в работе, на которую ссылаются, более подробно освещается затронутый в основном тексте предмет, пишут "Об этом подробнее см.: ".
ПРИМЕР:

(если нет прямого цитирования)

____________________

1 См.: Обучение социальной работе: преемственность и инновации. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 59.

2 Об этом подробнее см.: Пищулин, Н.П. Мониторинг научно-технического потенциала регионов / Н.П. Пищулин // Регионология. – 1995. – № 1. – С. 173.

При цитировании своими словами одного и того же источника не следует снабжать ссылкой каждое предложение и создавать последовательность типа: "Там же. – С. 100", "Там же. – С. 101", "Там же. – С. 102"... В этом случае можно снабдить одной ссылкой или одним примечанием всю часть собственного текста, в котором реферируется источник.

При непрерывном цитировании одного и того же источника в ссылке можно ограничиться лишь указанием номера страницы, включив его в легко отгадываемые шифры типа "Указ. соч. – С.", "Цит. соч. – С.". Если цитированное ранее сочинение цитируется вновь после ссылки на другой источник, то в первой новой ссылке следует указать фамилию автора и заглавие его сочинения.

Некоторые библиографические обозначения в распространенных языках:

Язык

Номер

Том

Страница

Русский



Т.

С.

Английский



Vol.

Р.

Немецкий

Nr

Bd.

S.

Французский

N

Т.

Р.


При цитировании журнальных статей или статей из сборников и многотомников нельзя опускать фамилию автора или название статьи, сославшись лишь на год выхода журнала в свет, номер журнала или тома и страницу. Иначе говоря, следует указать не только автора, но и название статьи, название журнала, год и номер журнала (выпуска, тома) и страницу. Сокращения наименований журналов и других изданий, практикующиеся в языке специального библиографического описания, применять не рекомендуется.

Ссылки можно вынести за текст в "Примечания". В этом случае они группируются по рубрикам, которые соответствуют структурным элементам работы.
ПРИМЕР:

ПРИМЕЧАНИЯ

Введение

1

2

3...

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов iconУрок английского языка во 2 классе
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов iconУрок путешествие «По знаменитым местам мира»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов iconКонспект урока по литературному чтению в 1-м классе (чтение)
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов iconКонспект внеклассного мероприятия по английскому языку во 2 а классе
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов iconУчебно-методический комплекс философия права
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов iconКонспект урока обучения грамоте. 1 класс. Тема: «Алфавит»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов iconВоспитательная система «Знакомство детей среднего и старшего возраста с родным краем»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов iconКонспект открытого мероприятия по немецкому языку «Праздник Алфавита» (для 2, 5 классов)
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов icon«Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов iconМетодические рекомендации по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ
Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ/ Сост. А. Г. Корнилов, Л. Н. Трикула...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов iconМетодические указания по написанию, оформлению и защите выпускных...
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов iconС. С. Соколов рекомендации по оформлению курсовых, выпускных и дипломных проектов (работ)
«угту-упи» стп 1-96 «Общие требования и правила оформления дипломных и курсовых проектов (работ)» и модифицированы с учетом требований...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов iconМетодические указания по написанию, оформлению и защите письменных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей «Право и организация социального обеспечения», «Таможенное дело»,...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов iconМетодические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных...
В методических рекомендациях даны общие указания по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ, рекомендованные...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов iconМетодические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных...
В методических рекомендациях даны общие указания по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ, рекомендованные...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, выпускных работ и дипломных исследовательских проектов iconМетодические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ
Методическое пособие предназначено для студентов отделения журналистики, обучающихся по специализациям в области электронных сми...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск