План – конспект урока в 10 классе
«Экономика и политический строй
в канун преобразований Петра I»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с особенностями внутреннего развития и международного положения России на рубеже XVII - XVIII веков. Выяснить причины отставания России от ведущих стран мира. Показать историческую необходимость внутренних преобразований и выхода к морям. Дать представление о молодости Петра, начале его правления и первых преобразованиях
2. Совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом учебника и дополнительной литературой, умение составлять мультимедийные презентации, совершенствовать навыки устного выступления и навыки работы с картой. Развивать умение анализировать и обобщать исторические явления, выделять главное и устанавливать взаимосвязь между явлениями, развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся.
3. Способствовать воспитанию таких черт характера, как трудолюбие, целеустремленность на примере образа Петра Первого как личности и правителя.
Основные понятия, имена и даты: Петр Первый, реформы, Великое Посольство, 1695г., 1696 г., 1697-1698 гг.
Оборудование урока: Карта «Россия в 1 половине 18 века», родословная первых Романовых, раздаточный материал.
Опережающее задание: в начале изучения темы учащимся дается задание подобрать материал о детстве и юности Петра I, об Азовских походах, о Великом посольстве для составления мультимедийных презентаций
Оборудование урока:
Карта «Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века (Европейская часть)»
Компьютер, проектор.
Презентации, подготовленные учащимися: «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I», « «Детство и юность Петра», «Великое посольство», «Азовские походы».
Раздаточный материал (карточки-задания для работы в парах).
Ход урока
№
| Этапы урока
| Деятельность
учителя
| Деятельность учащихся
| 1
| Оргмомент
| Создание психологического настроя, мотивирование учащихся на положительную работу.
| Подготовка к уроку.
Запись темы урока в тетрадь
| 2
| Вводно-мотивационная часть, выявление исходного противоречия и постановка учебной задачи урока
| Создать условия достижения положительных результатов, постановка перед учащимися задач изучения темы, использование метода эвристической беседы в сочетании с самостоятельной работой учащихся, использование компьютерной техники.
1.Мы приступаем к изучению нового периода российской истории – эпохи петровских преобразований. Этот период теснейшим образом связан с личностью Петра I – однако истоки петровских преобразований следует искать в процессе экономического развития России, контактах с европейскими странами, обмирщании культуры, развивавшихся на протяжении всего XVII века. Россия не могла дальше оставаться в изоляции – рано или поздно, внутренние потребности и внешнее влияние должны были привести к реформам и сближению с европейскими странами. Действия Петра были резкими, часто жестокими, но они шли в русле тех изменений, которые начались еще при предыдущих царях – Михаиле Романове, Алексее Михайловиче, Федоре Алексеевиче, царевне Софье. Петр решительно подошел к проблемам и стал добиваться их решения радикальными методами.
Задание для учащихся:
«Определите задачи нашего урока»
Организация работы со схемой.
Постановка проблемы.
«Отставание России от стран Западной Европы»
В чем? Как преодолеть?
Почему?
| Определяют цели и задачи предстоящей деятельности. Анализируют.
Прогнозируют. Выясняют причины.
Записывают в тетрадь.
| 3
| Организация учебной деятельности
| Объяснение учителя. Демонстрация карты.
Характеристика территории России в начале XVIII века. Население.
| Запись основных характеристик в тетрадь
| Организация самостоятельной работы с текстом учебника, с карточками дополнительного материала.
Организация парной работы.
Выявление проблем в развитии России:
в экономике (промышленность, с/х);
в торговле;
в армии;
в государственном управлении
| Чтение текста и дополнительного источника.
Выделение главного.
Запись вывода в тетрадь.
Развитие устной речи (умение делать полный ответ)
| Работа над проблемным заданием «В чем причины отставания России от европейских стран?»
Организация самостоятельной работы с текстом учебника, с карточками дополнительного материала.
Организация парной работы.
Выявление причин отставания:
Слабо развитая промышленность;
Незначительное количество мануфактур;
Мелкотоварное производство;
Использование в основном труда крепостных крестьян;
Недостаточное изыскание и добыча полезных ископаемых;
Пережитки феодальной раздробленности;
Отсутствие регулярной армии и флота;
Отсутствие выхода в море;
Организация самостоятельной работы с текстом учебника, с карточками дополнительного материала.
Организация парной работы.
Устаревшая система управления;
Слабое развитие международной торговли;
Монголо – татарское иго на долгий период
замедлило развитие государства;
Период гражданской войны и интервенции в
годы Смуты отрицательно сказался на
экономическом развитии государства
| Самостоятельная работа с текстовым источником.
Анализ и обобщение.
Развитие критического мышления через выдвижение предположений.
Выделение главного.
Развитие устной речи.
Развитие умения делать обобщения и выводы.
Запись краткого вывода в тетрадь.
|
|
| Объяснение учителя. Предпосылки реформирования.
Задание: «Что было сделано до Петра его предшественниками?»
Организация самостоятельной работы с учебником (стр. 4) Вывод.
Задание: Как вы понимаете высказывание С.М. Соловьева «Народ поднялся и собрался в дорогу, но кого – то ждали, ждали вождя, вождь явился, требовалось чрезвычайное напряжение сил, чрезвычайный труд».
| Анализ информации.
Выделение главного.
Развитие логического мышления.
Формирование навыков устной речи.
| Проблемное задание
Прочитав документ, определите задачи, стоявшие в данный момент перед Россией в это время?
Вот важнейшие задачи этой программы:
1). Мир и даже союз с Польшей;. 2). Борьба со Швецией за восточный берег Балтийского моря, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3). Завершение переустройства войска в регулярную армию; 4). Замена старой системы налогов новой, подушной и поземельной; 5).развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности; 6). Введение городского самоуправления; 7). Освобождение крестьян с землей; 8).заведение школ не только общеобразовательных, но и технических, приспособленных к нуждам государства – и все это по иноземным образцам и даже с помощью с иноземных руководителей.
Совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа Петра; эта программа была вся готова еще до начала деятельности преобразователя. В том и состоит значение московских государственных людей XVIII века: они не только создали атмосферу, в которой вырос и в которой дышал преобразователь, но и начертали программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 1991. – С. 150
| Анализируют документ.
Выполняют прогнозирование, выдвигая предположения
|
|
| Просмотр презентаций, подготовленных учащимися по темам «Детство Петра I», «Азовские походы», «Великое посольство»
| Самостоятельная работа учащихся с элементами ученического исследования.
Использование в работе ИКТ. Формирование умения устного представления своей работы.
| 4
| Этап проверки понимания учащимися нового материала
| Создать условия для достижения положительных результатов, закрепить у учащихся умений оперировать полученными ранее знаниями..
Задание.
«Начало» - название флагманского корабля во втором походе на Азов. А в чем еще символичность этого названия?
начало русского флота;
начало решения государственных задач;
начало славных дел Петра.
| Обобщают,
делают выводы.
Воспроизводят основные идеи нового материала
| 5
| Рефлексия
Урока и оценивание
учащихся
| Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимулирование высказываний личного мнения учащихся об уроке и способах работы на нем.
Сегодня на уроке я:
Научился….
Было интересно….
Было трудно….
Мои ощущения….
Мне показалось важным….
Я понял, что….
Я почувствовал, что….
Урок:
показался мне интересным….
заставил задуматься….
навел меня на размышления…..
Своей работой на уроке я:
Доволен….
Не совсем доволен….
Я недоволен, потому что….
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
Хочу проверить свои знания….
Они мне нравятся больше остальных…
Я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями….
| На основе анализа деятельности на уроке делают самооценку и оценку работы класса и отдельных учащихся.
| 6.
| Задание на дом
| П.41, начать заполнять таблицу на стр. 10 всем
П.42, ответить на вопросы к параграфу (по желанию)
|
|
Список источников и дополнительной литературы:
Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России
(с древнейших времен до конца XIX в.) 10 класс. – М.: ВАКО, 2005.
|