Скачать 0.99 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)» КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой гражданско-правовой Новочеркасск 2011 г. СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА № 1. ВВЕДЕНИЕ Государство заинтересовано в постоянном и стабильном развитии всей сферы российского образования, так как именно с образованием зачастую связаны такие вопросы, как: - порядок соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина (а именно права на получение образования и реализацию человеком самого себя и своих способностей и возможностей к обучению и интеллектуальному и иному совершенствованию); - состояние национальной безопасности нашей страны в целом; - успешное развитие всей российской экономики и социальное благополучие нации (образовательная сфера дает нашей стране возможности подготавливать высококвалифицированных специалистов для работы на производстве; высшие учебные заведения и средние специальные учебные заведения во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи и т.д.). В развитие данной мысли хотим добавить слова Шкатуллы В.И. о том, что "если большинство граждан страны из-за недостаточного уровня образования не сможет найти на рынке труда ничего, кроме работы подсобного рабочего, а значит, не сможет удовлетворительно содержать себя и поэтому не сможет иметь семью, так как ее нужно материально обеспечивать, то такое государство, бесспорно, займет место только среди стран "третьего мира". В этом случае квалифицированную рабочую силу необходимо приглашать из-за рубежа. Очевидно, что граждане при таком уровне образования не смогут даже разобраться в сложной бытовой технике, не смогут обслуживать военную технику. У государства не будет возможности иметь современную армию". Вводя понятие "сфера образования", законодатель разграничивает сферу образования как одно из направлений и одно из составляющих государственной политики в целом по обеспечению и защите прав человека и гражданина, по созданию условий для формирования и развития общества, по формированию кадрового потенциала граждан и укреплению государственности; и систему образования как одну из подсистем жизнедеятельности общества и государства, государственного и муниципального хозяйства, государственного и муниципального управления и т.п. Тем самым законодатель исключает какой-либо знак равенства между "приоритетностью сферы образования" и "приоритетностью системы образования". По нашему мнению, понятие сфера образования более широкое и "вместительное", чем понятие система образования. Система - это одно из составляющих всей образовательной сферы. Сфера образования включает в себя не только систему образования, но и законодательство об образовании, его источники, иные отрасли права, косвенным образом относящиеся к образованию, международные контакты нашей страны с другими странами и их учебными заведениями по вопросам образования и мн. др. Курс на приоритетность сферы образования государство реализует путем: - создания развитой нормативно-правовой базы, формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования (это является нормативной составляющей государственной политики в сфере образования); - финансирования всей системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования в целом (это финансово-экономическая составляющая государственной политики в сфере образования); - формирования оптимальной и гармоничной структуры организации и управления образованием в целом и в частности (это организационно-управленческая составляющая государственной политики в сфере образования); - подготовки научно-педагогических кадров для сферы образования (это кадровая составляющая государственной политики в сфере образования); - укрепления связи российской науки и российского образования (это академическая составляющая государственной политики в сфере образования); - развития международных контактов, академической мобильности, международных связей и международной деятельности российских учебных заведений и органов власти в области образования (это международная составляющая государственной политики в сфере образования). В то же время приоритетность сферы образования предполагает не только повышенную бюджетную защищенность всей стабильно и гармонично работающей системы образования, различные льготы, гарантии и компенсации успешно обучающимся и работающим в ней гражданам, но и повышенные требования со стороны государства как к системе образования в целом, так и к работающим в ней людям. Приоритетность сферы образования должна также быть выражена в безусловном пресечении (а это может осуществлять путем лишения государственной поддержки) деятельности институтов, учреждений и граждан, наносящей ущерб различным образовательным программам и интересам личности, общества и государства в целом. Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений государственных органов, объединенных общей целью, а именно стабильным и последовательным развитием российского образования. Для упорядочения своих действий, предпринимаемых в рамках государственной образовательной политики, государство использует метод программирования, результатом которого становится система программ как среднесрочного, так и долгосрочного развития образования, разрабатываемых на различных уровнях (это может быть федеральный, региональный, ведомственный, муниципальный уровни или уровень конкретного образовательного учреждения). Ключевой программой, представляющей собой организационную основу всей государственной политики РФ в области образования, конечно же, является вышеуказанная Федеральная Программа развития образования. Данной Программой определяется стратегия реформирования системы всего российского образования, и намечаются важнейшие мероприятия по реализации данной Программы образования. Таким образом, можно сказать, что данная Федеральная программа развития образования сформировала весь механизм создания, реализации и совершенствования государственной политики в этой сфере. Основополагающие принципы, которыми должно руководствоваться государство при формировании и реализации в последующем своей образовательной политики. Этими же принципами, составляющими основу государственной концепции образования, государство должно руководствоваться и при создании, развитии и совершенствовании законодательства в области образования. Рассмотрим каждый из принципов в отдельности. 1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Данный принцип закрепляет самые главные и важные границы всей образовательной политики РФ. А именно весь образовательный процесс должен быть основан на принципе гуманности по отношению как к обучающимся, так и к преподавателям. Гуманизм признает ценность человека как личности в целом, право любого человека на свободное развитие и проявление его личных творческих и иных способностей и возможностей. Гуманистический характер профессионального образования предполагает также, с одной стороны, системное включение дисциплин и предметов гуманитарного цикла в естественное научное и техническое образование, а с другой стороны - аналогичное системное включение дисциплин и предметов естественнонаучного цикла в подготовку специалистов именно гуманитарного профиля. Гуманистический характер образования нормирует его обращенность к потребностям, интересам, психофизиологическим возможностям личности, направленность всего учебно-воспитательного процесса на развитие личности и общества, формирование чувства терпимости и стремления к сотрудничеству в отношениях между людьми. Принцип приоритета общечеловеческих ценностей означает определение того, что выступает в качестве таких ценностей для всего человечества в целом. В качестве общечеловеческих ценностей в настоящее время выступают такие ценности, как человеческая жизнь, добро, истина, красота (гармония) и т.д. Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает, что они должны лежать в основе ценностного отношения любого человека (обучающегося, воспитанника) к миру, которое формируется в этом процессе. Общечеловеческие ценности жизни, добра, истины, красоты могут выступать в качестве такой основы. Воспитание гражданственности в любом ребенке направлено на осознание им самим себя как члена общества, человека из народа, представителя и гражданина нашей страны и государства в целом. Любой человек, осознавая смысл понятия гражданственности, принимает на себя звание "гражданина России" и полную ответственность за соблюдение законов нашей страны, возлагает на себя определенные юридические обязанности и принимает права, определенные Конституцией РФ и другими нормативно-правовыми актами. Воспитание гражданственности соотносится также с формированием политического мышления у личности, ее политической культуры, с одной стороны, и правового сознания и правовой культуры, с другой стороны. Воспитание трудолюбия у любого ребенка обучающегося основывается на удовлетворении им его собственной потребности в труде - это одна из основ воспитания. Если человека с самого детства не приучить к труду, вряд ли из него достойный член общества, ведь труд - это нормальное состояние любого человеческого существования. Обязательно нужно стимулировать и поощрять труд воспитанников, благодарить их за совершенные дела. Овладевая трудовыми действиями сначала в игре, а затем в учебной деятельности, учебном труде, ребенок учится разграничивать цель, средства, результат труда. Различные посильные формы трудового обучения (в процессе художественно-изобразительной и собственно технологической деятельности), такие как лепка, вышивание, аппликации, кройка и др., развивают желание и умение трудиться, приносят радость полученного результата и положительной оценки. Воспитание уважения к правам и свободам любого другого человека основывается на понимании цели воспитания как воспитание свободы. Свобода человека определяется свободой его воли и желаний, то есть тем, насколько его намерения и поступки обусловлены внешними факторами и окружающим миром. Общепринятым является положение, что свобода всегда относительна, она всегда связана, соотнесена с необходимостью. Свобода человека, по определению, есть осознанная (в той или иной степени) необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Абсолютной свободы человека, живущего в обществе, быть не может. Социальная психология сформулировала тезис о том, что свобода одного человека всегда есть ограничение свободы другого (других) людей, которые его окружают. У человека есть свобода выбора, свобода действия в рамках закона, свобода вероисповедания, свобода определения жизненного пути - свобода быть самим собой. Уважение другого как человека, который свободен быть самим собой, есть уважение самого себя. Роль семьи как источника формирования личности не уменьшается в период школьного детства человека - она трансформируется в роль советчика, помощника, в роль дружеской, доверительной поддержки. Соответственно, расширяется и изменяется глубина и эмоциональная насыщенность отношения человека к семье, его любви к близким. 2. Единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Соблюдение данного принципа имеет важное значение для формирования и реализации всей государственной политики РФ в целом и конкретно в области образования в регионах. 3. Общедоступность российского образования - это одна из важнейших гарантий реализации конституционного права любого человека на образование. Таким образом, каждый человек в нашем государстве независимо от его половой, национальной и иной принадлежности, от его возраста, места жительства, вероисповедания, экономического достатка и благосостояния, имеет неограниченный доступ к получению образования в рамках, установленных законодательством РФ. Естественно, чтобы обеспечить общедоступность нашего образования, необходимо предварительно адаптировать всю систему и уровни образования к особенностям развития и подготовки любого обучающегося (воспитанника и т.п.). Принцип адаптивности системы образования и ее уровней может означает дословно, что образовательная система должна быть приспособлена как к слабым детям с ограниченными возможностями и развитием, так и к сильным, творчески одаренным детям, ну и, конечно же, к нормальным, самым обычным, в меру развитым людям. 4. В соответствии с положениями ст. 14 Конституции РФ Россия - это светское государство. И никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной для всех граждан РФ. Все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом и судом. |
Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления... Тема 2: возникновение и развитие конституционного контроля в россии | Фгбоу впо «Кубанский государственный аграрный университет» Н. В.... Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 030900. 62 Юриспруденция,... | ||
Программа разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета... ... | Программа дисциплины «Внешнеторговое право ЕврАзЭС» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900.... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки... ... | Программа дисциплины «Международное налоговое право» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900.... | ||
Программа дисциплины «Корпоративное право» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900.... | Программа дисциплины Бюджетное право для направления 030900 «Юриспруденция» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Рабочая программа по дисциплине история государства и права зарубежных... Негосударственная образовательная организация высшего профессионального образовании (Некоммерческое партнерство) | Программа дисциплины «Налоговое право» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 030900. 62... | ||
Рабочая программа Учебной дисциплины сравнительное правоведение для... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Программа дисциплины «Правовое обеспечение управления персоналом»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900.... | ||
Учебно-методическое пособие Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 030900. 62 Юриспруденция,... | Программа дисциплины «Таможенное право» для специальности 030501.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | ||
Направление Профиль гражданско-правовой по фгос впо по направлению подготовки 030900– «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Она логично... | Практикум для направления 030900. 68 «Юриспруденция» подготовки магистра Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |