Скачать 0.53 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900.62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) (квалификация (степень) «бакалавр») Кафедра: Истории, философии и культурологии Составитель: доц., к. философ. наук Маслакова А.А. Москва – 2013 Пояснительная записка Представленный учебно-методический комплекс «Культурология» разработан в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения и является важной частью общеобразовательных дисциплин. Данный комплекс сочетается с такими курсами, как «Философия», «История мировых религий», «История мировых культур и цивилизаций», «Эстетика». Подобная преемственность изучаемых студентами дисциплин является одним из важных элементов комплексного гуманитарного образования и позитивным образом влияет на формирование профессиональных компетенций учащихся. Также данное сочетание связано с наличием тесных взаимодействий России на протяжении всей её многовековой истории с представителями различных цивилизаций, взаимодействиями в сфере художественной культуры, полиэтничностью российского государства. Учебный курс разработан для студентов –дизайнеров. Он заключает в себе важнейшие разделы дисциплины: теоретическую базу изучения мировой культуры, ключевые моменты культурного развития цивилизации и российской культуры. Важное внимание уделено механизмам цивилизационных взаимодействий России с с другими культурами как в прошлом, так и в условиях современных глобальных взаимодействий, а также рассмотрению высших достижений культуры человечества. Знание культурологии расширяет кругозор человека, делает его образованным и интересным не только для окружающих, но и для самого себя. Изучение культуры вырабатывает нестандартный, творческий взгляд на реальность, делает более продуктивной деятельность в любой профессиональной сфере. Исходя из специфики дисциплины, требующей наглядности, необходимо сочетать теоретический лекционный материал с иллюстративным, демонстрировать на занятиях репродукции, видеофильмы, мультимедийные программы, имеющиеся в фонде университета (их список приведён в конце программы), что позитивно отражается на восприятии и усвоении изучаемого материала. Также следует давать возможность учащимся самостоятельно готовить отдельные материалы курса в рамках самостоятельной работы и представлять её итоги в форме докладов, эссе, презентаций и пр. с обязательным обсуждением на семинарах. Отбор и содержание учебного материала Материал курса базируется на основе целостности, системности, комплексного подхода к изучению культурологии как базовой дисциплины культурологического цикла. Учебный материал построен на принципах диалектического познания и научной объективности. Особое внимание направлено не только на полноценное знание учащимися фактологического материала дисциплины, но и на понимание специфики того или иного раздела, ценностно-мировоззренческих доминант, характерных для различных культур. С данной точки зрения изучается и развитие отечественной культуры. Наиболее значительные моменты рассматриваются в контексте не только общечеловеческих (а по сути – современных) этических и эстетических критериев, но и доминант того времени, в которое они были созданы. Раскрытие тем учебного материала осуществляется на примерах разных сфер деятельности: общественно-политических процессов, социальных отношений, хозяйственного развития, религиозных верований и пр. Также при изучении курса уделяется внимание достижению в областях науки и техники, сфере образования. Важным элементом является раскрытие аксиологических доминант, стереотипов массового сознания, характерных для различных культур и культуры России. Немало внимания в курсе уделено проблемам этно-национальных особенностей народов, населяющих Россию. Данное направление является одним из приоритетных в свете проблем современного развития и межкультурных связей. Представленный курс, как базовая дисциплина культурологического цикла, по своему характеру носит интегративный характер и опирается (в фактологической части) на комплекс знаний, получаемых учащимися в ходе освоения гуманитарных предметов. Курс не дублируют уже полученные студентами знания, а помогают воссоздать целостную картину развития культуры, представить место и роль российской культуры в мировом культурном пространстве. Исходя из требований ФГОС по направлению подготовки и применением деятельностного подхода в обучении, реализация компетентностного и культурологического подходов предусматривают широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития универсальных и профессиональных компетенций студентов в области культурологии. Для успешного освоения программы большая часть практических занятий следует проводить в интерактивной форме. Основные цели и задачи курса Цель настоящего курса состоит в рассмотрении основных этапов развития культурологии, повышении уровня культурно-мировоззренческих компетенций студентов с данной сфере, а также формировании навыков применения полученных знаний в профессиональной деятельности и повседневной практике. Данная цель достигается путём решения следующих задач: - исследовать место культурологи в системе гуманитарного знания; - проанализировать наиболее выдающиеся достижения культурологи как в сфере духовно-нравственной ценности образов, так и с учётом доминирующих в различных культурах аксиологических приоритетов; - выявить особенности динамики культур; - рассмотреть специфику межкультурных взаимодействий как России с ведущими мировыми цивилизациями, так и на этническом уровне внутри российского государства; - сформировать навыки и умение самостоятельно оценивать достижения культуры человечества и на базе изучения конкретно-исторических и этнических форм ее проявления; - сформировать интерес и уважение к истинным ценностям культуры; - выработать у студентов умения использовать полученные в ходе курса знания в своей будущей профессиональной деятельности; развитие у студентов способностей анализировать и излагать материал данной дисциплины с научных позиций. Требования к уровню освоения дисциплины В результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, выступление на практических занятиях, подготовка докладов и презентаций) и итогового (экзамен) контроля студенты обязаны: Знать: - тематику курса, важнейшие понятия, теоретические основы дисциплины; - особенности культуры России, ее место в системе мировой культуры. - культурные признаки, свойства поведения, духовные ценности, характерные для различных культур; - основные теоретические основы культурологии; - наиболее значительные аксиологические доминанты различных культур; - место и роль культурологии в контексте дисциплин культурологического цикла. Уметь: - выделять в исследовании культуры важнейшие этапы развития; - раскрыть взаимовлияние культурного наследия России на другие культуры; - оценивать достижения мировых культур на основе знания исторического и духовного контекста их создания; - выражать и аргументировано обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к культурному наследию человечества и культурным процессам современности; - самостоятельно разбираться в доминантах этнических культур; Владеть: - методами и приёмами самостоятельной работы с литературой по специальности; - навыками раскрытия духовно-нравственного смысла произведений искусства; - приёмами культурологического анализа важнейших сфер и областей социокультурной практики, включая практику массовой культуры и информационно-коммуникативного взаимодействия. - навыками практического использования полученных знаний по изученной дисциплине в профессиональной деятельности. Объем в ЗЕ: 4 кредит Время изучения: курс 1 семестр 1 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Философия, История мировых религий, История мировых культур и цивилизаций, Эстетика. Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ. Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ. Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): К.1. Знание основных закономерностей развития культуры и её важнейших характеристик. К.2. Понимание специфики российской культуры в социально-политической, экономической, повседневной, художественно-эстетической сферах деятельности. К.3. Понимание смысловых и ценностно-мировоззренческих доминант, определяющих специфику, основные характеристики различных культур. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: Понимание специфики своей профессии в контексте культурологии. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля). Содержание модуля преимущественно распределено между лекционной и практической частями по принципу дополнения, когда практические занятия не дублируют лекции. Аудиторная работа предполагает следующее сочетание: - традиционные формы обучения (лекции, семинары, доклады и т.д.); - активные методы обучения (проблемные лекции, дискуссии, круглый стол); - формы обучения с использованием технических средств / информационных технологий (мультимедийные лекции, видеоматериалы, презентации); - самостоятельная работа студентов, включающая самостоятельное освоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовку к семинарским занятиям, текущему / рубежному и итоговому формам контроля и т.п. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: устный и письменный опрос, тестовые задания (с однозначными и многозначными видами ответа, с установлением последовательности). 2 уровень сложности: конспектирование, аннотирование, реферирование, тезирование. 3 уровень сложности: историко-культурный анализ, доклад, презентация, эссе. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
2. Объем модуля и виды учебной работы Очная форма обучения (набор 2013)
3. Содержание модуля / дисциплины 3.1. Разделы модуля / дисциплины и виды занятий Очная форма обучения
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю: Культурология Форма обучения: очная набор 2013 Курс: 1 семестр 1
|
Фгбоу впо «Кубанский государственный аграрный университет» Н. В.... Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 030900. 62 Юриспруденция,... | Учебно-методическое пособие Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 030900. 62 Юриспруденция,... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины б в. 8 Права человека (индекс... Профиль 03090001 «Государственно-правовой профиль», 03090002 «Гражданско-правовой профиль», 03090003 «Уголовно-правовой профиль»,... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Учебные программы дисциплин базовой части гуманитарного и социально-экономического цикла | ||
Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900... Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп) бакалавриата | Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900... Конституционно-правовые отношения: виды, содержание. Субъекты конституционно-правовых отношений | ||
Направление Профиль гражданско-правовой по фгос впо по направлению подготовки 030900– «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Она логично... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Государственная федеральная лицензия на ведение образовательной деятельности №1849 от 08сентября 2011 года | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» профиль «Гражданско-правовой» для выпускников... | Программа дисциплины История правосознания, политической и правовой... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900.... | ||
Рабочая программа по дисциплине история государства и права зарубежных... Негосударственная образовательная организация высшего профессионального образовании (Некоммерческое партнерство) | Программа дисциплины «Уголовная политология» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» Программа предназначена для преподавателей и ассистентов-аспирантов, ведущих данную дисциплину, студентов направления подготовки... | ||
Программа дисциплины «История политической и правовой мысли зарубежных... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 68 “Юриспруденция”... | Российской Федерации Негосударственное образовательное учреждение... Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки фгос... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Международное частное право... Данная дисциплина относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла Б. 3 (Б3 Б. 18) направления подготовки 030900... | Рабочая программа Учебной дисциплины сравнительное правоведение для... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... |