Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой)





НазваниеРабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой)
страница1/4
Дата публикации08.03.2015
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"

"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав. кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Никифоров Ю.А.

Ярыгин Д.В.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 29 августа 2013г.

Рабочая программа по дисциплине

«Культурология»

для направления подготовки 030900.62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой)

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Кафедра: Истории, философии и культурологии

Составитель:

доц., к. философ. наук Маслакова А.А.

Москва – 2013

Пояснительная записка

Представленный учебно-методический комплекс «Культурология» разработан в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения и является важной частью общеобразовательных дисциплин. Данный комплекс сочетается с такими курсами, как «Философия», «История мировых религий», «История мировых культур и цивилизаций», «Эстетика». Подобная преемственность изучаемых студентами дисциплин является одним из важных элементов комплексного гуманитарного образования и позитивным образом влияет на формирование профессиональных компетенций учащихся. Также данное сочетание связано с наличием тесных взаимодействий России на протяжении всей её многовековой истории с представителями различных цивилизаций, взаимодействиями в сфере художественной культуры, полиэтничностью российского государства.

Учебный курс разработан для студентов –дизайнеров. Он заключает в себе важнейшие разделы дисциплины: теоретическую базу изучения мировой культуры, ключевые моменты культурного развития цивилизации и российской культуры. Важное внимание уделено механизмам цивилизационных взаимодействий России с с другими культурами как в прошлом, так и в условиях современных глобальных взаимодействий, а также рассмотрению высших достижений культуры человечества.

Знание культурологии расширяет кругозор человека, делает его образованным и интересным не только для окружающих, но и для самого себя. Изучение культуры вырабатывает нестандартный, творческий взгляд на реальность, делает более продуктивной деятельность в любой профессиональной сфере.

Исходя из специфики дисциплины, требующей наглядности, необходимо сочетать теоретический лекционный материал с иллюстративным, демонстрировать на занятиях репродукции, видеофильмы, мультимедийные программы, имеющиеся в фонде университета (их список приведён в конце программы), что позитивно отражается на восприятии и усвоении изучаемого материала. Также следует давать возможность учащимся самостоятельно готовить отдельные материалы курса в рамках самостоятельной работы и представлять её итоги в форме докладов, эссе, презентаций и пр. с обязательным обсуждением на семинарах.
Отбор и содержание учебного материала

Материал курса базируется на основе целостности, системности, комплексного подхода к изучению культурологии как базовой дисциплины культурологического цикла. Учебный материал построен на принципах диалектического познания и научной объективности. Особое внимание направлено не только на полноценное знание учащимися фактологического материала дисциплины, но и на понимание специфики того или иного раздела, ценностно-мировоззренческих доминант, характерных для различных культур. С данной точки зрения изучается и развитие отечественной культуры. Наиболее значительные моменты рассматриваются в контексте не только общечеловеческих (а по сути – современных) этических и эстетических критериев, но и доминант того времени, в которое они были созданы.

Раскрытие тем учебного материала осуществляется на примерах разных сфер деятельности: общественно-политических процессов, социальных отношений, хозяйственного развития, религиозных верований и пр. Также при изучении курса уделяется внимание достижению в областях науки и техники, сфере образования. Важным элементом является раскрытие аксиологических доминант, стереотипов массового сознания, характерных для различных культур и культуры России. Немало внимания в курсе уделено проблемам этно-национальных особенностей народов, населяющих Россию. Данное направление является одним из приоритетных в свете проблем современного развития и межкультурных связей.

Представленный курс, как базовая дисциплина культурологического цикла, по своему характеру носит интегративный характер и опирается (в фактологической части) на комплекс знаний, получаемых учащимися в ходе освоения гуманитарных предметов. Курс не дублируют уже полученные студентами знания, а помогают воссоздать целостную картину развития культуры, представить место и роль российской культуры в мировом культурном пространстве.

Исходя из требований ФГОС по направлению подготовки и применением деятельностного подхода в обучении, реализация компетентностного и культурологического подходов предусматривают широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития универсальных и профессиональных компетенций студентов в области культурологии. Для успешного освоения программы большая часть практических занятий следует проводить в интерактивной форме.

Основные цели и задачи курса
Цель настоящего курса состоит в рассмотрении основных этапов развития культурологии, повышении уровня культурно-мировоззренческих компетенций студентов с данной сфере, а также формировании навыков применения полученных знаний в профессиональной деятельности и повседневной практике.

Данная цель достигается путём решения следующих задач:

- исследовать место культурологи в системе гуманитарного знания;

- проанализировать наиболее выдающиеся достижения культурологи как в сфере духовно-нравственной ценности образов, так и с учётом доминирующих в различных культурах аксиологических приоритетов;

- выявить особенности динамики культур;

- рассмотреть специфику межкультурных взаимодействий как России с ведущими мировыми цивилизациями, так и на этническом уровне внутри российского государства;

- сформировать навыки и умение самостоятельно оценивать достижения культуры человечества и на базе изучения конкретно-исторических и этнических форм ее проявления;

- сформировать интерес и уважение к истинным ценностям культуры;

- выработать у студентов умения использовать полученные в ходе курса знания в своей будущей профессиональной деятельности; развитие у студентов способностей анализировать и излагать материал данной дисциплины с научных позиций.
Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, выступление на практических занятиях, подготовка докладов и презентаций) и итогового (экзамен) контроля студенты обязаны:

Знать:

- тематику курса, важнейшие понятия, теоретические основы дисциплины;

- особенности культуры России, ее место в системе мировой культуры.

- культурные признаки, свойства поведения, духовные ценности, характерные для различных культур;

- основные теоретические основы культурологии;

- наиболее значительные аксиологические доминанты различных культур;

- место и роль культурологии в контексте дисциплин культурологического цикла.

Уметь:

- выделять в исследовании культуры важнейшие этапы развития;

- раскрыть взаимовлияние культурного наследия России на другие культуры;

- оценивать достижения мировых культур на основе знания исторического и духовного контекста их создания;

- выражать и аргументировано обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к культурному наследию человечества и культурным процессам современности;

- самостоятельно разбираться в доминантах этнических культур;

Владеть:

- методами и приёмами самостоятельной работы с литературой по специальности;

- навыками раскрытия духовно-нравственного смысла произведений искусства;

- приёмами культурологического анализа важнейших сфер и областей социокультурной практики, включая практику массовой культуры и информационно-коммуникативного взаимодействия.

- навыками практического использования полученных знаний по изученной дисциплине в профессиональной деятельности.
Объем в ЗЕ: 4 кредит
Время изучения: курс 1 семестр 1
Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Философия, История мировых религий, История мировых культур и цивилизаций, Эстетика.
Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ.

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ.
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

К.1. Знание основных закономерностей развития культуры и её важнейших характеристик.

К.2. Понимание специфики российской культуры в социально-политической, экономической, повседневной, художественно-эстетической сферах деятельности.

К.3. Понимание смысловых и ценностно-мировоззренческих доминант, определяющих специфику, основные характеристики различных культур.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

Понимание специфики своей профессии в контексте культурологии.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля).

Содержание модуля преимущественно распределено между лекционной и практической частями по принципу дополнения, когда практические занятия не дублируют лекции. Аудиторная работа предполагает следующее сочетание:

- традиционные формы обучения (лекции, семинары, доклады и т.д.);

- активные методы обучения (проблемные лекции, дискуссии, круглый стол);

- формы обучения с использованием технических средств / информационных технологий (мультимедийные лекции, видеоматериалы, презентации);

- самостоятельная работа студентов, включающая самостоятельное освоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовку к семинарским занятиям, текущему / рубежному и итоговому формам контроля и т.п.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: устный и письменный опрос, тестовые задания (с однозначными и многозначными видами ответа, с установлением последовательности).

2 уровень сложности: конспектирование, аннотирование, реферирование, тезирование.

3 уровень сложности: историко-культурный анализ, доклад, презентация, эссе.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер


Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


К.1.


Тема 1.

Структура и состав культурологического знания; основные направления, методы культурологии

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, конспектирование, тезиро-вание)





Рабочая тетрадь

Устный опрос, проверка рабочей тетради

К.2.



Задания 2 и 3 уровня сложности

(реферирование, доклад)

Рабочая тетрадь

Устный опрос, проверка рабочей тетради

К.3.





Рабочая тетрадь

Устный опрос, доклад


К.1.



Тема 2.

Сущность культуры; антропогенез и культурогенез; связи между культурой и природой.

Эволюция и динамика культур; механизмы устойчивости и трансформации культуры.

Строение культуры.


Конспекты, презента-ции, видео-фильмы, мультимедийные программы


Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, аннотирова-ние,)




Рабочая тетрадь

Тестирование, проверка рабочей тетради

К.2.


Задания 2 и 3 уровня сложности (историко-культурный анализ, доклад, презентация, реферирование)

Рабочая тетрадь

Устный опрос, реферат1, проверка рабочей тетради

К.3.





Рабочая тетрадь

Работа на семинаре, проверка рабочей тетради

К.1.


Тема 3.

Типология\ классификация культур. Этнические, национальные и цивилизационные особенности культуры.

Культурные и межкультурные коммуникации.

Конспекты, презента-ции, видео-фильмы, мультимедийные программы

Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, конспектирование, реферирование)




Рабочая тетрадь

Работа на семинаре, проверка рабочей тетради

К.2.


Задания 2 и 3 уровня сложности (историко-культурный анализ, доклад, презентация, эссе)



Рабочая тетрадь

Письменный опрос, проверка рабочей тетради


К.3.






Рабочая тетрадь

Работа на семинаре, проверка рабочей тетради


К.1.


Тема 4.

Культурные и цивилизационные процессы в современном мире.

Человек в культуре и культура личности.

Разные направления, теории, школы в анализе культуры.

Конспекты, презента-ции, видео-фильмы, мультимедийные программы



Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, конспектирование, тезирование)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Тестирование, проверка рабочей тетради

К.2.


Задания 2 и 3 уровня сложности (историко-культурный анализ, доклад, презентация)

Рабочая тетрадь

Письменный опрос, проверка рабочей тетради

К.3.





Рабочая тетрадь

Работа на семинаре, проверка рабочей тетради

К.1.



Тема 5.

Роль западно-европейской цивилизации в современном мире.

Традиции культур восточных цивилизаций (индо-буддийской, дальневосточной, арабо-мусульманской, латиноамериканской).

Российская (или русская, или евразийская) цивилизация в современном мире.

Этно-национальные традиции и современные реалии жизни в разных странах, на разных континентах.



Конспекты, презента-ции, видео-фильмы, мультимедийные программы

Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, структурирование проблемы, конспектирование, рефери-рование)




Рабочая тетрадь

Тестирование, устный опрос, проверка рабочей тетради


К.2.



Задания 2 и 3 уровня сложности (историко-культурный анализ, доклад, эссе)


Рабочая тетрадь

Проверка реферата, рабочей тетради, письменный опрос

К.3.





Рабочая тетрадь

Проверка эссе, рабочей тетради

2. Объем модуля и виды учебной работы

Очная форма обучения (набор 2013)

Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

юридический

Культурология



Лекции

14

72

1

Практические/семинарские

22




1

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

зачет

Экзамен





+



36

1

Общий объем часов по дисциплине 144 час

36

108





3. Содержание модуля / дисциплины

3.1. Разделы модуля / дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения


Пп

Nn

Наименование тем и разделов

Всего часов

Лекции

Пр.занятия/семинар

Самост. работа

1.

Раздел 1. «Культурология» - объект изучения и учебная дисциплина
Тема 1. Структура культурологического знания; основные направления, методы культурологии и состав



24

24


2

2


2

2


20

20

2.

3.

4.

Раздел 2. Сущность и основные

закономерности развития

культуры
Тема 2.1. Сущность культуры; антропогенез и культурогенез; связи между культурой и природой.

Тема 2.2. Эволюция и динамика культур; механизмы устойчивости и трансформации культуры.


34

11

12

4

1

2

6

2

2

24

8

8

5.

Тема 2.3. Строение культуры.



12

2


2

8

6.

Раздел 3. Типология культур.

24

2

2

20

7.

Тема 3.1.

Этнические, национальные и цивилизационные особенности культуры.

12

1

1

10

8.

Тема 3.2. Культурные и межкультурные коммуникации.


12

1

1

10

9.

Раздел 4. Основная проблематика современной культурологии

33

3

6

24

10.

Тема 4.1 Человек в культуре и культура личности.


11

1

2

8

11.

Тема 4.2. Человек в российской и западноевропейской культуре


11

1

2

8

12.

Тема 4.3. Разные направления, теории, школы в анализе культуры.

11

1

2

8

13.

Раздел 5. Этнические особенности культур

29

3

6

20

14.

Тема 5.1 Роль западно-европейской цивилизации в современном мире.


7,5

0,5

2

5

15.

Тема 5.2. Традиции культур восточных цивилизаций (индо-буддийской, дальневосточной, арабо-мусульманской, латиноамериканской).


6,5

0,5

1

5

16.

Тема 5.3. Российская (или русская, или евразийская) цивилизация в современном мире.


8

1

2

5

17.

Тема 5.4. Этно-национальные традиции и современные реалии жизни в разных странах, на разных континентах.



7

1

1

5




18.

Всего часов

144

14

22

108





3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименова-ние раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1

«Культурология» - объект изучения и учебная дисциплина

Основные теоретические положения, цель и задачи курса «Культурология».

Структура культурологического знания; основные направления, методы культурологии и состав

-

2

Сущность и основные

закономерности развития

культуры


Основы антропогенеза и культогенеза, динамика культур и струкрура культуры.

Сущность культуры; антропогенез и культурогенез; связи между культурой и природой.

Эволюция и динамика культур; механизмы устойчивости и трансформации культуры.

Строение культуры.

Эволюция и динамика культур; механизмы устойчивости и трансформации культуры.

3

Типология культур

Классификация культур, их особенности и взаимоотношения


Типология/классификация культур.

Этнические, национальные и цивилизационные особенности культуры.

Культурные и межкультурные коммуникации.

Культурные и межкультурные коммуникации.

4

Основная проблематика современной культурологии

Основные направления исследований в современной культурологи, личность и культура.

Человек в культуре и культура личности.

Роль человека в российской и западно-европейской цивилизации в современном мире.

Разные направления, теории, школы в анализе культуры.


Человек в культуре и культура личности.
Разные направления, теории, школы в анализе культуры.

5

Этнические особенности культур

Отечественная культура ХХ века: этапы развития, до

стижения и издержки.

Роль западно-европейской цивилизации в современном мире.

Традиции культур восточных цивилизаций (индо-буддийской, дальневосточной, арабо-мусульманской, латиноамериканской).

Российская (или русская, или евразийская) цивилизация в современном мире.

Этно-национальные традиции и современные реалии жизни в разных странах, на разных континентах.


Роль западно-европейской цивилизации в современном мире.
Российская (или русская, или евразийская) цивилизация в современном мире.




  1. Календарно-тематический план

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю: Культурология

Форма обучения: очная набор 2013

Курс: 1 семестр 1

Направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

семинары

смостоятельная работа

клендарные сроки выполнения

Юриспруденция

«Культурология» - объект изучения и учебная дисциплина

2

2

-

2

6 семестр

Сущность и основные

закономерности развития

культуры


12

10

2

14

6 семестр

Типология культур.

10

8

2

10

6 семестр

Основная проблематика современной культурологии

16

12

4

8

7 семестр

Этнические особенности культур

16

12

4

10

7 семестр



  1. Организация самостоятельной работы студентов

    Всего часов

    90

    34

    12

    44

    6-7 семестр
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) iconФгбоу впо «Кубанский государственный аграрный университет» Н. В....
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 030900. 62 Юриспруденция,...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 030900. 62 Юриспруденция,...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) iconРабочая учебная программа дисциплины б в. 8 Права человека (индекс...
Профиль 03090001 «Государственно-правовой профиль», 03090002 «Гражданско-правовой профиль», 03090003 «Уголовно-правовой профиль»,...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Учебные программы дисциплин базовой части гуманитарного и социально-экономического цикла
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) iconМетодические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп) бакалавриата
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) iconМетодические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900...
Конституционно-правовые отношения: виды, содержание. Субъекты конституционно-правовых отношений
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) iconНаправление
Профиль гражданско-правовой по фгос впо по направлению подготовки 030900– «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Она логично...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Государственная федеральная лицензия на ведение образовательной деятельности №1849 от 08сентября 2011 года
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» профиль «Гражданско-правовой» для выпускников...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) iconПрограмма дисциплины История правосознания, политической и правовой...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) iconРабочая программа по дисциплине история государства и права зарубежных...
Негосударственная образовательная организация высшего профессионального образовании (Некоммерческое партнерство)
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) iconПрограмма дисциплины «Уголовная политология» для направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей и ассистентов-аспирантов, ведущих данную дисциплину, студентов направления подготовки...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) iconПрограмма дисциплины «История политической и правовой мысли зарубежных...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 68 “Юриспруденция”...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) iconРоссийской Федерации Негосударственное образовательное учреждение...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки фгос...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) iconРабочая программа дисциплины (модуля) Международное частное право...
Данная дисциплина относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла Б. 3 (Б3 Б. 18) направления подготовки 030900...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой) iconРабочая программа Учебной дисциплины сравнительное правоведение для...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск