Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой»





НазваниеМетодические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой»
страница1/8
Дата публикации23.12.2014
Размер0.92 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

в г. Костроме

(Филиал РГГУ в г. Костроме)




Кафедра публичного права
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

Методические рекомендации

для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция

профиль «Гражданско-правовой», «Государственно-правовой»

Кострома 2012


КОНСТИУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

Методические рекомендации

Программа курса адаптирована в соответствии с учебным планом филиала
Составитель: к.полит.н.,доцент кафедры

экономики и управления филиала РГГУ в г. Костроме С.В. Смирнов

УМК курса утвержден

на заседании кафедры публичного права

филиала РГГУ в г. Костроме,

протокол от «___» ______________ 20___ г.

© Филиал РГГУ в г. Костроме, 2012

Тема 1. Конституционное право как отрасль права

ПЛАН

  1. Понятие конституционного права России как отрасли права.

  2. Конституционно-правовые отношения: виды, содержание. Субъекты конституционно-правовых отношений.

  3. Конституционно-правовые нормы: их особенности, обеспечение действия.

  4. Система отрасли конституционного права России.

  5. Конституционное право России как наука. Этапы развития конституционно-правовой науки.

Контрольные вопросы

  1. Конституционное право - отрасль публичного или частного права?

  2. Какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно, а какие - опосредованно?

  3. Каковы функции конституционного права в российском праве?

  4. Как соотносятся между собой конституционное и административное право, конституционное право и гражданское право?

  5. Выделите основные группы субъектов конституционно-правовых отношений. Могут ли субъектами конституционного права выступать народы и этносы?

  6. Назовите объекты, присутствующие только в конституционно-правовых отношениях.

  7. Допустимо ли в рамках конституционного права России выделять конституционное (уставное) право субъектов федерации?

  8. Какие из известных вам источников конституционного права являются традиционными, а какие - новыми, появившимися в российской правовой системе относительно недавно? С чем связано появление новых источников?

  9. Раскройте понятие и назначение федеральных конституционных законов.

  10. Можно ли в настоящее время в России применять нормативные правовые акты Союза ССР и почему?

  11. Можно ли судебное решение, в частности решение Конституционного Суда РФ, считать источником конституционного права? Если да, то все ли виды решений Конституционного Суда следует относить к источникам конституционного права?

  12. Можно ли наряду с другими видами юридической ответственности выделять конституционно-правовую ответственность? Если да, то чем ее особая природа?

1

Как соотносятся между собой конституционно-правовой режим регистрации граждан по месту жительства и административно-правовой режим прописки? Подготовьте ответ на данный вопрос с привлечением соответствующих правовых актов, включая решения Конституционного Суда РФ.

2

Подготовьте на отдельном листе тестовое задание, состоящее из 8 вопросов с пятью вариантами ответов на каждый из них. Цель задания - проверка знания студентами источников конституционного права. При подготовке тестового задания желательно использовать соответствующий материал курса теории права. По каждому вопросу может быть не более одного правильного ответа. Ключ правильных ответов выполните отдельно и сохраните у себя.

3

Дайте письменное определение следующих терминов: "текст правового акта", "реквизиты правового акта", "раздел закона", "глава закона", "статья закона", "пункт статьи (закона)", "часть статьи", "преамбула закона". схематично соотнесите их между собой.

4

Письменно представьте структуру текста Конституции РФ 1993 года. Перечислите содержащиеся в ней реквизиты.

5

Дайте письменное определение следующих видов норм: императивные и диспозитивные; материальные и процессуальные; абсолютно определенные и относительно определенные; отсылочные (бланкетные); дефинитивные нормы; нормы-цели и нормы-принципы; запреты, обязывания, дозволения. Найдите примеры таких норм в Конституции РФ 1993 года.

6

Что такое гипотеза, диспозиция, санкция нормы? Найдите в Конституции РФ 1993 года примеры норм, состоящих из: а) гипотезы и диспозиции; б) диспозиции; в) гипотезы, диспозиции и санкции.

7

Перечислите письменно все конституционно-правовые санкции, содержищиеся в Конституции РФ 1993 года.

8

Какие виды законов включает в себя понятие "законы", используемое в ч.ч. 1 и 4 ст. 15 конституции РФ? Свою позицию изложите письменно.

9

Схематично в произвольной письменной форме соотнесите между собой следующие понятия: (1 вариант) национальные интересы - индивид - власть - парламент - вооруженные силы - гражданское общество - гражданство - право; (2 вариант) управление - власть - интерес - классы - общество - права человека - государственная территория - конституция. Дайте к вашей схеме необходимые пояснения, а также назовите те методы познания, которые вами использовались.

10

На примере любого постановления Конституционного суда РФ покажите, какие методы познания и толкования использовал в нем Суд.

Тема 2. Источники конституционного права

ПЛАН

  1. Понятие и виды источников конституционного права.

  2. Уровни источников конституционного права: федеральные акты, конституционное правотворчество субъектов РФ; нормативные акты местного самоуправления.

  3. Соотношение российских источников и общепризнанных принципов и норм международного права.

  4. Внутригосударственные договоры как источник конституционного права.

  5. Роль решений Конституционного Суда РФ как источника права.

Задание 1

Составьте схему источников конституционного права, классифицировав виды источников по их юридической силе.

2

Ряд депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации после ратификации этой палатой договора между Россией и Украиной направили в Конституционный Суд запрос о соответствии Конституции Российской Федерации данного договора. Однако Совет Федерации не дожидаясь решения Конституционного Суда ратифицировал указанный договор. Используя соответствующие нормы Конституции, ФКЗ о Конституционном Суде, регламентов Государственной Думы и Совета Федерации, иных необходимых актов, оцените сложившуюся ситуацию. Законно ли в ней действовал Совет Федерации?

3

В студенческой аудитории на семинарском занятии по конституционному праву разгорелась дискуссия по поводу предписания части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающего приоритет международных договоров Российской Федерации над законами страны. Часть студентов полагала, что в Конституции (ч. 4 ст. 15) под законом понимается любой действующий в России закон, в том числе и сама Конституция, однако другая часть аудитории возражала против такого понимания конституционного текста. А как вы понимаете положение части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации?

Тема 3. Конституция РФ

ПЛАН

  1. История конституционного развития России.

  2. Основные этапы становления и развития конституционализма в нашей стране.

  3. Разработка Конституции современного российского государства, основные политические дискуссии, конституционные проекты и принятие действующей Конституции РФ (1990-1993 гг.).

  4. Современные тенденции в конституционном развитии России.

Контрольные вопросы

  1. Всегда ли писаная конституция представляет из себя один единый акт?

  2. Каковы юридические свойства Конституции Российской Федерации? Назовите статьи Основного закона, в которых закреплены эти свойства.

  3. Можно ли рассматривать стабильность конституции как самостоятельную, универсальную ценность? Что важней: стабильность конституции или ее соответствие постоянно изменяющемуся общественно-политическому строю?

  4. Как, на ваш взгляд, соотносятся между собой следующие категории: "действие Конституции Российской Федерации", "применение Конституции Российской Федерации", "реализация Конституции Российской Федерации"?

  5. Дайте определение таких понятий, как "конституционный надзор", "конституционный контроль", "конституционная ответственность" и соотнесите их между собой.

  6. Становится ли закон о поправках к Конституции Российской Федерации после его принятия составной частью конституционного текста?

  7. Почему с точки зрения Конституционного Суда Российской Федерации для внесения поправок в главы с 3 по 8 Конституции Российской Федерации не подходит форма федерального конституционного закона?

  8. Почему Конституция Российской Федерации, включив Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ в число субъектов права законодательной инициативы в части 1 ст. 104, не делает этого в ст. 134, где также перечисляются субъекты права законодательной инициативы?

  9. Глава 9 Конституции Российской Федерации называется "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Каково соотношение понятий "конституционная поправка" и "пересмотр Конституции"?

  10. Назовите известные вам акты конституционного значения, действовавшие в нашей стране до Конституции РСФСР 1918 года. Приведите доводы, свидетельствующие о их конституционном значении.

  11. Российская Конституция 1918 года имела два официальных проекта: проект И. В. Сталина и проект М. А. Рейснера. В чем состояли отличия этих проектов? Какой из них был принят в июле 1918 года в качестве писаной Конституции России?

  12. Предусматривает ли порядок приостановления своих отдельных положений действующая Конституция России? А Конституция 1978 года?

  13. Совпадают ли даты принятия и вступления в силу Конституции России 1993 года?

  14. Какие изменения в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 28.11.95 уже внесены в ст. 65 Конституции России?

Задание 1

Проанализируйте положения главы 9 Конституции РФ и определите способы пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию РФ. Приведите примеры.

Задание 2

Группа граждан решила, что действующая Конституция Российской Федерации их не устраивает и решила обратиться к экспертам-юристам; экспертами составлен проект новой Конституции России; как Вы полагаете, может ли группа граждан вынести на общефедеральный референдум, согласно действующему законодательству, новый проект Конституции России (дайте юридическое обоснование своей позиции!)?

3

Составьте письменную таблицу, в которой соотнесите между собой все существующие на сегодня процедуры изменения Конституции Российской Федерации. В другой таблице, аналогичной первой, отразите все имеющиеся процедуры изменения Устава Костромской области.

4

Подготовьте по настоящей теме тестовое задание для контроля знаний студентов, включающее 8 вопросов с четырьмя вариантами ответов на каждый из них. При этом правильным может быть только один вариант ответа на каждый отдельный вопрос. Ключ правильных ответов выполните отдельно и сохраните у себя.

5

В Конституционный Суд РФ поступила жалоба, в которой утверждается, что положения Конституции, развивающих ее законов, определяющие порядок работы над проектом новой Конституции недемократичны, поскольку исключают из этого процесса широкую общественность. Что в этой ситуации должен предпринять Конституционный Суд?

6

В Конституционный Суд РФ поступила жалоба, в которой утверждается, что предусматриваемое пунктом "б" ст. 84, частью 1 ст. 109, ст. 111, 117 Конституции Российской Федерации право Президента РФ распускать Государственную Думу противоречит принципу разделения власти, закрепленному в ст. 10 этой же Конституции. В жалобе содержалось требование устранить из Конституции те ее предписания, которые противоречат принципу разделения власти. Оцените изложенную в жалобе позицию. Какое решение, на ваш взгляд, по данной жалобе должен принять Конституционный Суд?

7

Проведите анализ текста Конституции 1993 года на предмет выявления законов (иных нормативных правовых актов), принятия которых прямо или косвенно требует Конституция. Составьте перечень данных актов с выделением тех из них, что еще не приняты.

8

Схематично в произвольной форме соотнесите между собой следующие понятия: конституция - Конституция РФ 1993 года - законодательство - верховенство конституции - общество - толкование конституции - законопроектные работы - конституционные действия - конституционные санкции.

9

Познакомьтесь с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 года и выделите все перечисляемые им случаи, когда судам общей юрисдикции следует прямо применять конституционные нормы. Назовите эти случаи.

10

В период обсуждения проекта ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" одна из фракций Государственной Думы предложила установить в качестве срока одобрения (неодобрения) конституционных поправок, отводимого высшим законодательным органам субъектов федерации, 6 месяцев. Причем факт нерассмотрения данного вопроса в указанный срок предлагалось расценивать как одобрение конституционной поправки. Как вы оцениваете эти предложения? Каковы срок и порядок рассмотрения конституционных поправок, установленные действующим законодательством?

Тема 4. Основы конституционного строя России

ПЛАН

  1. Понятие конституционного строя РФ.

  2. Конституционные характеристики Российского государства.

  3. Институты непосредственной и представительной демократии в конституционном строе России.

  4. Конституционные основы гражданского общества.

  5. Конституционное закрепление политического плюрализма и идеологического многообразия. Конституционный статус политических организаций и общественных объединений в России.

  6. Конституционные основы экономической свободы. Многообразие форм собственности.

Контрольные вопросы

  1. Что означает категория "народ" по смыслу ст. 3 Конституции РФ 1993 года: "корпус избирателей", "население страны", "граждан России" или что-то еще?

  2. Что отличает верховную государственную власть от иных видов социальной власти? Каковы свойства верховной государственной власти?

  3. Каково, на ваш взгляд, соотношение народного и государственного суверенитета?

  4. Каково соотношение принципа народовластия и права народов на самоопределение (ст. 3 и ч. 3 ст.5 Конституции РФ)?

  5. Предполагает ли народовластие деятельность профессионального государственного аппарата? Совместима ли с принципом народовластия президентская республика или конституционная монархия?

  6. Нет ли в Конституции РФ противоречия между принципами разделения власти (ст. 10) и единства государственной власти (ч. 3 ст. 5)? Что означают данные принципы при их системном истолковании?

  7. Как соотносятся между собой разделение власти (ст. 10 Конституции РФ) и разграничение предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 5; ч. 3 ст. 11 Конституции РФ)?

  8. Как непротиворечиво увязать между собой предписания части 3 и 5 ст. 13 Конституции РФ?

  9. Что означает термин "многопартийность" (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ)?

Задача 1

Инициативная группа граждан предложила вынести на референдум вопрос о целесообразности сохранения в качестве субъекта Российской Федерации одной из областей. Участники этой группы мотивировали свою позицию тем, что эту территорию необходимо объединить с другим субъектом РФ. Правомерно ли выносить на референдум подобную инициативу?

Задача 2

В августе 2008 г. группа граждан предложила на референдуме решить вопрос об одобрении концепции демографической политики государства. Правомерно ли это?

Задача 3

Адвокаты одного из субъектов РФ решили создать политическую партию с целью пропаганды юридического знания и повышения уровня правового сознания граждан. Могут ли они реализовать эту инициативу?

Задача 4

Для государственной регистрации были поданы документы от имени политической партии «Народная инициатива И.И. Иванова». Будет ли положительно решен вопрос о государственной регистрации политической партии?

5

Во время научного спора о современных проблемах государственного суверенитета бурно обсуждался вопрос о возможности продажи нескольких островов Курильской гряды Японии. Один из участников спора заявил, что такая продажа является обычной торговой сделкой, которую вправе заключить между собой правительства России и Японии. Другой участник обратил внимание на статьи 4 и 71 (п. "б") Конституции Российской Федерации и утверждал, что целостность и неприкосновенность государственной территории России не могут быть нарушены ни при каких обстоятельствах. Осмысливая этот спор, ответьте на вопрос о том, как действующее российское законодательство решает проблему возможного изменения государственной территории страны?

6

В ряде статей Конституции Российской Федерации говорится о том, что Государственная Дума, Совет Федерации принимают решения простым (квалифицированным) большинством голосов от общего числа своих депутатов (членов). Чем отличается квалифицированное большинство от простого?

Если простое или квалифицированное большинство голосов определяется от общего числа депутатов (членов) соответствующей палаты, то как определяется это общее число? Включает ли оно "мертвые души": депутатов, избранных ранее, но досрочно выбывших; не распределенные в ходе выборов депутатские мандаты? Рассматривал ли данное затруднение Конституционный Суд?

7

Группа известных предпринимателей обратилась с письмом к Президенту Российской Федерации, в котором просила его назначить всероссийский референдум по вопросу об изменении системы федеральных налогов и сборов, поскольку действующие налоги и сборы, по их мнению, тормозят развитие экономических отношений. Вправе ли Президент пойти на встречу предпринимателям и назначить указанный референдум?

8

В письменной произвольной форме соотнесите между собой следующие пары понятий: гражданское общество - политическая надстройка; политическая система - верховная государственная власть; политические партии - социально-классовая структура общества; выборы - политический процесс; идеология - политика.

9

Часть 2 ст. 1 Конституции Российской Федерации гласит, что наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Однако в законодательстве в подавляющем большинстве случаев государство именуется Российской Федерацией. Попробуйте найти в законодательстве примеры обратного рода.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой» iconМетодические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп) бакалавриата
Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой» iconФгбоу впо «Кубанский государственный аграрный университет» Н. В....
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 030900. 62 Юриспруденция,...
Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой» iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 030900. 62 Юриспруденция,...
Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Учебные программы дисциплин базовой части гуманитарного и социально-экономического цикла
Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой» iconРабочая учебная программа дисциплины б в. 8 Права человека (индекс...
Профиль 03090001 «Государственно-правовой профиль», 03090002 «Гражданско-правовой профиль», 03090003 «Уголовно-правовой профиль»,...
Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» профиль «Гражданско-правовой» для выпускников...
Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция
Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой» iconРоссийской Федерации Негосударственное образовательное учреждение...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки фгос...
Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой» iconРабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки...
...
Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой» iconНаправление
Профиль гражданско-правовой по фгос впо по направлению подготовки 030900– «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Она логично...
Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой» iconРоссийской федерации
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030900. 62 и профилю подготовки...
Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой» iconРабочая программа по дисциплине история государства и права зарубежных...
Негосударственная образовательная организация высшего профессионального образовании (Некоммерческое партнерство)
Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Государственная федеральная лицензия на ведение образовательной деятельности №1849 от 08сентября 2011 года
Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой» iconПрограмма разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета...
...
Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой» iconМетодические рекомендации и задания для выполнения контрольной работы...

Методические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900 Юриспруденция профиль «Гражданско-правовой» iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию контрольных работ,...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов всех специальностей и форм обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск