Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю





Скачать 223.8 Kb.
НазваниеДальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю
Дата публикации23.09.2013
Размер223.8 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс




ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное

бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»

Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал
Утверждаю

Директор дальневосточного филиала

д.ю.н. профессор

_________ В. В. Кулыгин
Специальность 030501.65 – юриспруденция

КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ
кафедра

историко-правовых И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИх ДИСЦИПЛИН

ЭТИКЕТ



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Хабаровск

2011
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»

ДФ РПА

ЭТИКЕТ



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Москва

2011

Автор:

Т. В. Доронина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-экономических дисциплин РПА Минюста России

Автор-составитель:

С.М.Марков, к. ф. н., доцент, профессор кафедры историко-правовых и социально-экономических дисциплин Дальневосточного филиала РПА Минюста России

Рецензенты:

Г. А. Торгашев, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Академии Генеральной прокуратуры

Б. Н. Мальков, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социально-экономических дисциплин РПА Минюста России
Учебно-методический комплекс подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки специалиста.

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен кафедрой русского языка, риторики и профессиональной культуры РПА Минюста России, адаптирован автором-составителем с учетом учебных планов дальневосточного филиала РПА Минюста России.
© РПА Минюста России, 2011

Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины «Этикет» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

- целевую установку;

- содержание учебной дисциплины;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины;

- требования к уровню освоения программы и формы промежуточного контроля.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Этикет» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности специалиста – выпускника РПА Минюста России.

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые универсальные и профессиональные качества и успешно работать в избранной сфере деятельности.

Содержание обучения строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности специалиста юриспруденции:

а) нормотворческая: участие в подготовке нормативных актов;

б) правоприменительная:

- обоснование и принятие решений, совершение действий по должности;

- составление юридических документов;

в) правоохранительная:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности и общества;

- предупреждение и расследование правонарушений;

- защита действующих форм собственности;

г) консультационная: оказание юридической помощи по вопросам права.

В области воспитания личности целью преподавания является формирование у студентов следующих социально-личностных и профессионально значимых качеств: гражданственность; патриотизм; глубокое уважение к закону и идеалам правового государства; чувство профессионального долга; организованность; коммуникативность; толерантность; общая культура.

Учебная дисциплина «Этикет» ориентирована на формирование таких профессионально необходимых качеств выпускника, как:

- готовность применять знания гуманитарных, экономических и социальных наук в межличностных отношениях профессиональной деятельности;

- способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, происходящих в обществе;

- нацеленность на выполнение профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики;

- стремление к повышению личной культуры поведения и взаимоотношений;

- нетерпимость к коррупции, готовность противодействовать ее проявлениям, овладевать навыками борьбы с ней.

Преподавание дисциплины опирается на знания, полученные на предыдущих уровнях образования. В полной мере используется мировоззренческая и методологическая подготовка студентов по дисциплинам «Отечественная история», «Культурология», «Философия».

В свою очередь изучение курса «Этикет» готовит студентов к знакомству с такими дисциплинами, как «Профессиональная этика», «Философия права», «Социология права».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Распределение учебного материала по темам

Тема 1. Сущность и история этикета. Культура поведения и нравственность

Этикет как совокупность исторически сложившихся правил поведения человека в обществе. Национальный характер этикета. Формирование дипломатического этикета как общечеловеческих правил поведения в обществе.

История европейского этикета. Формы отношений между людьми в Античности, Средневековье, в эпоху Возрождения. Развитие этикета в Новое время. Основные тенденции развития этикета в современных условиях.

Восточный этикет.

Традиции воспитания хороших манер в России.

Этика, этос и традиции. Роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в формировании этикета.

Формирование дипломатического этикета как общечеловеческих правил поведения в обществе.

Преломление прав и свобод человека в правилах этикета.

Религиозно-этические учения в системе международного этикета.
Тема 2. Служебный этикет

Понятие служебного этикета.

Характер и принципы делового общения. Ориентация на интересы дела. Порядочность. Доброжелательность. Уважительность. Профессиональный такт.

Форма делового общения, их разновидности. Требования этикета в проведении деловых встреч, переговоров и бесед. Особенности поведения в форменной одежде.

Особенности этикета при приеме граждан должностным лицом.

Формирование норм и правил общения в служебных коллективах. Служебное совещание: сущность, виды, основные правила поведения. Правила этикета при проведении телефонных разговоров.

Служебные документы и принципы делового общения с их применением. Классификация служебных документов. Особенности ведения деловой переписки.

Этикет партнерских отношений мужчин и женщин в служебной обстановке.

Поведение в конфликтных ситуациях.
Тема 3. Профессиональный этикет юриста

Место и роль этикета в системе профессионального общения юриста. Речевой этикет.

Особенности этикета при приеме юристом граждан. Специфика поведения юриста при общении с обвиняемыми и осужденными.

Принципы судебного этикета.

Постановления Министерства юстиции РФ №280, 281 от 09.04.01 о форменной одежде.
Тема 4. Правила хорошего тона. Неформальное общение

Знакомство и взаимное представление. Встреча. Приветствие при встрече. Порядок приветствия. Знаки приветствия. Рукопожатие.

Воспитанный человек и его качества. Вежливость, ее правила. Тактичность как моральная интуиция воспитанного человека. Скромность, услужливость, пунктуальность. Понятие хороших манер.

Правила речевого этикета. Обращение. Приветствие и прощание. Поздравления. Просьбы. Приглашения. Умение благодарить, извиняться.

Правила хорошего тона при разговоре. Искусство ведения дискуссий умение слушать.

Неформальное общение.

Неофициальная и домашняя обстановка.

Места проживания и правила поведения соседей. Отдельная квартира. Коммунальная квартира. Дача.

Хозяева и гости, гости родных, знакомых, друзей.

История развития столовых приборов. Сервировка стола. Как накрыть на стол и вести себя за столом.

Пожилой человек и поведение окружающих по отношению к нему.

Траурные церемонии и выражение соболезнования.
Тема 5. Поведение в общественных местах

Правила посещения учреждений. Поведение в магазине, поликлинике, больнице. Особенности поведения в театре, кинотеатре, музее, на концерте, вернисаже.

Правила хорошего тона на отдыхе. Поведение в гостинице, доме отдыха, пансионате.

Поведение в городском общественном транспорте. Кодекс поведения хорошего водителя.

Путешествие на самолете, теплоходе, поезде дальнего следования.
Тема 6. Официальные мероприятия

Организация приемов и презентаций.

Обращение. Встреча делегаций и приветствия.

Проведение переговоров. Подготовка к приему. Виды приемов.

Столовые приборы, их расположение на приемах. Принципы рассаживания гостей за столом.

Как есть разные блюда.


Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

Тематический план учебной дисциплины

очная форма обучения

Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

(практи-

ческие

занятия)

Самостоя-тельная работа

1

2

3

4

5

2-й семестр

Тема 1. Сущность и история этикета. Культура поведения и нравственность


6

4

-

2

Тема 2. Служебный этикет

10

4

2

4

Тема 3. Профессиональный этикет юриста


10

4

-

6

Тема 4. Правила хорошего тона. Неформальное общение


10

4

2

4

Тема 5. Поведение в общественных местах


10

4

2

4

Тема 6. Официальные мероприятия


8

4

-

4

Зачет

8

-

2

6

Всего по дисциплине

6062

24

8

30



Тематический план учебной дисциплины

заочная форма обучения

Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

(практи-

ческие

занятия)

Самостоя-тельная работа

1

2

3

4

5

4 семестр

Тема 1. Сущность и история этикета. Культура поведения и нравственность


10

2

-

8

Тема 2. Служебный этикет

8

-

-

8

Тема 3. Профессиональный этикет юриста


8

-

-

8

Тема 4. Правила хорошего тона. Неформальное общение


10

-

-

10

Тема 5. Поведение в общественных местах


12

2

2

8

Тема 6. Официальные мероприятия


8

-

-

8

Зачет

8

-

2

6

Всего по дисциплине

64

4

4

56


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации для преподавателя
Дисциплина «Этикет» играет важную мировоззренческую, методологическую, общекультурную роль в системе подготовки специалиста юридического профиля. Она обобщает опыт предшествующей подготовки и опирается на имеющийся уровень общекультурного и профессионального развития студентов; в то же время готовит их к изучению современных проблем юридической деятельности.

Содержание дисциплины включает в себя ряд тем.

Вводная тема предполагает рассмотрение общих вопросов этикета как элемента духовной культуры юриста, формы культурологического самосознания правовой деятельности и заканчивается рекомендациями преподавателя по методике изучения курса, проработки первоисточников, написания рефератов, подготовки к экзаменам.

Последующие темы соответствуют современной структуре и проблематике этико-культурологического знания.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на активизацию имеющихся у студентов знаний и навыков, формирование умения учиться самостоятельно. Следует продумать методику чтения первых лекций с целью обеспечить доступность материала, найти оптимальный темп его изложения. Необходимо дать студентам рекомендации по конспектированию, ведению самостоятельной работы, организовать контроль усвоения пройденного материала.

При проведении семинаров преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам.

Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия.

При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.

Семинар включает также элементы собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить план работы по изучению дисциплины.

Особое внимание следует уделить организации творческих дискуссий по изучаемой проблематике. Следует обучать студентов доказательно излагать собственную точку зрения, корректно анализировать доводы собеседников, умело убеждать в правильности своих аргументов.
Методические указания для студентов
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия. Студенты не имеют права пропускать занятия без уважительных причин, в противном случае они могут быть не допущены к зачету.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации к самостоятельной работе. Обязанность студентов – внимательно слушать и конспектировать лекционный материал; в конспекте рекомендуется оставлять поля для последующей самостоятельной работы над темой.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных разделов (тем) учебной дисциплины. Они обеспечивают: контроль преподавателем подготовленности студентов; закрепление изученного материала; развитие умений и навыков подготовки докладов, сообщений по философско-правовой проблематике; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушивается доклад студента. Обсуждение доклада совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам.

В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.

В процессе подготовки к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Примерная тематика докладов, сообщений, вопросов для обсуждения приведена в настоящих рекомендациях. Кроме указанных тем студенты могут по согласованию с преподавателем избирать и другие интересующие их темы.

Семинары могут проводиться в форме учебных конференций, которые включают в себя выступления студентов с докладами оригинальной философской и философско-правовой тематики. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает, выставляя в рабочий журнал текущие оценки; студент имеет право ознакомиться с ними.

Основной вид деятельности студента – самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку докладов, сообщений, выступлений на семинарских занятиях, написание рефератов, выполнение заданий преподавателя.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы (аудитории Академии, библиотеки) выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам студентов. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий, затем приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела, включенных в него тем. Обязательно следует записывать вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно, для последующей консультации с преподавателем.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом, проводимым по всему ее содержанию. Форма зачета может быть различной: выставление итоговой оценки накоплением с учетом текущих оценок; собеседование по всему курсу; ответ по билету; защита реферата по оригинальной проблематике профессионального этикета – в зависимости от решения кафедры, утверждаемого руководством Академии.

К экзамену допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали над дисциплиной и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на семинарские занятия.

Непосредственная подготовка к зачету осуществляется по вопросам, представленным в данном УМК. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. Обычно план включает в себя:

  • показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;

  • обзор освещения вопроса в истории философско-правовой мысли;

  • определение сущности рассматриваемого предмета;

  • основные элементы содержания и структура предмета рассмотрения;

  • факторы, логика и перспективы эволюции предмета;

  • показ роли и значения рассматриваемого материала для практической деятельности юриста.

План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники, характерные цитаты. Необходимо отметить для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе учебного сбора, а также вопросы, требующие уточнения у преподавателя.

При непосредственной подготовке к зачету следует вспомнить разработанный план ответа и усовершенствовать его с использованием материала других, пересекающихся вопросов.

Планы семинарских занятий

Семинар 1. Сущность и история этикета. Культура поведения и нравственность



Сущность этикета.

История европейского этикета.

Восточный этикет.

Традиции воспитания хороших манер в России.

Преломление прав и свобод человека в правилах этикета.

Понятие служебного этикета.

Характер и принципы делового общения.

Поведение в конфликтных ситуациях.
Семинар 2. Профессиональный этикет юриста. Правила хорошего

тона. Неформальное общение

Понятие профессионального этикета юриста.

Особенности этикета при приеме юристом граждан.

Специфика поведения юриста при общении с обвиняемыми и осужденными.

Принципы судебного этикета.

Постановления Министерства юстиции РФ о форменной одежде.

Возможности этикета в противодействии явлениям коррупции.

Правила хорошего тона.

Неформальное общение.
Семинар 3. Поведение в общественных местах. Официальные мероприятия.

Правила посещения учреждений.

Поведение в магазине, поликлинике.

Особенности поведения в театре, кинотеатре, музее.

Правила хорошего тона на отдыхе.

Поведение в общественном транспорте.

Официальные мероприятия.

Организация приемов и презентаций.

Обращение. Встреча делегаций и приветствия.

Проведение переговоров.
Литература для подготовки рефератов и докладов


  1. Домострой / под редакцией В. Сенина. –– СПб. : Лениздат, 1992.

  2. Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги. –– М., 1990.

  3. Кузьмин, Э. Л. Протокол и этикет дипломатического и делового общения / Э. Л. Кузьмин. –– М., 1996.

  4. Оссовская, М. Рыцарь и буржуа / М. Оссовская. –– М., 1987.

  5. Профессиональная этика работников правоохранительных органов : учеб. пособие.–– М., 1998.

  6. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. –– М., 1999.

  7. Холопова, Т. Н. Протокол и этикет для деловых людей / Т. Н. Холопова, М. М. Лебедева. –– М., 1995.

  8. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А.Шопенгауэр. –– М., 1990.

  9. Энциклопедия хороших манер / сост. В. Пивовар. –– СПб. : Диамант, 2000.

  10. Этика и ритуал в традиционном Китае. –– М. : Наука, 1988.



ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

И ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Нормативные правовые акты


  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом послед. поправок) // СЗ РФ. –– 2009. –– № 4. –– Ст. 445.

  2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22.08.1996 №125-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. ––1996. –– № 35. –– Ст. 4135.

Основная литература


  1. Кобликов, А. С. Юридическая этика : учебник / А. С. Кобликов. –– М. : Норма, 2008. –– 165 с.

  2. Соловьев, Э. Я. Современный этикет. Деловой протокол / Э. Я. Соловьев. –– М. : Ось-89, 2001. –– 272 с.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
Курс «Этикет» направлен на совершенствование у будущих юристов знаний и навыков правильного поведения в обществе, отношений с другими людьми, решение профессиональных задач с учетом специфики юридической деятельности. Изучение данной дисциплины способствует формированию у слушателей общей и юридической культуры, самосознания, необходимых этических и эстетических личностных качеств.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

быть ознакомлены:

- с историей и тенденциями развития культуры этикета;

- с актуальными проблемами этикета в юридической сфере;

знать:

- сущность основных категорий этикета как культурного феномена;

- этикет как отражение этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;

- требования служебного этикета, специфику его проявлений в сфере юридических отношений;

уметь:

- ориентироваться в типичных ситуациях служебной деятельности, находить правильные формы общения с начальниками и подчиненными, с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными;

- разбираться в манерах поведения в различных жизненных ситуациях, общественных местах;

владеть навыками:

- общего и делового этикета;

- этикета профессиональной юридической деятельности.

Промежуточный контроль по дисциплине «Этикет» осуществляется в виде текущего контроля успеваемости студентов и промежуточной аттестации согласно Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, утвержденному приказом Академии.

В соответствии с учебным планом Академии промежуточная аттестация по данной дисциплине проводится в форме зачета.

МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Примерные вопросы для подготовки к зачету


  1. Этикет как совокупность исторически сложившихся правил поведения человека в обществе.

  2. Национальный характер этикета.

  3. История европейского этикета.

  4. Основные тенденции развития этикета в современных условиях.

  5. Восточный этикет.

  6. Традиции воспитания хороших манер в России.

  7. Понятие дипломатического этикета.

  8. Преломление прав и свобод человека в правилах этикета.

  9. Религиозно-этические учения в области этикета.

  10. Понятие служебного этикета.

  11. Характер и принципы делового общения.

  12. Форма делового общения, его разновидности.

  13. Требования этикета в проведении деловых встреч, переговоров и бесед. Особенности поведения в форменной одежде.

  14. Особенности этикета при приеме граждан должностным лицом.

  15. Формирование норм и правил общения в служебных коллективах.

  16. Служебное совещание: сущность, виды, основные правила поведения.

  17. Правила этикета при проведении телефонных разговоров.

  18. Служебные документы и принципы делового общения с их применением.

  19. Поведение в конфликтных ситуациях.

  20. Место и роль этикета в системе профессионального общения юриста.

  21. Речевой этикет.

  22. Особенности этикета при приеме юристом граждан.

  23. Специфика поведения юриста при общении с обвиняемыми и осужденными.

  24. Принципы судебного этикета.

  25. Знакомство и взаимное представление.

  26. Приветствие при встрече.

  27. Вежливость, ее правила.

  28. Правила речевого этикета.

  29. Искусство ведения дискуссий, умение слушать.

  30. Неформальное общение.

  31. Неофициальная и домашняя обстановка.

  32. Места проживания и правила поведения соседей.

  33. Хозяева и гости, гости родных, знакомых, друзей.

  34. Этикет поведения за столом.

  35. Пожилой человек и поведение окружающих по отношению к нему.

  36. Траурные церемонии и выражение соболезнования.

  37. Поведение в общественных местах.

  38. Правила посещения учреждений.

  39. Поведение в общественном транспорте.

  40. Организация приемов и презентаций.

  41. Встреча делегаций и приветствия.

  42. Проведение переговоров.

  43. Этикет как средство противостояния явлениям коррупции.


СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа учебной дисциплины …………………………….. 3

Материалы, устанавливающие содержание и порядок

проведения промежуточной аттестации .......................………………. 17


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю iconЭкономики и права, филиал (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 30 50 94
Самохин Андрей Владимирович – канд ист наук, заместитель директора по научно-методической работе Санкт-Петербургского института внешнеэкономических...
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю iconДальневосточный филиал утверждаю
Открытый запрос предложений № дв 43/1-13 по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по разработке и сопровождению...
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю iconУчебно-методический комплекс дисциплины культурология федеральное...
«Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. В. В. Куйбышева)» в г. Петропавловске-Камчатском
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю iconУчебно-методический комплекс дисциплины социология федеральное агентство...
«Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. В. В. Куйбышева)» в г. Петропавловске-Камчатском
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю iconАктуальные проблемы электроэнергетического комплекса Дальневосточного федерального округа
Игумнов Павел Валерьевич – канд техн наук, доцент кафедры мировой экономики и коммерции фгбоу впо «Дальневосточный государственный...
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю iconРабочая программа учебной дисциплины для направления подготовки
Уголовное право: рабочая программа учебной дисциплины / сост. Н. В. Подгорная; Дальневосточный юрид ин-т мвд РФ. Хабаровск: рио двюи...
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю iconИ. Б. Орлов
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю iconИсторический факультет
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю iconПротокол №1 от «02» сентября 2011 г
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю icon1. Общие понятия о метрологии
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю iconСибирский федеральный университет
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю icon«Строители Воронежской области»
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю iconВопросы к экзамену по мсс
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю iconМолитвы на сон грядущим
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю iconПо истории и философии естествознания
Вальковская В. В. – д-р филос наук, профессор кафедры философии и политологии фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал ранх и гс...
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал Утверждаю iconКонспект урока тема: "Что такое наречие?" Автор: Окишева Татьяна...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск