Исторический факультет





НазваниеИсторический факультет
Дата публикации03.07.2013
Размер134 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа


ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»

Исторический факультет


УТВЕРЖДАЮ

Декан Исторического факультета

__________________(И.Ф. Ялтаев)

«____»_________________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина – Вспомогательные исторические дисциплины

Направление подготовки – 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки – История и обществознание

Квалификация (степень выпускника) – бакалавр

Кафедра отечественной истории

Курс 1, семестр 1-2, форма обучения очная


Программа разработана д.и.н., профессором А.Г. Бахтиным

Рецензент(ы) д.и.н., профессор кафедры истории и психологии МарГТУ А.Н. Павлова__

должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы


Йошкар-Ола

2011


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии исторического факультета по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование

протокол заседания № ____

от «_____»_____________2011 г.

________________(___________)

Рассмотрена и одобрена на заседании

кафедры отечественной истории

протокол заседания №_____

от «___» ______________ 2011 г.

______________(А.Г.Иванов)



Согласовано с выпускающей кафедрой всеобщей истории (протокол заседания № ___ от «____» ______________2011 г.)

____________________(Г.Ф. Горбашова)
Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола,

дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения





























































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Историческая наука строит свои выводы на материале, извлеченном из раз­нообразных исторических источников. Изучением закономерностей возникновения всей массы исторических источников и отражения в них объективной реальности занимается источниковедение. Источниковедами разрабатывается общая методика критики исторических источ­ников, значительное место в которой занимают приемы вспомогательных исторических дисциплин. Относясь в це­лом к дисциплинам источниковедческого цикла, каждая из вспо­могательных исторических дисциплин имеет свою специфику, раз­рабатывает на своем материале теоретические вопросы и методы, овладение которыми является необходимой ступенью к активному восприятию студентами исторического источника.

Наряду с этим усовершенствование методов каждой из вспомо­гательных исторических дисциплин, все большее проникновение в их область историзма приводят к расширению чисто источнико­ведческих задач, которые они традиционно решали, и открывают перспективы использования материалов вспомогательных истори­ческих дисциплин для выводов в области политической, экономи­ческой и культурной истории.

Включенные в программу вспомогательные исторические дис­циплины имеют как самостоятельное значение в изучении истори­ческого процесса, так и помогают решению вопросов источнико­ведческой критики.

Основное содержание программы по вспомогательным истори­ческим дисциплинам определяется задачей профессиональной под­готовки студентов, обучающихся по специальности история. В программе уде­ляется известное внимание освещению не только теоретического материала каждой из вспомогательных исторических дисциплин, но и их методикам, овладение которыми открывает перспективу практического применения выводов этих дисциплин.

Программа предусматривает использование знания материала вспомогательных исторических дисциплин в педагогической, крае­ведческой и просветительской работе учителя.

Ориентируясь на тот объем часов, который намечен для пре­подавания вспомогательных исторических дисциплин новым учебным планом (курс рассчитан на лекции и практические занятия на дневном отделении), про­грамма предусматривает в качестве обязательных для преподава­ния из числа вспомогательных исторических дис­циплин палеографию, хронологию и метрологию. В качестве дополнительных дисциплин, преподаваемых по выбору, выступают генеалогия, фалеристика, геральдика, нумизматика. При изучении всех вспомогательных истори­ческих дисциплин также учитываются национальные особенности региона.

1. Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины (модуля) являются формирование знаний об основах вспомогательных исторических дисциплин с целью овладения методикой и техническими приемами комплексного источниковедения, необходимыми для внешней критики исторических источников и получения более глубоких представлений о политической, социально-экономической и культурной истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

«Вспомогательные исторические дисциплины» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.19).

Для освоения «Вспомогательных исторических дисциплин» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предмета «История», «Мировая художественная культура», «Обществознание» на предыдущем уровне образования.

Освоение «Вспомогательных исторических дисциплин» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История Средних веков», «История Нового времени», «История России с древнейших времён», «История Новейшего времени», «Современная история», «Источниковедение истории России», «Историография истории России», а также курсов по выбору студентов профессионального цикла.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения «Вспомогательных исторических дисциплин»:

  • определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

  • анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

  • характеризовать модели общественного развития (СК-3);

  • ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

  • готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

  • использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

  • готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

особенности дисциплинарной структуры современной исторической науки и место в ней вспомогательных исторических дисциплин;

уметь:

  • анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;

  • выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;

  • анализировать основные закономерности развития человеческого общества от его возникновения до становления древнейших государств, основываясь на анализе источников;

владеть:

  • принципами и методами отбора и систематизации архивных документов;

  • необходимыми теоретическими знаниями для прохождения археологической, архивной и музейной практик;

  • историческими понятиями и терминами.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) - «Вспомогательные исторические дисциплины». Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов. Форма контроля – зачет, 1 семестр, экзамен – 2 семестр.

Тематический план учебной дисциплины


п/п раздела


Наименование

разделов и тем

Семестр

Количество часов по

учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Всего


Виды учебной работы

Аудиторная работа

Индивидуальная

работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

Вспомогательные исторические дисциплины и их место в исторической науке.

1

12

2

4







6




2

Палеография. Предмет, задачи и методы палеографии.

1

12

2

4







6

Зачётная сдача алфавита

333

Внешние признаки письменных источников Древней Руси XI- XV вв.

1

14

2

4







8

Зачётная сдача цифровой системы

4

Внешние признаки письменных источников Русского государства конца XVI- XIX вв.

1

11

2

2







7

Контрольная работа по карточкам

5

Внешние признаки письменных источников XX вв.

1

10

2

3







5

Чтение текстов

6

6

Хронология. Предмет и задачи и методы исторической хронологии.

1

10

2

3







5

Промежуточный контроль

7

Системы счисления времени.

1


10

2

3







5

Решение задач

8

Хронология в России.

1

10

2

3







5

Решение задач

9
9

Метрология. Предмет и задачи исторической метрологии.

2

11

2

3







6

Решение задач

10

Метрология XI---начала ХХ вв.

1

10

2

3







5

Решение задач

11

Метрическая система.

2

10

2

3







5

Решение задач

12

Геральдика. Предмет, метод и задачи геральдики.

2

10

2

3







5




13

Происхождение гербов.

2

10

2

3







5





14

Городские, областные и государственные гербы и их происхождение.

2

10

2

3







5

Изготовление эскиза герба


15

Генеалогия. Предмет и задачи генеалогии.

2

10

2

3







5




16

Методика генеалогического исследования.

2

10

2

3







5

Подготовка реферата «Моя родословная»

17

Отечественная генеалогия.

2

10

2

3







5

Защита реферата




Экзамен

2

36






















ВСЕГО:




216

34

53







93






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исторический факультет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии....
Исторический факультет iconИсторический факультет
Методические указания и планы семинарских занятий по курсу «Новейшая история» 1914 -1939 гг
Исторический факультет iconФедеральный Университет Исторический факультет
Приглашаем Вас принять участие в работе международной научно-практической конференции
Исторический факультет iconМ. В. Дмитриев Исторический факультет
Представления о «племени», «народе», patria и natio в культуре Франции, Польши, Украины, Белоруссии и России, XIV xixвв. 1
Исторический факультет icon«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Исторический факультет утверждаю
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Исторический факультет iconИсторический факультет
Программа курса лекций «Музеи мира» составлена в соответствии с требованиями федерального (вузовского) компонента к обязательному...
Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический
...
Исторический факультет icon«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Исторический факультет утверждаю
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына
Исторический факультет iconИсторический факультет
О порядке аттестации лиц, претендующих на замещение вакантной должности руководителя краевого государственного образовательного учреждения,...
Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в10 «История политических учений» Факультет: Исторический
...
Исторический факультет iconЗакончил лгу, исторический факультет, 1970. Специальность: историк-археолог
Кандидатская: Мочика, Перу: опыт историко-этнографическая реконструкции. Ленинград, Ученый совет иэ ан ссср, 1977, Л
Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической...
...
Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в6 «Основы археологии» Факультет: Исторический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «Культура средневекового...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 04 «История политических...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Исторический факультет iconИсследовательская работа «Психологический портрет собственной личности»
Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск