Скачать 453.84 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный университет им. А.М.ГорькогоИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ «МУЗЕИ МИРА» программа лекционного курса для студентов исторического факультета специальности «социально-культурный сервис и туризм» Екатеринбург 2006 УТВЕРЖДАЮ Декан исторического факультета _________________Бугров Д.В. « »_________________200 г. Программа курса лекций «Музеи мира» составлена в соответствии с требованиями федерального (вузовского) компонента к обязательному минимуму и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности «социально-культурный сервис и туризм» по циклу дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Семестр___2_______ Общая трудоемкость курса. в том числе: лекций-64 час. -консультации -экскурсии -самостоятельная работа -другое Контрольные мероприятия: -Написание и защита реферата по теме: «Ведущие музеи мира» с презентацией. -Зачет Автор-составитель: Овчинникова Бронислава Борисовна кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России Уральского государственного университета им. А.М.Горького, Заслуженный работник Высшей школы РФ. Рекомендовано к печати протоколом заседания кафедры «Истории России» от___________________№ © Уральский государственный университет © Овчинникова Б.Б. I. ВВЕДЕНИЕ Интегрировнный курс “ Музеи мира” в рамках специальности “Социально-культурный сервис и туризм” определяет роль и значение музеев в контексте мировой истории и культуры. На фактическом материале анализируются причины и обстоятельства появления музеев в различных регионах мира, прослеживаются становление и развитие музея как социокультурного института. Определенное внимание уделяется теоретическим основам музееведения и методике музейной работы, в связи с чем рассматриваются вопросы, отражающие социальные функции музеев , их научно-исследовательскую работу, фондовую, экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Курс включает такие темы как:: роль музеев в современном обществе; музейная политика на примере отдельных стран и конкретных музеев; музейный менеджмент и музейный маркетинг, а также музей в структуре туристического бизнеса. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА: Дать представление об основных этапах и содержании музейного дела с древнейших времен до современности. Привить у студентов способность понимать специфический язык музея, видеть уникальность и особую ценность сохранившихся памятников культурного наследия. Задачами курса «Музеи мира» является ознакомление студентов с историей музеев мира, с теоретическими основами музееведения, а также с с международным и отечественным опытом работы в системе музееведения, с наиболее оптимальными формами использования музейных предметов в передаче исторической информации. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА В процессе изучения данного курса студенты должны получить основы музейного образования, музейной культуры, являющейся необходимой чертой профессионализма современного сотрудника в социально-культурной сфере. Они приобретают навыки интерпретации и актуализации памятников культурного наследия. Будущие специалисты должны быть подготовлены к осуществлению научных исследований в области сохранения и использования наследия; ведению культурно-просветительской деятельности, а также организационно-управленческой работы. Знакомство с основами теории и методики музейного дела дает возможность выпускникам грамотно осуществлять музейную работу в различных видах учреждений, а также в рамках туристического бизнеса. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВВЕДЕНИЕ Ключевые понятия музей, музейный предмет, музейная коллекция, экспозиция, музееведение и др. Музееведение как научная дисциплина. Структура и метод музееведения. Место музееведения в системе наук. Музей как социокультурный институт. Социальные функции музеев. Музей как место сосредоточения памятников' истории и культуры, объективно свидетельствующих о процессах и явлениях в природе и общественной жизни. Роль музеев в образовании и воспитании (познавательный, пропагандистский, нравственно-воспитательный, эстетическо-воспитательный аспекты). Основные источники изучения истории музейного дела Интернациональная миссия отечественных музеев. Участие в работе международных организаций — ЮНЕСКО (Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры); ИКОМ (Международный Совет музеев) и др. Принцип и организация музейного дела и структура музеев за рубежом. Финансирование музеев за рубежом. Рынок произведений искусства: дилеры, коммерческие галереи, торговые фирмы, крупнейшие аукционы (Сотбис, Кристи, и др.) Роль музеев в общественной жизни зарубежных стран, демократизация обслуживания, разнообразие экскурсий и др. Проблема военных трофей и реституции в мире. 1.ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА Основные концепции истории возникновения музеев. Теории происхождения музеев (субъективно-эстетическая, биологическая, филологическая и др.), их критика. Предпосылки возникновения музеев. Отношение к вещи в древности. Этимология слова «музей». Музейное дело в исторической динамике. Первые музеи Древней Греции (Феспийское святилище, Александрийский му-сейон). Частное коллекционирование в античном обществе. Систематическое коллекционирование памятников искусства и развитие музеев в эпоху Возрождения как результат развития искусств, удовлетворения эстетических потребностей (коллекции рода Медичей и других королевских фамилий). Возникновение первых естественноисторических музеев, «кунсткамер» и кабинетов в XVI — XVII вв. как хранилищ древностей. Крупнейшие музеи мира XVIII — XIX вв.: история, классификация, характеристика собраний. Создание художественных музеев. Организация и формирование национальных музеев. Роль всемирных выставок в развитии музейного дела в XIX в. - начале XX в. Развитие узкоспециализированных музеев (естественнонаучные, археологические, этнографические) Современные модели развития музе 2. ВЕДУЩИЕ МУЗЕИ МИРА |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | Исторический факультет Методические указания и планы семинарских занятий по курсу «Новейшая история» 1914 -1939 гг | ||
Федеральный Университет Исторический факультет Приглашаем Вас принять участие в работе международной научно-практической конференции | М. В. Дмитриев Исторический факультет Представления о «племени», «народе», patria и natio в культуре Франции, Польши, Украины, Белоруссии и России, XIV xixвв. 1 | ||
«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Исторический факультет утверждаю Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический ... | ||
«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Исторический факультет утверждаю Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына | Исторический факультет О порядке аттестации лиц, претендующих на замещение вакантной должности руководителя краевого государственного образовательного учреждения,... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю в10 «История политических учений» Факультет: Исторический ... | Исторический факультет Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал... | ||
Закончил лгу, исторический факультет, 1970. Специальность: историк-археолог Кандидатская: Мочика, Перу: опыт историко-этнографическая реконструкции. Ленинград, Ученый совет иэ ан ссср, 1977, Л | Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической... ... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю в6 «Основы археологии» Факультет: Исторический Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по модулю 3 «Культура средневекового... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 04 «История политических... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Исследовательская работа «Психологический портрет собственной личности» Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,... |