Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический
страница1/6
Дата публикации03.01.2015
Размер0.68 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова»

«Утверждаю»«Утверждаю»Проректор по учебной работеЗав. кафедрой зарубежной историиМГГУ им. М.А. ШолоховаПроф. И.Г. Жиряков_________________________________________Решение заседания кафедрыпротокол № от 2013 г.

Учебно-методический комплекс

по модулю Б3. КВ 13

«Развитие исторической науки в странах Запада

в XVII–XX вв.»

Факультет: Исторический

Кафедра: Зарубежной истории

Направление: 050100 – Педагогическое образование

Квалификация: бакалавр

Составитель: проф. В.В. Суховерхов

Москва - 2013

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени

М. А. Шолохова»

Утверждаю: зав. кафедрой

Зарубежной истории

проф. И.Г. Жиряков

Решение заседания

кафедры Протокол № __

«__» _____2013 г.

ПРОГРАММА МОДУЛЯ

Б3. КВ 13

«Развитие исторической науки в странах Запада

в XVII–XXвв.»

Направление: 050100 – Педагогическое образование

Профиль: Историческое образование

Составитель: __проф. В.В. Суховерхов

Москва – 2013

1. Пояснительная записка

Профиль «Историческое образование» обладает следующими характеристиками: подготовка выпускника – бакалавра педагогического образования предусматривает выделение необходимого времени для базовой подготовки и освоения учебного предмета «Основы историографии» в объёме, достаточном для решения специальных задач в этой области знания методами компетентностного подхода в обучении истории в рамках Концепции Современного Гуманитарного Образования (КСГО).

Основные цели и задачи курса

Цель изучения дисциплины «Развитие исторической науки в странах Запада в XVIII–XX вв.» состоит в том, чтобы:

а) дать студентам обобщённое представление о развитии исторической мысли, направлениях и школах в странах Западной Европы и Америки в Новое и Новейшее время;

б) стимулировать научное мышление студентов, обучить самостоятельной работе с оригинальными трудами историков;

в) подготовить к дальнейшей преподавательской деятельности в силу необходимости в различных образовательных учреждениях.

Задачи изучения дисциплины «Развитие исторической науки в странах Запада в XVIII–XX вв.» следующие:

1) рассмотреть и проанализировать, исходя из принципа историзма, в хронологической последовательности исторические воззрения наиболее крупных историков Нового и Новейшего времени;

2) дать сравнительный анализ их идей, и оценку вклада в историческую науку;

3) установить теоретическую преемственность идей, концепций и доктрин прошлого с современными;

4) определить наличествующую адекватность идей с существующими общественно–политическими реалиями.

Объём в ЗЕ: 2

Время изучения: курс 3, семестр 6 — (20ч. – лекц; 25ч. – практ.)

Форма контроля — экзамен

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

1. Новая и новейшая история

2. История политических учений

3. История философии

4. История литературы

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

1. Всеобщая история исторической науки в странах Европы и Америки

2. История исторической науки в России

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ.

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

1. Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно–воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения. ПК Пед (И) Б-05-И-06.

2. — современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии. ПК Пед (И) Б-05-И-07.

3. — возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно–воспитательного процесса. ПК Пед (И) Б-05-И-08.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

1. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области. Ф07ПО (И) Б-03/006.

2. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. Ф07ПО (И)Б-03/007.

3. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Ф07ПО (И)Б-03/007.

4. Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии. Ф08ПО (И) Б-03/001.

5. Подготовка учебно–методической документации по историческим и обществоведческим курсам. Ф08ПО (И) Б-03/002.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Инновационные формы учебной работы:

1. Метод анализа ситуаций (кейс–метод).

2. Технология с применением метода проектов.

3.Тренинговая технология.

4.Рефлексивная технология.

Активные методы обучения:

1. Групповой тренинг.

2. Решение ситуационных задач.

3. Деловая игра.

4. Электронная викторина.

Формы контекстного обучения:

1. Лекция как форма контекстного обучения.

2. Деловая игра как форма контекстного обучения.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: Тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты с заданиями на исключение лишнего; письменный опрос.

2 уровень сложности: Дискуссия, реферирование, конспектирование, аннотирование.

3 уровень сложности: Курсовая работа, эссе, проект.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

45/55 % — мировоззренческий кластер.

Тематический план практических занятий для очной формы обучения

Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр)ТемаЛекции (групповая работа)Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)Самостоятельная работа (индивидуальная работа)Контроль

Компетенция 1

Тема 1.

Социально–политическая мысль и история в период Английской революции XVIIв. Проблема происхождения власти собственности

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа); тесты с заданиями на исключение лишнего; письменный опрос.

Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).

Рабочая тетрадь

Зачёт, экзамен, самостоятельная работаКомпетенция 2

Конспекты, презентацииЗадания 1 уровня сложности.Задания 2 и 3 уровня сложностиРабочая тетрадьЗачёт, экзамен, самостоятельная работаКомпетенция 3

Конспекты, презентацииЗадания 1 уровня сложности.Задания 2 и 3 уровня сложностиРабочая тетрадьЗачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 1

Тема 2.

Историческая мысль во Франции в эпоху Просвещения

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, экзамен, самостоятельная работаКомпетенция 2

Конспекты, презентацииЗадания 1 и 2 уровня сложности.Задания 2 и 3 уровня сложностиРабочая тетрадьЗачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 1

Тема 3.

Война за независимость и социально–исторические воззрения североамериканских просветителей

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, экзамен, самостоятельная работаКомпетенция 2

Конспекты, презентацииЗадания 1 и 2 уровня сложности.Задания 2 и 3 уровня сложностиРабочая тетрадьЗачёт, экзамен, самостоятельная работаКомпетенция 3

Тема 4.

Историография I-й половины XIX. РомантизмКонспекты, презентацииЗадания 1 и 2 уровня сложности.Задания 2 и 3 уровня сложностиРабочая тетрадьЗачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 1

Тема 5.

Англия. Торийская и вигская историография. Позитивизм

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, экзамен, самостоятельная работаКомпетенция 2

Конспекты, презентацииЗадания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)

Задания 2 и 3 уровня сложностиРабочая тетрадьЗачёт, экзамен, самостоятельная работа 2. Объем модуля и виды учебной работы

Очная форма обучения

Факультет /

направлениеНазвание модуляВид учебной работыКол-во часовСеместрАудитор-

ныеСамост

. работаИсторический / 050100 – Педагогическое образованиеРазвитие исторической науки в странах Запада в XVII–XX вв.Лекции20276Практические/семинарские256Лабораторные–Консультации–Курсовые / рефераты–Контрольные работы–Итоговый контроль

Зачет

Экзамен

6

Общий объем часов по дисциплине45 27 72

Заочная форма обучения

Факультет /

направлениеНазвание модуляВид учебной работыКол-во часовСеместрАудитор

ныеСамост. работаИсторический / 050100 - Педагогическое образованиеРазвитие исторической науки в странах Запада в XVII–XX вв.Лекции4607Практические/семинарские8Лабораторные–Консультации–Курсовые/рефераты–Контрольные работы–Итоговый контроль

Зачет

Экзамен

7Общий объем часов по дисциплине126072

3. Содержание модуля / дисциплины

3.1. Разделы модуля / дисциплины и виды занятий

Очная форма обучения

№ п/пНаименование раздела ОМ/ УДЛекцииПрактические занятияСеминары…Самостоятельная работа1.Социально–политическая мысль и история в период Английской революции XVIIв. Проблема происхождения власти собственности4452.Историческая мысль во Франции в эпоху Просвещения 4673.Война за независимость и социально–исторические воззрения североамериканских просветителей 4554.Историография I-й половины XIX. Романтизм 4555.Англия. Торийская и вигская историография. Позитивизм По 455Итого:202527

Заочная форма обучения

№ п/пНаименование раздела ОМ/ УДЛекцииПрактические занятияСеминары…Самостоятельная работа1.Историография как предмет изучения и составная часть исторического образования. Её место в системе гуманитарных дисциплин.

Основные направления в в и и концепции историографии 4860

3.2. Содержание разделов ОМ / УД

№ п/пНаименование раздела ОМ/ УДСодержание разделаТематический план лекционных занятийТематический план практических занятий 1.Социально–политическая мысль и история в период Английской революции XVIIв. Проблема происхождения власти собственности 1.Состояние исторического знания.

2.Английская общественная мысль в эпоху революции. 3.Социально–исторические взгляды диггеров. 4.Политико–исторические взгляды левеллеров. 5.Политико–исторические взгляды индепендентов. Дж. Мильтон (1608–1674).

6.Общественно–политические взгляды роялистов. Кларендон (1609–1674). «История мятежа».

7.Т. Гоббс (1588–1679). «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

8.Дж. Гаррингтон (1611–1677). «Республика Океания».

9.Историческая мысль в период Реставрации. Г. Барнет (1643–1715).

10.Дж. Локк (1632–1704) и компромисс 1688г. «Два трактата о правлении». Итоги.

1. Основные черты английского Просвещения.

2. Состояние исторического знания.

3. Болингброк.

4. Юм. Гиббон. Общая характеристика исторических взглядов.

5. Шотландская философско–историческая школа. Фергюсон. Миллар. Робертсон. Общая характеристика исторических взглядов.

6. Исторические взгляды А. Смита.

2.Историческая мысль во Франции в эпоху Просвещения

Французские просветители и история: характерные черты исторических взглядов и творчества. Буленвилье, Дюбо и оформление германо–романской проблемы. Монтескьё. Вольтер. Тюрго. Философы–материалисты. Рейналь. Руссо. Мабли. Развитие исторической мысли во время Французской революции. Кондорсе. Барнав. Вольней. Бабёф и бабувисты. Итоги.

Философия истории в немецком Просвещении. Германская историография: от Просвещения к романтизму. Немецкий идеалистический историзм.

1. Социально–политические условия развития исторической науки в эпоху Просвещения.

2. Историко–философская мысль немецкого Просвещения. Общая характеристика. Лессинг. Кант.

3. Исторические взгляды Гёте и Шиллера.

4. Историческая концепция Гердера.

5. Социально-политические условия и организация исторической науки в Германии в I-й половине XIXв.

6. Исторические концепции немецкой классической философии. Фихте. Шеллинг. Гегель. 7. Немецкий романтизм. Баадер.

8. Историческая школа права. Савиньи.

9. Историческая концепция Ранке. Нибур.

10. Либерально-романтическая историография. Луден. Роттек. Дальман.

11. Либерально-просветительская гейдельбергская школа. Шлоссер. Гервинус. Циммерман.

3.Война за независимость и социально–исторические воззрения североамериканских просветителейУ истоков американской историографии. Франклин. Джефферсон. Пейн. Материалистические тенденции в истолковании общественных отношений деятелями умеренного крыла революции. Адамс. Мэдисон. Гамильтон. Итоги.

Становление исторической школы в США. «Ранняя школа».

1.Историография Войны за независимость.

2.Источники. Публикация документов.

3.Романтизм. История «ранней школы». Бэнкрофт. Паркмен. Мотли. Прескотт.

4.Идейная борьба по вопросу о рабстве и историография. Хилдрет.

4.Историография I-й половины XIX. Романтизм Общая характеристика состояния исторического знания. Французская историография. Школа историков периода Реставрации. Ее концепция классовой борьбы. Проблемы революции 1789г. Роль исторической науки во время Реставрации. Возникновение романтической историографии. Консервативная реакция на Французскую революцию. Ж. де Местр. Л. де Бональд. Ф. де Шатобриан. Монлозье. Либеральная школа историков периода Реставрации. Тьерри. Гизо. Минье. Тьер. Буржуазная историография в 30-40-х гг. XIXв. Токвиль. Демократическая тенденция в романтической историографии. Мишле. Возникновение якобинской традиции в историографии Французской революции. Л. Блан.

Возникновение марксизма. Материалистическое понимание истории. Исторические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса.

1. Предпосылки возникновения марксизма.

2. Материалистическое понимание истории в первых произведениях зрелого марксизма. 3. К. Маркс о проблемах Великой французской революции.

4. Исследования Маркса и Энгельса по истории революции 1848г.

5. История капитализма в «Капитале» Маркса.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв8 «Развитие исторической...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «История стран Запада в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю б в 1 «История западноевропейской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 2 «история западноевропейской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю (050401 «история западноевропейской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в...
Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в...
Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 1 «Политическое и социально-экономическое...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю в10 «История политических учений» Факультет: Исторический
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю в6 «Основы археологии» Факультет: Исторический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «Культура средневекового...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401, «Мифология древних...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической науки в странах Запада в XVII-XX вв.» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401, «Культура античного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск