ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»
Исторический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Декан Исторического факультета
__________________(И.Ф. Ялтаев)
«____»_________________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебная дисциплина – Вспомогательные исторические дисциплины
Направление подготовки – 050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки – История и обществознание
Квалификация (степень выпускника) – бакалавр
Кафедра отечественной истории
Курс 1, семестр 1-2, форма обучения очная
Программа разработана д.и.н., профессором А.Г. Бахтиным
Рецензент(ы) д.и.н., профессор кафедры истории и психологии МарГТУ А.Н. Павлова__
должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы
Йошкар-Ола
2011
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии исторического факультета по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование
протокол заседания № ____
от «_____»_____________2011 г.
________________(___________)
| Рассмотрена и одобрена на заседании
кафедры отечественной истории
протокол заседания №_____
от «___» ______________ 2011 г.
______________(А.Г.Иванов)
|
Согласовано с выпускающей кафедрой всеобщей истории (протокол заседания № ___ от «____» ______________2011 г.)
____________________(Г.Ф. Горбашова) Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год | Решение кафедры
(№ протокола,
дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)
| Автор изменения
(Ф.И.О., подпись)
| Номер изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Историческая наука строит свои выводы на материале, извлеченном из разнообразных исторических источников. Изучением закономерностей возникновения всей массы исторических источников и отражения в них объективной реальности занимается источниковедение. Источниковедами разрабатывается общая методика критики исторических источников, значительное место в которой занимают приемы вспомогательных исторических дисциплин. Относясь в целом к дисциплинам источниковедческого цикла, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свою специфику, разрабатывает на своем материале теоретические вопросы и методы, овладение которыми является необходимой ступенью к активному восприятию студентами исторического источника.
Наряду с этим усовершенствование методов каждой из вспомогательных исторических дисциплин, все большее проникновение в их область историзма приводят к расширению чисто источниковедческих задач, которые они традиционно решали, и открывают перспективы использования материалов вспомогательных исторических дисциплин для выводов в области политической, экономической и культурной истории.
Включенные в программу вспомогательные исторические дисциплины имеют как самостоятельное значение в изучении исторического процесса, так и помогают решению вопросов источниковедческой критики.
Основное содержание программы по вспомогательным историческим дисциплинам определяется задачей профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности история. В программе уделяется известное внимание освещению не только теоретического материала каждой из вспомогательных исторических дисциплин, но и их методикам, овладение которыми открывает перспективу практического применения выводов этих дисциплин.
Программа предусматривает использование знания материала вспомогательных исторических дисциплин в педагогической, краеведческой и просветительской работе учителя.
Ориентируясь на тот объем часов, который намечен для преподавания вспомогательных исторических дисциплин новым учебным планом (курс рассчитан на лекции и практические занятия на дневном отделении), программа предусматривает в качестве обязательных для преподавания из числа вспомогательных исторических дисциплин палеографию, хронологию и метрологию. В качестве дополнительных дисциплин, преподаваемых по выбору, выступают генеалогия, фалеристика, геральдика, нумизматика. При изучении всех вспомогательных исторических дисциплин также учитываются национальные особенности региона.
1. Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины (модуля) являются формирование знаний об основах вспомогательных исторических дисциплин с целью овладения методикой и техническими приемами комплексного источниковедения, необходимыми для внешней критики исторических источников и получения более глубоких представлений о политической, социально-экономической и культурной истории.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
«Вспомогательные исторические дисциплины» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.19).
Для освоения «Вспомогательных исторических дисциплин» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предмета «История», «Мировая художественная культура», «Обществознание» на предыдущем уровне образования.
Освоение «Вспомогательных исторических дисциплин» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История Средних веков», «История Нового времени», «История России с древнейших времён», «История Новейшего времени», «Современная история», «Источниковедение истории России», «Историография истории России», а также курсов по выбору студентов профессионального цикла.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения «Вспомогательных исторических дисциплин»:
определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);
анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);
характеризовать модели общественного развития (СК-3);
ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);
готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);
использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);
готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
особенности дисциплинарной структуры современной исторической науки и место в ней вспомогательных исторических дисциплин;
уметь:
анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;
выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;
анализировать основные закономерности развития человеческого общества от его возникновения до становления древнейших государств, основываясь на анализе источников;
владеть:
принципами и методами отбора и систематизации архивных документов;
необходимыми теоретическими знаниями для прохождения археологической, архивной и музейной практик;
историческими понятиями и терминами.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) - «Вспомогательные исторические дисциплины». Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов. Форма контроля – зачет, 1 семестр, экзамен – 2 семестр.
Тематический план учебной дисциплины
№ п/п раздела
| Наименование
разделов и тем
| Семестр
| Количество часов по
учебному плану
| Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|
Всего
| Виды учебной работы
| Аудиторная работа
| Индивидуальная
работа
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| 1
| Вспомогательные исторические дисциплины и их место в исторической науке.
| 1
| 12
| 2
| 4
|
|
| 6
|
| 2
| Палеография. Предмет, задачи и методы палеографии.
| 1
| 12
| 2
| 4
|
|
| 6
| Зачётная сдача алфавита
| 333
| Внешние признаки письменных источников Древней Руси XI- XV вв.
| 1
| 14
| 2
| 4
|
|
| 8
| Зачётная сдача цифровой системы
| 4
| Внешние признаки письменных источников Русского государства конца XVI- XIX вв.
| 1
| 11
| 2
| 2
|
|
| 7
| Контрольная работа по карточкам
| 5
| Внешние признаки письменных источников XX вв.
| 1
| 10
| 2
| 3
|
|
| 5
| Чтение текстов
| 6
6
| Хронология. Предмет и задачи и методы исторической хронологии.
| 1
| 10
| 2
| 3
|
|
| 5
| Промежуточный контроль
| 7
| Системы счисления времени.
| 1
| 10
| 2
| 3
|
|
| 5
| Решение задач
| 8
| Хронология в России.
| 1
| 10
| 2
| 3
|
|
| 5
| Решение задач
| 9 9
| Метрология. Предмет и задачи исторической метрологии.
| 2
| 11
| 2
| 3
|
|
| 6
| Решение задач
| 10
| Метрология XI---начала ХХ вв.
| 1
| 10
| 2
| 3
|
|
| 5
| Решение задач
| 11
| Метрическая система.
| 2
| 10
| 2
| 3
|
|
| 5
| Решение задач
| 12
| Геральдика. Предмет, метод и задачи геральдики.
| 2
| 10
| 2
| 3
|
|
| 5
|
| 13
| Происхождение гербов.
| 2
| 10
| 2
| 3
|
|
| 5
|
|
14
| Городские, областные и государственные гербы и их происхождение.
| 2
| 10
| 2
| 3
|
|
| 5
| Изготовление эскиза герба
|
15
| Генеалогия. Предмет и задачи генеалогии.
| 2
| 10
| 2
| 3
|
|
| 5
|
| 16
| Методика генеалогического исследования.
| 2
| 10
| 2
| 3
|
|
| 5
| Подготовка реферата «Моя родословная»
| 17
| Отечественная генеалогия.
| 2
| 10
| 2
| 3
|
|
| 5
| Защита реферата
|
| Экзамен
| 2
| 36
|
|
|
|
|
|
|
| ВСЕГО:
|
| 216
| 34
| 53
|
|
| 93
|
|
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов контрольныЕ вопросЫ и заданиЯ для самостоятельной работы
Охарактеризуйте традиционные задачи, решаемые с помощью методик вспомогательных исторических дисциплин.
Приведите примеры использования вспомогательных исторических дисциплин для получения выводов в области политической, экономической и культурной истории.
Раскройте содержание понятий: «комплексное использование методик вспомогательных исторических дисциплин» и «комплексное источниковедение».
Как с помощью методик вспомогательных исторических дисциплин можно определить подлинники, списки, подделки, датировку исторических источников?
Дайте объяснение причин эволюции типов письма, материала для письма, орудий письма и других палеографических признаков.
Найдите связь между орнаментикой письменных источников (книг) и украшениями материальных источников: зданий, внутреннего интерьера, мебели, одежды и т.д. Какую помощь эти наблюдения могут оказать историку?
Как можно использовать справочники бумажных водяных знаков в практической работе исследователя?
Объясните взаимоотношение Юлианского и Григорианского календарей с 1582 г. по настоящее время.
Попрактикуйтесь в переводе с Юлианского на Григорианский календарь дат событий, имевших место до 1700 г., а также событий, произошедших до и после 14 февраля 1918 г.
Вычислите по формулам К.Ф. Гаусса или Н.Г. Бережкова число Пасхи для любого года. С помощью церковного календаря определите числа нескольких переходящих праздников того же года.
В чем суть календарных реформ 1699 г. и 1918 г.?
Как процессы феодальной раздробленности и государственной централизации отразились на состоянии мер?
Назовите древние меры и метрологические понятия, дошедшие до наших дней.
Как соотносятся старые меры длины, поверхности, сыпучих тел, жидкостей и веса с метрической системой мер?
Какие из сфрагистических типов перешли из печатей XI–XII вв. на печати более позднего времени и какие из них дошли до наших дней?
Что дает наблюдение над сфрагистическим типом печатей московских князей XIV–XV вв. для изучения геральдики?
Проследите эволюцию государственного герба с конца XV в. и до настоящего времени. Дайте объяснение его символики.
Свяжите появление городских гербов с правовым развитием города, с ростом городских привилегий в условиях феодализма.
Раскройте социальную сущность дворянских гербов.
В соответствии с правилами теоретической геральдики научитесь «читать герб»: определять форму гербового щита, его деление, символику фигур и цветов, штриховку, а также титул владельца.
Охарактеризуйте цветовую символику Российского флага.
Дайте объяснение причин появления первых русских монет.
Почему период XII–конца XIV вв. получил название безмонетного?
Назовите факторы, способствовавшие возобновлению монетного производства на Руси с конца XIV в.
Как процесс централизации Российского государства отразился на нумизматическом материале?
Почему монетная реформа царя Алексея Михайловича потерпела неудачу?
В чем суть десятичной монетной системы, введенной Петром I?
Какие из денежных номиналов, введенных Петром I, дожили до настоящего времени?
Объясните происхождение названий имен, прозвищ, фамилий.
Раскройте роль топонимики для изучения этногенеза, колонизационно-миграционных процессов и занятий населения.
На конкретных примерах покажите связь геральдики с генеалогией.
Раскройте социальную сущность Табели о рангах 1722 г. как системы чинов и званий в дореволюционной России.
тематика рефератов, курсовых работ
Использование методик вспомогательных исторических дисциплин для установления подлинности рукописных источников.
Береста – «бумага» древности.
Эволюция типов письма.
Палеографические приметы бумаги.
Московское барокко в книге и архитектуре.
Художественный стиль рококо в книжной гравюре, дворцовом интерьере и одежде.
Старопечатный и гражданский шрифты. (Сравнительная характеристика).
Миниатюры Лицевого летописного свода XVI в.
Эра как исходная точка отсчета времени.
Косвенная временная информация и ее использование для датировки источников.
О чем может рассказать монетный клад.
Попытка введения новых денежных номиналов при царе Алексее Михайловиче.
Денежная реформа Петра I.
Печати должностных лиц Новгородской феодальной республики.
Печати духовенства XI–XVII вв.
Приказное делопроизводство в XVII в. и практическое применение приемов вспомогательных исторических дисциплин.
«Большая государственная книга» 1672 г. или «Корень российских государей» - блестящий образец практического использования материала вспомогательных исторических дисциплин.
Теоретическая геральдика и ее развитие.
Происхождение и символика Российского государственного герба.
Развитие геральдического художества в России.
Дворянские гербы и их социальная сущность.
Первые гербы российских городов и истоки их символики.
Губернская реформа 1775 г. и массовое составление городских гербов.
Гербы подмосковных городов.
Современные гербы и особенности их символики.
Русские ордена до 1917 г.
Чины, звания, титулы в царской России.
Ордена и медали СССР.
Меры и поверочное дело в России по законодательству 1797, 1835, 1899 годов.
Задания для практического занятия (образцы)
Определить индикт 1785 г.
В лето 6560… преставился Володимер, сын Ярославль старей в Новегороде, в неделю». Определить год и день недели.
«В лето 6573… бысть знаменье на западе, звезда перевелика, луче имуще акы кровавы, въсходящи с вечера по заходе солнечном, и пребысть за 7 дний». Определить год.
«В лето •≠SХА•, индикта •А• лето преставился великий князь Всеволод, сын Ярославль, внук Володимерь, месяца априля в •Г I• день».
Устав князя Святослава Ольговича составлен «в лето •≠SXME• индикта •E I•». Определить дату и проверить индикт.
ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
Вспомогательные исторические дисциплины, их задачи и комплексный метод использования.
Использование вспомогательных исторических дисциплин в школьной практике.
История изучения вспомогательных исторических дисциплин.
Предмет, задачи, история развития и методы палеографии.
Возникновение письменности. Славянские алфавиты: кириллица и глаголица.
Старославянский язык, изводы, церковнославянский язык.
Характеристика особенностей графики древнейшего и позднего устава.
Пергамен и береста как материал для письма.
Украшения книги в XI–XII вв. Формат.
Полуустав как тип письма.
Бумага. Использование филиграней для датировки бумаги.
Тератологический орнамент. Миниатюра, вязь.
Характеристика письменности и наиболее распространенных рукописных памятников XV–XVII вв.
Справочники бумажных водяных знаков и их практическое использование.
Скоропись как тип письма.
Украшение рукописей в XV–XVII вв.
Скоропись в XVII–XVIII вв.
Бумага и ее признаки в XVIII и XIX вв.
Украшение рукописей в XVIII и XIX вв.
Орудия письма, чернила, краски.
Предмет, задачи, история развития исторической хронологии.
Понятие календаря и древнейшие календарные системы.
Земледельческий календарь славян.
Юлианский и Григорианский календари.
Прямая и косвенная датировка.
Предмет, задачи, метод и история развития метрологии.
Меры Древнерусского государства.
Меры периода феодальной раздробленности.
Меры единого Российского государства и первые попытки их унификации.
Причины перевода русских мер на английскую систему мер. Характеристика мер.
Создание международной метрической системы мер и введение ее в России.
Предмет, задачи, метод и история развития сфрагистики.
Происхождение и виды печатей.
Княжеские печати «архаической традиции» и «греко-русского типа».
Церковные печати домонгольского типа.
Печати Новгородской и Псковской феодальных республик (XI–XV вв.).
Княжеские печати XII–XV вв. Расшатывание иконописного типа патронального святого на печатях.
Большая и малая государственная печать в XV–XVII вв.
Печати центральных и местных государственных учреждений в XV–XVII вв.
Государственная печать в XVIII–XX вв.
Государственные печати РСФСР и СССР.
Предмет, задачи, метод и история развития геральдики.
Теоретическая геральдика.
Государственный герб России. Характеристика основных и дополнительных элементов государственного герба.
Государственные гербы в послеоктябрьский период.
Дворянские гербы в России и примеры их символики.
Городские дореволюционные гербы.
Традиционное и новое в современных городских гербах.
Предмет, задачи, метод и история развития исторической ономастики.
Историческая топонимика, предмет, задачи. Роль топонимики в изучении этногенеза и колонизационно-миграционных процессов.
Историческая этнонимика, предмет, задачи, метод.
Историческая антропонимика, предмет, задачи, метод. История возникновения имени, отчества, фамилии.
Предмет, задачи, метод и история развития генеалогии.
Генеалогии дворянства, крестьянства и посадских людей. Значение генеалогии для выводов по истории.
Табель о рангах 1722 г. и развитие системы чинов и званий в дореволюционной России.
Ордена, медали, знаки отличия царской России.
Советская Наградная система, ордена и медали после 1917 г.
Ордена и медали постперестроечной России.
|