Скачать 0.6 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное государственное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) Кафедра Российской и мировой истории Одобрено УМС Юридического факультета Протокол №1 от «02» сентября 2011 г. Председатель Коноваленко В.А. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 081100 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА: БАКАЛАВР ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ
Москва, 2011г. Cодержание стр.
а) основная литература; б) дополнительная литература; в) базы данных, поисково-справочные и информационные системы
1.Цели и задачи дисциплины: Цель курса – формирование у студентов культуры исторического мышления, знания законов общественного развития, умения применять их на примере всемирного исторического процесса к истории России. Изучение курса дает возможность студентам рассмотреть в исторической ретроспективе сложнейшие социально-политические процессы, происходящие в мире и осмыслить такие актуальные теоретические проблемы во всемирной и русской истории, как демократия и диктатура, революция и реформы, политика и экономика. Овладение обширным конкретным материалом, его систематизация и новый, более высокий уровень освоения истории мировых цивилизаций, позволят студентам на основе научного знания выработать собственную точку зрения на прошлое, настоящее и будущее нашей страны. В основу изложения материала положен преимущественно проблемно-хронологический принцип: развитие истории мировых цивилизаций рассматривается с периода образования древнейших государств Азии, Европы и до наших дней. Успешному овладению курсом «История мировых цивилизаций» поможет использование таких методологических принципов, как историзм и объективность. Принцип историзма требует глубоко изучить условия и причины возникновения исторического явления, его социально-экономические корни, проследить изменения и развитие, и с учетом этого выявить современный взгляд на него. Принцип объективности обеспечивается тем, что при изучении исторического события берется совокупность всех факторов, относящихся к рассматриваемому вопросу, как позитивное, так и негативное в деятельности государственных структур, общественных организаций, политических партий, личностей. Знание всемирно-исторического опыта необходимо для выработки активной гражданской позиции и понимания современного состояния России, ее задач на будущее. Задачи дисциплины: • овладение методологией исторического анализа, спецификой предмета «История мировых цивилизаций»; • функции истории: мировоззренческая (историзм, масштабность, реализм исторического мышления), практическая (аккумуляция исторического опыта), критическая (научное обоснование новых исторических подходов); • раскрытие периодизации всемирной истории; • уяснение причин и факторов, влияющих на ход и результаты исторического развития России и ведущих стран мира; • изучение особенностей и специфики российской цивилизации в контексте мировых цивилизаций; • изучение роли истории в формировании исторической культуры, в воспитании многовариантного, альтернативного, реалистического и масштабного мышления историка в оценке событий и хода отечественной истории; • изучение всемирно исторического опыта способствует глубокому пониманию российских проблем сегодняшнего дня. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «История мировых цивилизаций» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в рамках средней школы и профессиональной подготовки. Дисциплина «История» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Курс дисциплины «Истории мировых цивилизаций» предшествует изучению курсу дисциплины «Философия», и формирует у студента основы логического мышления, умение выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и формирует гражданскую позицию. В процессе изучения истории формируются основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу. Базовые «входные» знания, которыми должен обладать студент после изучения школьного курса истории представляют собой знание основных событий и фактов мировой истории. Эти входные знания являются базой для дальнейшего углубленного изучения истории, понимания закономерностей и причинно-следственных связей, выработки умения анализировать факты и прогнозировать развитие исторической ситуации на будущее. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций у студента: - ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1); - обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3); - проявляет готовность работать в коллективе, к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм с проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4); - овладевает наследием отечественной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: закономерности общественного развития. Уметь: самостоятельно анализировать и объяснять всемирно исторические события и процессы в прошлом и современном обществе. Владеть: - навыками анализа исторических фактов и использования исторических знаний для прогнозирования современной социально-экономической и политической ситуации; - навыками всесторонней и объективной оценки исторических событий и процессов; - основными методами работы с историческими источниками, навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов и тем дисциплины Введение. История и историческая наука. История мировых цивилизаций в системе гуманитарных наук. Функции исторического знания. Предмет исторической науки. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. История исторической науки. Периодизация истории, основные направления. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Тема 1. История мировых цивилизаций в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки. ОК-1, Тема 2. Исследователь и исторический источник Источники по всемирной истории (письменные, вещественные, аудиовизуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации ОК-3 Тема 3. История Древнего Востока Понятие «история древнего Востока», его географические и хронологические рамки. Общая характеристика географической среды. Общий очерк изучения древневосточной истории. Появление государственных форм на Востоке. Вклад Шумера, Вавилонии, Египта, Индии, Китая в становлении цивилизации. Процесс заселения долины Нила. Автохтонность египетской цивилизации. Строительство великих пирамид. Социальное развитие Египта. Оформление государственного аппарата. Восточная деспотия. Социальное и экономическое развитие Египта в период Среднего и Нового Царства. Письменность древних египтян и ее характерные черты. Древнеегипетская литература. Египетская религия и ее влияние на различные сферы жизни и культуры. Основные достижения египетского изобразительного искусства и архитектуры. Возникновение у египтян научно-практических знаний. Место и значение древнеегипетской культуры в развитии мировой культуры. ОК-4 Тема 4. История Древней Греции и Древнего Рима Понятие «история античности». Античный способ образования социально-дифференцированного общества и государства. Минойская и микенская цивилизации. Периодизация. История Греции II тысячелетия до н.э. Греция XI-IX вв.до н. э. Архаическая Греция VIII-VI вв. до н.э. Великая греческая колонизация. Формирование греческих полисов. Борьба между родовой и новой знатью. Компромиссный характер реформ Солона. Преобразование Клисфена. Пелопоннес в период архаики. Формирование полиса в Аттике. Полисы других областей Греции. Греко-персидские войны и их влияние на развитие Греции. Экономика Греции в классический период. Социальная структура в классический период. Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы V в. до н.э. Пелопонесская война. Кризис полисной системы. Возвышение Македонии. Завоевательные походы Александра Македонского, создание крупнейшей мировой империи и ее судьба. Страны Восточного Средиземноморья, Передней Азии, Причерноморья в период образования эллинистических монархий. Победа римлян над греками. Условия развития древнегреческой культуры. Религия. Мифология. Градостроительство и архитектура. Литература и театр. Греческая скульптура. Развитие науки и философии. Живопись и искусство глиптики. Всемирно-историческое значение древнегреческой культуры. Первые цивилизации в Италии. Рим в царский период. Патриции и плебеи. Рим в период ранней республики. Борьба патрициев и плебеев. Римская цивитас. Борьба Рима и Карфагена за преобладание в Западном Средиземноморье. Античное классическое рабство. Экономика Рима во II – I вв. до н.э. Классовая и социальная структура Рима в период поздней республики. Аграрный вопрос и социальна борьба в Риме во II-начале I в. до н.э. Восстание Спартака. Поиск адекватной формы власти в период стремительного территориального роста римского государства. Военная диктатура Сулы. Реформы Цезаря. Падение Римской республики. Принципат Августа. Социально-экономические отношения в Римской империи в I – II вв. н.э. «Золотой век Римской империи». Кризис III в.н.э. Поздняя Римская империя. Падение Западной Римской империи. Условия развития древнеримской культуры. Религия. Мифология. Градостроительство и архитектура. Литература. Скульптура и живопись Развитие науки и философии. Развитие римского права. Происхождение христианства и его ранняя история. ОК-6 Тема 5. История европейского средневековья: ранний (V-XI вв.) и классический (XII – XV вв.) периоды. Дискуссии о хронологическом рубеже древности и средневековья и о содержании понятия «средние века». Споры вокруг понятия «феодализм». Крушение Западной Римской империи. Варварские государства после падения империи. Изменение роли сельской общины, городов и церкви. Христианизация Западной Европы. Источники складывания новой социально-политической элиты и слоя зависимых людей. Империя Карла Великого. Экономический строй. Общественный строй. Государственный строй. Личность Карла Великого. Преемники Карла Великого. Возникновение Французского королевства. Успехи процесса централизации. Предпосылки и характер крестовых походов. Итоги крестовых походов. Борьба русских земель с крестоносцами. Усиление королевской власти с начале XIV в. Борьба с папством и возникновение Генеральных штатов. Столетняя война. Жанна д'Арк – народная героиня. Налоговая и военные реформы Карла VII. Политическое объединение Франции во второй половине XV в. Христианизация Британии. Объединение Англии. Социально-экономический строй. Государственный строй. Нормандское завоевание и конец англосаксонского государства. Завершение процесса феодализации. «Книга Страшного суда». Политическое развитие Англии в конце XII – XIII вв. Великая хартия вольностей. Английский парламент в XIII – XIV вв. Возникновение сословной монархии. Развитие городов в XIV–XV вв. Война Алой и Белой розы (1455 – 1485 гг.). Восточно-Франкское королевство. Социальные отношения. Объединение восточнофранкских земель саксонскими герцогами. Итальянские походы и римская коронация Оттона I. Имперская церковь. «Римская империя» Оттонов. Отношения государей Саксонской династии с их восточными соседями. «Оттоновское возрождение». Императоры и церковная реформа. Назревание кризиса. Вормский конкордат и итоги кризиса. «Восточная колонизация». Политическое развитие Германии. «Коммунальные революции» в западноевропейских городах в период классического Средневековья. Укрепление экономического и политического положения бюргерства. Образование Византийской империи. Причины устойчивости античных социальных отношений. Организация христианской церкви. Царствование Юстиниана I. Внешняя политика Юстиниана. Вторжения славян. Древняя Русь и Византия. Походы Олега и Святослава. Крупное землевладение. Динаты. Византийский город. «Книга эпарха». Русско-византийские отношения в IX – XI вв. Владимир I. Принятие Киевской Русью христианства. Разделение христианской церкви. Церковно-политическое соперничество Рима и Константинополя. Четвертый крестовый поход и Латинская Романия. Восстановление Византийской империи. Идейно-богословская борьба в империи. Исламизация Востока. Турецкие завоевания на Балканах (1352 – 1402). Падение Византийской империи. Создание Османской империи. Трансформация средневекового западноевропейского общества в XIV–XV вв. Начало преобразования вассально-ленных связей в гражданско-государственные. Появление специализированных институтов государственной власти, изменения в налоговой системе и организации армии. Эволюция в положении зависимого крестьянства и горожан. Завершение складывания сословных структур. Сословная монархия как первая представительская политическая система. Специфика средневековой европейской культуры. Соотношение религиозной и светской, народной и элитарной культур. Сочетание локальности и универсальности в европейской культуре. Своеобразие системы образования и воспитания. Монастыри как центры образования и культуры. Средневековая светская школа и университет. Проблема преемственности античной и средневековой культуры. Место христианства как важнейшего фактора цивилизованного единства Европы. ОК-6 |
Высшего профессионального образования Тфомс, их филиалов и главных бухгалтеров лпу. Учебное мероприятие будет проходить с 5 по 17 сентября 2011 г., (заочная часть – с... | О проведении 1 сентября 2011 г Костромской области Н. В. Щадричевой от 26 июля 2011 года №232, направляет инструктивно–методические материалы для проведения в образовательных... | ||
Рабочая программа для аспирантов специальности 05. 04. 12 «Турбомашины... Рассмотрено на заседании кафедры механики многофазных систем «03» сентября 2011 г., протокол № | Рабочая программа для студентов направления 223200. 68 «Техническая физика» Рассмотрено на заседании кафедры механики многофазных систем «3» сентября 2011 г., протокол №2 | ||
Рабочая программа для аспирантов специальности 05. 04. 12 «Турбомашины... Рассмотрено на заседании кафедры механики многофазных систем «03» сентября 2011 г., протокол №2 | Программа вводится с сентября 2011-2012 учебного года и будет реализовываться... Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования муниципального общеобразовательного учреждения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины рационализм и иррационализм... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «20» сентября 2011 г. (протокол №2) | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной педагогики 14 сентября 2011 г., протокол №2 | ||
Рабочая программа для студентов направления 011200. 68 «Физика» Рассмотрено на заседании кафедры Механики многофазных систем 03 сентября 2011 года, протокол №2. Соответствует требованиям к содержанию,... | Рабочая программа для аспирантов специальности 01. 04. 14 Теплофизика... Рассмотрено на заседании кафедры механики многофазных систем «03» сентября 2011 г., протокол №2 | ||
Рабочая программа для аспирантов специальности 01. 02. 05 Механика... Рассмотрено на заседании кафедры механики многофазных систем «03» сентября 2011 г., протокол №2 | Рабочая программа для аспирантов специальности 05. 04. 12 Турбомашины... Рассмотрено на заседании кафедры механики многофазных систем «03»сентября 2011 г., протокол №2 | ||
Рабочая программа для аспирантов специальности 05. 04. 12 Турбомашины... Рассмотрено на заседании кафедры механики многофазных систем «03»сентября 2011 г., протокол №2 | Протокол №1 от Приказ №64-о от 6 сентября 2012 г. 18 сентября 2012... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Философии... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы культурологических знаний» с другими дисциплинами направления подготовки... | Протокол №1 от 10 сентября 2008 г Департамента образования г о. Баксан №212 от 22 сентября 2008г «О введении новой системы оплаты труда работников отдельных общеобразовательных... |