Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме





Скачать 444.59 Kb.
НазваниеВариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме
страница1/4
Дата публикации27.09.2013
Размер444.59 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

10 класс
ВАРИАНТ 1

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)
«Выбор веры» князем Владимиром: почему предпочтение было отдано византийскому христианству?
Повесть временных лет (ПВЛ) рассказывает о нескольких альтернативах для Руси: 1) ислам, 2) иудаизм, 3) западное христианство (католичество), 4) восточное христианство (православие). Согласно ПВЛ, Владимир делал выбор между этими религиями.

По мнению историков, к числу причин, по которым Русь стремилась принять одну из мировых религий, относятся:

- стремление войти в число образованных, культурных, цивилизованных народов;

- необходимость укрепления власти киевского князя (один Бог – один князь);

- монотеистическая религия укрепляла внутриполитическое единство государства.

Причины принятия византийского варианта христианства:

- тесные экономические связи Византии и Руси (Византия была основным торговым партнером Руси);

- политические связи, расчет на заключение военного союза с Византией;

- в княжеской дружине к 988 г. было множество варягов-христиан, принявших крещение в Константинополе;

- в Константинополе крестилась княгиня Ольга;

- согласно ПВЛ, на бояр Владимира, которых князь отправил для «испытания вер» в чужие земли, наибольшее впечатление произвело именно византийское богослужение.

Причины отказа от других монотеистических религий.

- исламские государства (кроме Волжской Булгарии) находились далеко от Руси и не имели существенного значения для ее внешней политики, кроме того, Владимиру, согласно ПВЛ, не понравились исламские ограничения в употреблении вина;

- иудейская религия не являлась на тот момент доминирующей ни в одном государстве-партнере Руси. Хазарский каганат, где иудаизма придерживалась элита государства, был разгромлен князем Святославом;

- связи с Западной Европой были менее значимыми и прочными, чем с Византией, поэтому Владимир не стал принимать крещение «от Рима». Кроме того, германские миссионеры были изгнаны княгиней Ольгой.

Задание 2. Прочитайте отрывок из исторического источника и дайте ответы на вопросы:
«1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных или купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их и мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет».
Вопросы:

1. Как называется документ, из которого приведен отрывок?(2 балла)

2. В каком году и каким правителем России был принят этот документ?(2 балла)

3. Какие другие социальные реформы были проведены данным правителем?(3 балла)

4. Какой правитель и в каком году отменил правило наследования, изложенное в данном отрывке?(3 балла)


  1. Указ о единонаследии

  2. 1714 г., Петр I

  3. 1705 г. – введение рекрутской повинности; 1721 г. – предоставление недворянам права покупать крепостных для работы на мануфактурах; 1722 г. – принятие Табели о рангах, устанавливавшей обязательную службу дворян и иерархию чинов в армии и в гражданской службе; обложение подушной податью всего населения России (за исключением дворян и служителей церкви) разделило население страны на две категории – податное и привилегированное, в связи с этим была проведена первая в России подушная перепись податного населения (1718-1724 гг.).

  4. Анна Иоанновна, 1730 г.


Задание 3. Прочитайте текст и дайте ответы на вопросы:
В этот период руководитель СССР впервые посетил другой континент, а в Советском Союзе прошел международный фестиваль молодежи и студентов. Этот период в истории СССР также называли временем «башмачной дипломатии».

Вопросы:

1. О каком периоде идет речь? Укажите его хронологические рамки. (3 балла)

2. Назовите руководителя СССР, возглавлявшего государство в это время, и укажите, какие посты он занимал. (3 балла)

3. Дайте характеристику основных событий внешней политики периода «башмачной дипломатии». (4 балла)

1. Период «оттепели», 1953-1964 гг.

2. Н.С. Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета министров СССР.

3. В 1956 г. СССР был взят курс на политику «мирного сосуществования» со странами Запада, но периоды «потепления» сменялись периодами обострения «холодной войны». СССР заключает мирный договор с Австрией и договоры с ФРГ, Японией о прекращении состояния войны и установлении дипломатических отношений. В 1955 г. главы СССР, США, Великобритании и Франции встретились в Женеве с целью обсуждения советского проекта Общеевропейского договора о коллективной безопасности. В 1955 г. создается ОВД. В 1956 г. произошло подавление антикоммунистического восстания в Венгрии. Осложняются отношения с Албанией и Китаем. В 1959 г. США и СССР подписали соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Хрущев нанес визит в США. В 1960-е гг. отношения обострились из-за нарушения границы СССР американским самолетом-разведчиком (1960), Берлинского кризиса (1961) и Карибского кризиса (1962). Несмотря на это, в 1963 г. СССР, США и Великобритания подписали договор о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

10 класс
ВАРИАНТ 2

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)
Московское княжество в XIV в.: предпосылки и причины возвышения

1.  Умелая политика московских князей:

- постоянно заботились об увеличении своих земель

- интенсивно строили города, храмы для привлечения населения в эти районы

- умели извлечь выгоду из отношений с Золотой Ордой

- ввели институт наследования престола от отца к сыну

2. Массовый приток населения из южных княжеств, подвергавшихся постоянным набегам

3. Помощь церкви и сочувствие духовенства (митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву)

4. Защищенность от внешней угрозы со стороны Золотой Орды и Великого княжества Литовского (Литвы) другими русскими землями (геополитический фактор)

5. Водный путь по Москве-реке, использовавшийся для торговли и взимания пошлин (географический фактор)

Задание 2. Прочитайте отрывок из интервью премьер-министра Великобритании Энтони Идена и дайте ответы на вопросы:
«Истоки ее были исключительно испанскими. Мятежу правых сил в 1936 году предшествовало в 1934 году восстание левых…

Прошло всего четыре дня, а вся Испания уже была охвачена огнем. Республиканское правительство сражалось против мятежников, возглавляемых генералом Франко. Мятеж вспыхнул сначала в испанском Марокко, а затем в основных гарнизонах. Чтобы с ним бороться, у республиканцев не было еще организованных сил».
Вопросы:

1. Назовите событие, о котором идет речь. Укажите его хронологические рамки. (2 балла)

2. Назовите идейно-политические силы (или партии), которые представляли правых и левых.(2 балла)

3. Какую сторону в этом конфликте поддержал СССР?(3 балла)

4. Назовите трех крупных советских военачальников, принимавших участие в этом событии в Испании.(3 балла)


  1. Гражданская война в Испании, 1936-1939 гг.

  2. Правые – фашисты (Испанская фаланга и Хунта национал-синдикатистского наступления), консерваторы (Испанская конфедерация автономных правых – СЭДА), консервативно настроенные офицеры и генералы. Левые – Народный фронт (республиканцы): Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), Коммунистическая партия Испании (КПИ), Левая республиканская партия, Республиканский союз.

  3. Народный фронт (республиканцев).

  4. Н.Н. Воронов (во время Великой Отечественной войны – начальник артиллерии Красной армии), Н.Г. Кузнецов (нарком Военно-морского флота), Р.Я. Малиновский (командующий фронтами), Д.Г. Павлов (командующий фронтом), Я.М. Смушкевич (в 1939 г. – начальник Военно-воздушных сил РККА, арестован до начала Великой Отечественной войны и расстрелян). (Должности военачальников приведены для ознакомления и не являются обязательным элементом при оценивании).



Задание 3. Прочитайте текст и дайте ответы на вопросы:
В начале этого события произошло солнечное затмение, что было воспринято как дурной знак. Современниками этого события были галицкий князь Ярослав Осмомысл и великий князь владимирский Всеволод. Участие в этом событии принимали Гзак и Кончак. Известий о результатах этого события с особенным нетерпением ждали в Путивле.
Вопросы:

  1. Назовите описанное событие. В каком году оно произошло?(3 балла)

  2. Какой литературный памятник содержит наиболее полное описание этого события? Какие другие литературные памятники Древней Руси XI – первой трети XIII в. Вы знаете?(3 балла)

  3. Частным случаем какого длительного противостояния в истории Древней Руси X – первой трети XIII в. являлось это событие? Дайте характеристику этого противостояния и укажите его основные вехи.(4 балла)


1. Поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев (1185 г.).

2. «Слово о полку Игореве». Другие литературные памятники Древней Руси (XI – первой трети XIII в.): «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Хождение игумена Даниила», «Чтение (Сказание) о Борисе и Глебе», «Киево-Печерский патерик», жития святых («Житие св. Бориса и Глеба», «Житие св. Феодосия Печерского», «Житие преподобной Евфросинии Полоцкой»). Должно быть указано не менее трех памятников литературы.

3. Противостояние Руси со Степью (кочевыми народами).

Вехи:

- появление печенегов (начало X в.)

- гибель князя Святослава в бою с печенегами (972 г.)

- строительство оборонительных сооружений вокруг Киева князем Владимиром (990-е гг.)

- окончательный разгром печенегов Ярославом (1036 г.)

- появление половцев у границ Руси (1054/1055 г.)

- первое нашествие половцев на Русь (1068 г.)

- гибель кн. Изяслава Ярославича в битве с половцами (1078 г.)

- поход на половцев русских князей под руководством кн. Владимира Мономаха (1111 г.)

- поход Игоря Святославича на половцев (1185 г.)

- разгром русских и половецких войск на р. Калке монголо-татарами (1223 г.).

Характеристика: Постоянным фактором в истории Древней Руси являлась угроза со стороны степных кочевников. В южнорусских степях последовательно сменяли друг друга такие кочевые народы, как венгры (угры), печенеги, половцы. Русские князья вели войны с кочевниками, защищали свои княжества от их набегов. При этом периодически кочевые народы использовались русскими князьями в междоусобных войнах. Некоторым кочевым народам (черные клобуки, торки, берендеи) было позволено поселиться в пределах русских княжеств с тем, чтобы они защищали Русь от набегов других кочевников. Наиболее значительную роль в истории Древней Руси (если исключить монгольский период) сыграли половцы. Первоначально отношения с ними носили исключительно враждебный характер. Постепенно характер отношений с половцами изменяется. С половцами заключаются союзы и династические браки (самый известный – брак Юрия Долгоруского и дочери половецкого хана Аепы), их используют русские князья в борьбе друг с другом. В 1222 г. в южнорусских степях появляются монголо-татары, которые разгромили половцев и русских в битве на р. Калке (1223 г.). С конца 1230-х гг. монголо-татары окончательно подчиняют себе остальные степные народы на границах Руси и саму Русь.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

10 класс
ВАРИАНТ 3

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)
Реформы середины XVI в. в системе государственного управления: становление сословно-представительных структур
Создание при Иване IV Избранной рады (конец 40-х гг. XVI в.), ее состав (А.Ф. Адашев, И. М. Висковатый, Сильвестр и др.) Разработка Избранной радой программы реформ, целью которых было восстановление работы центрального государственного аппарата, подорванного острой борьбой за власть в 1530-1540-х гг., устранение кризисных явлений, связанных с системой кормлений.

Созыв в феврале 1549 г. первого Земского собора – Собора примирения, его значение. Состав Земских соборов, их функции, период деятельности в трактовке историков. Земские соборы и представительные учреждения на Западе: сравнительный анализ.

Расширение и укрепление центральных органов государственного управления. Создание приказов.

Земская реформа 1555–1556 гг.: ее цель и результаты. Ликвидация системы кормлений на основной территории государства, переход функций суда и управления в городах и на черносошных землях к выборным земским старостам и расширение круга обязанностей губных старост – выборных представителей местных землевладельцев, избираемых на тех землях, где преобладало землевладение детей боярских.

Противоречивые результаты реформ 50-х гг. XVI в.: определенное ограничение государственной власти в пользу органов сословного представительства и одновременное расширение и укрепление центрального аппарата, стремившегося подчинить своему контролю органы местного самоуправления.

Задание 2. Прочитайте отрывок из работы историка Зеньковского и дайте ответы на вопросы:

«Организатором первой дошедшей до сведения властей гари в Новгородском краю был некий поп Петр села Фёдово Ново-Торжского уезда. Ночью с 9 на 10 марта 1682 года его последователи из деревень Блюдиха и Будово и из погоста Прутна в числе полусотни человек покончили с жизнью добровольным аутодафе. Встревоженные власти послали в село Фёдово пристава, чтобы остановить дальнейшее распространение самосжиганий, но местные крестьяне спрятали священника и чуть не убили самого пристава. Дальнейшие посылки властей для уговора ни к чему не привели, но когда в деревню были посланы стрельцы, то население встретило их крайне враждебно, избило до “полумертвия” дьячка Егорку, прислужника Федьку Санина и пристава Прошку Сидорова, так что сопровождавшие их стрельцы — всего пять человек — и десятские с перепуга разбежались. К сожалению, дальнейшее развитие событий в Фёдове осталось ввиду отсутствия последующих документов неизвестным, но и сохранившиеся данные показывают, как решительно были настроены крестьяне, решившие защищать своего проповедника гарей. Во время другой новгородской гари сгорели шестнадцать человек, но главные районы распространения самосжиганий лежали не непосредственно около Новгорода, но далее на восток в Поморье, в землях старой новгородской колонизации».

Вопросы:

  1. Укажите причины «гарей», о которых говорится в тексте. (2 балла).

  2. Как связаны самосожжения с решениями церковного собора 1666-1667 гг.?(2 балла)

  3. Известны ли самосожжения за пределами Новгородской земли? Аргументируйте свой ответ. (3 балла)

  4. Какую политику проводил Петр I по отношению к последователям идей попа Петра и других священников, разделявших его идеи? (3 балла).



1. Церковные реформы патриарха Никона, проведенные в середине XVII в., привели к расколу в русской церкви на никониан и старообрядцев. Одной из форм протеста старообрядцев против нововведений в богослужебных книгах и обрядах стали самосожжения («гари»).

2. Этот церковный собор предал анафеме всех, кто не принял реформы Никона, и возложил на них вину за раскол в русской православной церкви. Старообрядцев стали называть раскольниками и преследовать.

3. Да, наиболее массовыми были самосожжения на Урале и в Сибири.

4. Старообрядцы были обложены двойной подушной податью, воинские команды разыскивали укрывавшихся от властей раскольников (т.е производилась «выгонка скитов».
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме iconЗадание по математике для группы э-14
Задание по математике состоит из 3 частей: 1 задание по теме «Сечения многогранников», 2 задание по теме «Правильные многогранники»,...
Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, рецензия на ответ товарища...
Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме iconМарафон-2010 3 класс 2 тур ответы задание ответ
Ответ: не хватает информации о длине тела медведей, обитающих в среднеевропейской части России
Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме iconЧто такое реферат?
Рефератом называется письменный, развернутый ответ на заданную тему с использованием знаний компетентных в данной области людей
Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме iconУрок: математика + экология в 5-м классе по теме
Материал к уроку: картинки с изображением лекарственных растений, карточки с заданиями, жетоны для оценивания учащихся (красный –...
Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме iconВариант №1 Демоверсия теста по математике (1 курс, 1 семестр) Решите...
Обсуждение сборника аналитических (статистических) материалов по итогам участия выпускников области в егэ и в новой форме в 2008-2009...
Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме icon Задание 1
Подумайте и напишите внутришкольные факторы, которые негативно влияют на здоровье ребенка в образовательном процессе?
Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме iconСочинение Почему для Катерины невозможен путь Варвары? развернутый...
Каковы главные причины лежания Ильи Ильича Обломова в романе Гончарова «Обломов»?
Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме iconДемовариант Тест по математике (заочный факультет) Вариант №1 Решите...
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении,...
Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме iconПамятка по организации исследования
...
Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме iconРабочая программа по предмету «Литература» 5 класс
Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ) к сложному (развёрнутый ответ...
Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме iconРабочая программа по предмету «Литература» 5 класс Рассмотрена на заседании мо
Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ) к сложному (развёрнутый ответ...
Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме iconКонтрольная работа по теме: «Грибы. Лишайники» Задание Выберите один...
Муниципальное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме iconРабочая программа по технологии (вариант для девочек) 5-8 класс
Обслуживающий труд, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии...
Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме iconЭратосфен Аристотель Пифагор. Задание базового уровня Задание: Отметьте...
Ю. Н. Кульчина о проведении конкурса на соискание премий дво ран имени выдающихся ученых Дальнего Востока России, Президиум Дальневосточного...
Вариант 1 Задание Напишите развернутый ответ по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель : через контрольно-оценочные действия проверить и оценить уровень овладения учащимися известными способами действия ( выборочный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск