КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ I. Требования к речи учащихся
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая:
1) содержание высказывания;
2) логическое построение;
3) речевое оформление.
Учащиеся должны уметь:
— создавать высказывание на тему, соблюдая ее границы;
— отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;
— излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
— правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
— строить высказывания в определенном стиле (научном, публицистическом, разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, конференции, собрании, экскурсии и т.д.);
— отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;
— оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных слов.
Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.
Учащиеся должны владеть навыками беглого, выразительного, осмысленного чтения.
II. Формы организации письменного контроля знаний учащихся
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
- упражнения по русскому языку,
- планы статей учебников,
- диктанты,
- сочинения,
- изложения,
- письменные ответы на вопросы и т.д.
По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значительных тем программы,
- в конце учебной четверти,
- в конце полугодия.
Примечания
ü Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями.
ü В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу.
ü При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.
ü Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.
III. Содержание письменных контрольных работ
Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся являетсяконтрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе контроля.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Текст контрольного диктанта должен включать:
а) орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение которой проверяется в настоящее время (2-3 случая);
б) основные и важнейшие орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки из числа изученных ранее (1-3 случая).
Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных правил в тексте контрольного диктанта:
Класс
| Количество слов
| Количество орфограмм
| Количество пунктуационно смысловых отрезков
| 5
6
7
8
9
| 90 – 100
100 – 110
110 – 120
120 – 150
150 – 170
| 12
16
20
24
24
| 2-3
3-4
4-5
10
15
| С помощью контрольного диктанта проверяется:
Время проведения диктанта
| Что проверяется
| 1.Начало учебного года (по итогам повторения изученного в предыдущем классе)
| 1.Степень угасания правописных навыков.
2.Прочность овладения навыками правописания
| 2.Конец изучения темы
| 1.Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в данной теме
2.Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в предыдущей теме (всех, если их не более трех, или основных)
3.Усвоение основных и важнейших орфограмм и правил пунктуации, изученных в предшествующих темах
| 3.Конец года
(по итогам заключительного повторения)
| 1.Усвоение основных орфограмм и правил пунктуации, с которыми учащиеся познакомились в данном классе.
2.Усвоение основных и важнейших орфограмм и пунктуационных норм, которые изучались в течение учебного года
| Контрольная работа может состоять из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и наиболее трудными орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
Класс
| Количество слов
| 5
6
7
8
9
| 15 – 20
20 – 25
25 – 30
30 – 35
35 – 40
| 10 – 11
| не менее 40 слов
| Примечание: до конца первой четверти (в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса. Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения.
Рекомендуемое число контрольных работ
Класс
Виды
контроля
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| диктант
| 8
| 8
| 6
| 5
| 3
| изложения
| 2
| 2
| 2
| 3
| 3
| сочинение
| 2
| 2
| 2
| 2
| 4
| В 10-11 классах кафедра методики преподавания русского языка, литературы и МХК МИОО рекомендует проводить следующее количество контрольных работ по русскому языку:
Класс
Виды
работ
| 10 класс
1 час в неделю/ 2 часа/ 3 часа/ 4часа
| 11 класс
1ч./ 2ч./3ч./4ч.
| Диктант
| 3/6/9/12
| 2/4/6/8
| изложение
| 2/4/6/8
| 3/6/9/12
| Сочинения по литературе в 10-11 классах обычно проводятся после изучения каждой монографической темы. Кафедра методики преподавания русского языка, литературы и МХК рекомендует следующее количество сочинений: в каждом полугодии не менее 4, причем 2 – классных сочинения и 2 домашних.В конце учебного года рекомендуется в 10 классе проводить итоговое сочинение, в 11 классе – предэкзаменационное сочинение или изложение (на выбор учащихся).
|