МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра истории, политологии и социологии
УТВЕРЖДЕНО
На заседании учебно-методической комиссии института (факультета)
«__»____________20__г.
Протокол №___
Председатель УМК
_________________
Фамилия И.О., подпись
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
«Социология» Направление подготовки (бакалариат)
«Биология» Квалификация (степень) выпускника
бакалавр Форма обучения
очная Блок дисциплин (в соответствии с учебным планом направления или специальности)
Семестр_____. 7
Всего учебных занятий – 104 часов
В том числе:
Аудиторные 50час, из них:
Лекции – 16 часов
Практические занятия – 34 часов
Самостоятельная работа – 54 часов
Форма текущего контроля – контрольная работа
Промежуточный контроль – зачёт
Сыктывкар 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра истории, политологии и социологии
Учебно-методический комплекс
дисциплины (модуля)
«Социология» Направление подготовки (Специальность)
«Биология» Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Форма обучения
очная
Сыктывкар 2012
Лист согласования и утверждения рабочей программы Авторы рабочей программы (УМК) к.и.н. Зезегова О.И. Рабочая программа (УМК) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования направления (профиля) 020201.65 «Биология» Рабочая программа (УМК) рассмотрена и одобрена на заседании кафедры истории, политологии и социологии
Протокол заседания №2 от «13» сентября 2012 г.
Заведующий кафедрой
д. и.н., профессор Г.Ф. Доброноженко Согласовано:
Председатель учебно-методической комиссии института гуманитарных наук, к.и.н. Афанасьева Ю.С.
СОДЕРЖАНИЕ
Цели освоения учебной дисциплины 3
Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3
Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины 3
Структура учебной дисциплины 4
Образовательные технологии 5
Формы текущего и итогового контроля 5
Самостоятельная работа студентов 5
Семинарские занятия 8
Приложение 1. Примеры оформления библиографического списка 27
Приложение 2. Тесты для самопроверки знаний 29
Приложение 3. Рекомендуемые интернет-сайты 151
Приложение 4. Темы эссе. Методические рекомендации к написанию эссе. 152
Цели освоения учебной дисциплины
Сформировать цельное представление об обществе; понимать законы развития общества; анализировать окружающие социальные явления и процессы, происходящие в мире и России (общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, религиозных, экономических и политических конфликтов), формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные; привить основы социологического мышления.
Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина входит в раздел Б.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» и составляет 3 кредита (зачетных единицы).
Для изучения дисциплины «Социология» необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе при изучении дисциплины «Обществознание».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные закономерности развития общества;
- основные социологические понятия;
- опросные и неопросные методы социологического исследования;
- классические и современные социологические теории;
- социальные проблемы современного российского общества
Уметь:
- самостоятельно анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
- применять полученные социологические знания в профессиональной деятельности;
- корректно и аргументировано формулировать свою мысль в устной и письменной форме;
Владеть:
- навыками целостного подхода к анализу проблем общества; Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению ВПО 020400 «Биология». Общекультурные (ОК):
- приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);
- использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7);
Структура учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
№ п/п
|
Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы (в час.)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям)
| В том числе
| лекции
| Практические занятия
| СРС
|
1.
| Вводная часть
| Тема 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
| «Входное тестирование».
| .
2.
| Основная часть
| Тема 2. Прикладные социологические исследования. Методы социологических исследований
|
1
|
2-15
|
| 4
|
| Участие в семинарских занятиях. Составление анкеты на тему «Досуг молодежи г. Сыктывкара»
Деловая игра.
Дебаты.
Портфолио.
Составление тематических таблиц по учебной и научной литературе.
Написание творческой контрольной работы.
| Тема 3. Классические социологические теории.
| 2
|
| 2
| Тема 4. Современные социологические теории.
| 2
|
|
| Тема 5. Российская социологическая мысль
|
| 2
|
| Тема 6. Общество как социокультурная система. Социальные изменения. Подходы к развитию общества.
| 2
| 2
|
| Тема 7. Социальный институт. Социальная организация.
| 2
| 2
|
| Тема 8. Семья как социальный институт
| 2
| 2
|
| Тема 9. Мировая система и процессы глобализации
|
| 4
|
| Тема 10. Социальные группы и общности
| 2
|
|
| Тема 11. Социальная структура. Социальное неравенство. Социальная стратификация и мобильность.
|
| 4
|
|
| Тема 12. Культура как социальный феномен.
|
| 2
|
| Тема 13. Личность и общество. Понятие социального статуса.
| 4
|
|
| Тема 14. Социальное поведение и социальный контроль. Девиантное поведение
|
| 4
|
| Тема 15. Религия как социальный феномен.
|
| 2
|
|
3.
| Закрепление материала
| Социальные проблемы современного российского общества
|
|
|
| 2
|
|
| Закрепление материала
| 1
| 16
|
| 2
| 4
| Итоговое тестирование
|
|
Итого: 108 часов
|
|
|
18
|
34
|
54
|
|
Образовательные технологии
В курсе используется как традиционные технологии, сочетающие обзорные лекции по ключевым проблемам курса и семинары, так и активные формы проведения занятий –интерактивные технологии: деловая игра (ОК-3, ОК-7), дебаты (ОК-3, ОК-7), семинар пресс-конференция (ОК-3, ОК-7, ), а также организация самостоятельной работы студента (СРС).
Для организации текущего контроля используется тестирование, составление анкеты ОК-3, ОК-7), написание творческой контрольной работы (ОК-3, ОК-7).
Формы текущего и итогового контроля
Основной формой текущего контроля является оценка участия студентов (их активность) в работе на семинарских занятиях. Наиболее предпочтительной является групповая работа студентов. Навыки письменного изложения проверяются в ходе написания творческой контрольной работы, в которой студенты должны отразить не только обсужденные в рамках семинаров подходы, но и выразить свою собственную позицию по вопросу и обосновать ее.
В конце курса проводится зачет.
Оценка по курсу является накопительной. Каждый студент для получения зачета обязан набрать не менее 55 баллов. Первая часть складывается из средней оценки активности каждого студента на семинарах, деловой игре, в дебатах. Каждый студент не менее одного раза обязан выступить на семинаре. Вторая часть – составление анкеты на тему «Досуг молодежи г. Сыктывкара» и оценки за творческую контрольную работу. Третья часть оценки складывается из результатов решения тестовых заданий по каждой теме и итогового тестирования по всем темам, а также письменных ответов студентов на открытые вопросы по пройденному материалу на зачете.
Итоговые баллы по дисциплине рассчитываются по портфолио. Портфолио – это индивидуальные образовательные достижения каждого студента по курсу «Социология». В портфолио входят доклад(-ы) студента (не менее одного); лекционный материал; творческая контрольная работа; работы, определяющие творческую активность (результаты дебатов, деловой игры, пресс-конференции); результаты тестовых испытаний; таблицы, составленные на практических занятиях.
Самостоятельная работа студентов
Лекция один из видов обучения в вузе. В лекции излагаются основные ключевые проблемы, терминология, приводятся примеры. Накануне лекции необходимо повторить содержание предыдущей лекции (а также пролистать тетради по обществознанию или перечитать школьный учебник обществознания, если эта тема была представлена в них), а затем посмотреть тему очередной лекции по плану лекций и прочитать краткое содержание, ознакомиться со знаниями и навыками, которые должны быть выработаны при изучении темы. Целесообразно вести записи (конспекты) лекций в отдельной тетради с оставлением полей для дополнений во время самостоятельной работы при чтении учебников и учебных пособий. При конспектировании лекций необходимо выделять темы и разделы, подчеркивать термины, ключевые слова и основные моменты.
Посещение и работа на лекции – 0,5 балла за 2 академических часа.
|