Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения»





Скачать 108.19 Kb.
НазваниеКонспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения»
Дата публикации17.10.2013
Размер108.19 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Конспект урока по обществознанию в 8 классе
по теме «Семейные правоотношения»

Учитель МОУ СОШ №42 пгт Шерловая Гора Перебоева Ольга Васильевна

Цель урока: познакомясь с правовой базой современной семьи в Российской Федерации и правовым разрешением семейных проблем, учащиеся смогут выделить особенности правового регулирования семейно-брачных отношений и основные права и обязанности родителей и детей в семье.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, проверка знаний и практическое выполнение заданий). Работа в группах.

Задачи урока:

Обучающие:

  • дать знания и представление о семье, семейных ценностях, семейных проблемах;

  • познакомить с семейным законодательством.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные способности, внимание, логическое мышление;

  • формировать навыки обобщения и анализа;

Воспитательные:

  • прививать навыки цивилизованного (правового) разрешения конфликтов и споров в современном обществе

  • воспитывать культуру делового общения.

Ожидаемые результаты

В результате изучения темы учащиеся смогут:

  • Давать объяснения понятиям: «семья», «брак», «усыновление», ЗАГС, «развод», «брачный договор».

  • Знать особенности правового регулирования семейно-брачных отношений, основные права и обязанности родителей и детей в семье;

  • Понимать различия между моральным и правовым регулированием семейных отношений;

  • Уметь формулировать свои идеалы в области семейных отношений, разрешать противоречия, возникающие в семейной жизни

  • Осознавать единство своих прав и обязанностей в семье, необходимость уважения прав всех членов семьи.

  • Занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права.


Оборудование и материалы

Компьютер (песня «Дружная семья»). Конституция РФ. Семейный кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ. Анкета, выдержки из Семейного кодекса РФ, карточки с заданиями.

Опорные знания

.Даты и события: декабре 1995 г - Семейный кодекс РФ был принят Государственной Думой РФ

Понятия: брак, семья, органы опеки и попечительства, усыновление, ЗАГС, развод, брачный договор.

УУД (условные обозначения):

Регулятивные УУД – *

Личностные УУД – @

Познавательные УУД - #

Коммуникативные УУД - &



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Предполагаемый результат

Мотивация

«Сегодня мы будем обсуждать тему, которая касается каждого из нас. О чем мы будем говорить на уроке, это слово скрыто в загадках. Первые буквы слов – загадок составляют слово, скрытое в квадратах».


1

2

3

Ь

4


1.Как называется состояние человека, когда ему «летать хочется»? (счастье).

2.Дерево, украшающее дом в Новый год. (ель)

3.Она - жена, он -…? (муж)

4.Его подбросила греческая богиня ссор и раздоров на пир богов. (яблоко)

Вопрос к классу: с какими понятиями у вас ассоциируется слово «семья»?

(учитель вокруг слова «семья» записывает слова, которые обучающие называют)



Учащиеся разгадывают загадки, заполняя квадратики

Учащиеся называют слова «дом», «уют», «дети», «доброта», «поддержка», «любовь» и т.д,

*


@

&



Отгадают слово «семья»

Вывод. Сколько бы не прошло лет, веков, тысячелетий люди всегда будут стремиться создать семью, без которой нет дома, любви, тепла.

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Конечно о семье, но говорить мы будем о семейных правоотношениях (тема появляется на слайде1)

Что называется правоотношением?


Ответы ребят


*

&

@

#




Учащиеся определяют тему урока.

- Давайте познакомимся с планом работы и поставим себе цель на урок. (план на слайде




*@




Проблема

Я уверена, что не найдется на свете человека, которого не интересовала бы тема семьи. Мы с вами не исключение.

Но вот что интересно, люди стремятся создать семью, семьи создаются добровольно, на моральных принципах, т.е. любовь, взаимоуважение, взаимодоверие. Но тем не менее существует в законодательстве право, которое регулирует семейные отношения. Вам не кажется, что в этом заключается противоречие. Что дает семейное право? И нужно ли оно?










Информационно-аналитический блок


Но прежде чем мы ответим на этот вопрос, попробуем дать определение понятию «семья».

Что же такое семья? (можно поработать со словарем)

Ответы ребят

* &

@#

Учащиеся дадут свое определение понятию «семья».

Давайте сравним два понятия семьи. В прошлом году мы определили семью как малую группу людей, объединенных брачными и кровнородственными узами, связанных общностью быта, взаимопомощью и моральной ответственностью (Появляется определение на Слайде 3).

Правоведы (юристы) определяют семью как круг лиц, связанных неимущественными и имущественными правами и обязанностями, которые вытекают из отношений брака, родства или усыновления (Появляется определение на Слайде 4).

В чем вы видите разницу? (Слайд 5)

Во втором определении речь идет о семейном праве. Что такое «семейное право», какие отношения оно регулирует? (работа со словарем)

Учащиеся слушают и смотрят на слайды

Сравнивают два понятия и выделяют разницу

Находят определение понятию 2Семейное право»

*

@

#


Учащиеся смогут увидеть разницу при анализе двух определений понятия «семья»

Отрасль права, регулирующая отношения между супругами, между родителями и детьми, между усыновителями и усыновленными, называется семейным правом. (Слайд 6)

Как вы думаете, какие юридические документы регулируют семейные отношения?

После заслушивания ответов, учитель: Вы правы, семейные отношения в РФ регулируют следующие юридические документы: (демонстрирует документы)

-Конституция РФ

-Гражданский кодекс РФ

-Уголовный кодекс РФ

-Жилищный кодекс РФ

-Семейный кодекс РФ и другие правовые акты.

Записывают в тетрадь определение понятия «семейное право»


Ответы учащихся

*

@

#



Обучаемые смогут назвать основные юридические документы, как Конституция РФ и Семейный кодекс РФ и т.д.

Семейный кодекс РФ был принят в декабре 1995 г. Государственной Думой РФ, с 1 марта 1996 г. введен в действие. – прошу записать в тетрадь

Состоит из 8 разделов, 22 глав и 170 статей, которые регулируют следующие отношения: (Слайд 7)

1.Условия и порядок вступления в брак

2. Прекращение брака и признание его недействительным

3. Личные имущественные отношения между членами семьи

4. Права и обязанности супругов

5. Права и обязанности родителей и детей

6. Алиментные обязательства членов семьи

7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

8. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства


Ребята записывают в тетрадь


*

@

#







Что нужно для того, чтобы создать семью?

Что такое брак?

С какого возраста в РФ можно вступить в брак? Где заключается брак? Каковы препятствия к заключению брака? Об этом вы узнаете, прочитав наш учебник стр. 135

Учащиеся после чтения текста учебника, отвечают на вопросы:

- Что такое брак?

- С какого возраста в РФ можно вступить в брак?

- Где заключается брак? - Каковы препятствия к заключению брака?

*

&

@

#


Учащиеся конкретно ответят на поставленные вопросы, используя материал учебника

Как вы думаете, что регулирует семейное право?

Давайте поработаем по группам и определим:

1 группа – права и обязанности супругов, стр. 136

2 группа – права и обязанности родителей, стр. 138

3 группа – права и обязанности детей в семье, стр. 139
На примере решают правовые ситуации:

  1. на стр. 138

  2. Стр. 139

*

&

@


Учащиеся, выделяя особенности правового регулирования, отмечают важность семейного права и назвают основные права и обязанности, супругов, родителей и детей в семье




Что дает семейное право? И нужно ли оно?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо поработать с юридическими документами, решить правовые ситуации из жизни.

Для этого я хочу предложить вам игру. Все мы представители известной адвокатской фирмы «Узы Семьи» специализирующейся на семейных конфликтах. В нашей фирме проводится конкурс на право стать «Ведущей адвокатской группой». Условия конкурса следующие: необходимо рассмотреть заявления 3 клиентов и оказать им квалифицированную юридическую помощь. Как мы построим нашу работу? Каждая адвокатская группа проработает все 3 ситуации, но в определенной последовательности, отвечая на свой круг вопросов. Инструкции к деятельности я буду давать на каждом этапе. Успех фирмы зависит от согласованной работы в группах

Первый этап. Инструкция учителя: Прочитать свою ситуацию и выделить юридические проблемы, записав их в карточку. Время ограничено – 5 минуты

Передача карточек между группами 1 2 3

Второй этап. Инструкция учителя: Прочитать и выяснить какие статьи Семейного кодекса РФ помогут разрешить эти проблемы, для этого обращаемся к Приложению 3. Внимание, ребята если, на ваш взгляд в ответе на 1 вопрос допущена ошибка или неточность вы имеете право исправить или дополнить. Время ограничено – 4 минуты.

Передача карточек между группами 2 3 1

Третий этап. Инструкция учителя: Прочитать и предложить правовые (цивилизованные) способы разрешения ситуации. Время ограничено – 4 минуты.

Передача карточек между группами 3 1 2


Работа в группах с документами.

Учащимся предлагаются рабочие листы с извлечениями из Конституции РФ и Семейного кодекса.

Учащиеся по группам рассматривают ситуации:

Приложение 2 и

Приложение 3, выполняя инструкции учителя:


*

&

@

#



Учащиеся смогут показать свои умения работать с документами и, прочитав ситуацию, смогут выделить юридические проблемы, разрешить эти проблемы и выделить статью закона, которая регулирует семейные правоотношения.

Практическая часть – в форме игры




После работы в группах идет обсуждение документов и ребята пытаются разрешить проблему: Что дает семейное право? И нужно ли оно?







Рефлексивно-оценочный блок

Прошу сдать все заполненные каждой адвокатской группой карточки, на которых указана ситуация клиента, юридические проблемы, статьи закона, способы решения ситуации.

Благодарю всех адвокатов за проделанную работу. И как глава фирмы, хочу повысить вам зарплату и в этом вы мне поможете, но для этого оцените себя.


Ребята оценивают себя по карточке:

Оцените свою работу на уроке по 10-балльной шкале

Критерии оценки:

1.Весь урок активно работал, материал урока освоил полностью – 10 баллов;

2.Часто работал на уроке, материал урока освоил на 80 %- 8 баллов;

3.Работал на уроке добросовестно, редко отвечал, материал освоил на 50% - 5 баллов;

4.Работал плохо, редко отвечал, материал не понял – 3 балла.

В чём, по вашему мнению, причины низкой самооценки_____________


*

&

@


Учащиеся смогут оценить свою работу на уроке

Рефлексия

Вопросы для обучающихся:

-Что нового вы сегодня узнали?

- Как вы думаете, пригодятся ли знания, полученные при изучении темы в реальной жизни?

Прошу вас посмотреть цель, которую вы поставили себе на урок. Кто выполнил?
Для чего нужно семейное право, какие отношения оно регулирует?

Ответы ребят

Некоторые ребята, по просьбе учителя, зачитывают свою цель и говорят как выполнена она..

*

@





Домашние задание


Параграф 24, вопрос 2 стр. 141

Какие проблемы, возникающие в семье, не регулируются Семейным кодексом РФ? Обсудите с родителями.


Записывают домашнее задание в дневники








Список использованной литературы:

  1. Учебник Соболева О.Б.«Обществознание: право в жизни человека, общества и государства» 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2011.

  2. Пособие к программе «Основы планирования семьи и здорового образа жизни», Российская ассоциация Планирования семьи. – М., 1997.

  3. Семейный кодекс РФ. Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения» iconТема: «Семейные правоотношения»
«Семейные правоотношения». Определить особенности важной и сложной отрасли действующего на территории Российской Федерации, законодательства...
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения» iconПравоотношения в конституционном праве
Таким образом, общественное отношение является объектом правоотношения. Содержанием правоотношения можно назвать права и обязанности...
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения» iconКонспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая...
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево»
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения» iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения» iconКонспект урока по обществознанию в 10-м социально-гуманитарном классе...
Учебник «Обществознание 10 класс профильный уровень. Авторский коллектив под руководством Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н....
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения» iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения» iconРазработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения» iconКонспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель...
...
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения» iconКонспект урока по обществознанию по теме «Экономика и государство»
На изучение данной темы отводится два урока. В ходе первого урока учащиеся изучают
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения» iconПлан урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения» iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения» iconКонспект урока по английскому языку в 5 «А» классе по теме " Каникулы...
План-конспект урока по английскому языку в 5 «А» классе по теме "Каникулы в городе"
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения» iconКонспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения» iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские...
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения» iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск