Скачать 81.45 Kb.
|
Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми. В нашем поселке родители, в силу своей занятости, с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детский сад, поэтому именно мы, воспитатели, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Семь лет назад, на одном из педагогических советов мы подняли вопрос о том, почему наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу сказки почти не интересны нашим детям? На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Мы пришли к выводу, что нужно искать новые пути воспитания у детей нравственности. Было принято решение начать работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию. Для того, чтобы изучить отношение родителей к данной проблеме, мы провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что, несмотря на различные мнения, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими представлениями о морали и нравственности. В среднем 95% семей называют себя православными и положительно относятся к тому, чтобы их ребёнок стал участником встреч с православным священником, вместе с воспитателем ходил на экскурсию в Храм. Для того, чтобы начать работу в области духовно-нравственного воспитания нам были необходимы определённые условия:
Ничего из вышесказанного у нас не было. Для начала мы создали в каждой группе предметно- развивающую среду, соответствующую возрасту детей. Была создана библиотечка, где есть детская Библия, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскими народными сказками. Было отведено место для театральной деятельности. В каждой группе имеется уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки для инсценировок сказок, кукольные театры. Затем, с помощью всех сотрудников детского сада, начали оборудовать музей старины. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали и в городских квартирах, и на дачах, и в деревенских домах у родственников. В свободном помещении детского сада поставили печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. В «избе» появились: божница, расшитые полотенца, прялка, самовар, кухонная посуда. Начало было положено, но осталось много вопросов: по какой программе работать? Где взять конспекты занятий? Как включить занятия по духовно-нравственному воспитанию в сетку традиционных занятий, ведь никто не отменял основную «Программу», по которой мы работали? Приходилось искать материал в интернете, ксерокопировать конспекты занятий у знакомых, заниматься поисками нужной литературы. В то время в нашем поселке строился Храм, а в помещении детского сада находилась домовая Церковь. Наши дети, вместе с воспитателями, посещали её, беседовали со священником, получали в подарок именные иконки. Также Отец Андрей посещал наш детский сад, присутствовал на праздничных утренниках. Когда появилась программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л.Князевой и М.Д.Маханевой, мы сразу взяли её на вооружение. Для своей программы авторами были выбраны следующие приоритеты: 1. Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. 2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности. 3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. 4.Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству. Мы составили перспективный и календарный планы и стали проводить работу с детьми всех возрастных групп, начиная с ясельной. Ведь даже в этом нежном возрасте детям понятны и близки русские народные песенки, потешки, сказки. Работу мы проводим на занятиях и в повседневной жизни. Педагоги на таких занятиях, как: «Милости просим, гости дорогие», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Вот так чудо - самовар», «Хлеб всему голова» знакомят детей с убранством избы, старинными предметами обихода, рассказывают об их предназначении, разучивают пословицы, поговорки. На музыкальных занятиях разучивают народные песни и танцы. С помощью народных праздников «Пришла Коляда накануне Рождества», «Ой, ты, Масленица», «Красная горка», дети знакомятся с праздничной культурой русского народа. Важным элементом в нашей работе является сказкотерапия. Начиная со старшей группы мы знакомим детей со сказками Коротковой Людмилы Дмитриевны. Дети слушают их, затаив дыхание, с интересом принимают участие в обсуждении. По программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» мы работаем и по сей день. Но время идет вперед, в нашем поселке построили Православный Храм, и освободилась бывшая домовая Церковь. Её убранство, иконы, роспись на стенах, вызывают священный трепет у каждого, кто туда заходит. У нас появилась мечта: оборудовать в ней помещение для занятий и бесед с детьми, для встреч со священником. Также у нас возникла идея проведения православных праздников: Рождества, Благовещения, Пасхи и Троицы. По программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» мы проводили такие праздники, но они давались детям, как народные и никак не связывались с Православием. Мы решили попробовать провести праздник Пасхи, используя духовные традиции Православия и элементы народных традиций. Решив рассказать малышам о Православном празднике, мы не рискнули полагаться только на собственные познания, а обратились к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание. Вместе с музыкальным руководителем Фроловой Еленой Викторовной мы составили конспект проведения праздника. Для этого нам пришлось досконально изучить историю, народные и православные традиции празднования Пасхи. Елена Викторовна составляла композиции танцев, переделывала слова песен. Вместе мы искали записи Пасхальных богослужений, материал и необходимую аппаратуру для показа слайдов. Воспитатели проводили предварительную работу с детьми: рассказывали детям об Иисусе Христе, о его земной жизни и воскресении, готовили вместе с детьми выставку работ на Пасхальные темы. Возникало много вопросов, например: как рассказать детям о воскресении, не затрагивая тему смерти? Мы обращались к священникам – отцу Ярославу и отцу Виктору, которые помогали нам советами. На наш праздник мы пригласили родителей, а также коллег – музыкальных руководителей и воспитателей районных детских садов, чтобы поделиться опытом работы. Наш опыт показал, что Православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях. Православные праздники в детском саду открыли также и педагогам загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье. Недавно мы приобрели Программу «Основы православной культуры в детском саду» под редакцией Л.П.Гладких, архимандрита Зиновия, В.М.Меньшикова. С её помощью мы надеемся: * ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни; *содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; почтения и любви к родителям; способности к сопереживанию; *воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре; *учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру; *воспитывать бескорыстие, взаимопомощь, дружелюбие, желание жить по совести; *воспитывать трудолюбие и уважение к людям труда. Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Нельзя не учитывать проблему оторванности детей от церковной жизни. Дети не имеют, или имеют смутное представление о Боге, о Церкви. Мы не можем игнорировать такую особенность детей, и потому в нашу задачу входит познакомить их (в общих чертах) с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Для этого мы используем такие формы работы с детьми, как: занятия, беседы духовно-нравственного содержания, церковные и календарные праздники, музыкальные вечера. Анализируя работу за семилетний период, мы пришли к выводу, что самым слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья. Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые преподают педагоги. Проведенные анкетирования и беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они нечасто бывают в Храме, а духовное родство с Православной Церковью ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру. К тому же у родителей очень мало знаний о возрастных особенностях детей, о народной педагогике. Многим родителям просто неизвестно, что именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом. Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т.е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. В сентябре мы провели общее родительское собрание, которое было посвящено вопросам духовно-нравственного воспитания. В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стендам, ширмам, папкам-передвижкам. Для этого необходимо совершенствовать профессиональный рост и самих педагогов, работающих в этом направлении, ведь зачастую воспитателям не хватает элементарных знаний по той или иной теме. Мы надеемся, что наши воспитатели будут проходить курсы повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию в МГОГИ. Подводя итог сказанному, делаем вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны. МДОУ ЦРР детский сад № 59 «Ёлочка» Семинар по духовно-нравственному воспитанию в МГОГИ Доклад из опыта работы старшего воспитателя МДОУ ЦРР детского сада № 59 «Ёлочка» Лошкарёвой С.П. 3 ноября 2011 года |
«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников» Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое... | Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном... ... | ||
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы А образованию в реализации данного документа отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества, в... | «Нравственные проблемы современной семьи и православие» Создать условия для осознания старшеклассниками необходимости изучения традиций и уклада жизни православной семьи как хранительницы... | ||
Администрация муниципального района С целью укрепления института семьи, материнства и детства, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений,... | «Художественно-гуманитарное знание в духовно-нравственном воспитании... Художественно-гуманитарное знание в духовно-нравственном воспитании современной российской молодежи. Информационно-аналитическая... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: углубить знания, полученные в основной школе о культуре, сформировать представление о проблемах развития духовно-нравственной... | Рабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской... М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной... | ||
Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности... ... | Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных... Реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики»1 «Основы духовно-нравственной культуры | ||
Доклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция... | Пояснительная записка 3 Теоретические основы внеурочной деятельности... «Методические рекомендации по содержательно-методическому обеспечению внеурочной деятельности сельских школьников духовно-нравственной... | ||
Методические рекомендации по реализации внеурочной деятельности сельских... Методические рекомендации по реализации внеурочной деятельности сельских школьников духовно-нравственной направленности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Здоровьесбережение». Сегодня мы будем говорить о нравственном здоровье обучающихся, которое определено Законом «Об образовании»,... | ||
Выступления Сегодня мы ведём разговор на очень важную тему – мы говорим о духовно – нравственном воспитании | Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных... |