Скачать 48.54 Kb.
|
Жизнь и деятельность Д.С.Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно - нравственном становлении обучающихся (из опыта работы) В настоящее время наша страна переживает многосторонний кризис перехода в новое качественное состояние: изменился общественно-политический строй, экономический уклад. Но это еще и кризис культуры, происходящий в душах людей. Система дожных ценностей массовой культуры неизменно распространяется: куль силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственност и- вот те «приоритеты», которые господствуют среди молодежи в особенности. Особенно настораживает то, что в последние годы появилась тенденция к сокращению объема знаний гуманитарного цикла. А ведь имнно такие знания способствуют формированию и нравственных нормативов, и норм общения разных поколений, и взаимопониманию людей разных культурных традиций. Мы говорим сегодня о воспитании национальной гордости, о патриотизме, как, впрочем, было и всегда, но эти слова могут обретать смысл лишь тогда, когда когда каждый из нас станет сознательным гражданином своей страны, ориентирующимся в новом мире разных предложений и возможностей. Дмитрию Сергеевичу Лихачеву принадлежат слова: « Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне- будет много дюдей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.» Таких мыслей, высказываний, бесценных своим содержанием, у академика Лихачева огромное количество. И было бы преступлением не воспользоваться ими в работе учителя по духовно-нравственному воспитанию школьников. Да и сам жизненный путь Д.С.Лихачева- образец служения своей Родине, своему народу, своему делу. На уроках русского языка можно и нужно использовать пример жизни и деятельности величайшего нашего современника, исследователя-филолога, просто настоящего Человека для воспитания нравственных, духовных, эстетических качеств наших школьников. Педагог должен учить своих учеников воспринимать русский язык не только как систему правил и норм, но и как живой организм, вобравший в себя и историю, и культуру, и этические представления народа. Основными критериями в духовно-нравственном воспитании обучающихся для меня на уроках русского языка и литературы стали:
Предлагаю вашему вниманию перечень различных форм уроков по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в связи с указанной темой этой статьи, которые можно проводить в каждом классе:
Смею утверждать, что такие уроки не оставят равнодушными наших учеников, будут способствовать формированию духовно-нравственных принципов в их сознании, укреплять из национальное самосознание и патриотические чувства. Конспект урока- беседы: Тема урока « Жизнь- это драгоценнейший дар» (по книге Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном») (9 класс) Цели урока: раскрыть гражданскую значимость и своеобразие творчества ученого; развивать мышление и речь, учить аргументировано отстаивать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам; воспитывать личность человека- гражданина и интеллигента, сохраняющегосвое достоинство в любых жизненных ситуациях. Оборудование урока: портрет Д.С.Лихачева; стенд, посвященный жизни и деятельности Д.С.Лихачева; выставка книг Д.С.Лихачева. Подготовительная работа:
докладчики в тезисной форме излагают основные положения глав; содокладчики подкрепляют аргументами, обосновывает, иллюстрирует позицию докладчика; оппоненты предлагают иную точку зрения; 3.изготовить таблички для каждой группы выступающих; 4. вывесить вопросник по теме (За 7 дней); 5.подготовить по каждой выбранной главе плакат-вывод. ХОД УРОКА:
4.Докладчики излагают основные положения глав книги. 5. Содокладчики (после каждого докладчика) подкрепляют аргументами, обосновывают . иллюстрируют позицию докладчика. 6.Оппоненты предлагают иную точку зрения по каждому пункту и работают с классом, предлагая с ними не согласиться. 7. Учитель обобщает весь материал, оценивает работу микрогруппы и каждого ученика, ставит вопрос из перечня вопросов для обсуждения. Затем на доске вывешивается плакат-вывод:
Интеллигентность- это способность к пониманию, к восприятию. Это терпимое отношение к миру и людям. Рефлексия: Итак, ребята, ваша глубокая исследовательская деятельность помогла раскрыть гений замечательного деятеля нашей современности Д.С.Лихачева и огромную пользу его книги «Письма о добром и прекрасном». Вы хорошо потрудились, научились осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы обобщать, делать выводы. Все это вы выполняли в процессе коллективной работы, в процессе сотрудничества. А теперь каждый из вас может проявить свою индивидуальность, выполнив домашнее задание. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Какой пример подает мне Д.С.Лихачев как публицист и человек?» |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сформировать у учащихся осознание решающего значения самопознания в духовно-нравственном становлении личности | Роль предмета Музыка в духовно-нравственном воспитании школьников Это обусловлено сочетанием многих факторов: потребностями, влечением к совершенству, чувствами. Одним из таких чувств, является «Чувство... | ||
Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь... Служа великим целям века: цикл мероприятий, посвященный теме нравственности. Сценарии познавательных уроков, часов гражданственности,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка,... | ||
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного... Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности... | Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного... Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности... | ||
Основной план действий по программе духовно-нравственного развития,... Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи,... Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода | ||
«Художественно-гуманитарное знание в духовно-нравственном воспитании... Художественно-гуманитарное знание в духовно-нравственном воспитании современной российской молодежи. Информационно-аналитическая... | «Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников» Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое... | ||
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном... ... | Шадринск 2011 год Миссия школы Школа призвана обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся для становления и развития его гражданственности,... | ||
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Здоровьесбережение». Сегодня мы будем говорить о нравственном здоровье обучающихся, которое определено Законом «Об образовании»,... |