Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся





Скачать 48.54 Kb.
НазваниеЖизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся
Дата публикации21.08.2014
Размер48.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Жизнь и деятельность Д.С.Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно - нравственном становлении обучающихся (из опыта работы)

В настоящее время наша страна переживает многосторонний кризис перехода в новое качественное состояние: изменился общественно-политический строй, экономический уклад. Но это еще и кризис культуры, происходящий в душах людей. Система дожных ценностей массовой культуры неизменно распространяется: куль силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственност и- вот те «приоритеты», которые господствуют среди молодежи в особенности. Особенно настораживает то, что в последние годы появилась тенденция к сокращению объема знаний гуманитарного цикла. А ведь имнно такие знания способствуют формированию и нравственных нормативов, и норм общения разных поколений, и взаимопониманию людей разных культурных традиций.

Мы говорим сегодня о воспитании национальной гордости, о патриотизме, как, впрочем, было и всегда, но эти слова могут обретать смысл лишь тогда, когда когда каждый из нас станет сознательным гражданином своей страны, ориентирующимся в новом мире разных предложений и возможностей. Дмитрию Сергеевичу Лихачеву принадлежат слова: « Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне- будет много дюдей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.»

Таких мыслей, высказываний, бесценных своим содержанием, у академика Лихачева огромное количество. И было бы преступлением не воспользоваться ими в работе учителя по духовно-нравственному воспитанию школьников. Да и сам жизненный путь Д.С.Лихачева- образец служения своей Родине, своему народу, своему делу.

На уроках русского языка можно и нужно использовать пример жизни и деятельности величайшего нашего современника, исследователя-филолога, просто настоящего Человека для воспитания нравственных, духовных, эстетических качеств наших школьников. Педагог должен учить своих учеников воспринимать русский язык не только как систему правил и норм, но и как живой организм, вобравший в себя и историю, и культуру, и этические представления народа.

Основными критериями в духовно-нравственном воспитании обучающихся для меня на уроках русского языка и литературы стали:

  • развитие традиций духовно-нравственного воспитания обучающихся:

  • создание условий для развития духовной личности;

  • повышение компетентности детей и подростков в области нравственности;

  • рост социального оптимизма обучающихся.

Предлагаю вашему вниманию перечень различных форм уроков по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в связи с указанной темой этой статьи, которые можно проводить в каждом классе:

  • библиотечный урок по книге Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном» (6 класс);

  • урок-беседа «Самая большая ценность- жизнь» (по книге Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном») (7-8 класс);

  • урок-дискуссия «Человек должен быть интеллигентным?» (по книге Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном») (9 класс);

  • читательская конференция по книге Д.С.Лихачева «Земля родная» (9 класс);

  • урок- презентация «Защитник русской культуры»(10 класс);

  • литературная гостиная « Д.С.Лихачев- старейшина отечественной культуры и литературы» (11 класс);

  • урок развития речи «Мои размышления и Д.С.Лихачева об интеллигентности», «Уроки высокой гражданственности и нравственности, преподнесенные Д.С.Лихачевым» (9-11 класс).

Смею утверждать, что такие уроки не оставят равнодушными наших учеников, будут способствовать формированию духовно-нравственных принципов в их сознании, укреплять из национальное самосознание и патриотические чувства.

Конспект урока- беседы:

Тема урока « Жизнь- это драгоценнейший дар» (по книге Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном») (9 класс)

Цели урока: раскрыть гражданскую значимость и своеобразие творчества ученого;

развивать мышление и речь, учить аргументировано отстаивать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам;

воспитывать личность человека- гражданина и интеллигента, сохраняющегосвое достоинство в любых жизненных ситуациях.

Оборудование урока: портрет Д.С.Лихачева; стенд, посвященный жизни и деятельности Д.С.Лихачева; выставка книг Д.С.Лихачева.

Подготовительная работа:

  1. поделить класс на микрогруппы ( по количеству выбранных для обсуждения глав);

  2. распределить обязанности в каждой группе:

докладчики в тезисной форме излагают основные положения глав;

содокладчики подкрепляют аргументами, обосновывает, иллюстрирует позицию докладчика;

оппоненты предлагают иную точку зрения;

3.изготовить таблички для каждой группы выступающих;

4. вывесить вопросник по теме (За 7 дней);

5.подготовить по каждой выбранной главе плакат-вывод.

ХОД УРОКА:

  1. Учитель: На одной из встреч с молодежью Дмитрию Сергеевичу был задан вопрос: в чем вы видите смысл жизни? Он ответил: « жизнь –это драгоценнейший дар…Нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что живет незря». (сообщается о теме и целях беседы)

  2. Докладчик рассказывает об ученом, о том, как складывалась его судьба, о его трудах, трудностях, достижениях.

  3. Учитель зачитывает вопросы для беседы:

  • Что такое духовные ценности, достояние народа, о которых говорит в своей книге Д.С.Лихачев?

  • «Молодость- это вся жизнь»- каково значение содержания этой главы в жизни человека?

  • Какие ценности можно пронять для себя из книги Д.С.Лихачева?

  • Размышления Д.С.Лихачева и мои об интеллигентности…

  • Какова роль чтения в формировании внутреннего мира человека?

  • Каковы основные положения главы « О дурных и хороших влияниях»?

  • Могут ли оставить нас равнодушными вопросы, поставленные в книге в главах 15,16,17?

  • Нравственные уроки, которые мы извлекли из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

4.Докладчики излагают основные положения глав книги.

5. Содокладчики (после каждого докладчика) подкрепляют аргументами, обосновывают . иллюстрируют позицию докладчика.

6.Оппоненты предлагают иную точку зрения по каждому пункту и работают с классом, предлагая с ними не согласиться.

7. Учитель обобщает весь материал, оценивает работу микрогруппы и каждого ученика, ставит вопрос из перечня вопросов для обсуждения. Затем на доске вывешивается плакат-вывод:

  • Если есть у человека благородная цель, то она должна проявляться во всем.

  • Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные- усложнят ее и затруднят.

  • А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас мире.

  • Надо быть открытым к людям, терпимым, искать в них прежде всего лучшее.

  • Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

  • Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то…он ставит себе цель, достойную человека.

Интеллигентность- это способность к пониманию, к восприятию. Это терпимое отношение к миру и людям.

Рефлексия: Итак, ребята, ваша глубокая исследовательская деятельность помогла раскрыть гений замечательного деятеля нашей современности Д.С.Лихачева и огромную пользу его книги «Письма о добром и прекрасном». Вы хорошо потрудились, научились осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы обобщать, делать выводы. Все это вы выполняли в процессе коллективной работы, в процессе сотрудничества. А теперь каждый из вас может проявить свою индивидуальность, выполнив домашнее задание.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Какой пример подает мне Д.С.Лихачев как публицист и человек?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать у учащихся осознание решающего значения самопознания в духовно-нравственном становлении личности
Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся iconРоль предмета Музыка в духовно-нравственном воспитании школьников
Это обусловлено сочетанием многих факторов: потребностями, влечением к совершенству, чувствами. Одним из таких чувств, является «Чувство...
Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся iconБиография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь...
Служа великим целям века: цикл мероприятий, посвященный теме нравственности. Сценарии познавательных уроков, часов гражданственности,...
Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка,...
Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся iconПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности...
Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся iconПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности...
Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности...
Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности...
Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся iconОсновной план действий по программе духовно-нравственного развития,...
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся iconКризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи,...
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода
Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся icon«Художественно-гуманитарное знание в духовно-нравственном воспитании...
Художественно-гуманитарное знание в духовно-нравственном воспитании современной российской молодежи. Информационно-аналитическая...
Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся icon«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников»
Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое...
Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся iconИспользование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном...
...
Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся iconШадринск 2011 год Миссия школы
Школа призвана обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся для становления и развития его гражданственности,...
Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся iconДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования....
Жизнь и деятельность Д. С. Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно нравственном становлении обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Здоровьесбережение». Сегодня мы будем говорить о нравственном здоровье обучающихся, которое определено Законом «Об образовании»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск