Скачать 66.28 Kb.
|
19.11.10 Баканова О.Н. Урок по обществознанию в 10 классе. Тема урока: Самопознание. Цель урока:
Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок мудрости и поиска. Структура урока:
Ход урока. 1.Организационный момент. 2.После орг.момента перед учащимися ставятся основные цели и задачи урока, пробуждается мотивация к учебной деятельности. 3.Этап обобщения и систематизации ранее полученных знаний был проведен в виде создания блока предварительного обобщения, оформленного в таблицу, которая посредством мультимедиа постепенно выводится на экран, обобщая ответы учащихся. Учащимся разрешается пользоваться учебником, для добывания необходимой информации. Виды познания
4.После заполнения таблицы задается проблемный вопрос: Если мы представим познавательную деятельность в виде пирамиды, где мы расположим самопознание? Обоснуйте свой ответ. И даже если прозвучат не верные ответы, отмечаем, что к этому вопросу мы вернемся в конце урока и посмотрим, правильные ли выводы мы сделали. Тем самым мы плавно переходим к актуализации знаний. Чтобы показать значимость данной темы урока учащимся раздается небольшой психологический тест. Тем самым мы пробудили интерес у учащихся к самопознанию. 5.Введение нового материала начинаем с психологической игры. Заранее готовим реквизит: халат врача, форму милиционера, атрибуты рокера. До урока учащимся с выраженными актерскими данными даем задание обыграть по ходу урока действия врача скорой помощи, участкового милиционера, подростка рокера. После того как они выполняют задание, перед учащимися ставится проблемный вопрос: Первое впечатление, когда ребята в костюмах вошли в кабинет, соответствовало ли оно вашему знанию и представлению о них? Почему оно отличалось? Может ли внешний вид человека рассказать что-то о нем? Вопросы самим «актерам»:
Демонстрируем презентацию фотографий некоторых учащихся и учителей, заранее подготовленную. Организуем дискуссию: кого узнали ученики? Почему, иногда мы не узнаем себя на фотографиях, не узнаем свой голос, записанный на диктофон? Можем мы сказать о себе «Знакомый незнакомец»? После обобщения ответов учащихся задаем вопрос: несмотря на меняющийся внешний облик, что в нас остается все же узнаваемым? Конечно это глаза, которые не даром называют «зеркалом души». А что такое «Душа»? Как вы понимаете слова «Не позволяй душе лениться»? Приведите примеры из литературы тех персонажей, которые «Позволили душе лениться», как авторы относятся к ним, чему учат нас? Чем опасна духовная лень с точки зрения исторического развития? Приведите примеры из отечественной и мировой истории. Вводим понятие «самооценка». Обращаемся к учебнику и экрану на котором появляется формула Самооценка = успех Притязания Как можно повысить самооценку? Затем посредством мультимедиа, используя ЭОР по обществознанию, демонстрируем таблицу, в которой раскрываются этапы самопознания. Учащиеся записывают основные моменты в тетрадь. Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что самопознание является формой познавательной деятельности, которая приводит к самосовершенствованию личности. Важным средством самопознания является самоисповедь (мини – лекция учителя), в заключении приводим слова Достоевского: «главное, самому себе не лгите. Лгущий, самому себе и собственную ложь слушащий до того доходит, что уже никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе, и к другим. Не уважая же никого. Перестает любить, а, чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым слабостям и доходит до скотства в пороках своих, а все от беспрерывной лжи к людям и к себе самому» Далее, используя интерактивный метод «Займи позицию» учащиеся должны перейти на тот ряд или иной, выбрав для себя вариант ответа на вопрос: Главным результатом в процессе самосовершенствования являются изменения во внешнем облике человека или в перемены в духовно-нравственном мировоззрении человека? После того как ребята определились, им дается право обосновать свой выбор. И возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока, на доске рисуем пирамиду познания и располагаем на самой вершине «самопознание», так как ребята уже сами сделали «выбор» и он ими наглядно был продемонстрирован. 6.В качестве закрепления учащимся предлагается решить несколько вопросов теста (используем ИКТ). 7.В заключение урока подводим итоги и оцениваем работу учащихся на уроке. Для этого используем метод рефлексии. У каждого на парте лежат карточки красного, желтого и коричневого цвета. Учащимся предлагается определить, насколько важную для себя информацию они получили на уроке, пригодится ли им она в будущей жизни. Для этого необходимо взять нужную карточку и положить ее на стол учителя. «Да» - красная; «Не знаю» - желтая; «Нет» - коричневая. 8.Домашнее задание: на основе параграфа учебника, написать эссе на тему «Как вы понимаете выражение «Познай самого себя». Самоанализ урока по обществознанию в 10 классе по теме: «Самопознание». Подготовила учитель истории и обществознания МОУ Верхнетойденской СОШ Баканова О.Н. Данный урок относится к разделу «Деятельность в жизни человека и общества» и занимает пограничное положение между главами «Познание, как деятельность» и «Духовный мир человека». Тема данного урока является логическим завершением и переходом к новой теме. Специфика его заключается в том, что учащиеся должны осознать решающее значение самопознания в процессе духовно-нравственного становления личности. Иметь представление о том, что самопознание является высшей формой познавательной деятельности, т. к. здесь проявляется нравственное начало в человеке. Главными были воспитательные и развивающие цели и задачи, т. к. учащиеся этой возрастной категории находятся на той стадии самопознания, когда начинается переход от внешнего восприятия самого себя к своему духовному миру, желанию решить проблемы начинающегося нравственного поиска, определить роль и место свое в обществе. Урок отличается научностью, доступностью восприятия материала. Структура урока соответствовала заявленному типу и виду урока. Использовались инновационные образовательные технологии, которые повышают интерес учащихся к изучению предмета: Технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания знаково-схемных моделей, интерактивные методы обучения: психологическая игра, «Займи позицию», метод рефлексии и эмпатии. Выбор данных методов и приемов не случаен. Тема достаточно личная, надо было создать соответствующий психологический климат, более доверительные отношения. Этого удалось добиться через психологическую игру и демонстрацию фото – презентации. Использование психологических тестов не только создало условия для актуализации урока, но и вызвало интерес к самопознанию. Применение технологии знаково-схемных моделей облегчило процесс усвоения нового материала. С помощью создания логических цепочек и схем удалось выделить главное в содержании урока, отодвинув на задний план второстепенное. Метод рефлексии позволил привлечь учащихся к оценке и анализу урока. Использование на уроке компьютера позволило быстро и качественно закрепить новый материал. Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным и интересным. Прослеживались как внутрипредметные, так и межпредметные связи: обществознание – история, обществознание – литература. Использовались индивидуальная, коллективная, групповая, самостоятельная формы работы. Высокий темп урока и работоспособность учеников обеспечивались постоянно меняющимися видами учебной деятельности. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок у учащихся. Психологическая атмосфера поддерживалась доброжелательностью учителя, его корректным поведением, личным участием в познавательной деятельности. Учитель не боялся экспериментировать, импровизировать на уроке. Поставленные цели и задачи были реализованы в ходе урока. |