Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты»





Скачать 472.27 Kb.
НазваниеБиография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты»
страница1/4
Дата публикации03.07.2015
Размер472.27 Kb.
ТипБиография
100-bal.ru > Культура > Биография
  1   2   3   4
Служа великим целям века: цикл мероприятий, посвященный теме нравственности. Сценарии познавательных уроков, часов гражданственности, бесед-размышлений/ Библиотека им. Д.С. Лихачёва МАУК «ЦБС» города Кирово-Чепецка Кировской области. –2013

Цикл мероприятий реализуется в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения «Ценности нового века» (2011 – 2013 годы).

___________________________________


МАУК «ЦБС» города Кирово-Чепецка Кировской области

Библиотека им. Д.С. Лихачёва



«Служа великим целям века»

(жизнь и творчество академика Д.С. Лихачёва)

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить жизнь и творчество Д.С. Лихачёва. Какого бы вопроса ни касался Дмитрий Сергеевич, он всегда обращал внимание на нравственную основу или нравственную сторону.

В библиотеке разработана и реализуется программа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения «Ценности нового века» (2011 – 2013 гг.), одним из направлений которой является блок мероприятий «Служа великим целям века». Цикл мероприятий состоит из различных форм: познавательные уроки, часы гражданственности, беседы-размышления. Все они посвящены теме нравственности. В основу каждого мероприятия положены высказывания и мысли Д.С. Лихачёва о нравственных проблемах.
1. «Возвращение к истокам» (биография Д.С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл. библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна);

2. «Во имя истины, добра и красоты» (беседа-диалог по книге Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном») (для учащихся 9-11 кл.) (гл. библиотекарь читального зала Коврова Е.Г.);

3. «Время выживать и время выбирать» (для учащихся 9-11 кл.) (экоурок) (гл. библиотекарь читального зала Коврова Е.Г.);

4. «На пути к совершенству» (10 заповедей человечности) (для учащихся 9-11 кл.) (гл. библиотекарь читального зала Коврова Е.Г.).




Подростковое юношеское объединение

«ИКС: Искусство. Культура. Самовоспитание»

С 2010 года на базе старших классов общеобразовательной школы № 7 г. Кирово-Чепецка действует подростковое юношеское объединение «ИКС: Искусство. Культура. Самовоспитание», цель которого заключается в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения посредством получения ими правовой, профессиональной, медицинской и досуговой информации.

С марта 2013 г. проведены следующие мероприятия:

1. «Счастливая жизнь своими руками» (совершенствование, работа над собой) (для учащихся 9-11 кл.) (гл. библиотекарь читального зала Коврова Е.Г.);

2. «Домашняя дипломатия: отношения детей и родителей» (на примере художественных произведений) (для учащихся 9-11 кл.) (зав. библиотекой Ланшакова И.В.);

3. «Женщина и стиль жизни без вредных привычек» (для учащихся 9-11 кл.) (гл. библиотекарь читального зала Коврова Е.Г.);

4. «Чтобы в браке не было брака» (старшеклассникам о психологии семейной жизни) (для учащихся 9-11 кл.) (гл. библиотекарь читального зала Коврова Е.Г.).


«Служа великим целям века»

(жизнь и творчество академика Д.С. Лихачёва)
«Возвращение к истокам» (биография Д.С. Лихачёва)

(для учащихся 9-11 кл.)

1часть. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв (28 ноября 1906 – 30 сентября 1999) – выдающийся ученый современности. Филолог, историк, философ, искусствовед, хранитель старины и экологии культуры, общественный деятель, патриот - все эти и многие другие определения вполне ему подходят.

Научные заслуги Д.С.Лихачёва огромны и многообразны. Трудами ученого в значительной степени определяются современные представления о развитии древнерусской литературы. Многие публикации памятников письменности введены в научный оборот благодаря Д.С.Лихачёву.

Д.С.Лихачёв занимает уникальное место во «мнении народном». Многие люди, даже не читая его книг, воспринимали академика символом русской культуры, гарантом духовности, настоящим русским интеллигентом. В СССР и в современной России Лихачёв многие годы был и остается одним из живых символов интеллигенции, духовности.

Двадцатый век был прожит им в России и с Россией. Он разделил с ней все испытания, сохранив при этом в себе то, что является главным национальным достоянием: абсолютную порядочность в любых условиях.

Д.С. Лихачёв не обладал ни властью, ни какими-то особыми полномочиями, не занимал высоких постов, не был политическим деятелем. При этом, его слово всегда звучало очень весомо. Для многих людей он был и остается моральным ориентиром, потому что жил по законам совести.

За плечами Д.С. Лихачёва отнюдь не легкая дорога жизни: арест и ссылка, ужасы ленинградской блокады, эвакуации.

2 часть. Биография ученого: более подробно рассказано о ссылке на соловки, где он провел 4,5 года.

Заключение об этом периоде жизни: ссылки, которые должны были сломать, исказить неокрепший характер, но этого не произошло. Почему?

На этот вопрос лучше всего ответил сам Д. С. Лихачёв. Он писал: «Было не только очень страшно, но и весело; все нравственные силы были напряжены, жизнь открылась вдруг какой-то важной стороной, время было бытием. Три обстоятельства в совокупности способствовали этому. Прежде всего, само место, Соловецкий монастырь… Эта святость места нас духовно поддерживала. Второе обстоятельство - это окружающие меня люди. На Соловки тогда сгоняли цвет русской интеллигенции: поэтов, мыслителей, художников, ученых, священников. Для меня это был больше, чем университет; что такое „серебряный век“ я понял там, встретившись с ним „персонально“… Я сосредотачивался не столько на внешних условиях существования в лагерях, сколько на людях, которые там были. А они сохраняли мужество, сохраняли культуру. И находили в культуре силу и спасение. Третье обстоятельство - моя молодость. 20 лет - самый творческий и продуктивный возраст. Все, с чем сталкиваешься в этом возрасте, воспринимается как начало, тебя питающее, все, что с тобой происходит, тебя обогащает, а не истощает, в этом возрасте ты все можешь творчески освоить, преодолеть, от проблем и трудностей только растешь…».

3 часть. Он умел использовать любые свои несчастья. Сам он определил это свойство термином «резистентность» - сопротивляемость. Воспитанная школой и семьей духовная прочность помогала выстоять в любых условиях.

Рассказ о жизни Д.С. Лихачёва в блокадном Ленинграде. Во время блокады он сумел написать вместе с М.Тихановой книгу «Оборона древнерусских городов», сумел выдержать испытания голодом, сохранить достоинство. Эта книга вышла ранней весной 1943 года и раздавалась бойцам Ленинградского фронта. А осенью того же года Д.С.Лихачёв стал получать отклики на книгу прямо с передовой. Объясняет свой тогдашний замысел: «Понять те 900 дней обороны Ленинграда можно было только в масштабе всей тысячелетней истории России. Рассказы летописей как бы определили размеры ленинградских событий».

4 часть. После войны Д. С. Лихачёв возвращается в Ленинград и продолжает работу в Пушкинском доме. Становится доцентом, затем профессором Ленинградского государственного университета, преподает на историческом факультете «Историю русского летописания», «Историю культуры Древней Руси», - становится крупнейшим специалистом в области изучения древнерусской литературы, академиком АН СССР.

В октябре 1976г. Лихачёву позвонил из Москвы академик Храпченко: «Дмитрий Сергеевич, у вас есть шанс себя реабилитировать, и к вам никогда не будет уже никаких претензий, если подпишите наше общее письмо – протест против антисоветской деятельности Сахарова». Лихачёв отказался. А через несколько часов его избили в собственном парадном. Удар наемника был направлен прямо в сердце, но папка с рукописью доклада о «Слове о полку Игореве», которую Лихачёв нес в нагрудном кармане пальто, смягчила удар и, наверное, спасла ему жизнь. Вскоре после того, как Дмитрий Сергеевич принял участие в написании черновика главы о Соловках в «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицына, его квартиру пытались поджечь «неизвестные». Тяжелую, страшную утрату пришлось пережить Дмитрию Сергеевичу: его дочь, Вера Дмитриевна, погибла под колесами якобы случайного автомобиля. Многие полагают, что это дело рук тогдашнего КГБ. Но ничего не могло сломить его дух. Лихачёв внятно говорил нам: не бытие определяет сознание, а сознание определяет бытие, и не какое-то абстрактное или высшее, а наше собственное. Сама жизнь Дмитрия Сергеевича служит свидетельством истинности этого утверждения: он изменил мир вокруг себя к лучшему (или хотя бы не позволил ему слишком измениться к худшему).

5 часть. В Пушкинском Доме он проработал 50 с лишним лет. В этом был стиль его жизни: жить вглубь, а не вширь. Ему нравилась оседлость жизни. Он считал это благом. Казалось бы, после всех бедствий занятие древнерусской литературой – идеальное убежище, безопасное убежище, в котором он мог укрыться от всех треволнений мира. Однако не получилось. И по многим причинам. Время то и дело бросало ему вызов.

Рассказ о борьбе за сохранение культурного наследия в стране; что вкладывал в понятие «культура» Д.С. Лихачёв, и почему нравственность особенно нужна в наше время.

Учащиеся приводят примеры нравственных проблем, которые приходится решать у нас в стране сейчас (медицина, армия, детская беспризорность и т.д.) И выход из этих проблем Лихачёв видел в поднятии культуры.

6 часть. Заключение: Наша культурная среда порождает немало талантливых ученых. Они авторы новаторских идей, глубоких исследований. Наша наука богата талантами, но в ней не хватает тех, кого можно назвать духовными учителями. Кому можно полностью доверять как нравственному примеру. Авторитет духовного учителя приобрел Д.С.Лихачёв.

Творческое долголетие Дмитрия Сергеевича поразительно. Он и в последние годы жизни продолжал обогащать гуманитарные науки новыми трудами и живо откликался на явления современного общественного бытия. Это объясняется не только счастливыми особенностями генофонда ученого, но и системой его жизнеощущения, манерой жизненного поведения, неизменно устойчивыми в свой основе.

Это жизнь не только для себя, но и для людей, а также каждодневный творческий труд. «Если нет творчества, нет напряженной работы мысли, нет серьезных интересов и дел, энергия человека уйдет на совсем иное. Праздность, невежество, жестокость. Природа не терпит пустоты. Если эта пустота появляется, она может заполниться любой пакостью».

Ему и в 90 лет был интересен весь мир и он был интересен всему свету: все университеты мира зовут его в гости, а принц Чарльз помогает ему издавать рукописи Пушкина и дает в его честь обед.

Даже за 2,5 месяца до смерти летом 1999 года Лихачёв договаривался о выступлении на Пушкинской конференции в Италии.

Он умер 30 сентября 1998 г. и был похоронен на Комаровском кладбище в Санкт-Петербурге.

Список литературы:

Дмитрий Лихачёв и его эпоха. Воспоминания. Эссе. Документы. Фотографии [Текст] / сост. Е. Г. Водолазкин. – Санкт-Петербург : Логос, 2002. – 424 с.: ил.

Аннинский, Л. Настоящее сопротивление [Текст] / Л. Аннинский // Родина. - 2006. - № 10. - С. 17–21.

«Во имя истины, добра и красоты»

(беседа-диалог по книге Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»)

(для учащихся 9-11 кл.)
1 часть. Вступление.

Книга «письма о добром и прекрасном» - беседа академика Д.С.Лихачёва с молодыми, в которой он делиться опытом прожитой жизни. В ней он ведет разговор о цели и смысле жизни, поведении, о красоте окружающего мира и о красоте, открывающемся нам в произведениях искусства. Эта книга - своего рода моральный кодекс, поучение, уроки жизни. Это доверительный разговор пожилого и умного человека, который хочет помочь молодым, тем, кому предстоит идти по жизни ее сложными путями. Советы, которые можно получить, прочитав книгу «Письма о добром и прекрасном», касаются практически всех сторон жизни. Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками - один из главных его талантов.

Давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.

Раскрывается моральный авторитет Д.С.Лихачёва, используются такие понятия, как «совесть нации»

2 часть. История создания книги.

3 часть. О своеобразии структуры книги. В его книге 46 писем и расположены они от простого - к сложному. Автор предупреждает, «что для восприятия красоты окружающего мира человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите».

4 часть. Чтение писем и размышления учащихся об обсуждаемых темах, таких как: о смысле жизни, о цели и самооценке, о воспитанности, о заботе, об интеллигенции, о патриотизме и др.

Сделан вывод: Д.С. Лихачёв был убежден, что все эти качества направлены на формирование нравственных ценностей личности.

5 часть. Обсуждение писем, в которых затронута тема искусства, человека в искусстве, о памяти и памяти культуры.

Заключение. Приведены высказывания Д.С. Лихачёва по данной теме, например:

«Самая большая ценность, которой награждает человека искусство – это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство человек становится нравственно лучше, а, следовательно, счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, ему легче жить».

«Я не раз говорил и писал, что память истории священна, как бережем мы памятники истории, как относимся к реликвиям прошлого, к делам наших пращуров, так будут относиться и к нашим делам, к нашему наследию дети, внуки, правнуки».

Безнаказанность юридическая за разрушение, уничтожение памятников культуры – будь то храм, старинное здание, усадьба, леса, пруды, парки прошлых лет ведет к безнравственности, к пренебрежению ко всему святому, то есть к памяти предков, к памяти твоей земли, Родины, её традиций, её культуры. Память – основа совести и нравственности».

«Человеку, как корни дереву, нужны память, воспоминания о прошлом. Лишившись корней, умирает дерево, лишившийся памяти, истории народ обречен».
Список литературы:
Лихачёв, Д.С. Письма о добром [Текст] / Д.С. Лихачёв. – Москва : Детская литература, 1988. – 238 с.: фотоил. – (Библиотечная серия).

«Время выживать и время выбирать» (экоурок)

(для учащихся 9-11 кл.)

Ведущий: Вряд ли кто будет спорить с тем, что проблемы экологии, особенно в последние годы, стали жизненно важными не только для страны в целом, но и для каждого человека.

Современная ситуация на планете Земля характеризуется почти повсеместным резким ухудшением качества окружающей природной среды: загрязнением воздуха, рек, озер, морей. Обеднением, а часто полным исчезновением многих видов животного и растительного мира; деградацией почв, опустыниванием, уничтожением лесов и пр.

Причиной наступления цивилизации на природу является в первую очередь, демографический взрыв – резкое увеличение численности населения в мире в 20в., увеличение потребностей человека и человечества и как следствие усиление давления на окружающую среду.

Не менее важную роль играет и потребительский характер нашей цивилизации – исходное представление, что природа бесконечно богата и ее единственная задача – служить людям.

«Природа никогда не нарушает своих собственных законов, - писал Леонардо да Винчи,- этим занимается человек». После нас - хоть потоп – так поступает человек по отношению к природе.

  • В подтверждении этих слов ребята приводят примеры экологических катастроф, случившихся по вине человека.

Ведущий: Однако, в последнее время, происходит изменение мировоззрения человечества: все большему числу людей становится ясно, во-первых, что человек, как существо биологическое – не царь природы, а только ее часть, причем всецело зависящая от состояния биосферы в целом; во-вторых, что ресурсы природы конечны и близки к исчерпанию.

Сегодня человеческое сообщество понимает необходимость разработки свода этических правил – этики природы, регулирующих взаимоотношения в системе «Человек – Общество - Природа». Это вселяет надежду, что будут найдены пути сочетания индустриального прогресса с сохранением биосферы. Ведь экономика бессмысленна, если среда обитания непригодна для проживания.

Академик Лихачёв еще в 80-е годы 20 в. ввел понятие «экология культуры» (библиотекарь раскрывает новый термин).

Вывод: из всего изложенного следует, что если экология в определенном смысле слова – это наука о физическом выживании и человека и окружающего его природного мира, то неизбежно встает вопрос – ведь важно не просто выжить. Важно выжить и при этом человеку остаться Человеком. Это основополагающий вопрос «экологии культуры», так считал Д.С.Лихачёв. Выдвинутая в настоящее время новая современная этическая концепция подтверждает главные положения «экологии культуры» Д.С.Лихачёва.

  • Раскрываются принципы экоэтики; понятие «экологическая этика» – ответы ребят.

Ведущий: Экологическая этика требует согласовывать потребности людей и природных экосистем и оценивать действия человека по отношению к природе моральными критериями.

Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие, пока человек не переступил грань.

В осмыслении взаимоотношений человека и природы немалую роль играли системы миропонимания, выразившиеся в верованиях, а позднее – религиях. Практически во всех религиях создание человека напрямую связывается с природой. Изначально все системы верований постулировали всеобщую гармонию мира, единство человека и природы, обожествляли природные стихии и природу в целом.

  • Ребята приводят примеры: культ природы у славян, мифы о животных.

Ведущий: Кроме того, весь фольклор ведет свое начало от глубокой древности. Вот возьмем хотя бы такой жанр фольклора, как загадки

  • Ребята отгадывают загадки, вспоминают пословицы и поговорки о природе, растениях, животных, явлениях природы.


Ведущий: Как мы видим, шансы на то, чтобы отвести угрозу экологической катастрофы, есть: человеку необходимо научиться согласовывать свою деятельность с возможностями Природы.

Только оздоровление духовно заболевшего человека и общества высокой нравственностью и культурой могут привести к гармонии человека с окружающей природой.

Список литературы:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты» iconКучерявенко Елена Владимировна Должность: старший вожатый, воспитатель...
Отдаю им все свое время, постоянно думаю, как построить работу так, чтобы интерес в глазах детей не пропадал ни на минутку, выбираю...
Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Читальный зал совмещен с библиотекой. Организует работу библиотеки и читального зала один работник – библиотекарь, имеющая высшее...
Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты» iconАнализ воспитательной работы за 2012 2013 учебный год
Цель воспитательной работы: создание условий для формирования личности творческой, гуманной, способной ценить себя, уважать других...
Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: создание условий для формирования здоровой, творческой, гуманной личности, способной ценить себя, уважать других и умеющей...
Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детей и юношества основам Православной веры и соответствующей ей жизни в Церкви, их просвещение. То есть, воспитание и образование...
Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты» iconКонспект урока «Творить ауру добра» Класс: Продолжительность: 45...
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, компьютерный диск с презентацией, музыкальный диск, раздаточный материал,...
Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты» iconЦелью предлагаемых форм работы является воспитание единственной в...
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе...
Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты» iconБиблиотека гоу нпо пу №8
Настоящие правила регулируют условия и порядок использования ресурсов электронного читального зала и сети Интернет учащимися, преподавателями...
Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты» icon«Азбука здоровья»
Добра, Знаний, Красоты. Сложная структура современной педагогики требует применения различных форм, методов воспитания учащихся и...
Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты» iconКонспект внеклассного занятия 1 класс
Добра, Знаний, Красоты. Сложная структура современной педагогики требует применения различных форм, методов воспитания учащихся и...
Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты» iconМетодическое обеспечение программами и педагогическими технологиями
Добра, Знаний, Красоты. Сложная структура современной педагогики требует применения различных форм, методов воспитания учащихся и...
Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты» iconСписок дисков, имеющихся в фонде читального зала средней школы №621...
Открытая Математика Функции и Графики Сетевая версия, 1 cd, инструкция, dvd-box
Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты» iconПрограммное обеспечение образовательного процесса
Добра, Знаний, Красоты. Сложная структура современной педагогики требует применения различных форм, методов воспитания учащихся и...
Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты» iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя...
Добра, Знаний, Красоты. Сложная структура современной педагогики требует применения различных форм, методов воспитания учащихся и...
Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение для всех должно быть интересным, увлекательным, но особо значимым для тех, кто действительно испытывает удовольствие от...
Биография Д. С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна); «Во имя истины, добра и красоты» iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №8...
Добра, Знаний, Красоты. Сложная структура современной педагогики требует применения различных форм, методов воспитания учащихся и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск