Служа великим целям века: цикл мероприятий, посвященный теме нравственности. Сценарии познавательных уроков, часов гражданственности, бесед-размышлений/ Библиотека им. Д.С. Лихачёва МАУК «ЦБС» города Кирово-Чепецка Кировской области. –2013
Цикл мероприятий реализуется в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения «Ценности нового века» (2011 – 2013 годы).
___________________________________
МАУК «ЦБС» города Кирово-Чепецка Кировской области
Библиотека им. Д.С. Лихачёва
«Служа великим целям века»
(жизнь и творчество академика Д.С. Лихачёва)
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить жизнь и творчество Д.С. Лихачёва. Какого бы вопроса ни касался Дмитрий Сергеевич, он всегда обращал внимание на нравственную основу или нравственную сторону.
В библиотеке разработана и реализуется программа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения «Ценности нового века» (2011 – 2013 гг.), одним из направлений которой является блок мероприятий «Служа великим целям века». Цикл мероприятий состоит из различных форм: познавательные уроки, часы гражданственности, беседы-размышления. Все они посвящены теме нравственности. В основу каждого мероприятия положены высказывания и мысли Д.С. Лихачёва о нравственных проблемах. 1. «Возвращение к истокам» (биография Д.С. Лихачёва) (для учащихся 9-11 кл.) (гл. библиотекарь читального зала Коврова Елена Геннадьевна);
2. «Во имя истины, добра и красоты» (беседа-диалог по книге Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном») (для учащихся 9-11 кл.) (гл. библиотекарь читального зала Коврова Е.Г.);
3. «Время выживать и время выбирать» (для учащихся 9-11 кл.) (экоурок) (гл. библиотекарь читального зала Коврова Е.Г.);
4. «На пути к совершенству» (10 заповедей человечности) (для учащихся 9-11 кл.) (гл. библиотекарь читального зала Коврова Е.Г.).
Подростковое юношеское объединение
«ИКС: Искусство. Культура. Самовоспитание»
С 2010 года на базе старших классов общеобразовательной школы № 7 г. Кирово-Чепецка действует подростковое юношеское объединение «ИКС: Искусство. Культура. Самовоспитание», цель которого заключается в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения посредством получения ими правовой, профессиональной, медицинской и досуговой информации.
С марта 2013 г. проведены следующие мероприятия:
1. «Счастливая жизнь своими руками» (совершенствование, работа над собой) (для учащихся 9-11 кл.) (гл. библиотекарь читального зала Коврова Е.Г.);
2. «Домашняя дипломатия: отношения детей и родителей» (на примере художественных произведений) (для учащихся 9-11 кл.) (зав. библиотекой Ланшакова И.В.);
3. «Женщина и стиль жизни без вредных привычек» (для учащихся 9-11 кл.) (гл. библиотекарь читального зала Коврова Е.Г.);
4. «Чтобы в браке не было брака» (старшеклассникам о психологии семейной жизни) (для учащихся 9-11 кл.) (гл. библиотекарь читального зала Коврова Е.Г.).
«Служа великим целям века»
(жизнь и творчество академика Д.С. Лихачёва) «Возвращение к истокам» (биография Д.С. Лихачёва)
(для учащихся 9-11 кл.)
1часть. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв (28 ноября 1906 – 30 сентября 1999) – выдающийся ученый современности. Филолог, историк, философ, искусствовед, хранитель старины и экологии культуры, общественный деятель, патриот - все эти и многие другие определения вполне ему подходят.
Научные заслуги Д.С.Лихачёва огромны и многообразны. Трудами ученого в значительной степени определяются современные представления о развитии древнерусской литературы. Многие публикации памятников письменности введены в научный оборот благодаря Д.С.Лихачёву.
Д.С.Лихачёв занимает уникальное место во «мнении народном». Многие люди, даже не читая его книг, воспринимали академика символом русской культуры, гарантом духовности, настоящим русским интеллигентом. В СССР и в современной России Лихачёв многие годы был и остается одним из живых символов интеллигенции, духовности.
Двадцатый век был прожит им в России и с Россией. Он разделил с ней все испытания, сохранив при этом в себе то, что является главным национальным достоянием: абсолютную порядочность в любых условиях.
Д.С. Лихачёв не обладал ни властью, ни какими-то особыми полномочиями, не занимал высоких постов, не был политическим деятелем. При этом, его слово всегда звучало очень весомо. Для многих людей он был и остается моральным ориентиром, потому что жил по законам совести.
За плечами Д.С. Лихачёва отнюдь не легкая дорога жизни: арест и ссылка, ужасы ленинградской блокады, эвакуации.
2 часть. Биография ученого: более подробно рассказано о ссылке на соловки, где он провел 4,5 года.
Заключение об этом периоде жизни: ссылки, которые должны были сломать, исказить неокрепший характер, но этого не произошло. Почему?
На этот вопрос лучше всего ответил сам Д. С. Лихачёв. Он писал: «Было не только очень страшно, но и весело; все нравственные силы были напряжены, жизнь открылась вдруг какой-то важной стороной, время было бытием. Три обстоятельства в совокупности способствовали этому. Прежде всего, само место, Соловецкий монастырь… Эта святость места нас духовно поддерживала. Второе обстоятельство - это окружающие меня люди. На Соловки тогда сгоняли цвет русской интеллигенции: поэтов, мыслителей, художников, ученых, священников. Для меня это был больше, чем университет; что такое „серебряный век“ я понял там, встретившись с ним „персонально“… Я сосредотачивался не столько на внешних условиях существования в лагерях, сколько на людях, которые там были. А они сохраняли мужество, сохраняли культуру. И находили в культуре силу и спасение. Третье обстоятельство - моя молодость. 20 лет - самый творческий и продуктивный возраст. Все, с чем сталкиваешься в этом возрасте, воспринимается как начало, тебя питающее, все, что с тобой происходит, тебя обогащает, а не истощает, в этом возрасте ты все можешь творчески освоить, преодолеть, от проблем и трудностей только растешь…».
3 часть. Он умел использовать любые свои несчастья. Сам он определил это свойство термином «резистентность» - сопротивляемость. Воспитанная школой и семьей духовная прочность помогала выстоять в любых условиях.
Рассказ о жизни Д.С. Лихачёва в блокадном Ленинграде. Во время блокады он сумел написать вместе с М.Тихановой книгу «Оборона древнерусских городов», сумел выдержать испытания голодом, сохранить достоинство. Эта книга вышла ранней весной 1943 года и раздавалась бойцам Ленинградского фронта. А осенью того же года Д.С.Лихачёв стал получать отклики на книгу прямо с передовой. Объясняет свой тогдашний замысел: «Понять те 900 дней обороны Ленинграда можно было только в масштабе всей тысячелетней истории России. Рассказы летописей как бы определили размеры ленинградских событий».
4 часть. После войны Д. С. Лихачёв возвращается в Ленинград и продолжает работу в Пушкинском доме. Становится доцентом, затем профессором Ленинградского государственного университета, преподает на историческом факультете «Историю русского летописания», «Историю культуры Древней Руси», - становится крупнейшим специалистом в области изучения древнерусской литературы, академиком АН СССР.
В октябре 1976г. Лихачёву позвонил из Москвы академик Храпченко: «Дмитрий Сергеевич, у вас есть шанс себя реабилитировать, и к вам никогда не будет уже никаких претензий, если подпишите наше общее письмо – протест против антисоветской деятельности Сахарова». Лихачёв отказался. А через несколько часов его избили в собственном парадном. Удар наемника был направлен прямо в сердце, но папка с рукописью доклада о «Слове о полку Игореве», которую Лихачёв нес в нагрудном кармане пальто, смягчила удар и, наверное, спасла ему жизнь. Вскоре после того, как Дмитрий Сергеевич принял участие в написании черновика главы о Соловках в «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицына, его квартиру пытались поджечь «неизвестные». Тяжелую, страшную утрату пришлось пережить Дмитрию Сергеевичу: его дочь, Вера Дмитриевна, погибла под колесами якобы случайного автомобиля. Многие полагают, что это дело рук тогдашнего КГБ. Но ничего не могло сломить его дух. Лихачёв внятно говорил нам: не бытие определяет сознание, а сознание определяет бытие, и не какое-то абстрактное или высшее, а наше собственное. Сама жизнь Дмитрия Сергеевича служит свидетельством истинности этого утверждения: он изменил мир вокруг себя к лучшему (или хотя бы не позволил ему слишком измениться к худшему).
5 часть. В Пушкинском Доме он проработал 50 с лишним лет. В этом был стиль его жизни: жить вглубь, а не вширь. Ему нравилась оседлость жизни. Он считал это благом. Казалось бы, после всех бедствий занятие древнерусской литературой – идеальное убежище, безопасное убежище, в котором он мог укрыться от всех треволнений мира. Однако не получилось. И по многим причинам. Время то и дело бросало ему вызов.
Рассказ о борьбе за сохранение культурного наследия в стране; что вкладывал в понятие «культура» Д.С. Лихачёв, и почему нравственность особенно нужна в наше время.
Учащиеся приводят примеры нравственных проблем, которые приходится решать у нас в стране сейчас (медицина, армия, детская беспризорность и т.д.) И выход из этих проблем Лихачёв видел в поднятии культуры.
6 часть. Заключение: Наша культурная среда порождает немало талантливых ученых. Они авторы новаторских идей, глубоких исследований. Наша наука богата талантами, но в ней не хватает тех, кого можно назвать духовными учителями. Кому можно полностью доверять как нравственному примеру. Авторитет духовного учителя приобрел Д.С.Лихачёв.
Творческое долголетие Дмитрия Сергеевича поразительно. Он и в последние годы жизни продолжал обогащать гуманитарные науки новыми трудами и живо откликался на явления современного общественного бытия. Это объясняется не только счастливыми особенностями генофонда ученого, но и системой его жизнеощущения, манерой жизненного поведения, неизменно устойчивыми в свой основе.
Это жизнь не только для себя, но и для людей, а также каждодневный творческий труд. «Если нет творчества, нет напряженной работы мысли, нет серьезных интересов и дел, энергия человека уйдет на совсем иное. Праздность, невежество, жестокость. Природа не терпит пустоты. Если эта пустота появляется, она может заполниться любой пакостью».
Ему и в 90 лет был интересен весь мир и он был интересен всему свету: все университеты мира зовут его в гости, а принц Чарльз помогает ему издавать рукописи Пушкина и дает в его честь обед.
Даже за 2,5 месяца до смерти летом 1999 года Лихачёв договаривался о выступлении на Пушкинской конференции в Италии.
Он умер 30 сентября 1998 г. и был похоронен на Комаровском кладбище в Санкт-Петербурге.
Список литературы:
Дмитрий Лихачёв и его эпоха. Воспоминания. Эссе. Документы. Фотографии [Текст] / сост. Е. Г. Водолазкин. – Санкт-Петербург : Логос, 2002. – 424 с.: ил.
Аннинский, Л. Настоящее сопротивление [Текст] / Л. Аннинский // Родина. - 2006. - № 10. - С. 17–21.
«Во имя истины, добра и красоты»
(беседа-диалог по книге Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»)
(для учащихся 9-11 кл.) 1 часть. Вступление.
Книга «письма о добром и прекрасном» - беседа академика Д.С.Лихачёва с молодыми, в которой он делиться опытом прожитой жизни. В ней он ведет разговор о цели и смысле жизни, поведении, о красоте окружающего мира и о красоте, открывающемся нам в произведениях искусства. Эта книга - своего рода моральный кодекс, поучение, уроки жизни. Это доверительный разговор пожилого и умного человека, который хочет помочь молодым, тем, кому предстоит идти по жизни ее сложными путями. Советы, которые можно получить, прочитав книгу «Письма о добром и прекрасном», касаются практически всех сторон жизни. Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками - один из главных его талантов.
Давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.
Раскрывается моральный авторитет Д.С.Лихачёва, используются такие понятия, как «совесть нации»
2 часть. История создания книги.
3 часть. О своеобразии структуры книги. В его книге 46 писем и расположены они от простого - к сложному. Автор предупреждает, «что для восприятия красоты окружающего мира человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите».
4 часть. Чтение писем и размышления учащихся об обсуждаемых темах, таких как: о смысле жизни, о цели и самооценке, о воспитанности, о заботе, об интеллигенции, о патриотизме и др.
Сделан вывод: Д.С. Лихачёв был убежден, что все эти качества направлены на формирование нравственных ценностей личности.
5 часть. Обсуждение писем, в которых затронута тема искусства, человека в искусстве, о памяти и памяти культуры.
Заключение. Приведены высказывания Д.С. Лихачёва по данной теме, например:
«Самая большая ценность, которой награждает человека искусство – это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство человек становится нравственно лучше, а, следовательно, счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, ему легче жить».
«Я не раз говорил и писал, что память истории священна, как бережем мы памятники истории, как относимся к реликвиям прошлого, к делам наших пращуров, так будут относиться и к нашим делам, к нашему наследию дети, внуки, правнуки».
Безнаказанность юридическая за разрушение, уничтожение памятников культуры – будь то храм, старинное здание, усадьба, леса, пруды, парки прошлых лет ведет к безнравственности, к пренебрежению ко всему святому, то есть к памяти предков, к памяти твоей земли, Родины, её традиций, её культуры. Память – основа совести и нравственности».
«Человеку, как корни дереву, нужны память, воспоминания о прошлом. Лишившись корней, умирает дерево, лишившийся памяти, истории народ обречен». Список литературы: Лихачёв, Д.С. Письма о добром [Текст] / Д.С. Лихачёв. – Москва : Детская литература, 1988. – 238 с.: фотоил. – (Библиотечная серия).
«Время выживать и время выбирать» (экоурок)
(для учащихся 9-11 кл.)
Ведущий: Вряд ли кто будет спорить с тем, что проблемы экологии, особенно в последние годы, стали жизненно важными не только для страны в целом, но и для каждого человека.
Современная ситуация на планете Земля характеризуется почти повсеместным резким ухудшением качества окружающей природной среды: загрязнением воздуха, рек, озер, морей. Обеднением, а часто полным исчезновением многих видов животного и растительного мира; деградацией почв, опустыниванием, уничтожением лесов и пр.
Причиной наступления цивилизации на природу является в первую очередь, демографический взрыв – резкое увеличение численности населения в мире в 20в., увеличение потребностей человека и человечества и как следствие усиление давления на окружающую среду.
Не менее важную роль играет и потребительский характер нашей цивилизации – исходное представление, что природа бесконечно богата и ее единственная задача – служить людям.
«Природа никогда не нарушает своих собственных законов, - писал Леонардо да Винчи,- этим занимается человек». После нас - хоть потоп – так поступает человек по отношению к природе.
В подтверждении этих слов ребята приводят примеры экологических катастроф, случившихся по вине человека.
Ведущий: Однако, в последнее время, происходит изменение мировоззрения человечества: все большему числу людей становится ясно, во-первых, что человек, как существо биологическое – не царь природы, а только ее часть, причем всецело зависящая от состояния биосферы в целом; во-вторых, что ресурсы природы конечны и близки к исчерпанию.
Сегодня человеческое сообщество понимает необходимость разработки свода этических правил – этики природы, регулирующих взаимоотношения в системе «Человек – Общество - Природа». Это вселяет надежду, что будут найдены пути сочетания индустриального прогресса с сохранением биосферы. Ведь экономика бессмысленна, если среда обитания непригодна для проживания.
Академик Лихачёв еще в 80-е годы 20 в. ввел понятие «экология культуры» (библиотекарь раскрывает новый термин).
Вывод: из всего изложенного следует, что если экология в определенном смысле слова – это наука о физическом выживании и человека и окружающего его природного мира, то неизбежно встает вопрос – ведь важно не просто выжить. Важно выжить и при этом человеку остаться Человеком. Это основополагающий вопрос «экологии культуры», так считал Д.С.Лихачёв. Выдвинутая в настоящее время новая современная этическая концепция подтверждает главные положения «экологии культуры» Д.С.Лихачёва.
Раскрываются принципы экоэтики; понятие «экологическая этика» – ответы ребят.
Ведущий: Экологическая этика требует согласовывать потребности людей и природных экосистем и оценивать действия человека по отношению к природе моральными критериями.
Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие, пока человек не переступил грань.
В осмыслении взаимоотношений человека и природы немалую роль играли системы миропонимания, выразившиеся в верованиях, а позднее – религиях. Практически во всех религиях создание человека напрямую связывается с природой. Изначально все системы верований постулировали всеобщую гармонию мира, единство человека и природы, обожествляли природные стихии и природу в целом.
Ребята приводят примеры: культ природы у славян, мифы о животных.
Ведущий: Кроме того, весь фольклор ведет свое начало от глубокой древности. Вот возьмем хотя бы такой жанр фольклора, как загадки
Ребята отгадывают загадки, вспоминают пословицы и поговорки о природе, растениях, животных, явлениях природы.
Ведущий: Как мы видим, шансы на то, чтобы отвести угрозу экологической катастрофы, есть: человеку необходимо научиться согласовывать свою деятельность с возможностями Природы.
Только оздоровление духовно заболевшего человека и общества высокой нравственностью и культурой могут привести к гармонии человека с окружающей природой.
Список литературы:
|