Скачать 165.33 Kb.
|
Эффективное распоряжение интеллектуальными правами Российской Федерации в гражданском секторе как практическая задача и вызов для РАНА.Н. Козырев Тезисы для круглого стола 12.03.2013 в ЦЭМИ РАН Необходимо прервать затянувшуюся череду неудач, преследующих все попытки нашего государства хоть как-то использовать закрепленные за ним интеллектуальные права. Сделать это надо именно сейчас и именно в сфере гражданского назначения, поскольку условия для этого благоприятны, как никогда ранее и, возможно, как никогда в близком будущем. Для Российской академии наук в этом заключается своего рода вызов, о чем мы и поговорим на круглом столе 12.03.2013 в ЦЭМИ РАН. Теперь обо всем этом подробнее. 1. Именно сейчас Одновременно происходят несколько важных событий, так или иначе касающихся обсуждаемого вопроса, а именно: А) готовы к принятию во втором чтении поправки в часть четвертую ГК, существенно сужающие возможности закрепления интеллектуальных прав за Российской Федерацией, что важно не только само по себе, но и как тенденция или как признак проявления здравого смысла в законотворчестве; Б) идет разработка долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности, в которой намешано много разных, порой несовместимых, а иногда и курьезных идей, но доминируют при этом идеи открытости науки и ее достижений, а в случае патентования результатов, полученных при бюджетном финансировании, закрепления исключительных прав за исполнителем, а не за государством. Обе эти идеи созвучны общей мировой тенденции и решению практической задачи, о которой идет речь; В) у Российской академии наук появился шанс показать себя с лучшей стороны в новом качестве благодаря участию в ФЦП не только в роли исполнителя каких-то исследовательских работ фундаментального характера, но и в качестве дирекции ФЦП. Примечательно также и то, что в данном случае речь идет об использовании результатов исследований, направленных на достижение целей, в которых заинтересовано все общество, а именно, на уничтожение химического оружия, очистку зараженных территорий и т.д. 2. В гражданской сфере Криминализация экономики существует, как и в оборонном секторе, но здесь ее можно почти открыто обсуждать. Более того, вопрос о возможной криминализации отношений в сфере предполагаемого применения тех или иных результатов обязательно должен учитываться. В частности это касается возможного финансирования проектов по бюджетным статьям расходов типа экологии или переработки мусора, но не только. Не менее важно, пустят или не пустят новый наукоемкий бизнес на основе отечественных разработок в ту экономическую нишу, где предполагается реализация. Например, экономика свалок и переработки мусора – сфера, где такие вопросы надо себе задать до того, как туда соваться. 3. Эффективность Необходимо признать, что серия неудач несколько затянулась. Почти за 15 лет, прошедшие с тех пор, как российское государство двумя указами Президента РФ (от 14 мая 1998 года № 556 и от 22 июля 1998 года № 863) заявило о намерении эффективно использовать свои права на результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД), полученные при бюджетном финансировании, заявленные цели не достигнуты. Но если в сфере военного, специального и двойного назначения создана какая-то видимость частичного успеха после многих лет провалов и скандалов, то в гражданской сфере даже не о чем говорить, ни скандалов, ни провалов, одна только база данных. В этой связи хотя бы один успешный пример может быть очень важен. 4. Общественно значимая практическая задача Очистка территорий от загрязнения высокотоксичными отходами, в том числе полная переработка уничтожаемого химического оружия идеально подходит в качестве пробного камня. Исследования проводились в рамках ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)», результаты, способные к правовой охране получены, а исключительные права на них закреплены за Российской Федерацией в лице Министерства промышленности и торговли России. 5. Вызов для Российской академии наук Российская академия наук, один из институтов которой играет роль дирекции ФЦП, получила уникальный шанс: показать либо путь к решению и успеху, либо – все противоречия, которые выстроены на этом пути. (Продолжение следует) (Продолжение) В продолжение ранее разосланных тезисов пора обозначить «болевые точки», точнее, причины хронических неудач. В их числе: общее нежелание видеть конфликты интересов, деструктивная роль проверяющих органов, в том числе Счетной палаты РФ, и даже откровенное вранье там, где нужен честный научный анализ, включая вранье людей, входящих в «экспертное сообщество», где в последнее время наблюдается некоторый упадок. 6. Конфликты интересов как источник коррупции и не только Конфликт интересов в классическом понимании – наличие вторичного интереса наряду с первичной обязанностью или первичным интересом у того же лица, а отнюдь не разные интересы у разных лиц. Стоит заметить, что и Путин и Медведев, будучи юристами, прекрасно знают, о чем идет речь и не один раз это знание публично демонстрировали. Непонимание есть как раз в «экспертном сообществе», где специалист подчас сидит рядом с прохвостом и оба должны быть полит-корректны. В этом источник многих бед. Решения готовятся не первыми лицами государства, ими они лишь подписываются, и не экспертным сообществом (в кавычках или без них), но в экспертном сообществе они обсуждаются. И вот тут это самое сообщество явно недорабатывает. Между тем, отношения в сфере создания и применения результатов (РИД), права на которые принадлежат или могут принадлежать РФ, пронизаны вторичными интересами. Их тут целый букет, причем не только на пути денег из бюджета к исполнителям контрактов на проведение НИР и ОКР, но и на пути информации о РИД от исполнителя работ к государственному заказчику и далее к потенциальному потребителю. Самый главный конфликт интересов возникает у исполнителя работ при необходимости отчитаться перед проверяющими органами, включая СП РФ, при том, что отчетные показатели навязаны не самыми грамотными людьми, если выражаться полит-корректно. Один из таких показателей – стоимость нематериальных активов на балансе, другой – количество РИД, способных к правовой охране. Если по этим показателям надо отчитываться, отчет по ним может стать вторичным интересом, блокирующим выполнение первичных обязанностей. В принципе так происходит с любым показателем, по которому приходится отчитываться, то же самое имеет место, например, с фиксацией мелких нарушений ПДД. Главное здесь – не делать из показателя фетиш. Но именно это делает СП РФ с подачи «экспертов». 7. Экспертное вранье и его последствия Один из самых удивительных фактов – поразительная устойчивость, поддерживаемого частью экспертного сообщества мифа о нематериальных активах на балансах предприятий из наукоемких отраслей. Якобы за рубежом доля нематериальных активов в балансах таких предприятий составляет десятки процентов от общего объема долгосрочных активов, а в США до 70%, тогда ка в РФ эта доля всего лишь доли процента. Этот миф насквозь лжив и многократно опровергался, но он не только повторяется в разных изданиях, на него как на достоверный факт ссылаются контролирующие органы при поверке РАН и других получателей бюджетных средств на НИР. В частности этот миф был озвучен, на круглом столе 2 марта 2011 года в Российском научно-исследовательском институте экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП) под названием «Регламентация последовательности действий государственного заказчика при распоряжении правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной …». Самое же интересное, что «эксперту» никто не возразил. К сожалению, этот миф стал общим местом не только экономической литературы, но и некоторых документов, на основе которых готовятся государственные решения. Он присутствует, например, в аналитической записке, подготовленной аудитором Счетной Палаты А.А. Пискуновым1, в справке для парламентских слушаний2 в Совете Федерации, подготовленной аудитором Счетной Палаты А.И. Филиппенко, а также во многих других документах, на основе которых принимаются государственные решения. Хуже того, именно аудиторы СП РФ, возможно, введенные в заблуждение недобросовестными экспертами, стали орудием по вышибанию остатков здравого смысла из всей системы отношений, сложившейся вокруг РИД, полученных при выполнении НИР и ОКР, финансируемых из федерального бюджета. Цитируемые публикации – верхушка айсберга. Страх чиновников, парализующий всякую мысль о том, что можно действовать соответственно здравому смыслу, вызывают не публикации как таковые, а проверки, результаты которых могут быть направлены в прокуратуру. Если у аудиторов в голове дурь, она идет дальше. 8. «Машина по уничтожению стоимости» О том, что в России создана «чрезвычайно эффективная машина по уничтожению стоимости», сказал аудитору Счетной Палаты А.А. Пискунову нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц. Разумеется, аудитор не принял эти слова на свой счет, наоборот, он их цитирует с пафосом, за что ему спасибо. Вероятно, Стиглиц, со своей стороны, и не имел в виду СП РФ. Однако, как уже говорилось выше, именно из СП РФ идут первичные толчки к совершению бесполезных или даже вредных действий на всех уровнях отношений по поводу бюджетных РИД. Искажается вся система мотиваций, в том числе:
9. Что делать Начнем с того, что сулят перспективы изменения ГК РФ, направленные на ограничение тех негативных явлений, о которых говорилось выше. Такие изменения ожидаются. В частности это изменения в статье 1246 о введении правительством минимальных ставок вознаграждения авторов за служебные РИД, дополнение в статью 1246.1, где жестко ограничены ситуации, когда исключительные права закрепляются не за исполнителем. Аналогичные изменения вносятся также в статью 1471 Секрет производства, полученный при выполнении работ по договору (подробнее см. комментарии в Приложении). В очередной раз наш законодатель пытается найти универсальное решение там, где дотошные немцы помимо патентного закона приняли закон о служебных изобретениях, а в нем грамотно развели служебные изобретения в коммерческих организациях, в университетах и исследовательских институтах, а также изобретения военнослужащих и чиновников. В каждом из этих трех случаев действуют свои нормы. Попытка решить проблему одним махом, предложив универсальные формулировки, вряд ли может быть полностью успешной. Противоречия, связанные с особенностями объектов правовой охраны, формы организаций и т.д., неизбежно вылезут в процессе применения новых норм. Впрочем, многие из них видно уже сейчас. Следовательно, нет смысла ждать, что после принятия поправок все наладится и пойдет само собой. Надо искать частные решения в реальных условиях, а сначала реализовать хотя бы один конкретный проект. Прежде всего, надо перестать врать. Врущих «экспертов» надо метить, как всякую прочую нечисть. Кроме этого надо хоть как-то помочь аудиторам СП РФ и другим «присматривающим» избавиться от ложных представлений. Среди вопросов, на которые хотелось бы получить, пусть не ответ, но грамотное обсуждение, я бы назвал следующие:
Заключительная часть тезисов (11.03.2013) В заключение темы, поднятой в первых двух частях тезисов, хочется перейти к конструктивному обсуждению и предложить возможный вариант действий в конкретном, но достаточно типичном случае. Его особенность в том, что речь идет не об использовании результатов (РИД) исполнителем в собственном производственном процессе, а о легальной передаче технологии и необходимых для ее использования запатентованных технических решений для широкого использования в гражданском секторе экономики. В данном конкретном случае речь идет о технологии переработки высокотоксичных отходов и конструкции подвижной установки для ее осуществления.
Приложение ПроектРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс |
Российской академии наук институт философии ран гребенщикова елена... Диссертация выполнена в секторе междисциплинарных проблем научно-технического развития Учреждения Российской Академии Наук Института... | Философия ибн халдуна Работа выполнена в секторе философии исламского мира Учреждения Российской академии наук Институт философии ран | ||
Распоряжение президента российской федерации о климатической доктрине российской федерации Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | Красноярского края распоряжение В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22. 04. 2013 года №375 2014 год объявлен в Российской Федерации Годом... | ||
1. Территориальные финансы в Российской Федерации Для выполнения своих функций эти органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами [29] | Соглашение о сотрудничестве между федеральной службой по гидрометеорологии... Российская академия наук (далее ран), в лице Президента ран академика ран осипова Юрия Сергеевича, действующая на основании Устава... | ||
Правительство российской федерации распоряжение Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ... | Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию... Федерации В. В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением главы... | ||
Положение всероссийского конкурса проектов студентов и аспирантов... Положение о Всероссийском конкурсе проектов студентов и аспирантов в области инновационно ориентированного развития и сетевого взаимодействия... | Технология развития критического мышления как эффективное средство... Бходимым звеном для осваивания медицинских профессий. Перед учителем ставится задача преодоления такого непростого периода как подготовка... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Российской Федерации; Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 вп-п44-4632) и Распоряжение Председателя... | В области бухгалтерского учета и отчетности Российской Федерации, которые выполнялись в Российской Федерации при финансовой поддержке Европейского Союза. Настоящая обновленная... | ||
Методические рекомендации по организации и проведению открытого урока... Ской Федерации В. В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением... | Распоряжение Федерации от 19. 05. 2009 n 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации и плана мероприятий по ее... | ||
Методическая разработка урока литературы по теме «С чего начинается Родина?» Родины. Особенно актуальна эта задача нынче, так как 2012 год объявлен президентом Российской федерации Годом Российской истории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федерации В. В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением главы... |