Пояснительная запискаНормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 1 февраля 2012 г. о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России. «Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г. Программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. - М.: Просвещение, 2012. Программа адресована учащимся 4 классов; объём учебного времени, отводимого на изучение - 1 час в неделю, всего 34 часов. Общая характеристика учебного курса: Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основные задачи учебного курса:9 знакомство обучающихся с основами православной культуры; ® развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; ® обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни, Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы православной культуры», должно обеспечить: понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
® знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность) и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса> — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: 9 общая историческая судьба народов России; единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство». Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания Технологии диалогового взаимодействия: -технология рефлексивного чтения; -технология обсуждения проблем; -технология взаимного обмена заданиями.
® Познавательно-исследовательские методы: -беседа-распознавание; -диалог-сравнение; -исследовательский проект. Методы обратной связи: -интерпретация; -загадки-притчи; -проблемная пресс-конференция;
разговор с замещённым собеседником.
Игровые и деятельностные методы:
игра-испытание;
ролевая игра;
продуктивный труд.
Формы обучения Классно-урочные занятия.
Групповая форма обучения.
Внеклассные занятия - классные семейные праздники.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельно стной, творческой форме.
Экскурсии.
Формы контроляОсновной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не выставляются. Формы контроля и возможные варианты его проведения:индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос,
поисковая, творческая,
самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая),
Взаимоконтроль (в парах, в группах) Самоконтроль Фронтальный контроль Тестирование, викторины, кроссворды. Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЛичностные результаты: формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие этических чувств;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий;
осуществлять информационный поиск;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; Предметные результаты:
знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
знакомство с основами религиозной морали;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Требования к уровню подготовки учащихся
На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание. В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей. К концу учебного года учащиеся должны: Знать / понимать
| Уметь.
| Применять.
| Знать историю возникновения и распространения православной культуры. Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют. Знать основные содержательные составляющие священных книг. Знать строение храма. Что такое икона и чем она отличается от картины. Понятие православный календарь его символы, святых, праздники. Знать развитие православной культуры в истории России.
| Умение слушать собеседника, вести диалог. Уметь описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Уметь приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Уметь владеть логическими действиями анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.
| Применять полученные знания в повседневной жизни, в
социокультурном обществе. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Излагать мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
| Содержание тем учебного курса ОРКСЭ Основы православной культурыКоличество часов на изучение программы 34 Количество часов в неделю 1Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Тематическое планирование № п/п
| Наименование раздела
| Кол-во часов
| 1
| Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
| 1
| 2
| Основы православной культуры
| 27
| 3
| Духовные традиции многонационального народа России
| 6
|
| Итого
| 34
| Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы православной культуры. (28 часов) Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. Блок 3 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Учебно-тематическое планирование уроков по предмету ОРКСЭ Основы православной культуры по учебнику А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этика. Основы православной культуры»4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г. Всего 34 часов (1 раз в неделю) №
п/ п
| № в те ме
| Тема урока
| Средства наглядности. Использование ИКТ
| Дом. задание
| Дата проведения
| Коррек
| план
| факт
| ция
| 1 триместр (10 часов) 1. Введение, Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
| (1 час)
| 1
| 1
| Россия - наша Родина
| Выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, презентации «РОССИЯ - НАША РОДИНА», «С чего начинается Родина», аудиопесня «С чего начинается Родина»
| С. 4-5, вопросы пословицы О Родине
|
|
|
| Блок Z Основы православной культуры. (28 часов)
| 2
| 1
| ' Культура и религия
| Фотографии и изображения православных храмов, репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А.Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церквт>
| С. 6-7, вопросы
|
|
|
| 3
| 2
| Человек и Бог в православии
| Иллюстрации икон (Троица, Спас и др.), церковная музыка Halleluiah Г.Ф. Гендель. Ораторя Мессия Ария короля Рене. Опера Иоланта, П. Чайковский Слава Богу за все Чуют правду. Ария Сусанина. М. Глинка
| С. 8-11, вопросы
|
|
|
| 4
| 3
| Православная молитва
| Молитва «Отче наш», «Отче наш. Кедров-отец», «Отче наш Д.Бортнянский»
| С.12-15,
вопросы,
молитва
|
|
|
| 5
| 4
| Библия и , Евангелие
| Иллюстративный материал- фотография книги Священного Писания, фотография Храма Христа Спасителя
| С. 16-19, вопросы, притчи из Библии
|
|
|
| 6
| 5
| Проповедь Христа
| Символы веры, фотографии святых мест, репродукции картин:
Исцеление расслабленного. Мирожский монастырь. 12 в.,
Исцеление слепого. Мирожский монастырь. 12 в., 3.Исцеление сухорукого. Монастырь Хора. 14 в, аудио
Во Царствии твоем
Сезар Франк - Оратория Заповеди
Блаженств. Пролог
Слово мама дорогое. А. Широченко
| С.20-23, вопросы
|
|
|
| 7
| 6
| Христос и Его Крест
| Изображение православного Креста, Аудио: Кресту твоему Кресту Твоему на греческом. Хор Ватопедского монастыря Кресту Твоему на грузинском Радуйся, Живоносный Кресте
| С.24-27, вопросы
|
|
|
| 8
| 7
| Пасха
| Видео:« Пасха. Пасхальные обычаи»
«Воскресение Иисуса Христа», Аудио: Пасхальный звон Светлый праздник. С. Рахманинов
| С.28-31, вопросы, рис., поделки
|
|
|
|
|
|
| тропарь Пасхи
Иллюстрации: «Александр Иванов. Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине, XIX в.», «Сошествие во ад ("Воскресение Христово). Русская икона 14», «Ге «Вестники Воскресения
|
|
|
|
| 9
| 8
| Православное учение о человеке
| Аудио: Ария князя Игоря. Опера А. Бородина - Князь Игорь Когда душа поет. М. Блантер Литература: Круговая порука добра Душа и тело храма Книга жизни почти дочитана
| С. 32-35, вопросы
|
|
|
| 10
| 9
| Понятия «совесть» и «раскаяние» в православии
| мультимедиа проектор, слайд со словарными определениями слов добро,
зло, грех, совесть , репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», Аудио: Кантата Александр Невский. Ледовое побоище. С. Прокофьев Петя и волк. С. Прокофьев
| с. 36-39, вопросы
|
|
|
| 1 2 триместр(11 часов)
| И
| 10
| Заповеди
| Презентация «10 Заповедей», Аудио: Дорога добра. М.Минков. Ю.Энтин, Дорога добра
| С. 40-41, вопросы
|
|
|
| 12
| 11
| Милосердие и сострадание
| Иллюстрация «Христос в образе нищего у ворот монастыря. Фрески церкви Успения на Волотовом поле, XIV в.». Библиотека: Слово о некой! игумене, которого искусил Христос в образе нищего видео
| С. 42-45, вопросы, примеры из жизни
|
|
|
| 13
| 12
| Золотое правило этики
| Репродукция картины В.Д.Поленова «Христос и грешница»
| С. 46-47, вопросы
|
|
|
| 14
| 13
| Храм
| Видео: «Храм и его устройство. Часть 3», «Храм и его устройство. Часть 4»
презентация «Храмы», иллюстрации соборов
| С. 48-51, вопросы
|
|
|
| 15
| 14
| Икона
| Видео: «О святых иконах» Библиотека: Образ Богоматери .Символика иконы. Символика цвета в иконе
| С.52-55, вопросы
|
|
|
| 16
| 15
| Творческие
работы
учащихся
| интернет-ресурсы для подготовки
творческих работ
http://lib.psteu.ru/icons/.
http://pravolimp.ru
http://zakonbozhiy.ru,
http://azbvka.ru/tserkov/
|
|
|
|
| 17
| 16
| Подведение итогов
| Творческие работы детей
|
|
|
|
| 18
| 17
| Как
христианство пришло на Русь
| географическая карта, мультимедиа проектор, иллюстрации: храм Софии в Константинополе, памятник Владимиру в Киеве, икона Крещения Христа, картина Виктора Васнецова «Крещение Руси»
| С. 58-61, вопросы
|
|
|
| 19
| 18
| Подвиг
| мультимедиа проектор, Эл. пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
| С. 62-63, вопросы, пример подвига
|
|
|
| 20
| 19
| Заповеди блаженства
| мультимедиа проектор
Эл. пособие, Евангелие, Библия
| С,64-67, вопросы
|
|
|
| 21
| 20
| Зачем творить добро?
| мультимедиа проектор иллюстрации: «Мучения апостола
| С.68-69, вопросы
|
|
|
|
|
|
| Петра» Микеланджело Караваджо, «Мучения апостола Андрея» Рибера Хусепе
|
|
|
|
| 3 триместр(13 часов)
| 22
| 21
| Чудо в жизни христианина
| Эл. пособие, иллюстрации Владимирская Богоматерь, Владимирская Богоматерь. Фрагмент
| С.70-71, вопросы
|
|
|
| 23
| 22
| Православие в Божием суде
| Эл. пособие,
иллгострации:Ьир ://experiment> opk.pravolimp.ru/assets/attaches/ 165/original/strashnii sud icon 12.ipa?1269340339 «Страшный суд. Византийская икона 12 в»., «Торчелло»
| С.72-75, вопросы
|
|
|
| 24
| 23
| * Таинство Причастия
| Эл. пособие, иллюстрации: «Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1495—1497», «Гюстав Доре. Тайная вечеря»
| С,76-79, вопросы
|
|
|
| 25
| 24
| Монастырь
| Эл. пособие, иллюстрации «Успенский собор», «Колокольня», презентация «Монастыри»
| С.80-83, вопросы
|
|
|
| 26
| 25
| Отношение христианина к природе
| Эл. пособие, иллюстрации: «Св. Герасим и лев. Русская икона. XVII-XVIII в.» , «Сотворение рыб, пресмыкающихся и птиц. Мозаика собора в Монреале. XII в.»
| С.84-85, вопросы
|
|
|
| 27
| 26
| Христианская семья
| Эл. пособие, иллюстрации: «Павел Федотов. Сватовство майора. Государственная Третьяковская Галерея», «Адам впервые видит Еву. Мозаики собора в Монреале. XII в.»
| С.86-87, вопросы
|
|
|
| 28
| 27
| Защита , Отечества
| Эл. пособие, иллюстрации: «Памятник Петру I. Санкт- Петербург», «Памятник А. В. Суворову (1801 г.). Санкт- Петрбург», видео «Герои войны», «Битва за Москву))
| С.88-91, вопросы, Куликовская битва
|
|
|
| 29
| 28
| Христианин в труде
| Эл. пособие, иллюстрация: «Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. XVI вл»
| С.92-93, вопросы
|
|
|
| 3. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)
| 30
| 1
| Любовь и уважение к Отечеству
| Эл. пособие, символика России, карта России, иллюстрация «Могила Неизвестного Солдата и Вечный Огонь», презентация
| С. 94-95, вопросы, примеры из жизни
|
|
|
| 31
| 2
| Творческие
работы
учащихся
| интернет-ресурсы для подготовки
творческих работ
http://Iib.pstgu.ru/icons/,
http://pravoIimp.ru
http://zakonbozhiv.ru,
http://azbvka.ru/tserkov/
| Подготовить творческую работу по выбранной теме
|
|
|
| 32
| 3
| Творческие
работы
учащихся
| интернет-ресурсы для подготовки
творческих работ
http://lib .pstgu. ru/icons/,
http://pravolimp.ru
http://zakonbozliiv.ru.
http://azbvka.ru/tserkov/
| Подготовить творческую работу по выбранной теме
|
|
|
| 33
| 4
| Итоговая
презентация
творческих
проектов
учащихся
| Творческие работы детей
| Подготовить сообщение по выбранной теме
|
|
|
| 34
| 5
| Итоговая презентация
| Творческие работы детей
| Подготовить сообщение по
|
|
|
|
|
| творческих
проектов
учащихся
|
| выбранной теме
|
|
|
|
|