Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 273.12 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации17.05.2014
Размер273.12 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2

Пояснительная записка

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 1 февраля 2012 г. о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.

Программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. - М.: Просвещение, 2012.

Программа адресована учащимся 4 классов; объём учебного времени, отводимого на изучение - 1 час в неделю, всего 34 часов.

Общая характеристика учебного курса: Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основные задачи учебного курса:

9 знакомство обучающихся с основами православной культуры; ® развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; ® обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни,

Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы православной культуры», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

® знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность) и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса> — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: 9 общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания

  • Технологии диалогового взаимодействия: -технология рефлексивного чтения; -технология обсуждения проблем; -технология взаимного обмена заданиями.

® Познавательно-исследовательские методы: -беседа-распознавание; -диалог-сравнение; -исследовательский проект.

  • Методы обратной связи: -интерпретация; -загадки-притчи; -проблемная пресс-конференция;

  • разговор с замещённым собеседником.

  • Игровые и деятельностные методы:

  • игра-испытание;

  • ролевая игра;

  • продуктивный труд.

Формы обучения

  • Классно-урочные занятия.

  • Групповая форма обучения.

  • Внеклассные занятия - классные семейные праздники.

  • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельно стной, творческой форме.

  • Экскурсии.

Формы контроля

Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не выставляются.

Формы контроля и возможные варианты его проведения:

индивидуальный контроль (контроль учителем):

  • устный опрос,

  • поисковая, творческая,

  • самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая),

Взаимоконтроль (в парах, в группах) Самоконтроль Фронтальный контроль Тестирование, викторины, кроссворды.

Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

  • формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • развитие этических чувств;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий;

  • осуществлять информационный поиск;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

  • знакомство с основами религиозной морали;

  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Требования к уровню подготовки учащихся

На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.

В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.


К концу учебного года учащиеся должны:

Знать / понимать

Уметь.

Применять.

Знать историю возникновения и распространения православной культуры. Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют. Знать основные содержательные составляющие священных книг. Знать строение храма. Что такое икона и чем она отличается от картины. Понятие православный календарь его символы, святых, праздники. Знать развитие православной культуры в истории России.

Умение слушать собеседника, вести диалог. Уметь описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Уметь приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Уметь владеть логическими действиями анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.

Применять полученные знания в повседневной жизни, в

социокультурном обществе. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Излагать мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.




Содержание тем учебного курса ОРКСЭ Основы православной культуры

Количество часов на изучение программы 34 Количество часов в неделю 1

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2

Основы православной культуры

27

3

Духовные традиции многонационального народа России

6




Итого

34




Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы православной культуры. (28 часов) Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 3 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Учебно-тематическое планирование уроков по предмету ОРКСЭ Основы православной культуры

по учебнику А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этика. Основы православной культуры»

4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.


Всего 34 часов (1 раз в неделю)



п/ п

№ в те ме

Тема урока

Средства наглядности. Использование ИКТ

Дом. задание

Дата проведения

Коррек

план

факт

ция

1 триместр (10 часов) 1. Введение, Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

(1 час)

1

1

Россия - наша Родина

Выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, презентации «РОССИЯ - НАША РОДИНА», «С чего начинается Родина», аудиопесня «С чего начинается Родина»

С. 4-5, вопросы пословицы О Родине










Блок Z Основы православной культуры. (28 часов)

2

1

' Культура и религия

Фотографии и изображения православных храмов, репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А.Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церквт>

С. 6-7, вопросы










3

2

Человек и Бог в православии

Иллюстрации икон (Троица, Спас и др.), церковная музыка Halleluiah Г.Ф. Гендель. Ораторя Мессия Ария короля Рене. Опера Иоланта, П. Чайковский Слава Богу за все Чуют правду. Ария Сусанина. М. Глинка

С. 8-11, вопросы










4

3

Православная молитва

Молитва «Отче наш», «Отче наш. Кедров-отец», «Отче наш Д.Бортнянский»

С.12-15,

вопросы,

молитва










5

4

Библия и , Евангелие

Иллюстративный материал- фотография книги Священного Писания, фотография Храма Христа Спасителя

С. 16-19, вопросы, притчи из Библии










6

5

Проповедь Христа

Символы веры, фотографии святых мест, репродукции картин:

  1. Исцеление расслабленного. Мирожский монастырь. 12 в.,

  2. Исцеление слепого. Мирожский монастырь. 12 в., 3.Исцеление сухорукого. Монастырь Хора. 14 в, аудио

Во Царствии твоем

Сезар Франк - Оратория Заповеди

Блаженств. Пролог

Слово мама дорогое. А. Широченко

С.20-23, вопросы










7

6

Христос и Его Крест

Изображение православного Креста, Аудио: Кресту твоему Кресту Твоему на греческом. Хор Ватопедского монастыря Кресту Твоему на грузинском Радуйся, Живоносный Кресте

С.24-27, вопросы










8

7

Пасха

Видео:« Пасха. Пасхальные обычаи»

«Воскресение Иисуса Христа», Аудио: Пасхальный звон Светлый праздник. С. Рахманинов

С.28-31, вопросы, рис., поделки























тропарь Пасхи

Иллюстрации: «Александр Иванов. Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине, XIX в.», «Сошествие во ад ("Воскресение Христово). Русская икона 14», «Ге «Вестники Воскресения













9

8

Православное учение о человеке

Аудио: Ария князя Игоря. Опера А. Бородина - Князь Игорь Когда душа поет. М. Блантер Литература: Круговая порука добра Душа и тело храма Книга жизни почти дочитана

С. 32-35, вопросы










10

9

Понятия «совесть» и «раскаяние» в православии

мультимедиа проектор, слайд со словарными определениями слов добро,

зло, грех, совесть , репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», Аудио: Кантата Александр Невский. Ледовое побоище. С. Прокофьев Петя и волк. С. Прокофьев

с. 36-39, вопросы










1 2 триместр(11 часов)

И

10

Заповеди

Презентация «10 Заповедей», Аудио: Дорога добра. М.Минков. Ю.Энтин, Дорога добра

С. 40-41, вопросы










12

11

Милосердие и сострадание

Иллюстрация «Христос в образе нищего у ворот монастыря. Фрески церкви Успения на Волотовом поле, XIV в.». Библиотека: Слово о некой! игумене, которого искусил Христос в образе нищего видео

С. 42-45, вопросы, примеры из жизни










13

12

Золотое правило этики

Репродукция картины В.Д.Поленова «Христос и грешница»

С. 46-47, вопросы










14

13

Храм

Видео: «Храм и его устройство. Часть 3», «Храм и его устройство. Часть 4»

презентация «Храмы», иллюстрации соборов

С. 48-51, вопросы










15

14

Икона

Видео: «О святых иконах» Библиотека: Образ Богоматери .Символика иконы. Символика цвета в иконе

С.52-55, вопросы










16

15

Творческие

работы

учащихся

интернет-ресурсы для подготовки

творческих работ

http://lib.psteu.ru/icons/.

http://pravolimp.ru

http://zakonbozhiy.ru,

http://azbvka.ru/tserkov/













17

16

Подведение итогов

Творческие работы детей













18

17

Как

христианство пришло на Русь

географическая карта, мультимедиа проектор, иллюстрации: храм Софии в Константинополе, памятник Владимиру в Киеве, икона Крещения Христа, картина Виктора Васнецова «Крещение Руси»

С. 58-61, вопросы










19

18

Подвиг

мультимедиа проектор, Эл. пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»

С. 62-63, вопросы, пример подвига










20

19

Заповеди блаженства

мультимедиа проектор

Эл. пособие, Евангелие, Библия

С,64-67, вопросы










21

20

Зачем творить добро?

мультимедиа проектор иллюстрации: «Мучения апостола

С.68-69, вопросы


























Петра» Микеланджело Караваджо, «Мучения апостола Андрея» Рибера Хусепе













3 триместр(13 часов)

22

21

Чудо в жизни христианина

Эл. пособие, иллюстрации Владимирская Богоматерь, Владимирская Богоматерь. Фрагмент

С.70-71, вопросы










23

22

Православие в Божием суде

Эл. пособие,

иллгострации:Ьир ://experiment> opk.pravolimp.ru/assets/attaches/ 165/original/strashnii sud icon 12.ipa?1269340339 «Страшный суд. Византийская икона 12 в»., «Торчелло»

С.72-75, вопросы










24

23

* Таинство Причастия

Эл. пособие, иллюстрации: «Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1495—1497», «Гюстав Доре. Тайная вечеря»

С,76-79, вопросы










25

24

Монастырь

Эл. пособие, иллюстрации «Успенский собор», «Колокольня», презентация «Монастыри»

С.80-83, вопросы










26

25

Отношение христианина к природе

Эл. пособие, иллюстрации: «Св. Герасим и лев. Русская икона. XVII-XVIII в.» , «Сотворение рыб, пресмыкающихся и птиц. Мозаика собора в Монреале. XII в.»

С.84-85, вопросы










27

26

Христианская семья

Эл. пособие, иллюстрации: «Павел Федотов. Сватовство майора. Государственная Третьяковская Галерея», «Адам впервые видит Еву. Мозаики собора в Монреале. XII в.»

С.86-87, вопросы










28

27

Защита , Отечества

Эл. пособие, иллюстрации: «Памятник Петру I. Санкт- Петербург», «Памятник А. В. Суворову (1801 г.). Санкт- Петрбург», видео «Герои войны», «Битва за Москву))

С.88-91, вопросы, Куликовская битва










29

28

Христианин в труде

Эл. пособие, иллюстрация: «Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. XVI вл»

С.92-93, вопросы










3. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)

30

1

Любовь и уважение к Отечеству

Эл. пособие, символика России, карта России, иллюстрация «Могила Неизвестного Солдата и Вечный Огонь», презентация

С. 94-95, вопросы, примеры из жизни










31

2

Творческие

работы

учащихся

интернет-ресурсы для подготовки

творческих работ

http://Iib.pstgu.ru/icons/,

http://pravoIimp.ru

http://zakonbozhiv.ru,

http://azbvka.ru/tserkov/

Подготовить творческую работу по выбранной теме










32

3

Творческие

работы

учащихся

интернет-ресурсы для подготовки

творческих работ

http://lib .pstgu. ru/icons/,

http://pravolimp.ru

http://zakonbozliiv.ru.

http://azbvka.ru/tserkov/

Подготовить творческую работу по выбранной теме










33

4

Итоговая

презентация

творческих

проектов

учащихся

Творческие работы детей

Подготовить сообщение по выбранной теме










34

5

Итоговая презентация

Творческие работы детей

Подготовить сообщение по























творческих

проектов

учащихся




выбранной теме
















  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск