1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения





Название1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения
страница1/10
Дата публикации05.08.2013
Размер1.42 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1.Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения. Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Каждая наука имеет свой объект – те явления и процессы, кот. изучаются данной наукой; и предмет – конкретный аспект объекта, круг основных наиболее существенных вопросов, кот. изучает наука. Науки / на: точные/технические (математика, геометрия и др); естественные (физика, химия); общественные (гуманитарные, кот. изучают закономерные и различные стороны жизни общества, - история, психология, философия, все юр.науки). Правоведение (юриспруденция) – вся совокупность юр.наук. Его объект – государственно-правовые явления, т.е. та сфера общественной жизни, кот. связана с властно-государственным управлением и нормативно-правовым регулированием, т.е. объект – государственно-правовые явления в целом – у всех юр.наук 1 объект, а предмет разный. Юр.науки / на: -историко-теоретические (ТГП, РЧП, ИП ЗС, ИП РФ), специальные (ГП, ТП, СП, УП, ГПП, УПП и др.), прикладные (юр.психология, криминалистика), международно-правовые (МЧП, м/н публичное право); изучающие систему, полномочия гос.органов (нотариат, адвокатура, прокурорский надзор). Правоведение – гуманитарная наука, т.е. "неточная", не обладает четкой аксиоматикой науки (в отличие от естественных наук). Юридические науки (правоведение) отличаются от других общественных наук объектом познания. Объект правоведения - это государство и право во всех их проявлениях как разновидность социальной практики. Государство и право в той или иной мере изучаются и другими общественными науками. Философия изучает сущность, социальное назначение государства и права, их взаимосвязи с другими общественными явлениями. Социология изучает государство и право как важнейшие социальные институты, наравне с множеством других социальных явлений. Политология исследует государство и право как средства осуществления политической деятельности и как её цель. Но только для правоведения государство и право являются основным объектом. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях. Юридические науки изучают и другие социальные явления, такие как экономика, политика, культура, религия и т.д., но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом. Правоведение – отрасль спец. знаний в пределах и посредствам которых осуществляется теоретически- прикладное освоение государственно- правовой действительности.

2.Предмет и структура теории государства и права, ее роль в системе правоведения. ТГП – фундаментальная наука о закономерностях возникновения и развития норм гос-ва и права. Научное исследование в ТГП ведется не по отдельно взятой стране и не за какую-то 1 историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы прав и государственности. ТГП является преимущественно российской (постсоветской, а ранее – советской) наукой; во многих странах континентальной Европы дисциплиной, предметом исследования кот. является право и государство, преподаются отдельно. Есть разные подходы к структуре ТГП. Сырых выделяет 6 частей: 1.Проблемы внутренней организации права как регулятора общественных отношений, 2.Проблемы внутренней организации государства как органа управления делами общества, выражения его интересов, 3. Общие проблемы истории государства и права, 4.Проблемы методологии ТГП, 5.Проблемы функционирования и развития юридичяеской науки, 6.Проблемы использования юр.техники, методов толкования права. ТГП имеет двуединый предмет – государство и право. Единство это обусловлено тем, что: Государство и право возникли одновременно, Г. и П. нерасторжимо связаны друг с другом, Их развитие подчинено единым закономерностям, Г.и П. не могут существовать друг без друга, ТГП / на 2 самостоятельные части: теория права изучает вопросы юр.догматики (источники права, виды правовых норм, законотворчество и правоприменение, юр.технику, коллизии правовых норм, толкование права, юр.ответственность и др.), и теория государства (общее учение о государстве – изучает происхождение государства, типы, формы, элементы (структуру) и функции государства, перспективы государства).

3. Методология теории государства и права: соотношение с предметом, содержание, значение для правоведения. Метод – способ познания исследования явлений природы и общества, т.е. то, с помощью чего? как? Наука изучает свой предмет. Методы правоведения – приемы, кот. используются всеми юр.науками для познания гос-правовых явлений и получения результатов. Методология ТГП имеет особое значение для всех юр.наук, т.к. включает основной объем знаний о методах для всех юр.наук (правоведения). Методология – учение (отрасль знаний о методах научного познания, последовательности их применения, об условиях их использования и эффективности результатов. Принципы = признаки:

-Единство, Деференциация – наличие в ее составе разнообразных и разнородных способов познания), Системность, Иерархичность методов,

последовательность

Содержание методологии ТГП – методы. Существуют разные подходы к определению системы методов ТГП: 1 подход выделяет:

-Общую методологическую базу – материалистическая диалектика (все гос-прав. Явления рассматр-ся во взаимной связи м/у собой и общ. Жизнью в их обусловленности, они изучаются в динамики (развитии)

-Общенаучные методы (анализ (расчленение целого на составные части), синтез (объединения ранее разрозненных вещей или понятий в нечто качественно новое), дедукция (выведение частного из общего)

-Специальнын/конкретно-научные ( анкетирование, опрос)

-Частно-правовые, кот. вырабатываются ТГП

2 подход разработан Сырых – выделение определенных этапов познавательного процесса и определение места каждого метода в этом процессе: 1.Методы эмпирического уровня (полученные в рез. юр.практики, опыта)

-Методы сбора и изучения единичных фактов (методы толкования права, конкретно-социал. методы)

-Методы обобщения единичных фактов (метод сравн. Поведения, статист., метод соц-прав эксперемента)

2.Методы теоритического уровня: Методы научной абстракции, Методы познания закономерностей

4.ТГП и юридическая практика. ТГП – фундаментальная наука о закономерностях возникновения и развития норм гос-ва и права. Функции ТГП: 1.Онтологическая – познает существо гос-прав явлений,2. Гносеологическая- вырабатывает научные понятия, приемы, способы, помогающие научному познанию Г. и П., 3. Прогностическая – предвидение тех или иных изменений в гос-прав действительности,4. Методологическая – создает систему понятий, применяющихся во всех инх юр.науках, имеющую основополагающее значение для правоведения в целом,5. Политико-управленческая – ТГП служит научной основой внутр. и внеш. политики государства; обеспечивает научность гос. управления; научно обосновывает необходимость и эффективность реформ в гос. сфере, способствует совершенствованию законодательства,6. Образовательная – формирует прав. науку и закладывает основы юр.практики,7. Прикладная – ТГП тесно связана с юр.практикой. Юр.практика – деятельность по принятию, применению, толкованию норм права, взятое с применения зак/дат- прав. норм ТГП реально оказывает большое влияние на юр.практику – аккумулирует опыт, накопленный юр.практикой и передает его др. поколениям. Признаки юр.практики: 1. Строится на основе норм права,2. Это часть правовой культуры общества, 3. Объединяет правовую систему, 4.Порождает правовые последствия. Виды юр.практики: 1.правотворческая — в ее процессе формируются порядок-тивно-правовые способы (нормы, принципы и т. п.) воздействия на общественную жизнь; 2. правоприменительная (правореализационная) —единство властной деятельности компетентных органов, направленной на вынесение индивидуально-конкретных предписаний, и выработанного в ходе такой деятельности опыта; 3. распорядительная — складывается из распорядительной деятельности управомоченных на то субъектов и накопленного в процессе этой деятельности юридического опы-та; 4. интерпретационную —выражается в формулируемых правовых разъяснениях и правоположениях .

5.Власть, ее свойства, роль в социальной жизни. Разновидности власти. Человек - существо общественное. Он может жить, удовлетворять все свои объективные потребности только с помощью других людей. Совместная деятельность людей, в силу её сложности, столкновения частных интересов и потребностей требует определённой согласованности. Эффективным средством согласования отдельных воль является власть. Власть — это способность и возможность оказывать посредством использования различных инструментов (воли, авторитета, силы, права и т.д.) руководящее воздействие на поведение и деятельность людей. Власть изначально присуща человеческому обществу. Без властного управления общество неизбежно скатиться к хаосу и распаду. Властное управление необходимо в самых разных сферах общественное жизни. Власть - это всегда отношения между двумя или более субъектами общественной жизни, в котором выделяются следующие элементы: стороны властных отношений (субъект - тот, кто упр. и объект - тот, кем управляют); содержание (в виде возможности субъекта принять обязательное для объекта решение и необходимости объекта выполнить это решение); Власть в зависимости от критерия можно делить на различные виды. Классификация, основанная на выделении инструмента властвования основного ресурса, на который власть опирается, включает следующие виды: экономическая, социальная, идеологическая, моральная, религиозная и др. По степени организации власть бывает простая и сложная. Простые формы власти реализуются без создания каких-либо структур, можно сказать, что их осуществление – естественный продукт межличностных отношений (власть родителей над детьми). Реализация сложных форм власти предполагает создание специальных властных структур, наделённых необходимыми ресурсами и атрибутами (гос. власть, церковная власть, партийная власть). Петров: Власть – одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей для воли других людей. Власть – это разновидность управления социальными процессами. В отличие от других форм управления властное управление всегда связано с подчинением одних людей другими. Доминирование одной стороны (субъект власти) и подчинение ей другой стороны (объекта власти) – составляют специфическое содержание властных отношений

6. Государственная власть и государство. Власть — это способность и возможность оказывать посредством использования различных инструментов (воли, авторитета, силы, права и т.д.) руководящее воздействие на поведение и деятельность людей. Власть изначально присуща человеческому обществу. Без властного управления общество неизбежно скатиться к хаосу и распаду. Властное управление необходимо в самых разных сферах общественное жизни. Государственная власть - это разновидность политической власти, оказывающая определяющее воздействие на общество в целом с помощью особой организации — государства. Государственная власть одна из видов сложной организованной формы власти. Как и другие виды власти - это управление общественны­ми процессами путём подчинения воли людей. От других видов власти государственная власть отличается следующим. Во-первых, она имеет особый субъект управления - государство. Во-вторых, это единственная форма власти, управляющая всем общест­вом, всеми основными сферами общественной жизни. В-третьих, государ­ственная власть является основным инструментом удовлетворения наибо­лее важных интересов. Характерные черты государственной власти: 1) она распространяется на все общество; 2) носит публично-политический характер; 3) опирается на государственное принуждение; 4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); 5) действует система налогов; 6) население делится по территориальному признаку; 7) ей присущи легитимность, легальность и т.п. Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании цен­ности власти, в ее праве управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомер­ная и справедливая. И напротив, если правящая группа не пользу­ется общественным доверием и вынуждена постоянно прибе гать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной. Государство — это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных классо­вых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. В обществе власть может существовать в разных видах: партий­ная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, реше­ния которой обязательны для всех граждан, организаций и учреж­дений, обладает лишь государство. Оно осуществляет высшую власть в пределах собственных гра­ниц и само определяет, какими будут отношения с другими го­сударствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от ве­личины территории, численности населения, политического ре­жима.

7. Основные теоретические подходы к определению сущности и социального назначения государства в российской юридической науке. Цыганов. Государство — это политико-территориальная суверенная орга­низация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов. Сущность государства выражает главный, глубинный смысл, опре­деляющий его содержание, функции, признаки. Традиционно под сущно­стью государства понимают лежащую в его основе социальную волю. Т.о., определить сущность государства можно путём выявления того, в чьих руках находится государственная власть, интересы каких со­циальных сил выражает государство. В российской юридической науке сложились два основных подхода к определению сущности государства - классовый и общесоциальный. Классовый подход разработан в середине XIX века в рамках марксист­ского учения о государстве. Государство выражает ин­тересы экономически господствующего класса и представляет собой аппарат насилия, подавления в отношении эксплуатируемых классов. Таким образом, сущность государства составляет воля экономически господствующего клас­са. В условиях революционного XIX века данная теория отражала многие реальные процессы, происходившие в За­падной Европе. В современной российской юридической науке данная теория под­вергается критике за то, что не отражает тех общесоциальных начал, ко­торые явно просматриваются в современном государстве. В рамках обще­социального подхода государство рассматривают как механизм преодо­ления общественных противоречий, инструмент компромисса и примире­ния. Сущность государства, таким образом, видится в воле всего общест­ва, в результате действия различных общественных институтов совокупно выраженной в государственной власти. Данный подход не отрицает тот факт, что в различные исторические периоды, у различных народов воля всего общества может быть подчине­на воле отдельных социальных сил, групп. Однако это всегда является временным отступлением от глубинной природы государства, рассматри­вается обществом как несправедливость, своего рода «болезнь» государ­ства, которая излечивается революциями, гражданскими войнами, пере­воротами или эволюционным путём. Следует также учитывать, что сущность государства, как и любого другого явления, качественно не меняется. Точнее, она может измениться, но тогда перед нами будет не государство, а совсем другое социальное образование. Существует также дуалистический подход к сущности государства, который пытается соединить противоположности классового и социального подхода. В рамках этого подхода сущность государства рассматривают как изменчивое явление. Этот подход противоречит элементарной логике, он утверждает, что на разных исторических отрезках у государст­венной власти наблюдаются разные сущности. А этого быть не может, так как изменение сущности означает, что перед нами уже другое явление. В зависимости от постановки вопроса о сущности государства, ре­шается вопрос о его Социальном назначении. Современная общесоциальная точка зрения исходит из того, что коль скоро в гос. вла­сти реализуется воля всего гр. общества, то гос-во есть средство управления общественными делами, выражения и обеспечения его основных интересов, средство компромисса и разрешения споров ме­жду отдельными социальными группами и индивидами. Главными целя­ми, для которых создаётся гос-во можно считать поддержание по­рядка и стабильности в обществе, обеспечение его прогрессивного разви­тия и внешней безопасности. С точки зрения классового подхода, социальное назначение госу­дарства состоит в выражении и обеспечении интересов экон. господствующего класса.

8. Признаки государства. Цыганов. Государство — это политико-территориальная суверенная орга­низация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов. Признаки: Публичная власть. Государство представлено профессио­нальным аппаратом, который не совпадает с обществом и официально выступает от его имени. Суверенитет. Означает верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти по отношению лю­бым другим источникам социальной власти внутри госу­дарства (внутренний суверенитет) и его независимость от внешних источников власти, то есть от иных государств и м.о. организаций (внешний суверенитет), в проведении внутренней и внешней политики. Территориальная организация населения Означает, что государство располагается на определённой территории и распространяет свою власть на земное, водное и воздуш­ное пространство в пределах государственных границ и на всех лиц находящихся на этой территории. Связь государ­ства с лицами, проживающими на его территории, осуще­ствляется посредством особого правового института - подданства, гражданства. Связь с правом. Право важнейший регулятор обществен­ных отношений, возникающий вместе с государством и тесно с ним связанный. Нормы права устанавливаются го­сударством и охраняются им от правонарушений. Другие организации могут принимать нормы права только с одоб­рения государства. Налоги. Для содержания своего аппарата и реализации необходимых задач государство собирает налоги, то есть принудительные сборы с населения. От взносов членов об­щественных организаций налоги отличаются принудитель­ностью. Малько. Некоторые авторы также выделяют такой признак как Монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан свободы) Другое. Признаки государства – его качества, выражающие особенности государства в системе иных политических организаций, осуществляющих в обществе властные функции. Признаки государства: - признак публичной власти – государство как аппарат управления отчуждено от общества как объекта управления. - признак территориальности – государство возникает и функционирует как аппарат управления особой территории (страной), пределы государственной власти определяются государственными хранилищами данной страны. - признак суверенитета – именно данный признак отличает государство от иных политических организаций и предает государственной власти верховенство. Суверенитет государства – верховенство и независимость государства по отношению к иным источникам власти, самостоятельное определение внутренней и внешней политики. Существует два элемента суверенитета: *внутренний – верховенство власти внутри страны или недопустимость подмены государства иными источниками власти (армии, анархии). *внешний – независимость государственной власти в отношении с иными государствами, международными организациями и союзами государств. Суверенитет государства полностью раскрывается в системе особых качеств государства: 1. универсальность и исключительность государственной власти в пределах государственных границ. 2. устойчивая юрисдикция, связь государства с населением, которое проживает на данной территории, которая выражается в формировании статуса гражданина или подданного государства. 3.право государства на издание юридических норм, регулирующих общественные отношения внутри государственных границ. 5. государство является представителем своего общества на международной арене. 6.государство имеет свои символы (герб, гимн…)

9. Государственный аппарат и органы государства. Цыганов. Государственный аппарат — это система государственных органов, наделённых властными полномочиями и осуществляющих функции государства. Государственный аппарат имеет следующие признаки: 1) элементами государственного аппарата являются государственные органы, то есть государственные структуры, обладающие властными полномочиями по управлению обществом; 2) это система государственных органов; характер системы обеспечивается общими принципами формирования и деятельности государственных органов, их иерархичностью и взаимодействием, единством конечной цели; 3) государственный аппарат осуществляет государственную власть и функции государства. Часто в юридической литературе понятия «государственный аппа­рат» и «механизм государства» рассматривают как тождественные. Но многие авторы наполняют эти понятия разным содержанием. Так некото­рые видят различие в том, что понятие «механизм государства» отражает функционирующий государственный аппарат. Другие авторы считают, что государственный аппарат включает в себя лишь государственные органы, непосредственно осуществляющие государственную власть, а в понятие «механизм государства» помимо них включаются - вооружённые силы, милицию, принудительные учреждения и т. д., опираясь на кото­рые, государственные органы осуществляет свою властную деятельность. Представляется, что последняя точка зрения ближе к истине, но её необ­ходимо подкорректировать путём включения в механизм государства по­мимо названных элементов государственных учреждений, государствен­ных предприятий и других государственных структур, которые не осуще­ствляют государственную власть, но участвуют в реализации функций го­сударства. Механизм государства - это система властных государственных органов, вооружённых сил и других силовых структур, государст­венных учреждений и предприятий во взаимодействии осуществляю­щих функции государства. Орган государства - понятие, признаки. Орган государства - это относительно самостоятельный эле­мент государственного аппарата, осуществляющий определённый вид управленческой деятельности государства и наделённый для этого властными полномочиями. Орган государства обладает следующими признаками: 1) представляет собой относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, связанный с другими государственными органами отношениями координации и соподчинения; 2) государственный орган обладает, как правило, внутренней структурой, то есть состоит из подразделений (отделов, департаментов, секторов), объединённых единым руководством и единством целей; 3) государственный орган состоит из служащих, то есть людей, которые выполняют работу по управлению, наделены для этого соответствующими правами и обязанностями, связаны служебной дисциплиной; 4) имеет определённую закреплённую в нормативно-правовых актах компетенцию, то есть совокупность его властных прав и обязанностей, посредством которых государственный орган и осуществляет свою властную деятельность; 5) для реализации своих полномочий государственный орган наделяется необходимой материальной базой и финансовыми средствами. + Функции государства. Внутренние функции государства. 1) Экономическая функция 2) Политическая функция 3) Социальная функция 4) Идеологическая функция 5) Экологическая функция 6) Функция развития научно-технического прогресса. Внешние функции государства. 1) Функция обороны страны 2) Ведение захватнических войн 3) Поддержание мирового порядка 4) Сотрудничество с другими государствами

10. Разделение властей как принцип организации современного государства. Государственный аппарат, как и государство в целом действует на основе некоторых основополагающих начал, то есть принципов, к важ­нейшим из которых обычно относят: народовластие, разделение властей, верховенство права. Разделение властей - принцип организации и деятельности госу­дарственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа органов самостоятельна и неза­висима от других, что обеспечивается собственным источником форми­рования и наличием своего предмета ведения. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пре­делы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, пу­тем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или за­конам и другими способами. Народовластие - это принцип, в соответствии с которым население страны прямо или через своих представителей принимает участие в орга­низации и деятельности государственного аппарата. Конституционно-правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 К. РФ «1) Носителем суверенитета и единственным ис­точником власти в РФ является её многонациональ­ный народ. 2) Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также… Принцип верховенства права применительно к государственному аппарату означает, что организация и вся деятельность последнего стро­иться на основе и во исполнение права. В первую очередь, это воплощает ся в верховенстве закона. Закон являются нормативным актом высшей юридической силы, принимаемым высшим представительным органом - парламентом. Наиболее важные общественные отношения, касающиеся формирования и функционирования государственного аппарата должны регулироваться законами. Подзаконные нормативные акты должны при­ниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, что­бы законодательство не просто соблюдалось, но само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам ра­венства и справедливости, должно соответствовать интересам и потреб­ностям общества. Среди других принципов следует назвать принципы гласности, профессионализма, федерализма (для федеративных государств), соче­тания единоначалия и коллегиальности и др. Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов. Профессионализм означает необходимость использования в дея­тельности государственных органов образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью от­ветственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы про­фессионального образования и переподготовки кадров. Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой, - в наличии собст­венной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации. Принцип сочетание единоначалия и коллегиальности заключает­ся в обеспечении оптимального соотношения в процессе формирования и деятельности государственных органов соответствующих начал.
11. Структура аппарата современного государства. Государственный аппарат — это система государственных органов, наделённых властными полномочиями и осуществляющих функции государства. Механизм государства - это система властных государственных органов, вооружённых сил и других силовых структур, государст­венных учреждений и предприятий во взаимодействии осуществляю­щих функции государства. Единый и целостный государственный аппарат представляет собой сложную систему государственных органов, связанных между собой отношениями координации и соподчинения. Структура государственного аппарата исторически очень изменчива и существенно различается у разных государств. В то же время в структуре аппарата современного государства можно выделить определённые общие и устойчивые элементы. Во-первых, по уровню государственный аппарат делится обычно на две подсистемы. Первую образуют высшие органы государственной власти (парламент, президент, правительство и др.). Вторую составляют местные органы государственной власти (в федеративных государствах - органы государственной власти субъектов федерации). Во-вторых, в соответствии с принципом разделения властей государственный аппарат представляет собой три относительно самостоятельных и независимых ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную - между которыми распределены все органы государственной власти. Государственный аппарат, как и государство в целом действует на основе некоторых основополагающих начал, то есть принципов, к важ­нейшим из которых обычно относят: народовластие, разделение властей, верховенство права. Малько. Механизм государства — это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, про­водит ту или иную политику. Характерные черты механизма государства: 1) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов; 2) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами; 3) его основным элементом выступают государственные органы; 4) он является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет власть, достигая конкретных результатов. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элемен­тов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы. Их особенностью является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих ре­шений (парламент, президент, правительство, министерства, ве­домства, государственные комитеты, губернаторы, администра­ции краев и областей и т.п.); 2) государственные организации — это такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция); 3) государственные учреждения — это такие подразделения ме­ханизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют непо­средственную практическую деятельность по выполнению функ­ций государства в социальной, культурной, образо­вательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, почта, телеграф, вуз, школа, театр и т.д.); 4) государственные предприятия — (речь может идти о ка­зенных заводах, фабриках и пр.); 5) государственные служащие.
12. Законодательная, исполнительная и суд~бная власть в современной России. В силу федеративного устройства структура государственного ап­парат состоит из двух уровней: центральных (федеральных) органов и ор­ганов СРФ. В соответствии со ст. 11 Конституции госу­дарственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Суды РФ. Государственную власть в СРФ осуществляют образуемые ими ОГВ. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Ор­ганы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятель­ны (ст. 10 Конституции). Президент РФ. Конституция РФ как бы выводят Президента за рамки разделения властей. Конституция РФ провозглашает Президента главой госу­дарства. Конституция называет его гарантом прав и свобод граждан, га­рантом конституционного строя страны. Как глава государства Президент назначает ряд д/л государства, ведает вопросами гражданства и помило­вания, присваивает государственные награды. Кроме того, Президент обладает обширными полномочиями в сфере законода­тельной и особенно, исполнительной ветвей власти (фактиче­ски Правительство полностью находится под контролем Президента). Федеральное Собрание (Парламент) — высший представительный законодательный ОГВ РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат. Государственная Дума из­бирается всем населением в составе 450 депутатов, которые работают в ней на профессиональной основе. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы СРФ. Каждый субъ­ект представлен двумя членами (от законодательной и исполнительной ветвей власти). Совет Федерации не избирается, а формируется. ФЗ принимает Гос. Дума. Гос. Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, назначает Председателя ЦБ РФ, назначает Уполномо­ченного по правам человека. Совет Федерации назначает Генерального Прокурора РФ, Судей Высших федеральных судов РФ. Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государ­ственной Думой законов. Конституции РФ называет Правительство РФ органом, стоящим во главе исполнительной власти. Однако, это не совсем верно, поскольку решения Правительства могут быть отме­нены Президентом РФ, так как именно Президент формирует Правитель­ство РФ. Правительство - это коллегиальный орган. В него входят: Председатель Правительства, его Заместитель и федеральные министры. Непо­средственно возглавляет и организует работу Правительства его Пред­седатель. Правительство действует в пределах срока полномочий Прези­дента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. В системе разделения властей судебная власть играет особую роль, она как бы является независимым арбитром для ОГВ и физ. лиц при разрешении различного рода социальных конфликтов и проблем. Судебная власть в РФ осуще­ствляется системой судов, которые осуществляют правосудие. Согласно К. РФ в России существует четыре вида судопроизводства: кон­ституционное, гражданское, уголовное и административное. Независимость и самостоятельность судов определя­ется статусом судей и общими принципами организации судопроизвод­ства. Судьи в Российской Федерации несменяемы, независимы и непри­косновенны. В соответствии с Конституции РФ система органов го­сударственной власти субъектов РФ устанавливаются ими самостоятель­но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти установленными федеральным законом. Таким образом, на уровне субъектов РФ также действует принцип разделения властей.
13. Задачи и функции современного государства Познание гос-ва предполагает изучение не только его относительно статичных характеристик (формы, признаков, сущности и т. д.), но и его динамики, то есть того, как оно живёт, действует, развивается. Этой цели служит понятие «функции гос-ва». Вопрос о функциях гос-ва большей частью является изобретением советской науки, в западной речь идёт в основном о целях и задачах гос-ва. В рамках классового подхода к сущности гос-ва советские исследователи с помощью категории «функции гос-ва» пытались показать зависимость направления и содержания деятельности гос-ва от его сущности и социального назначения. Сегодняшняя наука сохранила функциональный подход к изучению деятельности гос-ва, отказавшись от жёсткой классовой детерминации. Функции гос-ва - это основные направления его деятельности, обусловленные сущностью и социальным назначением, целями и задачами государства по управлению основными сферами общественной жизни. Функции гос-ва тесно связаны с сущностью и социальным назначением государства. Посредством изучения функций можно установить истинное содержание сущности, социального назначения общества, обусловленное социальной структурой общества, потребностями его различных социальных групп. Непосредственную связь функции гос-ва имеют с его целями и задачами. Но их не следует смешивать. Цель государства - это тот результат, к которому государство стремиться. Задача государства - это цель, а также средства и способы её достижения. А функции - это сама деятельность по решению стоящих перед государством задач. Таким образом, функции государства определяются его целями и задачами. В функциях государства отражаются только наиболее важные, основные направления деятельности, ибо не всё, чем занимается государство, имеет существенное значение для общества. Функции государства имеют сквозной характер, затрагивают всю его деятельность. Функции государства объективны, они обуславливаются существующими потребностями общества. Если государство не выполняет своих функций, в обществе и в государстве неизбежно начинаются негативные процессы. Виды функций современного государства. В зависимости от критерия функции государства можно распределить по различным классификационным группам. 1) По времени осуществления: постоянные; временные 2) В зависимости от социальной значимости: основные; не основные 3) По сферам политической направленности: внутренние; внешние 4) По сфере по объекту: экономическая; политическая; социальная; идеологическая и др. 5) По содержанию государственной власти: законодательная; исполнительная; судебная. Наибольшее распространение получило деление функций на внутренние и внешние. Внутренние функции государства. 1) Экономическая функция 2) Политическая функция 3) Социальная функция 4) Идеологическая функция 5) Экологическая функция 6) Функция развития научно-технического прогресса. Внешние функции государства. 1) Функция обороны страны 2) Ведение захватнических войн 3) Поддержание мирового порядка 4) Сотрудничество с другими государствами. Рассматривая вопрос о классификации функций, следует иметь ввиду, что всякое деление во многом условно, в том числе, деление функций на внутренние и внешние. Деятельность государства внутри страны в экономической, политической, социальной, идеологической и других сферах - зависит от внешних условий, от внешнеэкономических, внешнеполитических и др. связей. Кроме того, следует учитывать, что функции не остаются неизменными, они постоянно развиваются, одни отмирают, другие появляются.
14. Формы и методы осуществления функций государства. Функции гос-ва - это основные направления его деятельности, обусловленные сущностью и социальным назначением, целями и задачами государства по управлению основными сферами общественной жизни. Формы осуществления функций государства - это внешнее выражение деятельности государства, специфика её проявления. Формы осуществления функций государства – это деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Цыганов. Формы характеризуют связь государства с правом, как одним из основных средств властвования. Выделяют правовые и не правовые формы. К правовым формам относятся: 1) Правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов. 2) Правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путём принятия правоприменительных актов; это повседневная оперативная управленческая деятельность. 3) Правоохранительная - деятельность, направленная на поддержание правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина; это меры, которые государство принимает по предупреждению, пресечению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц. Не правовые формы включают в себя весь объём организационной работы по осуществлению функций государства непосредственно не связанной с правом. Следует иметь в виду, что и не правовые (организационные) формы, в основном, реализуются в рамках права, связаны с правом. Однако, здесь связь с правом не является настолько тесной и непосредственной как при правовых формах. Виды не правовых форм: 1) Организационно-регламентирующая - это деятельность, направленная на организацию повседневной, текущей работы органов государства 2)Организационно-хозяйственная - это деятельность текущего характера, направленная на материально-техническое обеспе чение осуществления функций государства 3) Организационно-идеологическая - это деятельность по идеологическому обеспечению осуществления функций государства. Методы осуществления функций государства. Методы осуществления функций государства — это способы воз­действия государства на субъектов общественной жизни в процессе осуществления его деятельности. Чаще всего говорят о двух основных методах: убеждения и прину­ждения. Метод убеждения в идеологии состоит в создании у населения, отдельных со­циальных групп уверенности в том, что деятельность государства имеет общезначимый характер, совпадает с интересами и целями субъектов общественной жизни. Метод принуждения состоит в воздействии на управляемых с помощью силового давления, например, в процессе применения мер юридической ответственности к лицам, совершившим правонарушения. Наряду с этими методами всё чаще выделяют метод стимулирования - это побуждение участников общественных отношений к поведению в определённом государством направлении путём материального и морального поощрения. К материальным (экономическим) методам стимулирования относятся: дотации, инвестиции, беспроцентные и иные льготные кредиты, налоговые льготы и т.п. К методам морального стимулирования относятся: государственные награды, почётные звания и т.п.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине правоведение
Правоведение как наука и учебная дисциплина. Понятие, предмет и функции правоведения. Система правоведения
1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения iconФакультет политических наук и социологии
Книговедение как наука. Состав и структура книговедения. Книговедение в системе общественных наук
1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения iconА. И. профессором кафедры государственного и муниципального права...
Книговедение как наука. Состав и структура книговедения. Книговедение в системе общественных наук
1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения iconФгбоу впо «Марийский государственный университет»
Книговедение как наука. Состав и структура книговедения. Книговедение в системе общественных наук
1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения iconАвтор проекта Фамилия, имя отчество
Книговедение как наука. Состав и структура книговедения. Книговедение в системе общественных наук
1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения icon«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Книговедение как наука. Состав и структура книговедения. Книговедение в системе общественных наук
1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения iconПрограмма курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург
Книговедение как наука. Состав и структура книговедения. Книговедение в системе общественных наук
1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения iconЛитература для подготовки Беловицкая, А. А. Общее книговедение :...
Книговедение как наука. Состав и структура книговедения. Книговедение в системе общественных наук
1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) гсэ. Ф. 11 Правоведение...
...
1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения iconТематика рефератов по сравнительному правоведению
Понятие сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение как область правовых знаний
1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения iconПрограмма курса. Методические материалы для студентов дневного и вечернего отделений. Москва
Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных наук. Место теории государства и права...
1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине правоведение для специальности: «история» 020700
Рассмотрено и переутверждено на заседании кафедры трудового права и основ правоведения от «29» августа 2011 г
1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения iconПрограмма дисциплины Правоведение
...
1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения iconФормы и методы проведения учебных занятий по курсу «Правоведения»
...
1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....
1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск