Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы»





Скачать 463.22 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы»
страница1/3
Дата публикации07.08.2013
Размер463.22 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Содержание и методика психосоциальной работы»


Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности


040101.65 – Социальная работа

Автор: М.И. Сидорова, к.п.н., ст. преподаватель кафедры «социальных наук»

Цель освоения дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» - раскрыть студентам проблематику и специфику содержания психосоциальной работы, ее принципы, методы и технологии, способствовать усвоению психотехнических навыков экстренного психосоциального вспомоществования в профессиональной деятельности.

Основные задачи курса «Содержание и методика психосоциальной работы»:

  • Способствовать формированию у студентов представлений о системе научно-методического, методологического, нормативно-правового и технологического обеспечения психосоциальной
    работы;

  • Формировать у студентов прочную систему знаний о содержании и методах психосоциальной практики;

  • Развивать профессиональную рефлексию, системное и комплексное мышление студентов, необходимое для реализации интегрального подхода в практике психосоциальной помощи
    «личности-в-ситуации»;

  • Способствовать воспитанию у студентов личностно-ориентированной профессиональной позиции к практике психосоциального вспомоществования.

Данный курс является одним из ключевых к пониманию специфики социальной работы в современных российских условиях. Дисциплина «Содержание и методика психосоциальной работы» призвана обеспечить студентов определенной суммой знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • методологические и теоретические основы психосоциальной работы;

  • проблематику и содержание психосоциальной практики;

  • специфику нормативно-правового, методического и технологического обеспечения психосоциальной работы;

  • специфику и методы индивидуальной и групповой психосоциальной практики;

владеть навыками:

  • анализа и модификации стратегий поведения «человека в ситуации»;

  • владеть методами анализа, прогноза и проектирования кризисной помощи личности, семье;

  • построения алгоритма и моделирования психосоциальной помощи клиенту;


уметь:

  • определять необходимые условия обеспечения терапевтического пространства для клиента;

  • проектировать частные технологии помощи клиенту;

  • проектировать групповую работу.


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени



Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

ауд.

Лк

Пр/

СМ

ЛБ

СР

Раздел 1. Научно-методическое обоснование психосоциальной работы

1.1

Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы

8

4

4

-

6

1.2.

Психосоциальная помощь: границы профессиональной компетентности специалиста по социальной работе

6

2

4

-

2

Раздел 2. Теоретические основы содержание психосоциальной работы

2.1

Теории социализации, социальной адаптации и дезадаптации личности

6

2

4

-

6

2.2

Психология трудных жизненных ситуаций и стратегии поведения в них

4

2

2

-

6

2.3

Посттравматический синдром и психическая травма как объект профилактики и реабилитации

4

2

2

-

6

2.4

Теории агрессии и насилия, стратегии поведения жертвы

4

2

2

-

6

2.5

Аддиктивность как результат социального неблагополучия

4

2

2

-

6

Раздел 3. Методика и технология психосоциальной работы

3.1

Методика и технология индивидуальной психосоциальной работы. Консультирование.

5

2

3

-

6

3.2

Работа с группой: процесс, содержание. Сети социальной поддержки.

5

2

3

-

6

3.3

Психосоциальная работа с семьей: методика, содержание, диагностика, формы. Семейное консультирование.

6

2

4

-

6

3.4

Методики профилактики и реабилитации в психосоциальной работе с социально-неблагополучным населением.

8

4

4

-

6

3.5

Технологии психосоциальной работы в службах занятости населения, в учреждениях образования, здравоохранения и пенитенциарной системы.

6

2

4

-

6

Раздел 4. Частные методики, технологии и техники психосоциальной работы

4.1

Методика работы с детьми и семьями «группы риска». Технология сопровождения.

6

4

2

-

3

4.2

Технология кризисной интервенции.

4

4

-

-

3

4.3

Психосоциальная работа с утратами и острым горем.

4

4

-

-

3

4.4

Технологии медиации в разрешении психосоциальных конфликтов.


2

2

-

-

3

Итого:

82

42

40

-

80



Содержание практических занятий

Практическое занятие №1 (4 часа)

Тема: Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы
План:

  1. Психосоциальная работа как отрасль практической психологии.

  2. Социальная дезадаптация.

  3. Психосоциальная работа: цель, понятие, функции, методы и формы.

  4. Соотношение понятий «содержание», «методика», «технология» и «техники» психосоциальной работы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Опишите суть психосоциального подхода и дайте определение психосоциальной работы.

  2. На какие категории населения ориентирована психосоциальная работа и в чем специфика ее организации?

  3. Какие функциональные обязанности входят в круг профессиональных компетенций специалиста?

  4. Каковы критерии эффективности психосоциальной работы?

  5. Что является содержанием психосоциальной работы?

  6. Дайте сравнительную характеристику методики и технологии психосоциальной работы.


Задания для самостоятельной работы:

Составьте сравнительную таблицу «Методика и технология психосоциальной работы»:

Методика психосоциальной работы

Технология психосоциальной работы

Определение

Предмет

Задачи

Формы

Основная литература:

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1995.

  2. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. – СПб, 2002.

  3. Социологический энциклопедический словарь / Род ред. Г.В. Осипова. – М., 1998.

  4. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. – М., 2002.


Дополнительная литература:

  1. Коротаева Е.В. обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – М., 2003.

  2. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь. – Екатеринбург, 1995.



Практическое занятие №2 (4 часа)

Тема: Психосоциальная помощь: границы профессиональной компетентности специалиста по социальной работе
План:

  1. Понятия «компетентность» и «компетенция».

  2. Соотношение понятий «профессиональная компетентность» и «ключевые профессиональные компетенции».

  3. Содержание и критерии профессиональной подготовки специалистов для психосоциальной работы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Обоснуйте суть и необходимость компетентностного подхода к психосоциальной работе.

  2. Сравните понятия «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции».

  3. Какие функциональные обязанности входят в круг профессиональных компетенций специалиста?


Задания для самостоятельной работы:

Составьте акмеограмму специалиста по психосоциальной работе по следующему плану:

1) Объективные характеристики труда по психосоциальному направлению социальной работы:

  • задачи психосоциальной работы;

  • функции (профессиональные действия) социально-психологических задач;

  • результаты труда специалиста;

  • знания в области теории и практики;

2) Субъективные характеристики (профессионально важные качества):

  • ролевые характеристики: навыки, умения;

  • субъективные качества: индивидуальные качества специалиста,
    акмеологические инварианты;

3) Психологические качества, являющиеся противопоказаниями к психосоциальной работе.
Основная литература:

  1. Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Байденко В.И., Оскарссон Б. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М.. 2002.

  2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – М.; Воронеж, 2003.

  3. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. – СПб, 2002.

  4. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. – М., 2002.


Дополнительная литература:

  1. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. – М., 2002.

  2. Беляцкий Н.П. Менеджмент. Деловая карьера. – М., 2001.



Практическое занятие №3 (4 часа)

Тема: Теории социализации, социальной адаптации и дезадаптации личности.
План:

  1. Адаптация как феномен научного познания.

  2. Теории социальной адаптации.

  3. Адаптивность как результат продуктивной социализации.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Почему именно проблема адаптации так активно разрабатывается в психологии и других науках о человеке?

  2. Проблема адаптации – это изначально биологическая, психологическая или социальная проблема?

  3. Каковы ресурсы личности и среды в процессе социальной адаптации?


Задания для самостоятельной работы:

1. На основе обзора зарубежных и отечественных теорий, составьте таблицу:

Представления о социальной адаптации в различных психологических школах

Психологические школы, направления, концепции

Модель и компоненты социальной адаптации

Процесс и механизмы социальной адаптации

1 . Психоаналитические теории социальной адаптации:

• Теория адаптации по З.Фрейду;

• Теоретические подходы А. Адлера, Э. Эриксона и Г. Гартмана

к пониманию социальной адаптации;







и т.д.







2. Составьте словарь понятий и терминов: адаптация, адаптация психологическая, адаптация социальная, стресс, коппинг, ресурсы личности, ресурсы среды, социальная поддержка, социально-поддерживающий процесс, сети социальной поддержки.
Рекомендуемая литература:

  1. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. – СПб, 2002.

  2. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. – М., 2002.


Практическое занятие №4 (2 часа)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы»
Целями освоения дисциплины являются раскрытие студентам проблематики и специфики содержания психосоциальной работы, ее принципов,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации сд. Ф. 8 Содержание и методика социально-...
«социальная работа». Учебная дисциплина «Содержание и методика социально-медицинской работы» относится к числу общепрофессиональных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconРоссийская федерация министерство сельского хозяйства федеральное...
«Содержание и методика психосоциальной работы» раскрыть студентам проблематику и специфику содержания психосоциальной работы, ее...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconРешение кафедры
Цель и задачи и место курса «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы» в системе профессиональной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика исследований...
Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Р. 1 Методика...
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 Зеленодольского муниципального...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск