№ п/п
| Вопрос/проблема
| Ответ
|
|
| краткий
| извлечение из документа
| вид и статус документа
|
42
| Что определяет тарифная ставка?
|
| Тарифная ставка определяет конкретный размер оплаты труда в соответствующую единицу времени (час, день, месяц). Для учителя расчетным временем при определении тарифной ставки является 18 часов учебной нагрузки в неделю для учителей средней школы и 20 часов в неделю для учителей начальной школы. В целом тарифная ставка учителя определяется на основании соответствующего образования, квалификационной категории, установленной по итогам аттестации, или разряда, определенного в зависимости от педагогического стажа
| Письмо Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 г. №20-58-196/20-5/7 "О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений". Рекомендации о порядке исчисления заработной платы работников образовательного учреждения
|
43
| Какова наполняемость классов?
| В количестве 25 обучающихся
| п.26. наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся при наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения
| Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196)
|
|
| 25 обучающихся
| п.17. … в классах 25 обучающихся.
п.19. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование групп и классов с меньшей наполняемостью
| Типовое положение об общеобразовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 г. №1204)
|
|
| 25 человек
| Предельно допустимая наполняемость класса 25 человек, оптимальная – 20 человек
| Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
|
| Не более 25 человек
| Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек
| Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений (утверждены Приказом Минздрава России от 06.08.1999 г. №309
|
|
| Не менее 25 человек
| п. 1.2. Не допускать количество учащихся в одном классе школы менее 25 человек, установив оптимальную наполняемость класса 25-30 человек. Наполняемость групп продленного дня установить в количестве не менее 30 учащихся. Наполняемость класса в лицеях и гимназиях — не менее 25 человек
| Приказ МКО от 30.07.99 г. № 468 "О формировании фонда оплаты труда"
|
|
| 25 человек
| п. 2. Норматив наполняемости классов и групп в общеобразовательном учреждении:
а) Наполняемость классов - 25 человек;
б) Наполняемость групп продленного дня - 25 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, что определяется уставом общеобразовательного учреждения
| Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 г. № 1063-р
|
44
| Какова продолжительность учебного года для первоклассников?
| Не более 33 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней
| Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы - не более 33 недель, каникулярного времени в течении учебного года - не менее 37 дней. В связи с тем, что, как правило, учебный год делится на четыре неравные по продолжительности четверти, с целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей, самой продолжительной четверти. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане - 5—6 недель сменяются недельными каникулами
| Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
|
|
|
|
| Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
45
| Работает ли ГПД в каникулярное время?
| Да, работает
| В каникулярное время продолжается работа группы продленного дня той части обучающихся, которая в этом нуждается
| Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
46
| Какой день недели в адаптационный период является разгрузочным и каковы его особенности?
| Четверг
| Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день - четверг: в этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры
| Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
47
| Допустимо ли введение в первом классе дополнительных часов на факультативы и занятия с отстающими?
| Нет
| Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки
| Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
48
| Какова продолжительность времени на прогулку в ГПД?
| Не менее 2-х часов
| В группах продленного дня продолжительность прогулки для младших школьников составляет не менее 2-х часов, учащихся 5-8 классов - не менее 1,5 часов
| Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
|
|
|
| Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в течение дня не менее двух раз, общей длительностью 2,5 - 3,0 часа
| Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
49
| С какого часа следует начинать самоподготовку?
| С 16. 00
| Самоподготовку следует начинать с 16.00 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п. 2.9.20. (Работа ГПД строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму ГПД)
| Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
|
50
| Какова продолжительность перемен в адаптационный период?
|
| п. 2.9.18. Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов общеобразовательных учреждений составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 5 уроков) - 50 минут; вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях
| Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
|
|
|
| Продолжительность перемен между уроками -не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета. После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут
| Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
51
| Все ли дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс?
| Да. все
| Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в 1 класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки
| Письмо Минобразования России от 19 июня 1998 г №06-51-138ин/14-06 (Вестник образования. 1998 г .№ 8) "О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений"
|
52
| Допустим ли прием детей в первый класс на конкурсной основе?
| Нет
| Прием детей в первые классы во все виды государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений на конкурсной основе является нарушением п. 3 ст. 5 Закона. Заключение психолого-педагогической или медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению носит рекомендательный характер. Согласно п. 2 ст. 16 Закона и п. 48 Типового положения при приеме детей в общеобразовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом общеобразовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении
| Письмо Минобразования России от 19 июня 1998 г № 06-51-138ин/14-06 (Вестник образования, 1998 г. №8) "О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений"
|
53
| Допустимы ли сборы (поборы) денег в образовательном учреждении?
| Нет
| В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона в государственных общеобразовательных учреждениях обучение на всех ступенях общего образования осуществляется бесплатно. Взимание денег за обучение по "особым" программам и учебникам, охрану и уборку школьного здания, на надбавки к заработной плате педагогов и нужды школы не допускается
| Письмо Минобразования России от 19 июня 1998 г. № 06-51 -138ин/14-06 (Вестник образования, 1998 г. № 8) "О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений"
|
54
| Какими нормативами регулируется деятельность учителя-логопеда образовательного учреждения?
|
| Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения
| Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник образования, 2001 г. № 2) "•Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
|
55
| Какова система работы по коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся?
|
| Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку)
| Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник образования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
|
56
| Каковы задачи учителя-логопеда в адаптационный период и период обучения грамоте?
|
| Основными задачами логопедического пункта являются:
• коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
• своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
• разъединение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся
| Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник образования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
|
57
| Сколько обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, должен охватить учитель-логопед?
|
| Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов 1 ступени начального общего образования и трех - восьми классов 1 ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности. Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения — не более 25 человек... На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель - логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2. Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения — не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек
| Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник образования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
|
58
| Кто из обучающихся зачисляется в логопедическую группу (пункт) общеобразовательного учреждения?
|
| В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности: фо-нетико-фонематическое недоразвитие речи: фонематическое недоразвитие речи: заикание; недостатки произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи)
| Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник образования, 2001 г. № 2) "•Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
|
59
| На основе чего и когда зачисляются обучающиеся в логопедический пункт образовательного учреждения?
|
| В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года
| Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник образования. 2001 г. N? 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
|
60
| Каков период работы учителя - логопеда с обучающимися?
|
| Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3).
Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения
| Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник образования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
|
61
| Какова система коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся?
|
| Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектам, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
А) с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушение чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю;
б) с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, — не менее двух-трех раз в неделю;
в) с обучающимися, имеющими фонетический дефект, — не менее одного — двух раз в неделю;
г) с заикающимися обучающимися – не менее трех раз неделю.
| Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник образования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
|
62
| Сколько групп здоровья существует?
| 5 групп
|
|
|
63
| Каковы критерии первой группы здоровья?
|
| Здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
|
|
64
| Каковы критерии второй группы здоровья?
|
| Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, дети; дети со сниженной резистентностью (сопротивляемостью) организма к острым и хроническим заболеваниям (часто болеющие дети). Функциональные возможности детей второй группы снижены. К этой группе относят детей, имеющих нарушения сердечного ритма, функциональный шум в сердце; гипертрофию миндалин 1 степени, избыточную массу тела; астенические проявления, речевые нарушения; незначительное снижение зрения, незначительные нарушения осанки и др.
|
|
65
| Каковы критерии третьей группы здоровья?
|
| Дети, у которых имеются хронические заболевания в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма: вегето-сосудистая дистония, кариес зубов, хронический холецистит, ожирение, нейродермит, неврозы, гипертрофия небных миндалин, хронический тонзиллит, сколиоз 1 и II степени, плоскостопие и др.
|
|
66
| Каковы критерии четвертой группы здоровья?
|
| Дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями
|
|
67
| Каковы критерии пятой группы здоровья?
|
| Дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии декомпенсации со значительно сниженным функционированием систем организма
|
|
68
| Какова продолжительность и частота групповых и индивидуальных занятий?
|
| Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р. Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут
| Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник образования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
|
69
| Какова продолжительность групповых занятий?
|
| Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
• с обучающимися, имеющими общее недоразвитие; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю.
• с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие речи: нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическими или фонематическими недоразвитиями речи. — не менее двух - трех раз в неделю;
• с обучающимися, имеющими фонетический дефект. — не менее одного—двух раз в неделю;
• с заикающимися обучающимися — не менее трех раз в неделю
| Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник образования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
|
70
| Что надо сделать в случае необходимости уточнения диагноза?
|
| В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующие лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию
| Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник образования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
|
71
| Кто отвечает за обязательное посещение обучающимися занятий у учителя-логопеда?
|
| Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения
| Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник образования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
|
72
| Как взаимодействуют учитель начальной школы и учитель-логопед?
|
| Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп.
Учитель-логопед:
а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;
б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
в) поддерживает связь с дошкольными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;
г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;
д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение 4)
| Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник образования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
|
73
| Каковы направления деятельности школьной психологической службы?
|
| К основным направлениям деятельности службы относятся:
— психологическое просвещение;
— психологическая профилактика;
— психологическая диагностика;
— психологическая коррекция;
— консультативная деятельность
| Утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 (Вестник образования. 1999 г. № 12) "Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"
|
74
| Что надо понимать под психологическим просвещением?
|
| К основным направлениям деятельности службы относятся:
— психологическое просвещение — формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся
| Утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 (Вестник образования, 1999 г. № 12) "Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"
|
| Что надо понимать под психологической профилактикой?
|
| Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития
|
|
| Что надо понимать под психологической диагностикой?
|
| Психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностики проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений
|
|
| Что надо понимать под психологической коррекцией?
|
| Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов
|
|
| Что надо понимать под консультативной деятельностью?
|
| Консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования
|
|