М ежличностные отношения в системе "учитель-ученик" и их влияние на учебный процесс





Скачать 49.44 Kb.
НазваниеМ ежличностные отношения в системе "учитель-ученик" и их влияние на учебный процесс
Дата публикации30.06.2014
Размер49.44 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Межличностные отношения в системе "учитель-ученик" и их влияние на учебный процесс.

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности и общении.

В школе в межличностные  отношения вступают педагоги и школьники. Они взаимодействуют в процессе учебной деятельности и оказывают влияние друг на друга, превносят «изюминки» в межличностное  общение.

Не секрет, что работа учителя требует от него стойкой психологической уравновешенности, выдержки и терпения. Это выражается в индивидуальном стиле педагогической деятельности. Стиль – одно из главных условий профессионального мастерства учителя.

Различают множество видов и типов стилей педагогической деятельности. Но в основе всех стилей всегда находится развитие и актуализация профессионально-нравственных качеств личности педагога – деловых, общения, личности.

Одним из составляющих качеств общения учителя с учеником является педагогический такт. Он заключается в психологической поддержке ребёнка. В процессе её педагог:

  • сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка;

  • помогает ребёнку поверить в себя и свои способности;

  • помогает ребёнку избежать ошибок;

  • поддерживает ребёнка при неудачах.

Этому способствует развитие педагогической интуиции – умение предвидеть и избежать конфликтной ситуации.

Конфликты в школе возникают постоянно. Можно выделить 4 группы педагогических конфликтов.

1.  Мотивационные конфликты. Они возникают тогда, когда учитель и ученик разобщены, противопоставлены, у них разные цели и разная направленность.

2.  Конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе. В процессе обучения в школе ученик проходит 4 конфликтных периода:

  • 1 класс – переход от игровой деятельности к учебной; период адаптации длится от 3 месяцев до 1,5 лет

  • 4 класс – возрастают требования к учебной деятельности, появляется много предметов, повышается самостоятельность

  • 9 класс – внутренний конфликт куда идти после окончания 9 класса

  • 11 класс – окончание школы, как жить дальше?

3.  Конфликты взаимодействий. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих, их целей, установок и ценностных ориентаций.
Конфликты во взаимодействиях «учитель – ученик», помимо мотивационных, могут выступать как конфликты нравственно-этического характера. Многие подростки и старшие школьники выказывают недоверие учителю. Чаще это вызвано педагогическим манипулированием в общении с подростком.

Любой конфликт имеет свою определённую структуру, сферу и динамику.

Структура КС складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.                  

Внутренняя позиция: цели, интересы, мотивы.
Внешняя позиция: мнение, точка зрения, пожелание.

Различать внешнюю и внутреннюю позицию конфликтующих необходимо для того, чтобы увидеть за внешним и ситуативным – внутреннее, существенное.
Конфликтные взаимоотношения с подростком могут изменяться в лучшую сторону, если ориентироваться не на внешнее поведение, а на внутреннюю позицию, то есть понять его цели, интересы, мотивы.

Объект конфликта определить бывает непросто

Учитель - дисциплина на уроке.
Ученик – стремление к самоутверждению.
Объединение объектов – начало улаживания конфликта.

Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Учитель и школьник часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако налдо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не «перетекал» в личностную.
Динамика конфликта складывается из 3 основных стадий: нарастания, реализации и затухания. Один из эффективных способов «блокировки» конфликта на I стадии – переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельную. На III стадии можно проводить беседы, выявлять и устранять причины конфликта.
Существуют различные методы разрешения КС. Попадая в КС, учитель может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния.

Существуют различные способы понять другого человека

  • Метод интроспекции – поставить себя на место другого…

  • Метод эмпатии – вникание в переживания другого человека

  • Метод логического анализа – если вы рациональны

  • Метод нейтролизации

  • Автокоррекция собственных психологических состояний.

При любой КС участники конфликта испытывают неблагоприятное психологическое воздействие – стресс, как информационный так и эмоциональный. Различные формы стресса (импульсивная, тормозимая) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушением двигательного и речевого поведения.

Если стресс оказывает отрицательное влияние на деятельность, то наступает дистресс, вплоть до полной дезорганизации.

Хронический КС порождают хронический дискомфорт или неустойчивость настроения, повышенную ранимость ребёнка, снижает уровень его психической выносливости и задерживает повзросление уровня самозащиты. Создаётся порочная цепь конфликтной готовности.

Межличностные конфликты – самая главная причина заболеваний неврозами. Сотни исследований показывают, что конфликт между учителем и учеником становится причиной той интеллектуальной недостаточности, которая принимается за умственную отсталость. Многие дети (либо из неблагополучных семей, либо ослабленные болезнью, либо попросту медлительные) выказывают раздражение, нетерпение у учителя. Окрики, грубые оскорбления вызывают у ребёнка состояние заторможенности. Повторение этих ситуаций закрепляет тормозную реакцию на резкое обращение учителя, она становится привычной. В классе на уроке у них остаётся единственное притязание – чтобы их оставили в покое. Эти дети выходят из КС «всего лишь» примитивными личностями, отделавшись низким уровнем общего развития, ограниченной реализацией интеллектуального потенциала.

Выход из КС – привычная ленность. Психологическая трудность вызывает торможение, которое в свою очередь может вызвать или суетливость, или физическую неподвижность, то есть отсутствие самостоятельности.
Выход из КС – утрата волевого импульса;
ЗПР;
Блокада самостоятельности у детей с хорошим интеллектом.

Таким образом, хронические конфликты приводят к развитию различных дидактогений. Правильное отношение старших к детям предотвращает десоциализацию школьников. Барьеры между взрослым и ребёнком рухнут, возрастёт ощущение собственной полезности, нужности, если м/л отношения будут строится на основе сотрудничества, взаимного уважения. Общение между учителем и учеником будет эффективным и бесконфликтным, если принимать то, что сообщает партнёр; принимать его чувства; отказываться от осуждения партнёра.

Формирование стиля эффективного общения требует терпения и практики.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М ежличностные отношения в системе \"учитель-ученик\" и их влияние на учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Типы дидактических отношений на уроке: «ученик – ученик», «учитель-ученик», «ученик – учебный материал»
М ежличностные отношения в системе \"учитель-ученик\" и их влияние на учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование нравственных отношений в процессе совместной деятельности учитель – ученик, ученик – ученик
М ежличностные отношения в системе \"учитель-ученик\" и их влияние на учебный процесс iconДоклад о методике и технологии организации дистанционного обучения...
«учитель-ученик» стала вытесняться новой парадигмой «учитель- персональный компьютер- ученик»
М ежличностные отношения в системе \"учитель-ученик\" и их влияние на учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Семинар «Технологическая карта урока – управление качеством образования в системе «учитель-ученик»
М ежличностные отношения в системе \"учитель-ученик\" и их влияние на учебный процесс iconИнтерактивное обучение в начальной школе
Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными...
М ежличностные отношения в системе \"учитель-ученик\" и их влияние на учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрирующе-дифференцирующая форма обучения позволяет реализовать взаимодействие (ученик-ученик, ученик-учитель), взаимообмен информацией...
М ежличностные отношения в системе \"учитель-ученик\" и их влияние на учебный процесс iconСоциальный проект «День самоуправления»
Авторский коллектив: Лобов Иван, ученик 9кб класса Каракчеев Дмитрий, ученик 9кб класса Вдовина Алина, ученица 9кб класса Пьянков...
М ежличностные отношения в системе \"учитель-ученик\" и их влияние на учебный процесс iconУрок по теме “ Clothing “ “
Рlease now answer my questions.(учитель задает вопросы по теме «одежда» или можно работать в режиме ученик-ученик)
М ежличностные отношения в системе \"учитель-ученик\" и их влияние на учебный процесс iconУчитель в современном мире (эссэ) Место работы: моу сош с. Питерка...
По-моему, идеальный урок – это урок, начинающийся вопросом ученика к учителю. Идеальный ученик – это ученик, который задает вопросы....
М ежличностные отношения в системе \"учитель-ученик\" и их влияние на учебный процесс iconУченик 10 «Б» кл. Руководитель Шилова Л. В
Влияние проблем, сопутствующих образованию ссср, на его распад
М ежличностные отношения в системе \"учитель-ученик\" и их влияние на учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных...
М ежличностные отношения в системе \"учитель-ученик\" и их влияние на учебный процесс iconМетодическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету...
Бердникова Елена Георгиевна, учитель биологии высшей квалификационной категории маоу сош №53 п. Ильиногорска Володарского муниципального...
М ежличностные отношения в системе \"учитель-ученик\" и их влияние на учебный процесс iconИтоги работы за 2013 2014 учебный год введение
Для реализации поставленных в Программе развития задач определена единая методическая тема: «Высокое качество урока – залог успешности...
М ежличностные отношения в системе \"учитель-ученик\" и их влияние на учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель работы является – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями,...
М ежличностные отношения в системе \"учитель-ученик\" и их влияние на учебный процесс icon2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного...
Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни...
М ежличностные отношения в системе \"учитель-ученик\" и их влияние на учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск