Программа индивидуального развития ребёнка





Скачать 321.86 Kb.
НазваниеПрограмма индивидуального развития ребёнка
страница1/3
Дата публикации18.08.2014
Размер321.86 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Чебаковская основная общеобразовательная школа»

Ядринского района Чувашской Республики

Программа

индивидуального развития
ребёнка

«Ступеньки к счастью»

Составила учитель начальных классов

Рыбакова Ирина Николаевна

с. Чебаково – 2010 г

Пояснительная записка.

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»

О. Уайльд
Воспитывая детей, мы должны ответить на вопрос: “Кого мы хотим воспитать?” и лишь после этого ответить на другой вопрос: “Как надо осуществлять воспитание?”. Конечно, главная цель воспитания – это счастливый человек. По опросам социологов большинство людей считает, что счастливый человек - это социально ориентированная личность, которая понимает людей, отзывчива и добра по отношению к окружающим, дружелюбна, миролюбива, общительна. Счастливый человек оптимистично, открыто, уверенно смотрит на мир; принимает его с радостью. Он любит свою семью, и многое делает для ее развития. Он активен, динамичен, у него креативный взгляд, свобода в осуществлении успешной профессио­нальной деятельности. Уделяет внимание физическому здоровью.

Я считаю, что каждый ребёнок должен чувствовать себя счастливым и быть им, а задача взрослых: классного руководителя, учителей, родителей помочь ему в этом. Прежде всего, это должен быть уверенный в себе человек. Уверенность в себе – это вера в свои силы, вера в себя, знание своих возможностей, желаний, смелость следовать в нужном направлении. Есть счастливая часть людей на земле, которая знает ответ на вопрос и знает его не на уровне понятий, теоретический объяснений, а на самом главном уровне – уровне ощущений. И есть большая часть людей, которая в принципе знает, что это такое, знает, как это выглядит, но не знает этого постоянного ощущения непоколебимой уверенности во всём, что делает. Конечно, каждый знаком с этим ощущением, но у одних оно закрепляется и освещает всю жизнь, у других так же мимолётно улетучивается, как и появилось. Поэтому возникла необходимость разработки индивидуальных программ развития личности с целью воспитания успешного человека.

На каждом этапе развития личности я воспитываю в детях положительную Я – концепцию (я нравлюсь, я способен, я значу). Это способствует успеху, эффективной деятельности, положительному проявлению личности. Стремлюсь видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать и верить в нее; создавать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, помочь ощутить собственную успешность, воспитать в нем уважительную самооценку. Для того, чтобы сформировать положительную "Я-концепцию"   я считаю, что необходимо:

  • видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" – вот убеждение учителя).

  • создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!".

  • исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок").

  • предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной  деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").

В своей работе я реализую эти принципы.
Обоснование.

Программа индивидуального развития ребёнка «На пути к счастью» разработана в связи с очень низкой самооценкой, застенчивостью, неуверенностью в себе и слабым авторитетом в коллективе ученицы 3 класса Петровой Ольги. У Ольги застенчивость проявляется в смущении, робости, неловкости из-за своего лишнего веса; она возникает у него в присутствии незнакомых ей людей - как взрослых, так и детей.

В сложившейся ситуации назрела необходимость составления индивидуальной программы развития для ученицы Петровой Ольги на 2010-2011и 2011-2012 учебные года, т.е. на период обучения в 3 - 4 классах. Программа направлена на выявление причин застенчивости и неуверенности в себе и преодоление их. Задача классного руководителя: Понять, принять, помочь!

Цель программы:

  • обеспечить процесс самопознания, самостроительства, самореализации личности ребенка, уверенного в себе, развитие его неповторимой индивидуальности.

  • Создать условия для развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и опираясь на сильные стороны личности развивать слабые.

Задачи:

  1. Формирование здоровья ребенка и обучение его сохранению и совершенствованию своего психического и физического здоровья.

  2. Развитие умения общаться и сотрудничать.

  3. Развитие и совершенствование интеллектуальных умений.

  4. Развитие эмоциональной и волевой сферы.

  5. Формирование положительной «Я – концепции».

  6. Преодоление психологических установок, препятствующих развитию личности.

  7. Создание для ребёнка ситуации успеха, как « стартовой площадки» нового витка его личностного роста.

  8. Создание условий к коренному пересмотру личностной позиции, ориентиров и самооценки в целях повышения потребности самореализации, развитии, становлении активной жизненной позиции.

  9. Привлекать родителей ребёнка к активной деятельности по формированию нравственной личности ребенка.

Методы работы при реализации Программы:

  • индивидуальные развивающие занятия,

  • психологические тренинги,

  • беседы,

  • ролевые игры,

  • тестирование,

  • анкетирование,

  • наблюдение,

  • диагностирование,

  • КТД (коллективные творческие дела),

  • участие в самоуправлении класса,

  • родительские собрания,

  • совместные с родителями праздники,

  • вовлечение во внеурочную деятельность,

  • охват дополнительным образованием.


Программа индивидуального развития

Графический органайзер:  
Этапы и сроки реализации программы.




Этапы

Сроки

1.

Подготовка к работе над программой развития.

ноябрь,

2010

2.

Диагностический

ноябрь,

2010

3.

Разработка программы.

Ноябрь-декабрь, 2010

4.

Реализация программы.

Ноябрь, 2010 – май, 2012


5.

Обобщение результатов.


Май, 2012


1 этап - Диагностический

Цель этого этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка.

Задачи:

 1. Проведение психологического обследования ребёнка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам, определение причин его застенчивости и неуверенности в себе, выявление отрицательных мотивов учения.

Приоритетные направления:

- диагностика познавательной деятельности школьника;

     - диагностика с целью выявления любимого предмета ученика;

- диагностика уровня тревожности;

- исследования эмоционально-личностной сферы;

- диагностика межличностных отношений;

- изучение уровня воспитанности ученика;

- диагностика психологического здоровья.

2.  Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.

На основе диагностических данных  определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей на предстоящий период времени. Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит согласно его интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей.

     Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребёнка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка.

На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются:

- изучение медицинской карты;

- мониторинг успеваемости и поведения в школе;

- сбор мини-характеристик учителей предметников об ученике;

- анкетирование («Выявление качеств личности», «Мой характер», «Свободное время»);

- изучение социума (внешкольных связей) ребёнка;

- посещение ученика на дому,

-наблюдение.

1. Наблюдение.

Свою работу я начала с наблюдения, т.к. именно наблюдение является одним из главных методов изучения личности ребёнка.

Схема наблюдения «Особенности поведения детей во внеурочной деятельности (на переменах, прогулках, в столовой)».

Цель: зафиксировать особенности и различные поведенческие проявления Петровой Ольги в ходе общения и совместной деятельности, не связанной с уроком.

Время проведения: ноябрь – январь 2010 – 2011 учебного года.


В результате наблюдений мной так же были замечены признаки заниженной самооценки:

  • Большая чувствительность к упрекам и критике. Часто это проявляется в обидах по самому незначительному поводу (незначительным этот повод является лишь для окружающих). Как правило, “мелочи”, которые “задевают” ребёнка, указывают на те области, в которых “хромает” ее самооценка, и в которых у нее уже имеются “раны”.

  • Чувствительность к похвале и неумение ее принимать. Когда Ольгу начинаю хвалить, она пытается отказаться от похвалы или переложить ее на кого-то другого, случайность или обстоятельства. Ведь как писал в своих работах Ненси Ван Пелт “То, как вы принимаете комплименты, показывает, насколько вы уважаете себя”.

  • О заниженной самооценке свидетельствует и привычка негативно говорить о себе, о своих особенностях, качествах, способностях и навыках в присутствии других, а также награждать себя каким-то названием или прозвищем. Эта особенность чётко проявилась в тесте «Десять моих Я».

  • Еще одним признаком заниженной самооценки является склонность к мечтаниям. Вообще нужно оговориться, что каждый человек иногда не прочь помечтать, и это вполне нормально. Но у Ольги склонность к мечтаниям проявляется в частом и продолжительном по времени пребывание в мечтах. Это свидетельствует о том, что то, какой она является в данный момент, она себе неприемлема, непривлекательна. Она неудовлетворена тем положением, в котором она находится в настоящее время, недовольна отношением к ней других. И тогда она все чаще и чаще начинает воображать себя в другом мире, в мире, где ее все уважают, где она многого достигла, где она представляет собой “совокупность совершенства”. Мечты - это бегство от реальности. В этом случае: чем больше человек фантазирует, тем ниже его самооценка.

  • О заниженной самооценке также свидетельствует общая неуверенность в себе как личности, в восприятии себя хуже других, в сомнении в своих социальных навыках. Это выражается в страхе перед начинанием нового дела, опасении начать совершать что-то, что поставит на карту репутацию. Это может проявляться как в простых вещах, например, страхе во время урока, зная ответ на заданный вопрос, поднять руку и высказаться, так и в серьезных жизненных начинаниях, например, страхе взяться за какую-то общественную работу. Исключение этому составляют те случаи, когда человек действительно знает, что он не имеет важных навыков и знаний для этого дела, а не просто неуверен в себе.

По результатам наблюдений и работы с фактической информацией была составлена «Характеристика учащейся».

Характеристика учащейся.

1. Состояние здоровья и развития учащейся.

1.1 Состояние здоровья удовлетворительное. По результатам медицинского обследования у Петровой Ольги основная группа здоровья – I группа. Но у нее наблюдается излишек веса.

1.2 Низкая самооценка, повышенная тревожность.

1.3 Признаки повышенной застенчивости.

2. Психологическая атмосфера семьи.

2.1 Данные о родителях.

Мать – 1981 года рождения, средне-специальное образование, работает бухгалтером ООО АПК «Чебаково».Детей воспитывает одна.

В семье трое детей.

2.2 Характер взаимоотношений родителей с ребёнком: компромиссный.

Ольга очень любит свою семью и дорожит ею.

2.3 Организация режима труда и отдыха:

Какие обязанности выполняет в семье: ежедневно помогает маме в домашнем хозяйстве, протирает пыль, следит за младшей сестрой.

Режим дня выполняет: до 16 ч – личное время, 17 ч – 19 ч – выполнение домашних заданий, 21 ч – подготовка ко сну.

3. Особенности учебной деятельности.

3.1 Успеваемость учащейся: успевает по всем учебным предметам на «4» и «5»

3.2 Отношение к учению: положительное.

3.3 Интеллектуальные возможности учащегося: удовлетворительные.

3.4 Любимые предметы: математика, рисование.

Нелюбимые предметы: чтение, немецкий язык, чувашский язык, физкультура.

Ольга умеет распределять свою работу во времени. На уроках не отвлекается, не мешает другим. Может себя заставить работать. Читать любит. Умеет самостоятельно организовать свой учебный труд. Трудно переключается с одного дела на другое. Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности.

4. Положение в классном коллективе.

4.1 Позиция в коллективе: принятый.

4.2 Стиль общения с окружающими: Эгофильный тип. Доминирует самосохранение. С раннего детства наблюдается склонность к повышенной осторожности, склонность к мнительности, нетерпимость к боли, тревожность в отношении всего неизвестного, эгоцентричность. Кредо — «Безопасность и здоровье превыше всего». Ольге присущи подозрительность, мнительность, истеричность, трусость.

5. Отношение к общественной деятельности.

5.1 Поручения выполняет.

5.2 К школьному имуществу относится бережно.

5.3 В трудовых делах класса участвует.

6. Направленность интересов.

6.1 В данный момент посещает кружок вязания крючком при СДК.

6.2 Читательские интересы: читает книги из рекомендованного списка.

7. Особенности сферы свободного общения учащегося.

Гуляет каждый день, предпочитаемое место «уличного» общения – двор (свой или у бабушки). Дружеские связи вне класса – соседи по улице из других классов, родители считают, что они оказывают положительное влияние на дочь.

8. Уровень самооценки.

Заниженная самооценка (критична по отношению к себе, принижает свои достижения, не уверена в себе).

9. Особенности поведения.

9.1 Рассеянное внимание, несобранность, неорганизованность, леность.

9.2 Отношение к своим поступкам: равнодушна.

9.3 Как относится к педагогическим воздействиям: очень ранима, принимает все близко к сердцу.
2. Метод экспертных оценок.

Отражается в различного рода опросниках и анкетах. Провели психологическую диагностику с ученицей. и сделала следующие заключения:

  1. По шкале «лжи» ответы даны искренне, но самооценка занижена.

  2. Умеренный экстраверт.

  3. Средний уровень нейротизма.

Экстраверт – индивидуально-психологический склад личности человека, ориентация личности на мир внешних объектов. Ребёнку свойственны общительность, импульсивность. Гибкость поведения, высокая социальная адаптированность.

Нейротизм – свойство, состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности и возможных вегетативных расстройств.

Учитывая вышеперечисленные характеристики ребёнка, можно сделать вывод о принадлежности девочки к меланхоличному типу темперамента.

Характеристики меланхолика:

  • необщителен;

  • замкнут;

  • впечатлителен;

  • обидчив;

  • слезлив;

  • спокоен;

  • медлителен;

  • рассудителен;

  • внешне неэмоционален.

2.1. Выявление типа темперамента

( Используется тест Айзенка, шкала градации результатов и разработанные характеристики и рекомендации по коррекции.)

По типу темперамента П. – меланхолик. Людям этого темперамента во всём мерещится опасность, пропасть. Они ранимо реагируют даже на голос человека: попробуй чуть повысить – и такой ребёнок сразу в плач. Они застенчивы, робки. Нерешительность – одна из основных черт их характера. Они почти не верят в свои силы, довольствуясь обычно ролью тени, слушателя, подчиненного. Им трудно сконцентрировать внимание, не отвлекаясь по различным мелочам. Любая деятельность меланхолику – работу, и при этом такая работа, от которой он мгновенно устаёт. Речь тихая, но интонационно выразительная. У меланхоликов прекрасная интуиция, поэтому они успешны в творческой деятельности.

П. экстраверт. Он ориентирован на внешние предметы и обстоятельства. Занятия, требующие усидчивости и терпения, даются ему усилием воли. Ему нравится быть в центре внимания, ради компании он может пренебречь другими делами.

Пути коррекции.

  • Не требовать от ребёнка того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность.

  • Стараться поддержать его, ободрить, быть с ним поласковее и помягче.

  • Нацеливать его лишь на посильные задания и помогать их вовремя исполнить.

  • Учить, как надо преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе.

  • Поддерживать его самостоятельность.

  • Воспитывать в нём инициативность, общительность, доверчивость и смелость.

  • Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха.

  • Ни в коем случае, даже из благих побуждений, не запугивать его.

  • Стараться вызвать больше положительных эмоций, используя их для специальной ретушёвки отрицательных.

  • Учитывать впечатлительность, ранимость, высокую чувствительность ребёнка.

В индивидуальной работе с Петровой О. придерживаюсь следующих правил:

  1. Эмоциональное поглаживание и эмпатия.

  2. Создание условий для выполнения совместных действий в парах и группах.

  3. Демонстрация достижений ученика.

  4. Объективная оценка ее вклада в общее дело.


2.2. Исследования эмоционально-личностной сферы.

Тип личности (По Леонгарду)

Исследование показало, что явной акцентуации, т.е. преобладающего типа личности, в испытуемом нет. Но выявлено несколько типов личности, оказывающих сильное влияние на поведение ребёнка.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа индивидуального развития ребёнка icon«Возрастная анатомия и физиология ребёнка»
Характеристика анатомических возрастных изменений в процессе индивидуального развития человека
Программа индивидуального развития ребёнка iconУроках математики
Возможности индивидуального и возрастного развития детей поистине поразительны. И эти природные безграничные возможности ребенка...
Программа индивидуального развития ребёнка iconЭкономическое воспитание в семье. Роль родителей в становлении индивидуального...
...
Программа индивидуального развития ребёнка iconОбразовательная программа «Лаборатория изящных искусств»
Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, средством развития сферы чувств,...
Программа индивидуального развития ребёнка iconПрограмма индивидуального развития ученицы 7 в класса моу «Кугесьская сош №1»
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные
Программа индивидуального развития ребёнка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте...
Программа индивидуального развития ребёнка iconПояснительная записка Цели и задачи деятельности доу по реализации...
Мбдоу на педагогическом совете мбдоу центр развития ребенка – Центр развития ребенка
Программа индивидуального развития ребёнка iconМетодические рекомендации педагогам дополнительного образования по...
Актуальность разработки индивидуального маршрута одарённого ребёнка
Программа индивидуального развития ребёнка iconТематический план изучения дисциплины №п\п Наименование темы
Предмет биологии размножения и развития, ее место среди других биологических наук. История учения об индивидуальном развитии. Методы...
Программа индивидуального развития ребёнка iconТематический план изучения дисциплины №п\п Наименование темы
Предмет биологии размножения и развития, ее место среди других биологических наук. История учения об индивидуальном развитии. Методы...
Программа индивидуального развития ребёнка iconУчительница: Данилова А. Н. Яльчики – 2013
При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в...
Программа индивидуального развития ребёнка iconДоклад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №22 находится в Центральном районе...
Программа индивидуального развития ребёнка iconКонспект урока по теме: «Обобщения темы Строения органов и их систем»
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности, индивидуального развития животных...
Программа индивидуального развития ребёнка iconУчебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология»
Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного...
Программа индивидуального развития ребёнка iconПедагогические методы развития фортепианной техники учащихся детской музыкальной школы
Известно, что самые первые шаги обучения ребенка — самый ответственный этап, во многом определяющий всю будущую жизнь. Фундамент...
Программа индивидуального развития ребёнка iconПрограмма индивидуального развития ученика 10 а класса
Теоретический материал для ведущих и специалистов, работающих по данному направлению


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск