Социальная психология Учебный материал. Тема 1.2. История становления и развития социальной психологии 1. История становления и развития социально-психологических идей. Три этапа в развитии социальной психологии: I.Этап накопления и описания социально-психологических знаний (VI в.до н.э.- середина ХIХ века). Включает 2 периода: 1. Период античности (VI в.до н.э.- V в. н.э.) : а) линия социоцентризма Платона: общество стоит над индивидом, диктует ему линию поведения); б) линия эгоцентризма Аристотеля : интересы человека выше интересов государства; 2. Период Возрождения и Нового времени: ( XVII в. - сер. XIXв.) а) индивидуалистическая линия (Т.Гобсс-«естественное право человека» имеет преимущество над обществом и государством; б) социоцентристская линия (Дж.Вико, Прудон, Макиавелли, К.Гельвеций, Л.Фейербах и др. – общественная среда формирует личность, ее характер, потребности, межличностные отношения). II . Этап относительно самостоятельного становления социально-психологического знания (60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ века):
«Психология народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь) – главная сила истории народ, душа индивида это часть народной души. Развитие этой теории В.Вундтом. «Психология масс» (Г.Лебон, С.Сигеле) – основой социального поведения является подражание (от Г.Тарда), индивид в массе (в толпе) обезличен, чувства преобладают, интеллект и ответственность утрачиваются, массе нужен вождь поскольку она хаотична, неупорядочена); «Теория инстинктов социального поведения» (У.Макдугал) – врожденные инстинкты определяют поведение и эмоции людей (борьбы-страх, бегства-самосохранение, воспроизведения рода-ревность, робость, приобретения-чувство собственности, стадности-чувство принадлежности и т.д.). Таким образом, созданы общественные и научные предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину. Рождение социальной психологии. Годом рождения социальной психологии можно считать 1908 год, когда были опубликованы работы английского психолога Уильяма..Макдугалла «Введение в социальную психологию» и американского социолога Эдварда.Росса «Социальная психология». Начало научной социальной психологии на Западе обычно связывают с работами В.Меде в Европе и Ф.Олпорта в США в 20е годы ХХ века. Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. III.Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке: 1 период – господство эксперимента в социальной психологии (20-е – 40-е годы), прагматическое, прикладное направление в социальной психоло-гии (В.Меде, Ф.Олпорт) - о влиянии группы на поведение индивида. Переход к выявлению закономернос-тей социально-психологических процессов.
Возникновение направлений:
Бихевиоримзм (от англ. behaviour — «поведение»; направление в психологии, объясняющее поведение человека. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека .
Фрейдизм- поведением человека управляют бессознательные процессы (особое значение - либидо )
2 период – развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания (с 50-х годов ХХ века по настоящее время):
а) Необихевиоризм 1. Теория агрессии и подражания (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура) об обусловленности поступков и поведения, о стимулах и реакциях; 2. Теории взаимодействия: (Д.Тибо, Г.Келли) о зависимости взаимоот-ношений соотношения «вознаграж-дений» (позитивных подкреплений) и «издержек» (негативных подкреп-лений).
б) Неофрейдимзм—подчеркивается неизбежность конфликтности отношений личности и общества в результате чего формируются «коллективные защитные механизмы». Решается вопрос о лидерстве и установление межличностных отношений); в)Интеракционистское направление в социальной психологии: Интеракционизм (interactionism; interpretivism; от англ. interaction — «взаимодействие») Личность рассматривается как результат социального взаимодейс-твия на основе символов (мимики, жестов), принятия роли другого, о зависимости поведения индивида от структуры личности, ее роли и референтной группы. Содержатся выводы о видах социальных ролей ,о межролевом и внутриролевом конфликтах; о группах членства и референтных группах и их роли в формировании социальных установок. 2.История отечественной социальной психологии. В истории отечественной социальной психологии выделяют 4 периода: 1 период: Становление отечественной социальной психологии ( 60е годы XIXв.- начало XXв. -зарождение социально-психологических знаний внутри естественных и общественных наук Обращалось внимание на психологические особенности людей,проявляющиеся в их взаимодействии, поведении личности в группе, в общении. Социально-психологические идеи успешно развивали представители общественных наук. В социологии выделилась психологичес-кая школа.Наиболее ярким представите-лем этой школы был Н.К.Михайловский. По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Действующие силы социального развития — это герои-предводители и толпа. Герой (вожак) управляет толпой, он аккумулирует разрозненные возникающие в толпе чувства, инстинкты, мысли.
Психологическими факторами развития общества являются подражание,общественное настроение и социальное поведение. 2 период: Развитие социальной психологии. 20е годы ХХ века- сер.30х годов ХХ века - Развернулись дискуссии о поиске своего пути в развитии социально-психологичес-кой мысли, об отношении социальной психологии и марксизма. В дискуссии приняли участие такие видные деятели как Г.И.Челпанов,К.Н.Корнилов,
3 период - Стагнация социальной психологии. вторая половина 30 годов – сер.50х годов- Начинается изоляция отечественной науки от западной,усиление идеологического контроля над наукой, обоснования ненужности социальной психологии. Это привело к оценке социальной психологии как лженауки. Период перерыва в естественном развитии социальной психологии продолжался до второй половины 1950-х гг.
Несмотря на запреты, в этот период работали, продолжая социально-психологические исследования Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, разработавшие проблемы коллектива,механизмов взаимоотношений в коллективе, роли руководителя. 4 период: вторая половина 50х годов- 70е годы. Возрождение социальной психологии. Этот период характеризуется «потеплением» общей атмосферы, ослаблением администрирования в науке, снижением идеологического контроля, демократизацией во всех сферах жизни.
Психологическая наука в 50х годах отстояла свое право на самостоятельное существование, Начало возрождения социальной психологии связывают с началом дискуссии 50-60х годов о предмете социальной психологии (Г.М.Андреева,Б.Д.Парыгин,), о ее месте в системе наук, о методах исследования, о практических возможностях,об основных направлениях развития. Наиболее известные представители современной отечественной социальной психологии: Г.М.Андреева,Б.Д.Парыгин, А.Л.Журавлев, В.Н.Дружинин.
|