Скачать 200.03 Kb.
|
Агентство образования администрации Красноярского края КГОУ СПО «Канский педагогический колледж» ПАМЯТКА для студентов на период прохождения практики пробных уроков Специальность 050503 «Технология» Канск2006 Печатается по решению кафедры технологии Канского педагогического колледжа. Автор-составитель: Курзакова О.П., преподаватель кафедры «Технология». Рецензенты: С.В. Науменко, к. фил. н., зам. директора КПК по научной работе; В.В. Титова, руководитель педагогической практикой в КПК. В пособии рассмотрены цели, задачи практики пробных уроков на факультете, осуществляемом подготовку учителей технологии. Пособие содержит программу деятельности студентов, умения, которыми должны овладеть студенты, его права и обязанности, режим работы студента во время государственной практики, рекомендации по подготовке к практике, психолого-педагогические рекомендации по работе с детьми, функциональные обязанности методистов, схемы самоанализа урока и отзыва о работе практиканта. Пособие окажет помощь будущим учителям технологии в подготовке и прохождении преддипломной практики. © Автор – составитель: Курзакова О.П. © КГОУ СПО «Канский педагогический колледж» Содержание Введение…………………………………………..............4 Программа деятельности студентов……………………..4 Режим работы ………………….….……………………...6 Обязанности практиканта ....................…………........…..7 Примерная схема подготовки студента к уроку ……......8 Рекомендации по организации и проведению урока (Р.Х. Шакуров) ……………………………………………9 Памятка по индивидуальному подходу к слабоуспевающим школьникам ..…...……………… 11 Типичные затруднения студентов на уроках ………… 12 Примерная схема анализа урока ……………………….14 Схема самоанализа урока ……………………………… 17 Функциональные обязанности методистов- преподавателей колледжа, учителей и администрации школы………………………………..………………...… 18 Критерии оценивания урока ………...…………...….....21 Литература ……………………………………………….23 Введение Практика пробных уроков является этапом практической подготовки будущего учителя технологии, в ходе которой осуществляется формирование у студентов профессиональных умений и навыков по организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса. Цель практики: Формирование у студентов профессиональных умений планирования, умений и навыков организации и проведения учебно-воспитательного процесса, организации и анализа уроков и занятия, а так же других форм учебной и внеучебной деятельности детей; развитие у практикантов творческого отношения к педагогическому труду. Задачи практики:
Программа деятельности студентов Программа деятельности студентов включает:
Умения, которыми должны овладеть студенты:
Режим работы К педагогической практике допускаются студенты, изучившие и успешно сдавшие общепрофессиональные дисциплины, а также дисциплины предметной подготовки и дисциплины специализации, в том числе педагогику, психологию и методику преподавания технологии. Практика осуществляется под руководством преподавателей методики преподавания технологии, педагогики и психологии и привлеченных учителей базовых школ. Учебная группа студентов факультета технологии делится на подгруппы из 5-6 человек. На каждую из которых выделяется руководитель из числа преподавателей методики преподавания технологии колледжа. Количество пробных уроков на каждого студента за весь период обучения Специализация «Технический труд» Каждый студент проводит в школе 12 пробных уроков по обработке конструкционных материалов в разных классах и внеклассное занятие. Специализация «Обслуживающий труд» Каждый студент проводит в школе 12 пробных уроков по технологии обработки ткани и пищевых продуктов в разных классах. Для студентов, посещающих дисциплины по выбору (методика трудового обучения в начальной школе, методика преподавания технологии в системе профильного обучения) обязательным является проведение двух уроков по технологии в начальной школе (технологии в старшей школе). Требования к прохождению практики пробных уроков
Обязанности практиканта
Примерная схема подготовки студента к уроку
Перед уроком необходимо проверить исправность используемых ТСО, провести несколько раз, если это предусмотрено планом, различные опыты и демонстрации, отработать использование наглядных пособий (карт, планов, схем), хорошо усвоить содержание материала и логику построения урока. При изготовлении самодельных пособий надо обязательно посоветоваться с учителем, методистом по предмету, преподавателями психологии и педагогики. При проведении урока существует проблема дисциплины, неумение «держать дисциплину» может во многом помешать в реализации поставленных целей. Рекомендации по организации и проведению урока (Р.Х. Шакуров) 1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Проверьте, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Добивайтесь, чтобы вес ученики приветствовали вас организованно. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени. 2. Не тратьте времени на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. 3. Не задавайте ученикам вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, будто невыполнение задания - дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, безделье - бич дисциплины. 4. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым ученикам поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. 5. Обращайтесь с просьбами и вопросами к тем ученикам, кто чаще отвлекается на уроке посторонними делами. 6. Мотивируйте оценки знании, покажите деловой и заинтересованный характер своего комментирования, укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку. 7. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учащихся. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь отметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия. 8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурным. 9. Старайтесь не делать лишних замечаний. 10.Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не приносит пользы, а скорее вредит. Помните!
Памятка по индивидуальному подходу к слабоуспевающим школьникам В работе с этой группой детей необходимо, прежде всего, положить начало формированию положительного отношения к учению и интереса к знаниям, далее предложить выполнить систему заданий для ликвидации пробелов, оказать помощь в выработке умений и навыков учебного труда. Временно облегченные задания используются с целью повышения уверенности учащихся в своих силах, интереса к учению. Можно предложить «карточки помощи», в которых наличествуют:
Облегчить задание можно, сократив его объем по сравнению с общим заданием для класса, отвести более длительный срок для его выполнения. Поисковые задания имеют целью подготовить учеников к усвоению нового материала, к сравнению и сопоставлению его с ранее изученным. Можно предложить задания по актуализации знаний, учебно-логические задания, проблемные задания с «подсказкой». Творческие задания должны способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся. Можно предложить задания исследовательского характера. Десять правил работы со слабоуспевающими (Н.А. Палтышев)
Типичные затруднения студентов на уроках 1. Организационно-воспитательные:
2. Объяснение нового материала:
3. Закрепление нового материала:
4. Применение ТСО, наглядных пособий, дидактического материала:
5. Культура речи и письма:
Примерная схема анализа урока 1. Общие сведения об уроке. Дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО. 2. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе. 3. Тема и основные цели урока. Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом. 4. Организация урока:
5. Содержание урока:
6. Методика проведения урока:
7. Организация познавательной деятельности учащихся:
8. Психологические основы урока:
9. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке. 10. Наличие, объем, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в них дидактических задач. 11. Работа и поведение учащихся на уроке:
12. Поведение учителя на уроке:
13. Выводы и предложения. Схема самоанализа урока 1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока? 2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип? 3. Какие задачи решались на уроке: а) образовательные, б) воспитательные, в) задачи развития? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников? 4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.д.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока? 5. На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли было главное, существенное? 6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения. 7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так? 8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему? 9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему? 10. 3а счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока? 11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя? 12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников? 13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации. 14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного? Функциональные обязанности методистов - преподавателей колледжа, учителей и администрации школы Методист по специальности 1. Проводит инструктивно - методическую работу с учителями. 2. Принимает обязательное участие в проведении инструктажа по практике для студентов. 3. Распределяет студентов по классам, утверждает их индивидуальные планы, контролирует их выполнение. 4. Обеспечивает выполнение программы практики, 5. Присутствует на уроках и внеклассных мероприятиях, проводимых студентами, организует их обсуждение. 6. Анализирует отчетную документацию студентов о работе за период практики и выставляет качественную оценку. 7. Участвует в подготовке конференции по практике. 8. Руководит работой студентов по сбору и оформлению выставочного материала дня конференции. Преподаватель педагогики 1. Принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике. 2. Консультирует студентов по актуальным вопросам обучения и воспитания. 3. Посещает внеклассные мероприятия, оказывает помощь практикантам в подготовке и проведении внеклассных занятий, анализирует и оценивает эти занятия совместно с классным руководителем. 4. Оказывает помощь студентам в изучении индивидуальных особенностей детей. Администрация школы 1. Совместно с групповым руководителем распределяют практикантов по классам школы. 2. Обеспечивают необходимые условия для успешного проведения практики в школе. 3. Знакомят практикантов со школой основной школьной документацией, с учебно-материальной базой школы. 4. Имеют право посещать уроки и внеклассные мероприятия практикантов и участвовать в их обсуждении. 5. Осуществляют контроль за работой учителей по руководству практикантами. 6. Проводят совещания по итогам педагогической практики Учитель школы 1. Знакомит студентов с планом своей учебно-воспитательной работы в классе. 2. Обеспечивает пассивное наблюдение уроков и внеклассных занятий в течение первых двух дней, организует их обсуждение, 3. Совместно с практикантом составляет план, обеспечивающий системность ведения уроков в классе. 4. Консультирует студентов при подготовке их к проведению уроков, утверждает конспекты предстоящих уроков. 5. Участвует в анализе и оценке каждого данного студентами урока, вносит в дневник практиканта свои замечания. 6. Привлекает студентов к индивидуальной работе с учащимися, родителями, к организации внеклассной работы по предмету, к изготовлению наглядных пособий, проверке тетрадей. 7. Знакомит практикантов с классной документацией, журналом, дневником и др. 8. Составляет отзыв об учебно-воспитательной работе практиканта. 9. Участвует в совещании, проводимом групповым руководителем педпрактики, а также по возможности, в итоговой конференции в педагогическом колледже. Критерии оценивания урока Отличная отметка ставится при условии, если:
Хорошая отметка ставится, если:
1) студент не проявил необходимого умения в управлении классом; 2) в процессе ведения урока допущена несоразмерность, нарушены пропорции его основных компонентов; 3) недостаточно стимулировалась и использовалась активность у учащихся; 4) построение урока не соответствовало его теме и типу. Удовлетворительная отметка ставится, если:
Неудовлетворительная отметка ставится, если:
Итоговая оценка по практике пробных уроков выставляется с учетом оценок полученных за выданные уроки (занятия). Литература
Оригинал – макет и компьютерная верстка: А.П. Афанасьева, Т.Н. Вахрушева, Е.Н. Федоров |
Памятка «Противоречия педагогической практики» Памятка «Принципы работы педагога» Памятка «Рекомендуемая форма отчета о работе школьного музея; характеристика музея» | Памятка «Остеопороз», Памятка «Остеоартроз» Памятка готовится творческий, так, чтобы она была понятна больному, в ней должен быть крупный шрифт, простой и понятный язык, дельные... | ||
Памятка первокурснику петропавловск-Камчатский 2010 в издании «Памятка первокурсника» В издании «Памятка первокурсника» представлены краткие сведения о Камчатгту, его истории, организации учебного процесса в университете,... | Памятка для преподавателей. Идо нгту Памятка преподавателю по соблюдению законодательства в области авторских прав в электронном обучении | ||
Тема урока. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений Содействовать в ходе урока воспитанию коммуникативных качеств, патриотизма, дать возможность слабоуспевающим уч-ся показать свои... | Памятка по подготовке и проведению творческого отчёта кружка Памятка... Творческий отчёт комплексное мероприятие, отражающее целостную систему работы педагога по решению педагогических, психологических,... | ||
Список литературы по системному подходу Праздничный классный час для обучающихся средних классов с использованием интерактивного оборудования | Памятка для лифтера по обслуживанию лифтов и оператора диспетчерского... ... | ||
Памятка для дипломного проектирования Памятка студенту-дипломнику... Междисциплинарный экзамен по специальности сдается в период с 27 февраля по 6 марта 2011 г. Государственной экзаменационной комиссии.... | Правила оформления списка литературы и ссылок на источники в исследовательской... Памятка № оформление списка использованных источников и литературы. Оформление внутритекстовых сносок | ||
Тоо "Folding Space" ... | Памятка соискателю ученой степени кандидата наук Памятка предназначена для аспирантов и соискателей, готовящих диссертацию к защите на соискание ученой степени кандидата наук, а... | ||
Нормальная физиология Обучение системному подходу в процессе изучения физиологических механизмов и процессов, лежащих в основе функционирования органов... | Л. Е. Удалых памятка аспирантам государственного университета управления Памятка (методические указания) по выполнению исследовательского реферата и подготовке к экзамену по политической экономии для аспирантов... | ||
Памятка туриста по турам в грецию Вас за выбор туристского продукта компании coral travel, предоставляющей качественные туристские услуги. Постараемся Вас не разочаровать.... | Л. Е. Удалых памятка аспирантам государственного университета управления Памятка (методические указания) по выполнению исследовательского реферата и подготовке к экзамену по политической экономии для аспирантов... |