Нормальная физиология





Скачать 439.28 Kb.
НазваниеНормальная физиология
страница1/3
Дата публикации01.11.2014
Размер439.28 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Право > Основная образовательная программа
  1   2   3




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


Кафедра нормальной физиологии и восстановительной медицины


Учебно-методический комплекс по дисциплине


Нормальная физиология

Основная образовательная программа

060105 Медико-профилактическое дело
Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол №____

«___» ___________ 2012 г.

Зав. кафедрой _____________

д.м.н., проф. Совершаева С.Л.

Авторы - составители:

Совершаева С.Л. д.м.н., проф., зав. кафедрой

Бондаренко Е.Г., к.м.н., доцент

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
I. Рабочая -учебная программа (приложение 1)

Тематический план лекций (приложение 2)

Тематический план практических занятий (приложение 3)
II. Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4)

III. Методические указания для студентов по дисциплине (приложение 6)
IV. Средства оценки компетенций (приложение 7)

Приложение 1






МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой нормальной физиологии Декан медико- профилактического

и восстановительной медицины факультета

д.м.н., проф. Совершаева С.Л. д.м.н, проф. Дегтева Г.Н.
________________________ __________________________
«___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине - нормальная физиология

По направлению подготовки - 060105 Медико-профилактическое дело

(квалификация «специалист»)

Курс - 2

Вид промежуточной аттестации - экзамен

Кафедра нормальной физиологии и восстановительной медицины

Трудоемкость дисциплины 270(час.)/ 7,5 (зач.ед.)

Архангельск, 2012

1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель – развитие профессиональных компетенций при подготовке специалиста путем формирования на основе системного подхода современных естественнонаучных знаний в области общей и частной физиологии, представлений о жизнедеятельности организма человека как открытой саморегулирующейся системы, обеспечивающей адаптивное взаимодействие организма с внешней средой.

Задачи:

  • Обучение системному подходу в процессе изучения физиологических механизмов и процессов, лежащих в основе функционирования органов и систем, а также регуляции жизненно-важных функций организма.

  • Изучение современных методов исследования основных физиологических функций, развитие физиологического мышления, понимание возможностей управления жизненными процессами.

  • Формирование навыков оценки состояния органов и систем организма, необходимых для функциональной диагностики;

  • Воспитание чувств гуманности, привитие биоэтических норм и правил в деятельности врача;

  • Формирование навыков соблюдения техники безопасности в исследовательских и учебных лабораториях.

2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Нормальная физиология» относится к циклу Математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Медико – профилактическое дело».

Изучение дисциплины «Нормальная физиология» как медико-биологической дисциплины требует наличия системных естественнонаучных знаний на основе среднего общего или профессионального образования и формируемых предшествующими дисциплинами:

— в цикле Гуманитарных, социальных и экономических дисциплин: латинский язык, иностранный язык, история медицины;

— в цикле Математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин: биология, экология, анатомия человека, топографическая анатомия, гистология, эмбриология, цитология.

Дисциплина «Нормальная физиология» обязательно должна предшествовать патологической физиологии, фармакологии; а также дисциплинам профессионального цикла: гигиена детей и подростков, гигиена труда, внутренние болезни, общая физиотерапия, эндокринология; хирургические болезни, акушерство, гинекология, педиатрия, пропедевтика внутренних болезней, общая хирургия, оперативная хирургия, анестезиология.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-2

способности и готовности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат

ПК-3

способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

ПК-9

способности и готовности к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач

ПК-16

способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

ПК-31

способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования


ПК-32

способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Профессиональных (ПК)

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

— Физиологические системы организма, их функционирование при формировании функциональных систем как адаптивных реакций при взаимодействии с окружающей средой.

— Правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными.

— Анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма.

— Основные принципы построения здорового образа жизни.

— Современные подходы к изучению и оценке состояния здоровья, заболеваемости, физического и психического развития детей и подростков.

— Физиолого-гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

— Современные методы лабораторного и диагностического исследования, используемые в медицине.

Уметь:

— Оценивать параметры деятельности систем организма.

— Анализировать результаты современных методов лабораторной диагностики для выявления патологических процессов в органах и системах человека.

— Интерпретировать результаты современных методов функциональной диагностики для выявления патологических процессов в органах и системах человека.

— Принципы и методы проведения санитарно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни.

— Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для получения современной информации по нормальной физиологии для профессиональной деятельности.

— Работать с увеличительной техникой (микроскопом).

— Самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей; прослеживать возможности использования результатов исследования и применения изучаемого вопроса в профилактике заболеваний и патологии.
Владеть:

— Медико-физиологическим понятийным аппаратом.

— Базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет.

— Навыками в использовании простейших медицинских инструментов (фонендоскоп, неврологический молоточек, тонометр).

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7,5 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

3

4

Аудиторные занятия (всего)

156

84

72

В том числе:










Лекции

52

28

24

Практические занятия (ПЗ)

104

56

48

Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа:

78

42

36

В том числе:










Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат










Другие виды самостоятельной работы










Вид промежуточной аттестации - экзамен







36

Общая трудоемкость дисциплины

часы

зачетные единицы



270

7,50



126

3,5



144

4,0


5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины

1.

Введение в предмет. Открытые саморегулирующиеся системы. Организм. Клетка. Физиология возбудимых тканей.

Организм как открытая саморегулирующаяся система. Единство организма и внешней среды. Гомеостаз. Физиологическая функция. Клетка ее функции. Ткани организма. Орган. Физиологические особенности. Физиологические основы функций. Раздражимость, возбудимость. Мембранные и внутриклеточные процессы при раздражении клеток. Барьеры и компартменты. Транспорт, виды транспорта. Электрические процессы на клеточных мембранах. Физиология синапсов, мышц, рецепторов. Процесс возбуждения, понятие порога. Адекватные раздражители. Законы раздражения возбудимых тканей. Физиология нервных волокон, законы проведения нервных импульсов.



2.

Физиология центральной нервной системы

Понятие о регуляции функций. Рефлекс – основной механизм приспособительного реагирования функций. Этапы развития рефлекторной теории. Функциональные системы. Роль ЦНС в интегративной и приспособительной деятельности организма.

Клеточное строение ЦНС. Свойства нервных центров. Торможение в ЦНС. Иррадиация возбуждения. Методы исследования функций ЦНС.

Физиология спинного мозга, продолговатого мозга и мозга, среднего мозга, мозжечка, ретикулярной формации, промежуточного мозга, подкорковых структур и коры больших полушарий.

Структурно-функциональные особенности. Центры автономной регуляции. Нейротрансмиттеры автономной нервной системы. Участие автономной нервной системы в регуляции функций.

3.

Физиология эндокринной системы


Эндокринная система. Механизмы действия гормонов. Методы исследования. Факторы гуморальной регуляции (гормоны, местные гормоны, метаболиты). Регуляция и саморегуляция эндокринной системы. Онтогенез регуляции. Гипоталамо-гипофизарная система. Щитовидная железа. Околощитовидные железы. Эндокринная функция поджелудочной железы. Надпочечники. Половые железы. Менструальный цикл. Зачатие, беременность, род. Контрацепция. Мужская потенция. Эпифиз. Вилочковая железа. Диффузная нейроэндокринная система. Онтогенез эндокринной системы.

4.


Физиология обмена веществ.

Энергетический обмен

Физиология терморегуляции

 Общее понятие об энергетическом обмене. Основной и рабочий обмен. Факторы его определяющие, величина. Калориметрия.

Температура тела человека и ее суточные колебания. Гомеотермия. Ядро и оболочка тела. Теплопродукия и теплоотдача.

Способы теплоотдачи в разных условиях внешней среды. Терморецепция. Гипоталамический термостат. Физиологические основы закаливания.

5.

Жидкие среды организма. Физиология крови.

Понятие о системе крови. Функции крови. Основные константы внутренней среды и их регуляция. Физико-химические свойства крови. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Методы исследования крови. Онтогнез системы крови. Группы крови. Гемостаз. Физиология лимфатической системы.

6.

Физиология кровообращения (основы гемодинамики и физиология миокарда)

Функциональная классификация сосудов. Сосудистый тонус. Законы гемодинамики. Давление крови и факторы его определяющие. Методы исследования кровеносных сосудов, измерение давления крови. Органное кровообращение, методы его исследования. Депо крови. Микроциркуляция. Цереброспинальная жидкость.

Физиологические свойства и особенности миокарда. Кардиоцикл. Методы исследования деятельности сердца. Регуляция сердечной деятельности, возрастные особенности.

7.

Физиология дыхания

Значение дыхания для организма. Этапы дыхательного процесса. Дыхательный цикл. Давление в плевральной полости. Методы исследования внешнего дыхания. Газообмен в легких. Парциальное давление, напряжение газов. Недыхательные функции легких. Транспорт газов. Регуляция дыхания. Дыхание при физической работе. Онтогнез дыхания.

8.

Физиология выделения

Выделение. Мочеотделение и мочевыделение.

Почка как гомеостатирующий орган.

9.

Физиология пищеварения

Голод и насыщение. Типы пищеварения. Теории питания и пищеварения (Уголев). Принципы составления рационов питания для разных групп населения. Пищеварение в полости рта*** Пищеварение в желудке, тонкой и толстой кишке. Регуляция пищеварения в желудке и кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.

10.

Физиология сенсорных систем.

Интегративная деятельность организма и высшая нервная деятельность

Классификация и свойства сенсорных систем. Органы чувств. Рецепторы. Принципы кодирования информации.

Зрительный анализатор, слуховой, вестибулярный, двигательный, тактильный, температурный, обонятельный, вкусовой. Интерорецепция. Методы исследования сенсорных систем.

Биологическое значение боли. Виды боли. Теории боли. Методы исследования болевой чувствительности. Физиологические механизмы и методы обезболивания. Боль: теории, виды. Ноцицептивная и антиноципетивная системы. Биологические основы поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения как способ адаптации к изменениям внешней среды.

Физиология условных рефлексов. Динамический стереотип. Архитектура целостного поведенческого акта (Анохин). Типы высшей нервной деятельности. Методы исследования ВНД. Физиология эмоций, сна, памяти. Сознание, мышление, речь. Межполушарные взаимодействия. Целенаправленное поведение. Физиология труда и спорта, проблема утомления, режимы труда и отдыха
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нормальная физиология iconПримерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология...
Дисциплина «Нормальная физиология» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин
Нормальная физиология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры....
Нормальная физиология iconУчебного процесса на кафедре нормальной физиологии На кафедре осуществляется...
Нормальная физиология – для специальностей: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология (нормальная физиология...
Нормальная физиология iconВопросы к вступительному экзамену в ординатуру по специальности «Рентгенэндоваскулярные...
Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы. Нормальная анатомия сердца. Нормальная анатомия артериальной и венозной сосудистой...
Нормальная физиология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Агаджанян Н. А. Нормальная физиология / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. – 3-е изд. – М.: Ооо издательство «Медицинское информационное...
Нормальная физиология iconРабочая программа по нормальной физиологии естественно научного цикла...
Введение в предмет нормальная физиология 2 Физиология возбудимых тканей 3 Система крови
Нормальная физиология iconМетодические указания для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Нормальная физиология iconК рабочей учебной программы по дисциплине нормальная физиология 060101 лечебное дело
Аво и резус фактор, процессы гемостаза, неспецифической и специфической защиты организма от антигенов
Нормальная физиология iconК рабочей учебной программы по дисциплине нормальная физиология 060103 педиатрия
Цнс в регуляции соматических и висцеральных функций организма. Рефлекторные дуги с висцеральным и соматически компонентами
Нормальная физиология iconРабочая программа по дисциплине Нормальная физиология (наименование...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нормальная физиология iconРабочая программа по дисциплине нормальная физиология (наименование...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская...
Нормальная физиология iconКафедра нормальной физиологии тестовые задания по дисциплине: «Нормальная...
Содержит ответы на 143 экзаменационных вопроса по охране труда, а также курсы лекций по охране труда
Нормальная физиология iconУчебник для студ высш мед проф образования / Н. А. Агаджанян [и др.];...
Агаджанян, Н. А. Нормальная физиология / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. – М.: Медицинское информационное агентство, 2009. – 520...
Нормальная физиология iconI. Общая физиология Занятие № Физиология нервных и нервно-мышечных...
Учебник «Физиология человека» (Под ред. Покровского В. М. и Коротько Г. Ф.). М.: Медицина, 2001(Т. 1); 2003; 2011
Нормальная физиология iconГ. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология»
Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся...
Нормальная физиология iconКонтрольные вопросы по теме Физиология движений и физиология активности (по Бернштейну)
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск